Методическая копилка
материал
Индивидуальные образовательные маршруты для дете со статусом ОВЗ, индивидуальные маршруты работы с одаренными детьми, программа работы со способными детьми "Лестница к успеху"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный образовательный маршрут слабоуспевающего ученика | 12.35 КБ |
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ученика | 33.76 КБ |
Индивидуальный образовательный маршрут к экзамену | 14.85 КБ |
Карточка учета ошибок | 12.38 КБ |
программа работы с одаренными детьми "Лестница к успеху" | 328.43 КБ |
программа самообразования | 255.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку
Фамилия и имя ученика _
Класс___ __________________________
№ | Источник изучения | Контрольные строки | Необходимо повторить, знать , уметь | Индивидуальное задание | оценка | Подпись учителя | замечания |
1. | Безударная гласная в корне слова | 10.10 | П.8. алгоритм | Карточки, дидактический материал, | |||
2 | Личные окончания глаголов | 19.10 | П.19., алгоритм( см. к/п) | Карточки, тесты | |||
3. | Падежные окончания имен существительных | 15.11 | П.20 | Карточки с инструктажем | |||
4. | Однородные члены предложения | 25.11 | П.40-41 | Карточки - таблицы | |||
5 | Синтаксический разбор предложения | 20.12 | П.32—39, 44-47 | Карточки с инструктажем | |||
6 | Фонетический разбор | 26.12 | П. 50-53 | карточки | |||
7 | Н-нн в прилагательных | 18.01 | Карточка с инструктажем | ||||
8 | Пре-при | 1.02 | тесты | ||||
9 |
Подпись родителей: __________________________________(_______________________)
Подпись учителя:______________________________________(_______________________)
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
- Фамилия, имя, отчество обучающегося
_ ____________
- Возраст:14 лет, дата рождения ______
год вступления в объединение __
- Характеристика личностных качеств (краткая):
целеустремленная, трудолюбивая, старательная, хорошо развито логическое мышление
- Основания для создания индивидуального образовательного маршрута:
способствовать наиболее полной реализации индивидуальных интеллектуальных способностей
(2 место 2015-2016г, 2 место 2016-2017г).
6. Этапы образовательного маршрута.
Этап / цель | Содержание | Предполагаемый результат |
Начальный этап Цель: выявить индивидуальные интересы и интеллектуальные потребности на данном этапе. |
обучающимся во время занятий и участий в мероприятиях.
по изучению мотивации и интеллектуальных способностей.
желаний и интересов обучающегося.
| 1. Развитие индивидуального интереса к физике. 2. Подготовка к мероприятиям, раскрывающим интеллектуальные способности. 3.Участие в дистанционных, школьных и муниципальных олимпиадах и конкурсах. |
Этап развития Цель: способствовать дальнейшему развитию и реализации интеллектуальные способностей. | 1.Проведение методик по изучению уровня самооценки и притязаний, по изучению темперамента. 2. Продолжение индивидуальных занятий. 3.Усложнение видов интеллектуальной деятельности, подготовка к участию в конкурсах, олимпиадах. | 1.Высокий уровень участия в городских и краевых конкурсах. 2. Развитие интеллектуальных способностей, самооценки и уровня притязаний. |
Этап саморазвития Цель: содействовать выходу интеллектуальной деятельности обучающегося на новый, более высокий уровень. | 1.Совместный подбор и обсуждение новых задач, практических работ. 2.Индивидуальная работа над научным проектом. | 1.Высокий уровень участия в конкурсах разного уровня. 2.Развитие субъектной позиции и креативности. |
7. Учебно-тематический план
дата | ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ | СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ | ПРИМЕЧАНИЕ |
10.09 | 1. Орфоэпические нормы русского языка. Ударение. Интонация (1 час). | Словесное ударение, динамическое (силовое) ударение, музыкальное, количественное, безударные слова (проклитики и энклитики), слабоударяемые слова с побочным ударением. | 1. Знакомство со справочной литературой. Анализ раздела «Ударение» (п. 157-183) «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р. И. Аванесова. 2. Прослушивание аудиоматериалов. Корректировка произношения слов в соответствии с орфоэпическими нормами. | Запись слов – примеров разноместного и подвижного ударения. Конспектирование сведений о лингвистических открытиях Б. де Куртене и А. Потебни. | В базовом учебнике введены только понятия» ударение свободное, разноместное, подвижное» (стр. 14), для отработки акцентологических норм предложено одно упражнение (№ 17). |
17.09 | 2. Трудные случаи фонетического и орфоэпического разборов. Омофоны как следствие закона конца слова (1 час). | Позиционные и комбинаторные изменения звуков. редукция, аккомодация. ассимиляция. диссимиляция. диэреза, протеза. эпентеза. гаплология. Транскрипция. | Практикум по расстановке разноместного ударения в словах (сборник Валгиной, упр. 21). Практикум по нахождению слов с примерами фонетических процессов на основе аналогии. Транскрибирование текста (сборник Валгиной, упр. 181). Орфоэпический разбор слов. | В базовом учебнике содержатся понятия «слог открытый и закрытый». Предлагаются задания по фонетическому разбору стандартных слов (упр. №№3, 8). Транскрибирование и орфоэпический анализ не предусмотрены. | |
24.09 | 3. Звукопись как авторский прием. Аллитерация и ассонанс (1 час). | Аллитерация, ассонанс. | Нахождение и анализ назначения аллитерации в стихах А. С. Пушкина, К. Бальмонта и ассонанса в лирике М. Ю. Лермонтова. | Повторить значение терминов. Составить цветовую гамму гласных звуков по книге В. А. Сидоренкова «Углубленное изучение русского языка» (М., 1996). | В школьном дидактическом пособи подобные упражнения без актуализации теории приходятся на 11 класс и включены в последнюю тему курса «Художественный стиль». |
1.10 | 4. Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. | Значение номинативное (прямое), фразеологически связанное, синтаксически обусловленное. Полисемия. Контекстуальное значение слова. Омонимия. | Работа с понятийным аппаратом «Словаря лингвистических терминов Д. Э. Розенталя, М. А. Теленковой. | Изготовление дидактического материала по определению контекстуального значения слов. | В учебнике углубление отсутствует. Приведен материал по сжатому повторению за курс основной школы. |
8.10 | 5. Переносное значение слова – основа создания изобразительно-выразительных средств в художественном тексте. | Средства сравнения (лексические, морфологические, синтаксические)., «предмет» - «образ», «эпитеты с прямым значением». | Анализ приема противопоставления эпитетов в отрывке из очерков И. А. Гончарова «Фрегат «Паллада». | Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета (по выбору учащейся). Определение особенностей авторского стиля в использовании метафоры. | В базовом курсе материал представлен упражнением №32. Теория вопроса не углубляет знания из школы II ступени. |
15.10 | 6. Использование средств художественной выразительности в публицистическом и художественном стилях. | Троп, стилистическая фигура, авторский прием | Классификация тропов из художественных (А. Блок. Равенна) и публицистических текстов (фрагмент статьи В. Г. Распутина «Где ты, душа жива?»). | Конспект статей «Емкость метафоры», «Искусство сравнения», «Служба эпитета» из книги А. Михайлова «Азбука стиха» 9М., 1982, стр. 27-77). | В базовой программе тема повторяется в 11 классе: теория – стр. 230 (2 абзац) в разделе «Основные признаки публицистического стиля речи», стр. 232. (фрагмент 2 абзаца в разделе «Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи». стр. 311, упр. 398 (задание 1), 407, 409, 497, 517. |
22.10 | 7. Происхождение слов. Заимствованные слова и их употребление. Признаки иноязычной лексики. | Этимон, язык-источник, калька, варваризм, фонетический принцип. | Практикум по определению происхождения иноязычных слов. Корректировка текста с варваризмами. | изучение статьи «Иностранные слова и выражения, встречающиеся в литературе в латинском написании» в «Словаре иностранных слов» (М., 1989, стр. 612-621). | В учебном пособии содержится лиш теория признаков старославянизмов. Есть задания на нахождение иноязычных слов, подбор синонимов к ним. |
29.10 | 8. Синонимы, антонимы и их роль в художественном тексте. Типы словарей. | Понятийные (идеографические) синонимы, синонимический ряд, дублеты, функции замещения, экспрессивно-стилистическая, уточняющая, доминанта (опорное слово). Лексикография. | Разработка рассуждения-доказательства (опровержения) правильности теории А. Д. Григорьевой о тождественном значении синонимов. | Составление обзора русских синонимических словарей. Выделение в «Словаре антонимов русского языка М. Р. Львова (М., 1984) 6 типов антонимов. | В базовой программе теория дана на уровне классификации синонимов (лексические, стилистические, синтаксические). Практические задания содержатся в упр. 44-46. |
5.10 | 9. Анализ контекстуальных синонимов и антонимов в текстах художественного стиля. | Структурная (разно- и однокоренная), семантическая и функционально-дерривационная классификации антонимов, синтаксические и семантические свойства, антонимические пары. | Стилистический эксперимент. Замена во фрагментах художественных текстов авторских слов на стилистические синонимы и антонимы. | Нахождение в художественных текстах примеров употребления контекстуальных синонимов. | Теория дается через введение понятия, практика – в упр. 51-53. |
12.11 | 10. Составление словарной статьи «Роль антонимичных (синонимичных) пар в художественном тексте. | Мнимая антитеза, оксиморон (Оксюморон), стилистические функции, семантическая неоднородность, неточные антонимы, образные противопоставления (контрасты), | Творческая работа. Создание текста научного стиля о роли антонимов на приеме аналогии. | Подобрать примеры названий художественных произведений, включающих синонимы и антонимы. | |
19.11 | 11. Этимология слова. | Этимологизируемое слово, обратный перевод, семасиологический компонент, этимологический корень. | 1. Определение значения и происхождения слова по этимологическому словарю. 2. Сопоставление словарных статей «Учебного этимологического словаря русского языка» и «Этимологического словаря русского языка» Фасмера. | Знакомство со структурой «Этимологического словаря М. Фасмера (М., 1986, т.1-4). | Упражнение 133 (анализ 7 слов). |
26.11 | 12. Фразеологизмы и их виды. Синтаксическая роль фразеологизмов. | Форма фразеологизма, состав и варианты компонентов, фразеологические сочетания, сращения. единства, парадигматические формы. нефразеологизмы, крылатые слова. | 1. Составление лексикографии по теме. 2. Лексико-фразеологический анализ текста. | Выделение в сборнике Н. С. и М. Г. Ашукиных «Крылатые слова» литературных цитат из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». | Учебник дает сведения о происхождении фразеологизмов, их антонимии, омонимии, синонимии. |
3.12 | 13. Морфемы словообразующие и формообразующие. | Морфемы корневые, аффиксоиды, нулевые морфемы, корни свободные и связанные, суффиксы регулярные-нерегулярные, продуктивные-непродуктивные. | Разработка дидактического материала для классной работы на умения разграничивать словообразующие и формообразующие морфемы. | Составление таблицы морфем. Подбор примеров наличия формообразующих морфем в глагольных частях речи из упр. 146 сборника Н. С. Валгиной. | Сформулированы понятия морфемы, основы, омонимичных морфем |
10.12 | 14. Морфемный разбор слов омонимичных частей речи согласно их грамматическим признакам. | Нулевая морфема, основа чистая, производящая, производная. порядок разбора (по Н. М. Шанскому). | Практикум морфемного разбора согласно двум лингвистическим концепциям. Упражнения на исключение лишнего слова. | Морфемный анализ кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных с выводом о различии морфем. | Упр. 101-103. |
11.12 | 15. Исторические изменения в составе слова. | Опрощение, сращение. | Классификация примеров исторических изменений в составе слова. Практикум по словообразовательному разбору. | Выяснение значения понятий по словарю лингвистических терминов. | Даны понятия способов словообразования, упр. 132. |
24.12 | 16. Чередование звуков в слове. Варианты морфем. | Морфемы вариативные, синонимические, мена звуков, чередования исторические, морфологические, параллельные – непараллельные, позиционные, традиционные. | Практикум по нахождению и классификации чередований в учебных текстах. Подготовка статьи о вариантах морфем. | Составление таблицы чередования гласных звуков в современном русском языке. | Учебник содержит только сведения по вариантам старославянских звукосочетаний (стр. 30). |
21.1 | 17. Паронимы. | Словообразовательный элемент, морфологическая структура, слова одно- и разнокоренные. | Составление словосочетаний с паронимами. Написание рассуждения «Можно ли отнести к паронимам разнокоренные слова?». | Изучение теории паронимов по словарю лингвистических терминов. | Истолковывается термин (стр. 32), упр. 54-56. |
18.1 | 18. Сложные и сложносокращенные слова. Трудные случаи написания. | Композита, морфологическое словопроизводство, интерфикс, аффиксоид, аббревиация. основосложение. | Работа со справочником «Слитно или раздельно?». Составление словарика сложных слов с наибольшей частотностью ошибок. | Изучение классификации сложных слов по Н. М. Шанскому. | Повтояются 5 разновидностей сложения (стр. 64). Упр. 126. |
1.2 | 19. Категория состояния. Синтаксическая роль предикатива в безличном предложении. | Предикатив, безлично-предикативные слова. | Написание рассуждения «Каково мое мнение о составе предикатива и его отнесению к особой части речи». | Классификация трактовок предикатива Востоковым - Шахматовым, Аксаковым - Потебней, Богородицким – Пешковским – Щербой (п. 188 учебника «Словообразование. Морфология» Н, М, Шанского, А, Н, Тихонова (М., 1987). | |
11.2 | 20. Подходы к морфологическому разбору слов. | Лексико-грамматические разряды, семантическая классификация, конкретные и абстрактные существительные, начальная предикативная форма. | Морфологический разбор слов изменяемых частей речи (согласно алгоритму ЛФШ). | Повторение постоянных и непостоянных признаков изменяемых частей речи. | На форзаце приведена базовая модель морфологического разбора. |
18.2 | 21. Повествовательные, вопросительные побудительные; восклицательные предложения и их стилистические возможности. | Риторическое восклицание, риторический вопрос. | Анализ роли вопросительных и восклицательных предложений в стихотворении Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим...». | Подбор дидактического материала по теме занятия. | На стр. 237 перечислены средства эмоциональной выразительности. |
25.2 | 22. Обращение. Риторическое обращение в художественном тексте. | Интонационные фигуры речи. | Анализ роли обращения в стихотворении Ф. И. Тютчева «Конь морской» (лингвистический анализ). | Подбор примеров риторических вопросов, восклицаний, обращений из сборника «Крылатые слова и выражения». | На стр. 237 перечислены средства эмоциональной выразительности |
4.3 | 23. Публицистический текст и характерные для него языковые средства. | Типология, стиль, лексические, морфологические, синтаксические средства, тип связи предложений, средства художественной выразительности. | Комплексный анализ текста – отрывка из статьи В. Г. Распутина «Твой сын, Россия, горячий брат наш...» | Комплексный анализ текста из рабочей тетради (10-11 класс, автор А. Б. Малюшкин) по выбору учащейся. | Материал предлагается к изучению в 11 классе. |
11.3 | 24. Художественный текст и его специфические языковые средства. | Комплексный анализ отрывка из рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья». | Редактирование деформированного варианта комплексного анализа текста. | Материал предлагается к изучению в 11 классе. | |
18.3 | 25. Следствия реформы русской орфографии (1918). Анализ фрагмента текста с упраздненными реформой буквами. | Графика, орфография, замещение. | Формулировка вывода о следствиях реформы, замене букв «ер» и «ять» в определенных позициях на основе изучения фрагмента дореформенного текста. | Подготовить сообщение по теме занятия. | |
25.3 | 26. Интонационные фигуры и их художественные возможности. | Повтор, анафора, эпифора, рефрен. плеоназм, пропуск, умолчание, антитеза. градация, многосоюзие. бессоюзие. | Создание авторского текста с употреблением интонационных фигур. | Нахождение примеров употребления интонационных фигур в упражнениях из учебного пособия Г. Я. Солганика, Т. Н. Владимирской «Стилистика русского языка» («Дрофа», 2003, стр. 143). | Без систематизации даны определения градации (стр. 29), антитезы (стр. 32), повтора (стр. 237), анафоры и бессоюзия (стр. 311). |
1.4 | 27. Практикум по нахождению интонационных фигур во фрагментах текста. | Анализ интонационных фигур в повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики». | Учебное исследование «Роль повтора в сатирическом произведении Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». | ||
10.4 | 28. Фигуры в форме развернутых тропов. | Гипербола, литота, перифраз, эвфемизм. | Определение соотношения и роли гипербол и литот в лирике Маяковского. | Повторение понятийного аппарата по словарю лингвистических терминов. | |
15.4 | 29. Постоянные структуры в форме фразеологических сопоставлений. | Алогизм, инверсия, параллелизм. | Вычленение в предложенных текстах алогизмов (рассказы А. П. Чехова), инверсии (стихи Н. Н. Некрасова).параллелизма (стихи А. А. Фета), | Создание высказывания или стихов с употреблением фразеологических сопоставлений. | |
23.4 | 30. Ритм, рифма, размер в поэтическом тексте. | Рифма ассонансная, корневая, сложная, метр, стихотворные размеры. | Определение типа рифмы и стихотворного размера в стихах из дидактического материала. | Конспектирование понятий по теме из книги «Азбука стиха» А. Михайлова. | Материал 11 класса. |
29.4 | 31. Составляющие филологического анализа текста | Знакомство с алгоритмом филологического анализа текста. | Изучение образцов филологического анализа текста. | ||
6.05 | 32. Филологический анализ поэтического текста. | Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Музыка». | |||
13.05 | 33. Филологический анализ прозаического текста. | Анализ рассказа А. П. Чехова «Переполох». | |||
20.05 | 34. Разбор заданий региональных и всероссийских предметных олимпиад прошлых лет. | Выполнение заданий раздела «Лингвист». | Выполнение заданий раздела «Филолог». |
8. | Способы оценки успехов обучающегося. |
Выполнение задач и тестов повышенной сложности. Успешные выступления на олимпиадах, дистанционных конкурсах.
9. | Работа с родителями: знакомство и беседа. |
Педагог Михайлова Н.А..
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут подготовки к экзамену по русскому языку
ФИО
Класс _______________
Цель: 1. Качественная подготовка к ЕГЭ
2. Ликвидация пробелов в знаниях
Задание ЕГЭ | Содержание задания | Источник получения информации | Форма отчета | срок | Теория(оценка) | Практика(оценка) | Итог |
№2 | Употребление предлогов | учебник | тест | ||||
4 | Постановка ударения | Книжечка-помощница, | тест | ||||
6 | Образование формы слова | конспект | Устный зачет, тест | ||||
7 | Грамматические ошибки | конспект | Зачет, тест | ||||
8 | Безударная и чередующаяся гласная | конспект | Зачет, тест | ||||
15 | ОЧП,ССП | конспект | Зачет, тест | ||||
16 | Обосббленные члены предложения | конспект | тест | ||||
17 | Вводные слова и обращения | конспект | Зачет, тест | ||||
19 | Сложное предложения с различными видами подчинения | Учебник, конспект | тест | ||||
21 | Смысловые типы речи | конспект | Зачет, тест | ||||
22 | Выразительные ср-ва грамматики. Грамматическая синонимия | конспект | тест | ||||
23 | Связь предложений | конспект | тест | ||||
24 | Выразительные средства языка | конспект | Зачет, тест | ||||
20 | Смысловое единство текста | конспект | тест | ||||
Подпись родителя учащегося _______________/ _________________________
(расшифровка подписи)
Подпись учителя ___________/ _____________________
(расшифровка подписи)
Предварительный просмотр:
Карточка учета ошибок, допущенных в ОГЭ
Фамилия , имя_____________________________________________________________
Дата выполнения теста | |||||||||||||||||||||
№ | задания | ||||||||||||||||||||
2 | Смысл текста | ||||||||||||||||||||
3. | Выразительные средства языка | ||||||||||||||||||||
4. | Правописание приставок | ||||||||||||||||||||
5 | Н-НН | ||||||||||||||||||||
6 | лексика | ||||||||||||||||||||
7. | .словосочетание | ||||||||||||||||||||
8 | Основа предложения | ||||||||||||||||||||
9. | Обособленные члены предложения | ||||||||||||||||||||
10. | Вводные слова и обращения | ||||||||||||||||||||
11. | Количество основ | ||||||||||||||||||||
12 | ССП-СПП | ||||||||||||||||||||
13 | Подчинение придаточных | ||||||||||||||||||||
14. | Бессоюзные предложения | ||||||||||||||||||||
15 | изложение | ||||||||||||||||||||
16 | сочинение |
Предварительный просмотр:
Программа
работы с одарёнными детьми
по русскому языку и литературе
«Лестница успеха»
Составитель
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Михайлова Н.А.
2019-2020 учебный год
Программа работы по сопровождению одарённых и талантливых детей в предметных областях "Русский язык" и "Литература"
«Лестница успеха»
Пояснительная записка
Проблема работы с одарёнными обучающимися актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Индивидуальная программа работы учителя русского языка и литературы по сопровождению одарённых и талантливых детей нацелена на работу с обучающимися 5-11 классов. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Данный курс способствует развитию эстетического вкуса, формирует духовную культуру детей, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности обучающихся, их фантазию, образное мышление. Программа способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения.
Целью программы является создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых и талантливых обучающихся 5-11 классов в области филологии:
- выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых и талантливых детей;
- создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент, может быть, ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
Задачи:
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
- организация проектной деятельности;
- использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;
- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр и др., позволяющих обучающимся проявить свои способности;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
- создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями обучающихся;
- использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности;
- развитие потенциала детей;
- проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми;
- создание условий поддержки и защиты одаренных детей.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными и талантливыми детьми
- удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
- адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
- повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;
- увеличение числа таких детей.
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция Дж.Фензулли. Согласно его теории, одаренность - это сочетание 3-х характеристик: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, креативность (творческие способности) и настойчивость (мотивация, ориентированная на определенную задачу). Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Раскрывая суть одаренности как природного явления, эта концепция определенно указывает направления педагогической работы.
Одарённые дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
- имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
- дети с высокими творческими (художественными) способностями;
- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
- обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоению достаточно сложной деятельности. Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человек легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов.
Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря этому человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливают самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественное своеобразное сочетание способности, необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Вообще, одарённость, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.
Основные направления реализации программы.
создание благоприятных условий для работы с одарёнными и талантливыми детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
методическое обеспечение работы с одарёнными и талантливыми детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
мероприятия по работе с одарёнными и талантливыми детьми: предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Этапы и сроки реализации
I. Организационный этап (сентябрь–октябрь)
Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование.
II. Практический этап (ноябрь–апрель)
Данный этап предполагает: реализацию программы по работе с одаренными обучающимися; расширение форм работы с одарённым обучающимся.
III. Обобщающий этап (май)
На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных обучающихся.
Формы работы с одарёнными и талантливыми обучающимися.
- объединения дополнительного образования;
- внеурочная деятельность;
- конкурсы, марафоны и конференции;
- участие в олимпиадах;
- индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
- дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
- проектная деятельность;
- посещение интеллектуальных и творческих кружков;
- экскурсии;
- интеллектуальные игры, викторины;
- ведение детских портфолио.
Помощь одарённым и талантливым обучающимся в самореализации их творческой направленности.
- cоздание для ученика ситуации успеха и уверенности через обучение и воспитание;
- организация научно-исследовательской деятельности;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
- разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов;
- изготовление компьютерных презентаций, видеороликов, исследований;
- контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников;
- контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
- поощрение одаренных детей;
- публикация в СМИ, на сайте школы;
- награждение.
Методическая работа педагога:
- самообразование;
- повышение профессионального мастерства;
- взаимопосещение занятий;
- участие в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях ШМО и РМО педагогов;
- проведение открытых занятий;
- подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;
- занимательно-познавательные мероприятия с обучающимися объединения.
Работа с родителями.
- учитывать одаренность как сложное явление;
- учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;
- создать условия для формирования у ребенка положительной
«Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей; - оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
- формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
Учителем проводится анализ успехов каждого ученика (желательно включить и результаты начальной школы) и, опираясь на портфолио обучающегося, характеристику классного руководителя, переводные административные работы, составляется банк данных.
БАНК ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ | |||
№ п/п | Фамилия, имя | класс | Способности |
1 | . | По уровню: высокие; | |
|
|
|
|
Однако работа с одаренными детьми в сельской школе осложняется тем, что наполняемость классов составляет 1-13 человек; следовательно, талантливых и способных детей не так уж и много. Большой «+» работы в том, что обучение индивидуальное, дифференцированное; есть все необходимые условия для работы с такими детьми.
План работы с одаренными и талантливыми детьми
№ | Содержание мероприятия | Форма проведения | Срок | Ответственный |
1 | Работа по выявлению одарённых и талантливых детей. Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. Составление плана работы с одаренными и талантливыми детьми по русскому языку и литературе. | Анкетирование, собеседование. Заседание ШМО | Август-сентябрь | Рук. ШМО |
2 | Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия. Продолжение работы по выявлению одарённых детей и талантливых детей. | Практические занятия. | Октябрь | Рук. ШМО |
3 | Подготовка к участию в очных/заочных предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях разных уровней. | Инд. занятия с победителями школьных олимпиад. | Ноябрь | Учитель русского языка и литературы |
4 | Участие в очных/ заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. | Инд. занятия с победителями школьных олимпиад. | Декабрь | Учитель русского языка и литературы |
5 | Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. | Лекц.-практическое занятие. | Январь | Учитель русского языка и литературы |
6 | Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований. Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. | Лекц.-практическое занятие. | Февраль | Учитель русского языка и литературы |
7 | Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. Защита научных работ в школе | Заседание ШМО Учебное занятие. | Март | Учитель русского языка и литературы |
8 | Результаты, достижения. Планирование на следующий уч. год. Работа с портфолио (итоги года). Анализ развития одарённых и талантливых детей в этом учебном году. Планирование работы с одарёнными детьми на следующий учебный год» | Составление плана. | Май | Учитель русского языка и литературы |
В течение года | Размещение материалов по работе с одаренными и талантливыми детьми на сайте школы и на личных страничках. |
Дополнительные занятия с одаренными и талантливыми детьми на сайтах Интернет-онлайн. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных и талантливых детей. | |
Создание в учебном кабинете материальной базы и картотеки материалов повышенного уровня сложности | |
Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований. | |
Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах, проектах, фестивалях. Награждение по итогам учебного года одарённых и талантливых детей. |
Список использованной литературы
1. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. - Волгоград: Учитель, 2012.
2. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.
3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
4. Беляева Н., Савенков А.И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999. – № 9.
5. Больных Е.М., Икрин Г.В., Пиянзина О.П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие. – Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
6. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
7. Давыдова Г.А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
8. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: «Прогресс», 1991.
9. http://www.booksgid.com/knigi_skachat/15606-odarjonnye-deti.-sbornik.html Одаренные дети / Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М., 1991.
10. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C.Лейтеса. – М., 2000.
11. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
12. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: 2000.
13. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. "Одаренность: дар или испытание", М. Знание, 1990.
14. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка
Разработки уроков...
Методическая копилка. Мой опыт работы.
Разработки уроков....
Методическая копилка
Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...
Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".
В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...
Методическая копилка, разработки уроков.
Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения». В ходе урок...
Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»
Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...
Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.
Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....