Статья "Квест как форма внеурочной деятельности"
статья

Пуляева Виталия Александровна

В статье представлен опыт разработки метапредметных квестов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kvest_kak_forma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Квест как внеурочная форма деятельности по математики для формирования экологической культуры подростков

Пуляева В.А.

МБОУ «СОШ №40» г.Ангарска

        Экологические проблемы возникли не сегодня. Поэтому на протяжении долгого времени человек пытается, прежде всего, сохранить самого себя. Однако без изменения сознания человека все планы по спасению природной среды останутся невыполнимыми.

        Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современного мира и пути их разрешения;
  • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологического поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению и улучшению окружающей среды; развитие активной деятельности по охране окружающей среды.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения уделено особое внимание внеурочной деятельности школьников, определено особое пространство и время в образовательном процессе;  сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде.

        Одним из условий формирования экологической воспитанности является использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе.Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, подростки проявляют себя эмоционально, развиваются в интеллектуальном плане.

        Одной из таких игр является КВЕСТ.

Как ни странно это звучит, первые квесты появились достаточно давно, еще до глобального распространения интернета, и имели они текстовый вид. Затем, в 80-х годах прошлого века, получили распространение графические квесты. В 90-х появились уже квесты-головоломки. Как принято говорить: все новое - это хорошо забытое старое. Видимо, благодаря этому принципу, квесты в реальной жизни возвращаются снова.

Квест — это увлекательная «живая» игра для команды из нескольких человек, в специально оборудованном для этого помещении. Участникам предлагается выполнить определенное задание, ограниченное по времени. В этом необычном и захватывающем приключении вам не обойтись без смекалки, логического мышления, эрудиции, а также ловкости, координации и умения взаимодействовать с товарищами.

Задачи:

•        Организация интересного познавательного досуга, через выполнение метапредметных заданий экологической направленности, посредствам мозгового штурма;

•        Создание благоприятных условий для самоутверждения личности в коллективе на основе позитивного общения, взаимодействия в разновозрастной группе;

•        Мотивация учения и приобретения новых навыков в практико-ориентированной деятельности.

Во время подготовки и проведения игр в школе были выявлены следующие закономерности.

 Подготовка игры состоит из трех частей.

Первый этап – подготовка сценария мероприятия. Во время подготовки сценария обязательным условием игры является зашифрованное слово или фраза, которую участники игрыдолжны собрать и отгадать в ходе испытаний.

Второй этап – проведение игры-путешествия.

Квест–игра проводится по очередном посещении станций. Участники делятся на команды по 5-6 человек, проходят по станциям и выполняют задания, за которые получает слова для составления ключевой фразы по итогам игры. Причем команда должна иметь свой отличительный знак, исходя из замысла авторов сценария.

Третий этап – подведение итогов, где учитывается время выполнения всех заданий, креативность, нестандартность и логическая обоснованность решений. Рефлексия.

При решении экозадач у подростков вырабатывается:

•        умение применять в жизни числа, рассуждать о проблемах экологии  и решать нестандарные задачи;

•        экологическое воспитание подростков вырабатывает  любовь, уважение к окружающей среде;

•        развивает интерес  и усиливает значение экологии в жизни человека.    

•        развивается умение давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека.

 Использование задач с экологическим содержанием во внеклассной работе по математике создаёт условия для:

•        разъяснения сущности экологических терминов, употребляемых в задачах;

•        формирования некоторых представлений об экологии страны;

•        воспитания бережного отношения к национальному богатству страны;

•        ознакомления с применением некоторых математических методов в экологии.

Математические задачи могут быть направлены на сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры. После квест-игр необходимо проводить небольшое обсуждение, дискуссию или рефлексию, в ходе которых у подростков формируется экологическое сознание.

Конечно, нужно много времени для подготовки, но эти затраты оправдывают результат. А математические задачи с экологическим содержанием получаются и познавательные, и интересные и обеспечивают овладение учащимися программным материалом.

В процессеквест-игры  у  школьников  формируются  личностные, познавательные,  коммуникативные  и регулятивные  универсальные  учебные  действия.

Литература:

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  2. Ефимов, Т.Н. «Учебно-исследовательская деятельность обучающихся как средство повышения качества реализации ФГОС 2-го поколения» Сборник научных статей «Инновации в образовании» выпуск 2, СпбАППО, 2011г.
  3. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательныйквест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
  5. Чернухин О.А. Экологическое воспитание школьников в условиях реализации образовательных стандартов второго поколения. Учебно - методическое пособие. – Новосибирск: Немо-Пресс, 2012.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления и формы внеурочной деятельности по ФГОС.

Презентация на тему "Направления и формы внеурочной деятельности по ФГОС" ....

школьный интеллектуальный клуб - как форма внеурочной деятельности

Материал очень старый. Это не руководство к действию, а скорее информация к размышлению. Кстати, клуб, пусть и в несколько модифиицрованном виде существует и по сей день. В 2021 году ему исполнилось 2...

Опыт работы "Предметная неделя по кубановедению как одна из форм внеурочной деятельности в системе преподования курса"

Описание опыта работы по организации внеурочной деятельности в форме предметной недели. Модель предметной недели....

Туризм как форма внеурочной деятельности по физике.

Статья - обобщение опыта внеурочной деятельности на границе физики и туризма и презентация с тезисами статьи....

Формы внеурочной деятельности в процессе обучения английскому языку

Внеурочная работа по английскому языку имеет большое обучающее, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания языка, но также способствует расши...

Конференция, как форма внеурочной деятельности по предмету

Презентация по педагогике, представленная на методическое объединение учителей биологии...

Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

Выступление на кафедре естественно-математического цикла...