Обобщение опыта работы: "Здоровьесберегающие технологии как необходимое условие формирования у обучающихся устойчивой гражданской позиции, направленной на сознательное отношение к собственному здоровью"
опыты и эксперименты по физкультуре на тему

Калеков Сергей Иванович

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc315 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

г.о. Спасск-Дальний Приморского края

Обобщение опыта работы по теме:

«Здоровьесберегающие технологии

как необходимое условие формирования у обучающихся устойчивой гражданской позиции, направленной на сознательное отношение к собственному здоровью»

(инновационный подход)

   Автор  опыта:  Калеков Сергей  Иванович,  

                                      учитель физической культуры

г. Спасск-Дальний

2014

Содержание

I. Информация об опыте

1.1. Тема опыта

1.2. Сведения об авторе  опыта

1.3. Актуальность опыта

1.4. Условия становления и новизна опыта

1.5. Цели и задачи опыта

1.6.  Ведущая педагогическая идея

1.7.  Длительность работы над опытом

1.8.  Диапазон опыта

1.9.  Трудоёмкость опыта

II. Теоретическая база опыта

2.1. Теоретическое обоснование представленного опыта

2.2. Основные педагогические принципы, используемые в работе

2.3. Основные критерии здоровьесбережения на уроке физкультуры

III. Технология опыта

3.1. Этапы здоровьесберегающей педагогики

3.2.  Сущность опыта

3.3. Инновационные формы

3.4. Инновационные методы

3.5. Инновационные здоровьесберегающие технологии

3.6. Практическая значимость работы        

3.7. Адресная направленность опыта

IV. Мониторинг состояния физической подготовленности учащихся

V. Результативность опыта

VI. Список используемой литературы

VII. Приложения

Девизом является высказывание А. Шопенгауэра: 

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что здоровый нищий счастливее больного короля».

I. Информация об опыте

1.1. Тема опыта

Вопросы здоровья детей - на повестке дня Минобразования и Минздрава, "круглого стола" Государственной думы, педагогических коллективов и родителей. И это не случайно. Здоровье школьников в плачевном состоянии и искать пути выхода из сложившейся ситуации нужно всем вместе.

На протяжении 40 лет работы в школе меня интересовали и интересуют  вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья; как развивать интерес  учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников; как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей; как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности; как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. В процессе работы я сформулировал тему своего исследования: «Здоровьесберегающие технологии как необходимое условие формирования у обучающихся устойчивой гражданской позиции, направленной на сознательное отношение к собственному здоровью»

        

1.2. Сведения об авторе  опыта

Калеков Сергей Иванович – учитель физической культуры  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г.о. Спасск-Дальний Приморского края.

1.3. Актуальность опыта

Никому не нужно доказывать, что вопрос здоровья очень актуален и важен. Он стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. А для нас, родителей, зачем кривить душой, на первом месте стоит здоровье ребенка, а уж потом его успехи в математике и английском языке.

К сожалению,  здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека  нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся   очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психоэмоциональные изменения. На схеме можно увидеть причины, приводящие к нарушению здоровья.

        

 

Информационная справка. Последние статистические данные обследования российских детей свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. В результате, по данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, общий уровень физической подготовленности детей и молодежи в стране становится недопустимо низким. Неудержимо растет число нервных заболеваний. По статистике последних лет, 43 % российских школьников страдают различными хроническими болезнями; 63 % – имеют нарушение осанки; 50 % - обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата; 22 % - имеют признаки гипертонической болезни; 60-65 % - каждый год болеют респираторными заболеваниями и т.д.

В нашей школе в первый класс приходят ученики с разным  уровнем  физической подготовленности. От 25 до 35 %  обучающихся имеют те или иные отклонения в здоровье. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1-го класса к выпускному с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки – с 1,9 до 17,2%.

Многолетняя практика преподавания в средних и старших классах показывает, что в связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

Однако, при решении этих вопросов возникают следующие противоречия:

  • с одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его валеологической направленности;
  • с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса  к урокам физической культуры.

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Не секрет, что ответить на этот вопрос можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Актуальность моего опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа  жизни учащихся путем  оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм  в процессе обучения физической культуре. На мой взгляд, это поможет эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников!

1.4.   Условия становления и новизна опыта

Представленный опыт работы формировался в условиях МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г.о. Спасск-Дальний Приморского края. «Педагогический стаж» средней школы 38 лет. За это время накоплен богатый опыт работы, сложились определенные традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к формированию у обучающихся устойчивой гражданской позиции,  направленной на сознательное отношение к собственному здоровью.

Пробуя разные варианты, я пришёл к выводу, что в нашей школы, использование здоровьесберегающих образовательных технологий – достаточно оптимальное решение, где можно получить положительную динамику не в ущерб интересам личности школьника и учебному процессу.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих  технологий на уроках физической культуры:

  • использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу  жизни;
  • использование ИКТ для более  наглядной демонстрации  преимущества  здорового образа жизни.

1.5. Цели и задачи опыта

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.  Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет «Физическая культура».  

«Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм и детская безнадзорность» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

«Новая школа», построенная на новых ФГОС, должна  учить детей осознанно выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Ориентируясь на глобальные цели системы образования, и учитывая специфику преподаваемого мною предмета  «Физическая культура», определил цель:  отбор   и   апробация комплекса оптимальных организационно-педагогических условий  для  формирования у обучающихся устойчивой гражданской позиции, направленной на сознательное отношение к собственному здоровью.

Исходя из этой цели,  ставлю перед собой задачи:

  • раскрыть суть здоровьесберегающих образовательных технологий, понятие здорового образа жизни, используя педагогическую и методическую литературу;
  • показать специфику применения здоровьесберегающих образовательных технологий в средней и старшей школе;
  • отобрать и внедрить наиболее эффективные формы и методы формирования устойчивой гражданской позиции, направленной на сознательное отношение к собственному здоровью; 
  • разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии здоровьесбережения;
  • обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности) через практическую деятельность;
  • выявить результативность реализации комплекса  организационно-педагогических  условий здоровьесбережения.

Поставленные задачи реализую на средней и старшей ступенях образовательного процесса,  выстраивая свою деятельность в рамках рабочих программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.

1.6.  Ведущая педагогическая идея

По данным исследований Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит:

  • на 50% - от образа жизни
  • на 25% - от состояния окружающей среды
  • на 15% - от наследственной программы
  • на 10% - от возможностей медицины.

Сегодня очень важно научить ребенка быть здоровым, создать условия для укрепления и развития физического здоровья, способствовать формированию у него сознательной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания.

Требования сегодняшнего дня таковы, что комплекс организационно-педагогических условий здоровьесбережения должен расширяться. В первую очередь, это -  повышение двигательной активности детей. Ведь движение – это жизнь, здоровая и прекрасная.

1.7.  Длительность работы над опытом

Работа над опытом продолжается с  2011  года  по настоящее время.

1.8.  Диапазон опыта

Диапазон опыта охватывает систему работы учителя физической культуры, направленную  на  повышение  эффективности  использования здоровьесберегающих технологий  через  создание оптимальных  организационно-педагогических условий.

 

1.9.  Трудоёмкость опыта

В ходе обобщения учитывалась оптимальность данного опыта в целом педагогическом процессе, обеспечение достижения более высоких результатов при наименьшей затрате сил и времени, недопущение перегрузки детей, а также возможность вписать опыт в существующую систему работы Школы, не жертвуя при этом решением других воспитательных и образовательных задач.

Характеристика основных видов ресурсов:

  1. Интеллектуальные – субъекты образовательной деятельности (администрация школы, классные руководители, родители учащихся).
  2. Электронные образовательные – мультимедийная библиотека презентаций, видеофрагментов, кинофильмов, графических и табличных данных, справочников.
  3. Школьный сайт, тематические сайты в социальных сетях.
  4. Технологические – положения мероприятий спортивной направленности,  комплексная  программа  физического воспитания.
  5. Материальные – дополнительные источники финансирования (спонсорская помощь).
  6. Технические (социальные объекты: «полигон» в/ч № 30986-3; школьные объекты: спортплощадка, спортзал, спортивный инвентарь, компьютерный класс).
  7. Информационные – нормативные документы.

II. Теоретическая база опыта

2.1. Теоретическое обоснование опыта

Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько, Н.К. Смирнова. В основе опыта  лежит комплексная программа физического воспитания (5-11 классы) следующих авторов: доктора педагогических наук В.И. Ляха и кандидата педагогических наук А.А. Зданевича.

Проблеме физической подготовки и возрастного развития физических качеств  школьников посвящены работы B.C. Фарфеля, В.И. Филипповича, З.И. Кузнецовой, А.А. Гужаловского и других специалистов в области физической культуры, считающих, что двигательная подготовленность является важным компонентом здоровья учащихся, а её улучшение одной из главных задач физического воспитания в школе.

Российская педагогическая энциклопедия определяет здоровье детей как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

По словам Н.К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность психолого-педагогических приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью и при котором выполняются как минимум 4 требования:

  • учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
  • привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, обучение его средствам психологической защиты;
  • не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала;
  • обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе. 

В.И. Ковалько пишет, что успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:

  • активного участия в этом процессе самих учащихся;
  • создание здоровьесберегающей среды;
  • высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
  • планомерной работы с родителями;
  • тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Можно сделать вывод, что для сохранения здоровья детей в школе необходимо использовать здоровьесберегающие технологии, как систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

А сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

Описываемый опыт естественно вписывается в деятельность МБОУСОШ  № 11, являясь неотъемлемой  частью комплексно-целевой программы «Мы и здоровье» и отражает педагогическую деятельность автора в качестве учителя физической культуры.

2.2. Основные педагогические принципы, используемые в работе

Реализация данной цели возможна только при соблюдении ряда основополагающих принципов:

  • «не навреди!» - все применяемые методы, приемы,  средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда  здоровью ученика  и учителя;
  • приоритет заботы о здоровье  учителя и учащегося  - все используемое должно быть  оценено с позиции  влияния  на психофизиологическое состояние  участников образовательного процесса;
  • непрерывность и преемственность -  работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
  • субъект-субъектные  взаимоотношения  - учащийся является непосредственным участником  здоровьесберегающих мероприятий  и в содержательном, и в процессуальном  аспектах;
  • соответствие содержания и организации  обучения  возрастным особенностям  учащихся  -  объем учебной нагрузки, сложность материала  должны соответствовать  возрасту  учащихся;
  • комплексный, междисциплинарный подход  - единство в действиях педагогов, психологов и врачей;
  • успех порождает успех -  акцент делается только на  хорошее; в любом поступке, действии  сначала  выделяют  положительное, а потом только отмечают недостатки;
  • активность – активное включение в любой процесс  снижает риск переутомления;
  • ответственность  за свое здоровье -  у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда  он реализует свои знания, умения и навыки  по сохранности здоровья.

2.3. Основные критерии здоровьесбережения на уроке физкультуры

Критерии здоровьесбережения:

Характеристика:

обстановка и  гигиенические условия  в спортзале

температура и свежесть воздуха, освещение, монотонные  неприятные  звуковые раздражители

средняя продолжительность  и частота чередования  видов деятельности

продолжительность деятельности 3-10 минут, потом рекомендуется сменить деятельность

количество видов преподавания

виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа

чередование видов преподавания

на усмотрение учителя

наличие и место методов, способствующих активизации

метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества) 

активные методы (ученик в роли: учителя, судьи спортивной игры, капитана команды) 

методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки

наличие мотивации деятельности  учащихся на уроке

внешняя мотивация: оценка, похвала, соревновательный момент 

стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности,  интерес к изучаемому материалу

психологический климат на уроке

взаимоотношения на уроке: учитель-ученик (комфорт -напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей) 

ученик – ученик: сотрудничество – соперничество, дружелюбие - враждебность, активность - пассивность, заинтересованность - безразличие)

эмоциональные разрядки на уроке

шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка

момент наступления утомления и снижения учебной активности

определяется в ходе наблюдения  по возрастанию двигательных или  пассивных отвлечений  в процессе учебной деятельности

темп окончания урока

не скомкан, позитивный настрой на следующие уроки

III. Технология опыта

3.1. Этапы здоровьесберегающей педагогики

Опыт базируется на здоровьесберегающей педагогике включающей в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

I этап. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения  элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

  • сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения;
  • создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни;
  • добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения);
  • предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

II  этап. Этап углубленного изучения.

Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

  • уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения;
  • добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
  • формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.    

 III этап. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и         дальнейшего их совершенствования.

 Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

 Основные задачи:

  • добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения;
  • добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями    их практического использования;
  • обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

 3.2.  Сущность опыта

Планируя учебный материал,  руководствуюсь следующим:

  • учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям стандарта и ориентирован на конечный результат;
  • в основу положен базовый уровень содержания образования, но в тоже время каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных способностей и состояния здоровья.

Для достижения целей здоровьесберегающих  технологий применяю следующие группы средств:

  • гигиенические факторы;
  • оздоровительные силы природы и «природы» человека;
  • средства двигательной направленности.

Остановлюсь на выше перечисленных условиях оздоровления подробнее.

Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В мои обязанности  входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков. Гигиенические средства  достижения здоровьесбережения можно видеть на схеме.

   

           

"Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг.

Согласен с замечательными советами здоровьесберегающей педагогики:

  • дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к любому занятию;
  • каждый урок или занятие должны оставлять в душе ребенка только положительные эмоции;
  • ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым.

Итак, второе условие оздоровления - использование оздоровительных сил природы и «природы» человека, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках.

Занятия на свежем воздухе. Большую часть физкультурных занятий провожу на открытом воздухе. Осенью и весной это подвижные игры, футбол, общеразвивающие упражнения; зимой - прогулки на лыжах. Часть урока проводится босиком (в весенне-летний период, по желанию учащихся и их родителей), что не только повышает сопротивляемость холоду, но и оказывает лечебное воздействие на организм. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, они повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

В уроки физкультуры на свежем воздухе включаю:

  • лечебную гимнастику при асимметрии осанки; 
  • комплекс упражнений при сколиозе;
  • комплекс ЛФК при сутулости и плоскостопии; 
  • дыхательную гимнастику и т. д.

Эмоциональный климат урока. Не менее важным, на мой взгляд, является эмоциональный климат урока. Комфортное начало и окончание урока обеспечивают положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:

  • использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!»
  • умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе» и т.д.

Убеждён, что эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Считаю, что учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме, лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Неслучайно,  чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит - с позиций здоровьесбережения - не менее физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка - показатель его качества, критерий для оценки. Определённо, это мощный противовес состоянию утомления.

Снимаю психо – эмоциональное напряжение с помощью психогимнастики. (Психогимнастика - это упражнения, этюды, игры, направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка). При планировании занятий, а также в процессе проведения психогимнастических упражнений учитываю ряд моментов: правильный выбор упражнения, инструктирование группы перед его выполнением, остановку и обсуждение упражнения.

Музтерапия. На занятиях стараюсь чаще использовать музыкальное сопровождение.  Как правило, такие занятия проводят учащиеся нашей школы, посещающие хореографическую студию «Провинция» и другие танцевальные сообщества.  

Занятие с использованием музыкальных произведений и звуков природного естественного происхождения условно делю на три периода:

  • отвлекающий (1,5 - 2 минуты);
  • успокаивающий (7 - 10 минут);
  • тонизирующий (2-3 минуты).

Предпочтение отдаю ритмичной музыке.

Информационная справка. Различные формы музыкального воздействия использовались веками как мощное средство изменения сознания. Механизм влияния музыки на организм достаточно сложен. Монотонная барабанная дробь вызывает гипнотическое состояние, к которому приводит утомление слухового анализатора и последующее за этим торможение в коре головного мозга. С другой стороны, музыка, воздействуя на кору головного мозга, вызывает ассоциации, которые в зависимости от индивидуального опыта могут быть и стимулирующие и успокаивающие. В третьих, музыка влияет на человека через ритм, которому подчинены все функции организма: ритмично бьется сердце, дышат легкие. Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока. "Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно - сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние". Вербально - музыкальная  психорегуляция используется для улучшения самочувствия, восстановления, снятия психоэмоционального напряжения.

ЗОЖ. Достаточно времени отвожу на занятиях и теоретическим сведениям по формированию культуры ЗОЖ. Вся теория разделена на блоки под девизом “Наша традиция – быть здоровым”. Это следующие блоки:

  • знай свое тело;
  • скажи “нет” вредным привычкам;
  • соблюдай правила гигиены;
  • соблюдай режим дня;
  • не забывай о закаливании;
  • занимайся физкультурой;
  • правильно питайся;
  • следи за датчиком настроения. (Приложение №1)

С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует эффективному усвоению основных правил  соблюдения здорового образа жизни.

Организация саморефлексии. Для наглядной пропаганды здорового образа жизни веду "Дерево здоровья". На это "дерево", учащимися в классах, заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников за четверть. По итогам года самые здоровые ученики получают награду, поощрение.

И.М. Сеченов отмечал, что с состоянием двигательных нервных центров связана работоспособность мышц, которая зависит от физической нагрузки, падающей на мышцу, и от частоты мышечных сокращений (ритма работы). При перемене формы деятельности в работу будут включаться другие мозговые центры, а в тех центрах, в которых развилось утомление, работоспособность будет постепенно восстанавливаться.

Информационная справка. Не секрет, что для нормального функционирования человеческого организма необходима определённая "доза" двигательной активности, то есть деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Малоподвижный образ жизни в школе не может не сказаться на самочувствии - накапливается мышечное напряжение, падает работоспособность, увеличивается утомление. 

Исходя из социального заказа и рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем движений, установлено следующее:

  • движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;
  • недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;
  • знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания и восприятия.

Третьим условием, и для меня, пожалуй, самым важным, является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Под оптимальной двигательной активностью я понимаю не только количественный ее уровень, отвечающий потребностям организма, сколько такую ее организацию, которая при относительно небольших временных затратах приводила бы к максимально большому оздоровительному эффекту, что для школьника при дефиците свободного времени, является чрезвычайно актуальным.

Повышение двигательной активности детей. Остановлюсь на важной для меня – учителя физической культуры задаче – увеличение объема двигательной активности школьников. На своих уроках создаю такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья. Этому содействуют дополнительные уроки физической культуры (это могут быть сюжетно-ролевые игры или уроки здоровья). В учебный план средней и старшей школы введен третий урок физкультуры, который позволяет школьникам овладеть комплексами упражнений для профилактики и коррекции нарушений осанки, основами дыхательной гимнастики, играми и упражнения для формирования основных двигательных качеств, знаниями по основам оздоровительной и развивающей физической культуры.  При планировании такого урока большую часть учебного времени (30%) отвожу на занятия с применением оздоровительной физической культуры.

Таким образом, один урок в неделю носит непосредственно здоровьесберегающую направленность, на котором  реализую основные признаки здоровьесберегающего урока:

  • соблюдение правильной структуры урока;
  • прохождение учебного материала в логической последовательности и в системе;
  • использование индивидуально – дифференцированного подхода в обучении;
  • соблюдение правил техники безопасности; (Приложение №2)
  • использование упражнений для профилактики различных заболеваний;
  • соответствие учебного материала программе и особенностям контингента занимающихся;
  • оптимизация учебного процесса (выделение медицинских групп).

Остановлюсь на основных типах уроков и особенностях их проведения:

I тип. Вводный урок. Вводные уроки провожу в начале учебного года, четверти, а также перед прохождением новых разделов программы, например, гимнастика. На этом уроке знакомлю школьников с содержанием предстоящих уроков, их задачами и требованиями.

II тип. Урок ознакомления с новым материалом. Урок такого типа единственный по каждому виду упражнений. Особенность урока в том, что каждая его часть содержит новые для детей упражнения.

III тип. Урок разучивания нового материала. На этом уроке разучиваю технику основных двигательных действий. Строю его с учетом особенностей учащихся, поскольку знание особенностей развития каждого ребенка создает условия для успешности не только отдельного урока, но и всей моей системы работы.

IV тип. Урок закрепления материала. На этих уроках закрепляю технику выполнения упражнений, которые изучались ранее, формирую двигательный навык, довожу до определенной степени совершенства.

V тип. Комбинированные уроки. Чаще всего провожу комбинированные уроки, в которых сочетаю задачи ознакомления с новым материалом и совершенствования в выполнении пройденного.

VI тип. Контрольный урок. На контрольных уроках проверяю и оцениваю знания и умения учащихся. Особенность урока в том, что контрольные упражнения являются основными в уроке, и проведению контроля подчиняется все содержание и ход урока.

VII тип. Урок подвижных игр. Урок такого типа применяю строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого отдельного урока, в тесной взаимосвязи со всем изученным на уроках учебным материалом.

VIII тип. Итоговые уроки. На этих уроках обобщаю изучение наиболее значимых тем, привожу знания, двигательные умения и навыки учащихся в систему, подчеркиваю важное и готовлю учащихся к следующей теме.

Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную. Подготовительная часть составляет 15-17 минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект.

Основными в подготовительной части являются:

  • упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, ходьба по канату, передвижение по гимнастической стенке и др);
  • беговые упражнения невысокой интенсивности (на носках, приставными шагами, скрестными шагами);
  • дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).

Основная часть занятия решает главные оздоровительные задачи. Занимает 20-25 мин. урочного времени. Основное содержание составляют элементы оздоровительной гимнастики:

  • с предметами (с гимнастической палкой, мячами);
  • в положении лежа (на гимнастической скамейке, матах);
  • в положении стоя (у гимнастической стенки).

Предлагаемые упражнения направлены на устранение нарушений осанки, искривлений позвоночника, плоскостопия.  

Большинство уроков стараюсь проводить на свежем воздухе, на спортивной площадке. При проведении уроков в спортивном зале использую «потогонный метод», который предполагает большую нагрузку на ученика и повышенное потоотделение с выведением отдельных радиоактивных элементов из организма.

В заключительной части (5-7 мин) используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющиеся в медленном темпе, объясняется домашнее задание.

Основными средствами проведения уроков являются  физические упражнения, которые оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляют мышцы туловища,  улучшают осанку, функцию дыхания, дают общеукрепляющий эффект.

На своих уроках я обязательно сочетаю общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушений осанки, искривлений позвоночника, плоскостопия. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп - с предметами и без них. Регулярные занятия общеразвивающими упражнениями укрепляют мышечную систему ребенка, что предупреждает формирование неправильной осанки и искривлений позвоночника. Для развития скоростно-силовых качеств учащихся широко использую метод Круговой Тренировки. (Приложение №3)

Коррегирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющихся нарушений осанки, сколиоза, искривлений позвоночника. При выполнении коррегирующих физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологических кривизн. Укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создается мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении. (Приложение №4)

Как показала практика, сочетание всех вышеперечисленных типов уроков, использование их в системе позволяет укрепить здоровье, улучшить различные функции организма, способствуя их гармоничному развитию, формировать стойкий интерес к предмету, развивать физические качества, способствует приобретению двигательных умений и навыков. Такие уроки создают условия для того, чтобы ребенок сам осознал необходимость занятий спортом, сам пришел к выводу о том, что только систематические занятия спортом изменят его жизнь.

Для реализации задач здоровьесбережения выбраны и систематизированы эффективные  педагогические формы и методы обучения.

3.3. Инновационные формы формирования устойчивой гражданской позиции, направленной на сознательное отношение к собственному здоровью.

В своей работе сочетаю различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные и коллективные (в группах, в парах). Среди форм организации учебной работы преобладают, на мой взгляд,  действенные формы: парная (статичные пары и пары сменного состава), групповая (статичные и мигрирующие группы), коллективное взаимодействие. Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес (в течение 7-10 минут).

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает мне учесть возрастные и психологические особенности каждого ученика. Под индивидуальной  работой понимаю организацию двигательного режима учащихся, составленного с учетом вида нарушений осанки (плоскостопия, сколиоза) и возраста ребенка, изучение и использование их потенциальных возможностей.

Фронтальная форма работы позволяет обеспечить одновременное руководство всеми учащимися при выполнении упражнений для профилактики и коррекции нарушений осанки (плоскостопия, сколиоза), систематическим повторением и закреплением умений и навыков учениками класса.

Работу в группах рассматриваю как средство развития коммуникативных умений (умение вместе работать, всегда быть готовым прийти друг другу на помощь), через общение как фундаментальный вид деятельности.

Сочетание различных форм работы (работа в группах, в парах, индивидуальная работа с учащимися) позволяет  повысить двигательную активность детей.

“Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в занятиях адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья детей” (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").

Внеклассные  формы физического воспитания. Достичь умения осуществлять собственную двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность помогают  внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Задача увеличения двигательной активности нашла отражение в плане мероприятий по организации двигательной активности обучающихся школы. Большую помощь в реализации этого плана мне оказывают обучающиеся, входящие в состав Совета физкультуры, Волонтерской службы и Службы Спорта и Здоровья Демократической Республики “КадДет”. Вместе с ребятами этих служб мы внесли все мероприятия по организации двигательной активности обучающихся в “Колесо Здоровья”, которое символизирует движение Человека к физическому совершенствованию, здоровью, долголетию, к полноценной и интересной жизни. Все эти мероприятия можно разделить на 2 больших блока:

  • учебная деятельность и мероприятия в режиме учебного дня;
  • внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа.

В последние годы прочно входят в школьную жизнь, безусловно, очень эффективные шоу технологии. Традиционными для нашей школы (при наличии кадетских классов) стали такие спортивные шоу программы и праздники, как: «Богатырские игры», «Мужчины на поверке», «Юный патриот России», «Тропа к генералу», «Зарница», «Путешествие в Спортландию» и другие. (Приложение №5,6,7). С большим интересом в этих шоу программах участвуют и родители, и педагоги школы, открывая что-то новое и в себе и в своих детях. В процессе совместного решения реальных творческих и организационных задач в практической деятельности подготовки шоу программы, моделировании ситуаций, при анализе проблем и нахождения решений дети понимают важность конкретных знаний по тематике шоу, дружелюбных отношений.

На протяжении трех лет являюсь преподавателем школьного кружка «Спортивные игры». (Приложение №8). Основной целью моей программы внеурочной деятельности считаю пропаганду не только физической подготовки,  но и совершенствование всех функций организма, укрепление  сердечно-сосудистой, дыхательных систем организма (дыхательная гимнастика Стрельниковой), опорно-двигательного аппарата, а также повышение сопротивляемости организма человека неблагоприятным влияниям внешней среды.

Вопрос о сохранении и укреплении здоровья является главным и при планировании работы школьного оздоровительного профильного лагеря «Юный кадет», в котором я работаю воспитателем последние 4 года. Внеурочная физкультурно-оздоровительная деятельность является логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Внеклассные занятия в лагере – одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.  Участие в туристических походах способствует укреплению здоровья; пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и физическая нагрузка, все это повышает выносливость,  работоспособность, создает заряд бодрости на весь год. (Приложение №9)

3.4. Инновационные методы формирования устойчивой гражданской позиции, направленной на сознательное отношение к собственному здоровью.

Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам организации здоровьесбережения, выделил для себя методы, которые  считаю наиболее эффективными для формирования и развития устойчивой гражданской позиции, направленной на сознательное отношение к собственному здоровью.

Ведущие методы, используемые мной в процессе преподавания: словесные, наглядные и практические.

Словесные методы обучения направлены на использование слова как средства воздействия на занимающихся и включают объяснение, рассказ, беседу, подачу команд, указаний, замечаний. На своих уроках я применяю методические  приемы, которые  усиливают словесные  методы:

  • сравнение
  • остановка  в  объяснении
  • изменение  громкости  слов  (нарастание  и  убывание  силы  звука)
  • сочетание  слов  с  мимикой
  • сочетание  слов  с  жестами
  • тональность

Наглядные  методы  обучения: обычный  показ  упражнения,  использование  наглядных  пособий,  технических  средств  обучения, помогают сделать восприятие физических упражнений более доступным.

Методы  выполнения  физических  упражнений:  поточный,  поочередный и одновременный. Поточный метод предусматривает выполнение упражнений непрерывно одно за другим в виде комплекса. Одновременный метод применяю при обучении физическим упражнениям, которые одновременно выполняют как можно большее число школьников. При ознакомлении с новым упражнением  использую поочередный метод, провожу его с несколькими учениками в порядке очереди.

Практические методы обучения играют решающую роль в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании физических и специальных качеств. Достигаю при помощи многократного повторения упражнений с постепенным усложнением и повышением нагрузки.

Методы  практического  разучивания:  целостный,  расчлененный  и  целостно-расчлененный.

Соблюдаю  следующую структуру  обучения  при  использовании  различных методов:

 

Метод целостного  разучивания

Метод  расчлененного  разучивания

Метод  целостно-расчлененного  разучивания

  • ознакомление  со  всем  упражнением
  • освоение  упрощенной  основы  техники
  • освоение  рациональной  техники
  • освоение  вариативных  основ  техники
  • ознакомление  с  упражнением
  • освоение  элементов  и  соединений
  • соединение  частей  в  целое  упражнение
  • освоение  вариативных  основ  техники
  • ознакомление  с  упражнением
  • освоение  упрощенной  техники
  • освоение  и  соединение  элементов
  • освоение  рациональной  техники
  • соединение  частей  в  целое  упражнение

Игровой и соревновательный метод. В практике своей работы широко применяю соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабых учеников распределяю по всем командам и чаще провожу замену этих игроков. Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых детей. В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. Пристального внимания в ходе игр требуют дети риска. Например, при нарушениях зрения характер и степень их двигательной нагрузки должны быть особо тщательно дозированы. При наличии у учеников бронхиальной астмы чрезмерное возбуждение, пыльная площадка могут спровоцировать приступ. Детям с плоскостопием не следует увлекаться прыжками со скакалкой, игрой в «классики», поскольку, прыгая на одной ноге, ребёнок переносит на неё всю тяжесть тела, и стопа как бы расплющивается. Педагог также должен уметь адекватно реагировать на эмоциональное самочувствие своих учеников и в зависимости от преобладающего у них фона настроения выбирать ту или иную игру. Многие из игр взаимозаменяемы: имея один и тот же приоритетный педагогический замысел.

На всех уроках обязательным этапом является проведение подвижных игр. В игре я нахожу все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, лазание и перелазание. Подвижные игры подбираю так, чтобы дети применяли приобретенные на уроке умения и навыки в меняющейся обстановке игры. С помощью специально подобранных игр я развиваю физические качества, закрепляю и совершенствую навыки изученных движений. (Приложение№10).   

Соревновательный метод повышает интерес детей, способствует лучшему выполнению упражнений, повышению результатов. Соревнование как метод я применяю после того, как у учащихся образовался некоторый навык  при выполнении упражнения.

Метод  предупреждения  и  исправления  ошибок:

  • метод  подводящих  упражнений (применяется для создания или уточнения представлений об упражнении);
  • метод изменения техники (акцентирование, замедление выполнения  упражнения).

Правильное выполнение физических упражнений способствует повышению оздоровительного эффекта  урока. Очень важно постоянно работать над ошибками учащихся. Сначала я устраняю общие для большинства учеников ошибки, а затем беру под наблюдение то одного, то другого ученика и устраняю индивидуальные ошибки.

Отдельное внимание уделяю объему и сложности физических упражнений, задаваемых на дом. Основные его пункты разбираю на уроке совместно с учениками, чтобы дети  усвоили их в процессе занятия, а дома осталось только повторить. Предварительно показываю задаваемые на дом физические упражнения, уточняю объем, темп, интенсивность выполнения. Домашние задания задаю систематически. Качество их выполнения контролируется мной  на уроке физической культуры по правильности выполнения, по определенным сдвигам количественных показателей каждого ученика.

Для повышения эффективности выполнения домашних заданий организую контроль со стороны родителей. Нередко родителям необходим опытный советчик, поэтому я предлагаю им  свои рекомендации как оптимальный путь успешного развития детей (Приложение №11).  Важно, чтобы ученики выполняли физические упражнения не по принуждению. Способствую развитию субъективности учащихся для того, чтобы они знали свои действия на уроке: как, с помощью каких средств и для чего он выполняет упражнение, что при этом измениться в нем самом и нужно ли это ему.

Выбор методов и приемов обучения, последовательность их применения зависит  от  состояния здоровья, возраста и физической подготовленности учащихся.

Привожу пример формирования навыка правильной осанки у школьников 5-6 классов. Свою работу делю на три этапа.

  • На первом этапе я создаю у детей представление о правильной осанке, показываю правильное положение тела и объясняю значение. При этом учитываю, что зрительное восприятие действует на детей гораздо сильнее объяснений. Важно правильно выбрать место для показа, чтобы создать правильное представление о положении различных частей тела.

Для детей характерна большая неточность выполняемых движений, поэтому в процессе урока я создаю условия для осязательных ощущений, сопровождающих мышечную работу во время выполнения упражнений. Для выработки правильной осанки  эффективны тактильные ориентиры, имеющие место при выполнении упражнений у гладкой, без плинтуса, стены (касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками), с удержанием на голове предмета (мешочка с песком).

  • На втором этапе разучивания двигательного действия уточняю правильность выполнения деталей техники разучиваемого движения, исправляю имеющиеся ошибки и добиваюсь точного выполнения двигательного действия в целом. У детей условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Для образования двигательных навыков эти упражнения следует чаще повторять. В этой связи рекомендую ежедневно включать в утреннюю зарядку упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и развитие координации движений.
  • На третьем этапе реализуется конечная цель обучения – образование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства. Движение можно считать освоенным в том случае, если ребенок правильно выполняет его и в привычных условиях, и в не привычных.

Средствами решения задач формирования правильной осанки являются физические упражнения, которые  принято называть “упражнениями на ощущение правильной осанки”. Они могут быть разнообразными, их внутренняя структура направлена на такое выполнение, при котором осуществлялось бы активное “вытягивание” позвоночного столба, препятствующее уплощению межпозвоночных дисков. Такие упражнения я включаю в каждый комплекс ОРУ в самом его начале и учащиеся выполняют их как без предметов, так и с предметами (гимнастическая палка, скакалка и др.). Они оказывают непосредственное влияние на формирование правильной осанки. Существует ряд упражнений, оказывающих опосредованное влияние на профилактику нарушений осанки. К таковым можно отнести разновидности ходьбы (на носках, пятках и др.) и бега (с высоким подниманием бедра, приставными шагами и др.). Они являются развивающими и специально-подготовительными, и выполнение их подразумевает сохранение правильной осанки. Такие упражнения в совокупности с упражнениями на ощущение правильной осанки оказывают существенное влияние на решение проблемы патологии опорно-двигательного аппарата школьников. (Приложение №12)

Для формирования правильной красивой осанки на своих уроках я  дополнительно использую упражнения дыхательной гимнастики, которые направлены на укрепление мышцы живота. Осанка имеет прямое отношение к дыханию. Правильная поза во время сидения, в положении стоя или в ходьбе содействует правильному дыханию.

Считается, что с помощью правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, навсегда избавиться от головной боли, насморка, простуд, расстройств пищеварения и сна, быстро восстановить работоспособность после умственного или физического утомления. В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо вырабатывать привычку к правильному дыханию - дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. Выработке правильного дыхания способствуют специальные дыхательные упражнения, которые я включаю в комплексы упражнений на своих уроках. (Приложение №13). Специальные дыхательные упражнения способствуют очистке слизистой оболочке дыхательных путей, укреплению дыхательной мускулатуры, что сказывается на самочувствии ребенка.

3.5. Инновационные здоровьесберегающие технологии

Считаю необходимым остановиться на здоровьесберегающей технологии дифференцированного физкультурного образования (ТДФО), которую я использую на занятиях. В рамках этой технологии я систематизировал всю свою деятельность по следующим разделам:

  • обучение двигательным действиям провожу целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) изученных частей в единое целое. Даю разные учебные задания детям разной подготовленности;
  • для закрепления и совершенствования двигательных навыков изменяю отдельные параметры движения, их сочетания и условия выполнения. Для учащихся слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях.

Для разных групп мною разработаны карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения и дозировки. Систематически применяю метод пульсометрии. Для менее подготовленных детей с помощью ограничителей делаю внутренний круг с меньшим радиусом, в центре круга обязательно островок здоровья, где они могут выполнять индивидуальные упражнения. При выполнении заданий в парах, детей подбираю по силам и даю разные по сложности упражнения, используя карточки с заданиями и со схемами упражнений.

Современные средства здоровьесбережения. Быстро надвигающаяся эра не просто оздоровления, а именно здоровьесберегающих и здоровьевоссоздающих технологий имеет направление, характерной особенностью которого является улучшение качества тела через профилактику движений, то есть модификация упражнений направлена не на коррекцию мышц, а на коррекцию движений – ее суставную кинематику. Это означает, что одним из базовых элементов современных здоровьесберегающих технологий должен стать «стиль новых движений», применение которого позволяет максимально выработать содержащийся в любом конкретно взятом упражнении технический потенциал.

Работа с девушками занимает особое место в моей педагогической деятельности. Как создать условия, способствующие мотивации старшеклассниц к занятиям физической культурой и осознанному отношению к своему здоровью?  Решение проблемы я нашел в выборе средств физического воспитания:

  • ритмическая гимнастика;
  • аэробика;

Большую популярность в последние годы приобретают Фитнес технологии: степ-аэробика, аква-аэробика, шейпинг и другие. Слово “фитнес” в переводе с английского означает быть в форме, быть здоровым. Из множества здоровьесберегающих фитнес технологий, я хочу остановиться на очень интересной, полезной и модной технологии, называемой Фитболом.

Фитбол очень удачно вписывается в школьную программу по физическому воспитанию. Большие красочные мячи применяю и на уроках и во внеурочной деятельности, это могут быть:

  • беговая разминка;
  • круговая тренировка, как полностью с мячами, так и с применением фитболов на отдельных станциях;
  • проведение полного занятия с мячами или отдельной его части;
  • танцевальные упражнения с мячами;
  • общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях;
  • упражнения на развитие физических качеств;
  • упражнения на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата;
  • игры и эстафеты.

Информационная справка. Занятия фитболом дают уникальную возможность воздействовать на мышцы спины и позвоночника, одновременно уменьшая нагрузку на нижние конечности. Фитбол является лучшим представителем балансировочного оборудования, который помогает развить упругость мышц, гибкость, силу, улучшить координацию движений и осанку.

За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия.

Фитбол – один из наиболее веселых и позитивных видов фитнеса, он вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. В основе данной методики лежат определённые свойства мяча. Это и размер, и цвет, и его особая упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнении на мяче, усиливает эффект занятий.

В физзарядку и на протяжении урока включаю упражнения по системе изотон и стретчинг (стрейчинг).

Информационная справка. Изотон – это первая научно-обоснованная комплексная система оздоровительной физической культуры, разработанная российскими учеными. Занятия Изотон программами, как и любой другой подобной системой, имеют своей конечной целью улучшение самочувствия, работоспособности, "физического здоровья", внешнего вида (форм тела, состава тела), социальной, бытовой и трудовой активности мужчин и женщин широкого возрастного диапазона. Изотон обычно используется для решения двух задач:

  • быстрое (2-3 месяца) улучшение самочувствия, работоспособности, состава тела (соотношения массы жировой и мышечной ткани), нормализация работы органов пищеварения и других жизненно важных систем организма, повышения иммунитета и нормализация деятельности эндокринной системы, улучшение психо -эмоционального состояния и т.п.;
  • поддержание хорошего физического состояния и внешнего вида при относительно небольшом количестве затрачиваемого времени и усилий.

Изотоном могут заниматься дети, взрослые, лица пожилого возраста, как индивидуально, так и в группе.

Назначение и сущность стретчинга. Стретчинг - это комплекс упражнений, предназначенный для того, чтобы мышцы были эластичными, а суставы гибкими и подвижными. Специалисты считают, что у стретчинга есть много плюсов:

  • Благодаря растяжению мышц к ним поступает больше крови, они расслабляются и становятся более эластичными.
  • Суставы приобретают большую подвижность, в результате чего увеличивается гибкость.
  • Лучшая профилактика против отложения солей.
  • Сосредоточенное, глубокое дыхание благотворно влияет на головной мозг, особенно после трудового дня.
  • Возможность заниматься дома самостоятельно, в удобное для каждого время.
  • Несколько правил при занятии стретчингом:
  • Лучше тянуться меньше, чем слишком сильно.
  • Каждую позу растягивания нужно держать в течение 10-30 секунд, то есть так долго, чтобы исчезло даже легкое напряжение. Если этого не происходит, значит, растяжение было слишком сильным и его нужно обязательно ослабить, чтобы добиться требуемого, приятного ощущения.
  • Дышать необходимо медленно, глубоко и ровно. Нельзя задерживать дыхание. Каждое упражнение начинайте с вдоха. Только при наклонах нужно сначала выдохнуть.
  • Во время выполнения упражнения сохраняйте устойчивое положение.
  • Во время выполнения каждого упражнения концентрируйте внимание на той части тела, которую растягиваете. Так вы будет лучше чувствовать себя.

Упражнения, которые я чаще других, использую в своей практике по системе изотон:

Упражнение 1. Стоя руки на поясе – медленные вращения плечами вперед и назад с максимальной амплитудой. Мышцы «воротниковой» зоны напряжены и не расслабляются.

Упражнение 2. Стоя, руки вытянуты вверх, ладонь одной руки с усилием прижата к тыльной стороне другой руки. Спина прямая, грудь вперед, лопатки сомкнуты. Не снижая напряжения, прижимая кисти между собой, медленно опускаем руки вниз за голову как можно ниже к области между лопатками, кисти могут поворачиваться вниз. Затем также медленно и с усилием поднимаем руки в И.П. Мышцы не расслабляются. Голову не наклонять! Продолжаем до утомления.

Упражнение 3. Стоя, руки за головой в области шеи упираются одна в другую растопыренными пальцами. Медленно переводим руки вправо и влево за головой, не снижая давления пальцев друг на друга и без поворота туловища. Стоим прямо, смотрим вперед.

Упражнения, которые я чаще других, использую в своей практике по системе стретчинг:

Упражнение 1. Поднимите руки вверх и потянитесь, поднимая вверх плечи и грудную клетку. Удержите 5 счетов.

Упражнение 2. Теперь поставьте руки назад, сцепите ладони, втяните живот и наклонитесь вперед так низко, как можете. Удержите 15 медленных счетов.

Упражнение 3. Сгибая колени, наклонитесь вперед, коснувшись руками пола. Выпрямите колени настолько, насколько можете. Удержите 15 счетов. Медленно прогните спину, сгибая ноги и возвращаясь в исходное положение.

3.6. Практическая значимость моей работы заключается в том, чтобы  показать влияние использования форм двигательной активности в системе физкультурно-оздоровительных мероприятий с учениками, выделить условия использования здоровьесберегающих технологий и предложить практический материал для работы с учащимися. 

3.7. Адресная направленность опыта:

 для учителей-предметников (в т.ч. учителей физической культуры), особенно работающих в средней и старшей ступенях обучения. Данный опыт помогает преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения, помогает наладить совершенно иные взаимоотношения с учащимися, дает учащимся возможность самовыражения и самореализации. Решается одна из основных проблем обучения – приобретение опыта здоровьесбережения.

IV. Мониторинг состояния физической подготовленности учащихся

Задачи мониторинга:

  • выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников;
  • разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности  учащихся;
  • проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.

Технология проведения мониторинга состояния физической подготовленности выглядит следующим образом:

Одной из форм привития интереса к уроку физкультуры является оценка успеваемости. При текущем и итоговом оценивании учащихся учитываю индивидуальные особенности состояния здоровья каждого ребенка, овладение техникой осваиваемых упражнений и умений самосовершенствования. Такой подход позволяет всесторонне оценивать и достижения, и недостатки моих учеников. За последние два года 87% моих учащихся успевают на «4» и «5».

В своей работе я использую предварительный контроль, т.е. фиксирую состояние здоровья и физическую подготовленность учащихся. Он основывается на данных, имеющихся в личном деле, сведениях, полученных от родителей, результатах медицинского осмотра и моих наблюдений. Эти сведения позволяют мне определить степень участия детей в различных видах учебной и внеклассной работы. С целью контроля за результативностью урока физической культуры во всех классах провожу проверку физической подготовленности учащихся. Данный педагогический контроль помогает мне принимать меры к устранению выявленных недостатков в физической подготовленности учащихся, дифференцированно подбирать учебные и домашние задания. Контроль за физической подготовленностью школьников осуществляю с помощью тестов, характеризующих основные физические качества и двигательную активность школьников (Приложение №14). С помощью тестов я и сами учащиеся могут проследить, какие успехи в физической подготовленности достигнуты ими за определенный период по основным видам движений, что позволяет проследить динамику результатов от класса к классу.

При контроле часто применяю методику свободного выбора учащимися разноуровневых заданий. Используется работа по группам (командам), дополнительные индивидуальные занятия  с отстающими учащимися во внеурочное время, консультации с сильными (подготовка к экзаменам, соревнованиям).

Результаты тестирования каждого класса заношу в «Паспорт  здоровья». Уровень физической подготовленности учащихся выводится по результатам тестирования с помощью компьютерной программы «Физкультурный паспорт» (бег 30 м, бег 1000 м, прыжок в длину с места, подтягивание-мальчики, подъем туловища за 30 с-девочки) и определяется в целом по школе в начале и конце учебного года.

Анализ результатов тестирования показывает, что с каждым годом наблюдается рост показателей физической подготовленности учащихся.

Очень важна в работе педагога обратная связь: как дети участвуют в процессе обучения?

  Уроки с оздоровительной направленностью проводил в 5 - 11 классах на протяжении 2012 – 2014 гг. Полученные результаты говорят о положительной динамике состояния здоровья школьников.

Динамика изменения количества школьников 5 – 11 классов,

имеющих отклонения в состоянии здоровья

Характер отклонений в состоянии здоровья

Количество школьников, имеющих отклонения в здоровье

2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

Кол-во

%

Кол-во

%

Нарушения осанки

48

44,0

35

32,1

Сколиоз

9

8,2

7

6,4

Плоскостопие

18

16,5

12

11,0

Вывод: анализ результатов показывает значительное улучшение состояния здоровья учащихся. Поэтому я могу говорить о положительном профилактическом эффекте предлагаемого комплекса здоровьясбережения, так как количество школьников с нарушением осанки не увеличилось.

С целью контроля за выполнением правильной осанки использую тест «Осанка», а для оценки состояния дыхательной системы применяю функциональную пробу «Тенчи – Штанге». (Приложение №15. Контроль теории по физической культуре также осуществляю с помощью тестов. (Приложение №16).

Динамика физической подготовленности детей 11–12 лет

Исследования проводились в 2013–2014 учебном году. Тестировалось 54 школьника, из них 22 мальчика и 32 девочки в возрасте 11–12 лет. Определялась двигательная активность (ДА) методом шагометрии (А.Г. Сухарев, 1988).

Для изучения двигательных качеств были использованы следующие тесты:

  • бег 60 м (быстрота);
  • челночный бег 3х10 (координационные способности);
  • прыжок в длину с места (скоростно-силовые способности);
  • 6-ти минутный бег (выносливость);
  • подтягивание на перекладине (мальчики);
  • поднимание туловища из положения лежа на спине (девочки).

По результатам суточной шагометрии были разделены учащиеся на три группы в зависимости от уровня двигательной активности. По данным А.Г. Сухарева норма суточной двигательной активности для школьников 11–12 лет в среднем составляет 15000–20000 локомоций.

1-я группа – высокая двигательная активность (учащиеся занимаются в спортивных секциях, регулярно посещают уроки физкультуры, совершают пешие прогулки, играют в спортивные игры во дворе).

2-я группа – средняя двигательная активность (учащиеся регулярно посещают уроки физкультуры, совершают пешие прогулки, играют в спортивные игры во дворе).

3-я группа – низкая двигательная активность (учащиеся только посещают уроки физкультуры).

В результате шагометрии мальчики были разделены на три группы в следующем соотношении: группа с высокой двигательной активностью – 6 учащихся (27%), группа со средней двигательной активностью – 6 учащихся (27%), группа с низкой двигательной активностью – 10 учащихся (46%). Девочки (32 человека) были разделены на группы в следующем соотношении: группа с высокой двигательной активностью – 4 учащиеся (12,5%), группа со средней двигательной активностью – 12 учащихся (37,5%), группа с низкой двигательной активностью – 16 учащихся (50%).

  • В конце учебного года, как у мальчиков, так и у девочек выявлена положительная динамика уровня физической подготовленности. В целом, при изучении быстроты как у девочек, так и у мальчиков отмечается тенденция к улучшению показателей в беге на 60 м. При этом самый высокий прирост результатов – 2,8% отмечается в группе со средней двигательной активностью, в группе с низкой двигательной активностью средний результат увеличивается на 1,7%, самые низкие показатели прироста – 0,9% отмечаются в группе с высокой двигательной активностью. В результате исследования можно сделать вывод, что у школьников 11–12 лет наблюдается незначительное развитие быстроты в течение учебного года, при этом самый высокий показатель прироста как мальчиков, так и у девочек в группе со средней двигательной активностью. Самые высокие результаты у мальчиков и девочек на начало и конец учебного года в группах с высокой двигательной активностью.
  • При изучении координационных способностей у мальчиков отмечается тенденция к улучшению показателей в челночном беге. При этом самый высокий прирост – 4,5% отмечается в группе со средней двигательной активностью. В группе с низкой двигательной активностью прирост показателей составил 3,2%, а в группе с высокой двигательной активностью – 2,3%. У девочек также отмечается тенденция к улучшению результатов в челночном беге. При этом самый высокий прирост – 4,3% отмечается в группе со средней двигательной активностью. В группе с высокой двигательной активностью прирост показателей составил 3,3%, а в группе с низкой двигательной активностью – 2%.
  • При изучении скоростно-силовых способностей у мальчиков отмечается тенденция к улучшению показателей в прыжке в длину с места. При этом самый высокий прирост результатов – 4,9% отмечается в группе со средней двигательной активностью. В группе с низкой двигательной активностью прирост показателей составил 3,9%, а в группе с высокой двигательной активностью – 3.4 %. У девочек также отмечается тенденция к улучшению показателей в прыжке в длину с места. При этом самый высокий прирост результатов – 3,7% отмечается в группе с низкой двигательной активностью. В группе со средней двигательной активностью прирост показателей составил 3,4%, а в группе с высокой двигательной активностью – 2,9%.
  • При изучении выносливости у мальчиков отмечается улучшение показателей 6-ти минутного бега. При этом самый высокий прирост – 14,4% отмечается в группе с высокой двигательной активностью. В группе с низкой двигательной активностью прирост показателей составил 11%, а в группе с высокой двигательной активностью – 13,3%. У девочек также нами выявлено улучшение результата в 6-ти минутном беге. При этом самый высокий прирост – 11,8% отмечается в группе с низкой двигательной активностью. В группе с высокой двигательной активностью прирост показателей составил 9,1 %, а в группе со средней двигательной активностью – 10,2%.
  • При изучении силы у мальчиков отмечается улучшение результатов в подтягивании. При этом самый высокий прирост – 12,3% отмечается в группе с низкой двигательной активностью, в этой же группе самые низкие показатели в начале и конце учебного года. В группе с высокой двигательной активностью прирост показателей в подтягивании составил 11,8%, а в группе со средней двигательной активностью – 11,6%.

При исследовании силы у девочек выявлено улучшение показателей в подтягивании. При этом самый высокий прирост – 10,4% отмечается в группе девочек с высокой двигательной активностью, в этой же группе самые высокие показатели в начале и конце учебного года. В группе с низкой двигательной активностью прирост показателей составил 10,3%, а в группе с высокой двигательной активностью – 7,1%.

Результаты изучения уровней сформированности гражданской позиции, направленной на сознательное отношение к собственному здоровью        

(Тест «Размышление о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой)

        

Компоненты гражданской позиции

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2012-2013

2013-2014

2012-2013

2013-2014

2012-2013

2013-2014

Гражданский долг и ответственность

28.9 %

30%

52.2 %

60%

10.5 %

10%

Соблюдение законов и правил здоровьесбережения

47.3 %

50%

31.5 %

40%

13 %

10%

Личная свобода

60.5 %

60%

36.8 %

38%

2 %

2%

Гражданская активность

50 %

55%

36.8 %

40%

13 %

5%

Мотивация на здоровый образ жизни

44.7 %

70%

39.4 %

30%

15 %

0%

Вывод: вырос уровень сформированности гражданственности, увеличился процент в таких гражданских позициях, как, гражданская активность, ответственность, соблюдение законов и правил здоровьесбережения, мотивация на здоровый образ жизни.

Уровень удовлетворенности учащихся уроками физической культуры

(Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Е.Н. Степанова и  А.А. Андреевой)

С целью определения степени удовлетворенности уроками физической культуры, учащимся была предложена методика доцента А.А. Андреева. Было опрошено 90 учеников. Опрос школьников продемонстрировал, что занятия физической культурой - это любимые увлечения ребят. 82,2% учеников считают, что уроки физкультуры помогают укрепить здоровье. По результатам анкетирования 93,4% учащихся любят уроки физической культуры; 62,8% детей считают, что могут самостоятельно составить комплексы упражнений, делают зарядку дома и помогают учителю на уроке.

Я считаю, что данная система работы является действительно эффективной.

V. Результативность опыта

Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило повысить:

  • успеваемость по предмету;
  • динамику роста физической подготовленности учащихся;
  • интерес учащихся к занятиям физической культурой и  мотивацию  к  соблюдению здорового образа жизни;
  • динамику состояния здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе  оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры. Применение здоровьесберегающих технологий положительно влияет и на становление мотивационной сферы обучающихся в реализации усвоенных знаний и представлений в области физической культуры. Проведённое (администрацией школы) среди детей и родителей анкетирование показало, что нет детей и родителей с низким уровнем мотивации к ведению здорового образа жизни и отношению к физической культуре; уменьшается количество взрослых и детей со средним уровнем и увеличивается количество с высоким уровнем до 70% .

Основным показателем эффективности работы всей системы по здоровьеобеспечению деятельности обучающихся является положительная динамика в изменениях уровня физической подготовленности обучающихся и состоянии их здоровья. Уменьшается количество детей, отнесённых к III и IV группам здоровья, увеличивается количество обучающихся с I и II группой. Подобные изменения происходят и с физкультурными группами: увеличивается количество детей основной группы за счёт уменьшения подготовительной и специальной. Постепенно улучшается состояние здоровья школьников почти по всем показателям (от 2 до 10%). Остановлен спад показателей здоровья и положение становится в целом более стабильным.

Выводы.

Благодаря наличию в моей работе системы здоровьесбережения удается:

  • обеспечить высокий охват обучающихся школы регулярными занятиями физической культурой и спортом;
  • увеличить объём двигательной активности детей в режиме учебного дня;
  • сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья; а также практическом использовании умений и навыков, полученных на уроках и во внеурочной деятельности;
  • обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;
  • активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

К.Э. Циолковский писал: «Каждое разумное существо – есть воин, сражающийся за своё будущее, за господство разума и блага во вселенной…». А воин должен быть сильным, выносливым и интеллектуально развитым. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности крепкого здоровья, основ нравственности и культуры.

«И напоследок,  я скажу…»  

Резюмируя, следует отметить перспективность продолжения работы в данном направлении, а именно: все больше объединять свои действия, как учителя физической культуры, родителей и учителей других учебных дисциплин для укрепления здоровья школьников.

И.П. Павлов сказал: «Человек – высший продукт земной природы». Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным. И вся наша работа должна быть направлена прежде всего на сохранение и укрепление здоровья, на формирование здоровьесберегающего сознания педагогов, учеников, их родителей как главного успеха будущего благополучия и успешности подрастающего поколения.

На своем опыте всякий раз убеждаюсь в справедливости высказывания русского ученого Н.А. Умова: «Всякое знание остается мертвым, если у учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

Заключение

Проведенная работа позволила сделать следующие выводы:

  1. Использование форм двигательной активности на уроках физкультуры интересны и актуальны для детей  школьного возраста, в значительной степени увеличивают плотность занятия, повышают двигательную активность и интерес.
  2. Разнообразие форм физического воспитания позволяет изменить отношения школьников к собственному здоровью.
  3. Педагог, являясь одним из условий активизации школьников на занятиях физкультуры, должен строить свою работу в соответствии с современными требованиями образования, способствовать физическому развитию школьника, активно включаться в оздоровительную работу школы, быть примером здорового образа жизни, своевременно оказывать помощь коллегам в решении проблем гиподинамии школьников, предупреждению у них утомления и переутомления.
  4. Данный режим работы ставит педагога  в условия постоянного творческого поиска, что в значительной степени повышает его педагогическую компетентность и профессиональные качества.
  5. Опыт работы позволил обозначить специфику работы по внедрению различных форм активности в условиях современной школы и может быть интересен для учителей физкультуры.

VI. Список используемой литературы

  • Антонюк Д. Влияние дифференцированных режимов двигательной активности на физическую подготовленность и физическое развитие подростков, обучающихся в школах различного типа: Автореф. дис.. . канд. пед. наук. – М., 2011. – 23 с.
  • Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва   «ВАКО», 2004.
  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО»,   2004.
  • Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. ООО «Дрофа», 2003.
  • Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель       Москва    2003.
  • Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М., 1992.
  • Лубышева Л.И. Возрастное развитие движений ребенка // т Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1997. – № 4. – С. 56–60 .
  • Лях В.И., Зданевич А.А.  Комплексная программа физического воспитания  учащихся 1-11 классов  Москва «Просвещение» 2007.
  • Смирнов  Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной
  • школе», Москва, 2002 г.
  • Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений – М.; 2002
  • Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.:1991
  • Физкультминутки для учителя и ученика: методическое пособие.- 2 изд. испр. и доп. издательство ПОИПКРО, 2004

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», г.о. Спасск-Дальний, Приморский край

Калеков  Сергей Иванович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы по формированию у ребят сознательного отношения к собственному здоровью и личной безопасности

Взаимодействие семьи и школы в воспитании у ребят сознательного и ответственного отношения  к собственному здоровью и личной безопасности. Материал может быть использован для родительского собран...

Необходимые условия формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся.

Низкий уровень здоровья школьников вызывает большую тревогу. Создатель здоровьеоберегающей педагогики академик В. Ф. Базарный относит здоровье к категории педагогической, т. к. «видовые резервы ...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии».

Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии»....