Портфолио ученика в системе оценки качества образования
статья
Портфолио и самооценка тесно связаны друг с другом, так как портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио ученика в системе оценки качества образования
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само - и взаимооценки дают учащимся возможность эффективно управлять своей учебной деятельностью, способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, ответственности за их результаты. Самооценка в младшем школьном возрасте носит еще неустойчивый характер, и поэтому ее перестройка из повышенной или пониженной в адекватную может происходить не слишком болезненно, если воспитатель вовремя обратит на это внимание. Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя.
Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.
Портфолио и самооценка тесно связаны друг с другом, так как портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений.
Таким образом, традиционная система оценки, ориентированная в основном на контроль и проверку полученных знаний и умений, в стандартах второго поколения трансформируется в систему, направленную на управление учебным процессом и обеспечение его качества.
В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:
- готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
- потребность в активной познавательной деятельности.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разрабатывается система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфолио, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио учеников начальной школы рекомендуется включать выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных как в ходе обязательных занятий, так и в ходе факультативов; систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.); материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Основное назначение портфолио в период предпрофильной подготовки – это накопление документальных подтверждений того, что ученик может обоснованно претендовать на занятие места в классе с определенным профилем обучения. Портфолио в системе профильного обучения служит для накопления документальных свидетельств успешности школьника по выбранному профилю обучения, обеспечивая ему рейтинговое место в группе одноклассников либо соискателей конкурсного места в ВУЗе. Портфолио ученика представлено двумя составляющими: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть отражает уровень достижений академических знаний обучающегося, определенных ФГОС и уровнем образования в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией обучающегося. Вариативная часть портфолио ученика представляет собой портфолио внешних достижений и портфолио личностного развития.
Портфолио внешних достижений состоит из трех блоков – портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов. Основное назначение каждого из этих блоков заключается в накоплении документальных данных, свидетельствующих об успешности во внеучебной деятельности школьника и динамике ее развития.
Портфолио личностного развития – это изучение школьником особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств личности обучающегося.
Основные цели и задачи портфолио:
- Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
- Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.
- Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.
- Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста.
- Приобретение навыков саморефлексии,формирование умения анализировать собственные интересы,склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.
Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
- направлено на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Работая с портфолио, школьник:
- формирует навык самоконтроля и самооценки;
- может видеть своё продвижение.
Учитель:
- наглядно видит процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную и целенаправленную коррекцию;
- делает отметку содержательной и для ученика и для родителей;
- делает оценку работы оптимистичной.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное
Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Идея учебного портфолио становится сегодня всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. Технология «Портфолио» наиболее актуальна в средней и старшей школе, где в рамках предпрофильной подготовки формируется портфолио достижений учащегося, куда включаются важные показатели учебной и внеучебной деятельности. Это помогает школьнику осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование системы оценки качества образования в МБОУ СОШ № 7
Цель формирования оценки качества образования. Система количественных и качественных показателей. Структура соуправления качеством образования. Инновационно-методическое поле....
«Сенситивные периоды развития физических способностей учащихся в рамках применения технологий на различных уровнях системы оценки качества образования»
Материал о роли сенситивных периодов в развитии физических качеств....
ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»
Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...
ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО
Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО ( из опыта работы)...
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...
Внутренняя система оценки качества образования: оценка метапредметных результатов в рамках текущего контроля
Сборник по итогам инновационной площадки 2017....
Реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества образования» за 2016 – 2017 учебный год
реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества ...