«Сенситивные периоды развития физических способностей учащихся в рамках применения технологий на различных уровнях системы оценки качества образования»
методическая разработка по физкультуре по теме

Мосеев Сергей Викторович

Материал о роли сенситивных периодов в развитии физических качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon senzitivnye_periody.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                Российская Федерация

                                   Ямало-Ненецкий Автономный Округ

                        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                дополнительного образования детей

                          детско-юношеская спортивная школа «Олимп»



                                  Мосеев Сергей Викторович









     «Сенситивные периоды развития физических способностей

       учащихся в рамках применения технологий на различных

      уровнях системы оценки качества образования»




















                                                     г. Губкинский

                                                                               2011


Мальчик, который не решается прыгнуть с берега в речку, вряд ли сможет стать летчиком. Не стоит ждать успехов на музыкальном поприще от подростка, если на него оказывают одинаковое воздействие симфония Моцарта и гудение пылесоса. И многие виды спорта предъявляют к человеку не менее жесткие требования, чем авиация или музыка.

Проблема способностей волновала людей еще в глубокой древности. По свидетельству историков науки, понятие о способностях в научный обиход впервые ввел древнегреческий философ Платон (428 – 348 гг. до н.э.).  В своей второй книге – «Государство» - он подчеркивает, что нет двух одинаковых людей, каждый отличается от другого своими природными дарованиями, один пригоден для одного занятия, второй – для другого. Ему же принадлежит идея о необходимости отбора к военной службе на основе оценки их способностей с помощью тестов.

Способности нельзя рассматривать как скрытые до поры до времени внутренние возможности человека. Они всегда есть производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности. О способностях мы судим по деятельности. Самое же существенное в том, что в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Выделяют различные компоненты способностей: степень развития одних компонентов в большей мере зависит от наследственных факторов, других – от средовых (методики тренировки, условий жизни, питания, материально-технической базы и т. д.).

Выдающееся спортивное достижение – это результат не только упорных тренировок, но также и экстраординарных наследственных и врожденных данных, которыми обладает спортсмен.

Под развитием физических способностей понимается единство наследственного и педагогически направленного изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

Двигательные действия вызывают функциональную активность соответствующих органов и структур. Закрепляясь количественными и качественными перестройками в организме, функциональная активность в свою очередь находит выражение в том же самом или ином двигательном действии человека.

Воспитание физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека, которые развиваются на основе определенных закономерностей. Среди этих закономерностей, в качестве ведущих выделяют: гетерохронность, этапность, фазность и перенос в развитии способностей.

Гетерохронность (разновременность) развития устанавливает, что в процессе биологического созревания организма наблюдаются периоды интенсивных количественных и качественных изменений отдельных его органов и структур. Если в эти периоды оказывать педагогические воздействия на опережающие в своем развитии органы и структуры, то эффект в развитии соответствующих физических способностей значительно превысит результат, достигаемый в периоды их относительной стабилизации.

Например, способность длительно поддерживать работу в режиме большой интенсивности обусловлена функцией аппарата, продуцирующего энергию. Его производительность, выражающаяся максимальным потреблением кислорода, интенсивно возрастает в возрасте от 7 - 8 до 9 – 10 лет. В результате предельное время работы в режиме большой мощности увеличивается в среднем на 50%. Если в этом возрасте воздействовать на развитие аэробных возможностей организма посредством циклических упражнений в диапазоне нагрузок от умеренной мощности до большой мощности (бег, передвижение на лыжах и т.п.), то дополнительный прирост предельного времени работы составит 35 – 45%. В теории физического воспитания подобные периоды получили название сенситивных (чувствительных) периодов см. таб.

Периоды интенсивного развития той или иной физической способности у представителей мужского и женского пола не совпадают. Как правило, на момент начала интенсивного развития большинства способностей девушки обгоняют подростков на 1,5 – 2 года. В связи с тем, что каждая физическая способность имеет свой сенситивный период, а каждое физическое качество выражается совокупностью соответствующих физических способностей, сенситивный период для каждого физического качества определяется по его ведущей способности (группе ведущих способностей).



       ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ


                              ВОЗРАСТ

7

8

8

9

9

10

10

11

11

12

12

13

13

14

14

15

15

16

16

17


силовые

способности

собственно

силовые способности

скоростно-силовые

способности




скоростные

способности

частота движений

скорость одиночного

движения

время двигательной

реакции




способности

к длительному

выполнению

работы

статический режим

динамический режим

зона максимальной

мощности

зона субмаксимальной

интенсивности

зона большой

интенсивности

зона умеренной интенсивности






координационные

способности

простые

координации

сложные координации

равновесие

точность движений

гибкость


        - девочки                       - мальчики                       - девочки и мальчики

Этапность развития устанавливает, что по мере выполнения одной и той же нагрузки эффект развития способностей снижается. Чтобы постоянно поддерживать его на высоком уровне, необходимо изменять содержание нагрузки, условия её выполнения. Развитее физических способностей при относительно длительном использовании постоянной нагрузки характеризуется тремя этапами: начального воздействия, углубленного и этапом несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма.

Этапу начального влияния нагрузки свойственен широкий спектр воздействия на организм, когда развитие одной физической способности может сочетаться с развитием других способностей. Для этапа, как правило, характерны неадекватные реакции организма в ответ на выполняемую нагрузку, низкая экономичность механической работы.

Этап углубленного воздействия наступает по мере неоднократного выполнения упражнения с одной и той же нагрузкой. Происходит суммирование направленных воздействий на развиваемую физическую способность, развитие её отдельных компонентов. Расширяются возможности соответствующих органов и структур, совершенствуется их взаимосогласованность, повышается экономичность работы.

Этап несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма характеризуется снижением или почти отсутствием развивающего эффекта. Для того чтобы повысит эффект воздействия, необходимо изменять содержание нагрузки (увеличить мощность работы, её продолжительность, или условия выполнения упражнения), как бы перевести развитие способностей на предыдущие этапы.

Фазность развития устанавливает зависимость эффекта педагогического воздействия от состояния физической работоспособности организма. Во время выполнения двигательного действия выделяются четыре фазы физической работоспособности организма: нарастающей работоспособности (врабатывания), относительной стабилизации, временного снижения и повышенной работоспособности (эффект последействия).

Фаза нарастающей работоспособности наблюдается в начале выполнения любого двигательного действия и характеризуется тем, что не все органы и структуры организма, включенные в данное действие, достигают своего необходимого функционального уровня одновременно. Это изменяет направленность педагогического воздействия, не позволяет акцентировано влиять на развиваемую способность.

Фаза относительной стабилизации определяет готовность органов и структур организма к адекватному восприятию нагрузки.  Содержание выполняемого двигательного действия позволяет направленно развивать соответствующие физические способности.

Фаза временного снижения связана с прогрессивно наступающим утомлением и проявляется как во время работы, так и после её окончания. Она характеризуется тем, что под влиянием нарастающего утомления органы и структуры организма снижают свою активность неодновременно, что позволяет направленно воздействовать на некоторые из них. Вместе с тем, и это очень важно для практики, развитие отдельных физических способностей (силовых, выносливости) наиболее эффективно осуществляется именно на этой фазе работоспособности организма (развитие через утомление).

Фаза повышенной работоспособности наблюдается после выполнения физической нагрузки, когда организм не только восстанавливает свой израсходованный потенциал, но и существенно увеличивает его, превышая дорабочие величины. Если в фазе повышенной работоспособности оказать повторное воздействие, то происходит поступательное развитие органов и структур организма, а следовательно, развитие соответствующих физических способностей.

Перенос развития устанавливает наличие связи между уровнями развития нескольких физических способностей. Если при развитии какой- либо физической способности один или несколько её компонентов представлены в структуре другой способности, то последняя будет развиваться, хотя и не столь интенсивно. Перенос в развитии физических способностей может осуществляться как внутри какого-либо качества, так и между отдельными физическими качествами. Если человек  в поднятии тяжести повысил уровень силовых способностей, то это отразится на росте скоростно-силовых способностей, например в метании гранаты или толкании ядра. Если же человек развил способности выдерживать высокие нервно-эмоциональные нагрузки, то эта способность будет проявляться при реализации нескольких физических качеств.

Для  того, чтобы  получить должный эффект от занятий физическими упражнениями,  необходимо выполнять регламентированные  по структуре и дозе физические нагрузки.

Другими словами, учитель  физической культуры должен точно знать, что, как и  сколько делать.

Нагрузка в физической культуре  и спорте понимается  как воздействие  физических упражнений на организм  учащихся. Для того чтобы  охарактеризовать ее, необходимо ответить на следующие вопросы:

- для чего, с какой целью выполняется нагрузка?

- каков ее результат – тренировочный эффект?

- на что она действует, т.е. какова ее направленность?

- какова величина нагрузки?

- каков метод выполнения нагрузки?

Можно выделить  три основные цели, для достижения которых  выполняется физическая нагрузка. Это  достижение  спортивного результата, укрепление здоровья,  подготовка к какой-либо деятельности.

В соответствии  с поставленной целью   планируются и ставятся задачи  по развитию  конкретных  физических качеств, групп мышц, необходимых для  достижения  цели. И определяется воздействие нагрузки на организм.

По своему воздействию  на организм  нагрузки могут быть:

- развивающими

- поддерживающими

- реабилитационными

- активирующими

- подготовительно-стимулирующими

- обучающими

Эффект физической нагрузки во время или после  одного занятия определяется понятием  - срочный тренировочный эффект (СТЭ)

Результат суммирования (интеграции) нескольких СТЭ, полученных вследствие  повторения развивающих нагрузок, определяется  понятием  - кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ). Он основан на стуктурно-эмоциональных изменениях в организме, в его мышечных и нервных клетках, в дыхательной, сердечно-сосудистой и эндокринной системах

Направленность  нагрузки – это адрес, указание, на что она действует – на двигательное качество, на группу мышц и т.п.

Величина нагрузки – это мера воздействия упражнений на организм, она характеризуется объемом  и интенсивностью нагрузки

Для развивающего и поддерживающего  тренировочного эффекта необходимо, чтобы однократная  направленная нагрузка достигала величины (по параметрам  объема и интенсивности), достаточной  для активизации генетического аппарата клеток (до усталости). Если объем нагрузок меньше  порогового уровня, то он активизации  не производит. Для того чтобы получить  КТЭ, выражающийся в поддержании или развитии физических качеств, необходимо, чтобы повторное выполнение нагрузки  проводилось на фоне  следа от предыдущей.

Суммирование СТЭ от каждого занятия в КТЭ возможно только  при определенной  продолжительности интервалов  между занятиями. Оптимальный интервал для повторного  выполнения соответствующей  развивающей  или поддерживающей нагрузки 24-48 часов. При более длительном интервале след слабеет, но он остается  примерно 96 часов (4 суток). При интервале в 120 часов повторная нагрузка  будет выполняться, как бы вновь.  Следовательно, нагрузки,  выполняемые  редко (например,  один раз в неделю) в физическом воспитании   для развития  физических качеств  неэффективны.

Оптимальной нормой для  развивающих и поддерживающих нагрузок будут как минимум трехразовые занятия в неделю. При двукратной развивающей нагрузке  в неделю КТЭ  существенно меньше, прирост физического качества  происходит медленнее.

                               

                                     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

      Я.С.  Вайнбаум «Дозирование  физических нагрузок школьников» Просвещение, М.:1991г.

Б.А. Ашмарин и др. «Теория и методика  физического воспитания» - М., Просвещение, 1990г.

Ю.Ф. Курамшин, В.М. Поповский «Найдите свой талант», - Л.: Лениздат, 1987 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование системы оценки качества образования в МБОУ СОШ № 7

Цель формирования оценки качества образования. Система количественных и качественных показателей. Структура соуправления  качеством образования. Инновационно-методическое поле....

ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»

Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения  «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

Реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества образования» за 2016 – 2017 учебный год

реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества ...

ПРОГРАММА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОГРАММАМЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВАОБРАЗОВАНИЯ»...