Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа)
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования .
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Формы проведения ГИА 9 – основной государственный экзамен (ОГЭ)
ОГЭ – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как правильно подготовится к ЕГЭ | 24.88 КБ |
plan_esse.ppt | 2.65 МБ |
План -познание | 54.5 КБ |
План-общество | 155.94 КБ |
План-культура | 52.15 КБ |
План-политика | 94.44 КБ |
rossia_v_1941-1945.pdf | 244.35 КБ |
daty_istorii.docx | 28.94 КБ |
tablitsy_vseobschaya_istoria.pdf | 661.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Как правильно готовиться к ЕГЭ.
Оцените объективно свои знания
Только не надо себя обманывать! "В принципе, у нас все неплохо, - часто говорят мне родители в первом телефонном разговоре, - В школе у ребенка четверки и даже пятерки, вот только пробный ЕГЭ "случайно" написал на два! Волновался, наверное".
Друзья! Если человек действительно знает предмет на четверку, он не сможет сдать экзамен на два, даже если находится в бессознательном состоянии. Не обольщайтесь! Случайность - это не двойка на пробном экзамене, а водопад четверок и пятерок, который обрушивается на школьников в течение 11 лет учебы. К сожалению, практика показывает, что 90% школьных оценок - липа! Не будем сейчас говорить о причинах этого явления (более подробно об этом можно почитать здесь), а лучше подумаем, как поставить самому себе (или своему отпрыску) объективную оценку.
Могу предложить несколько вариантов:
- воспользуйтесь тестами по химии и по математике на данном сайте;
- купите сборник тестов ЕГЭ по соответствующему предмету и попробуйте решить несколько вариантов (только честно, без списывания и без помощи друзей!);
- обратитесь за консультацией к квалифицированному репетитору, попросите его оценить текущий уровень знаний и составить программу подготовки к экзамену.
Поставьте перед собой реалистичную цель. Учитывайте временные ограничения
Если до ЕГЭ осталось четыре месяца, в текущий момент вы едва способны решить 3-4 простейшие задачи, а замахиваетесь на 90 баллов, боюсь, что вас ждет разочарование! Для выхода на уровень 80 баллов по математике даже весьма способному школьнику потребуется 1,5 - 2 года интенсивной работы.
Очень трудно четко сформулировать, что такое реалистичная цель. Слишком много переменных приходится учитывать. Играют роль и начальный уровень ученика, и его способности, и уровень мотивации, и, конечно, запас времени. Опытный репетитор уже после одного - двух занятий понимает, на что может рассчитывать тот или иной его подопечный. Непрофессионал очень часто в разы может преувеличивать или преуменьшать возможности ребенка.
Попробую дать лишь несколько ориентиров на примере типичных ситуаций. Итак,
Типичная ситуация | Прогноз |
Готовимся к ЕГЭ по математике, имеем год в запасе, текущий уровень "ниже плинтуса". | Можем рассчитывать на 60 баллов на экзамене, максимум - на 65 при условии интенсивной работы. |
Готовимся к ЕГЭ по математике, имеем год в запасе, в настоящий момент можем решить около 50% заданий из первой части. | Реалистичный прогноз: 70 - 75 баллов. |
Готовимся к экзамену по математике, имеем двагода в запасе, в настоящий момент можем решить около 50% заданий. | Можем подняться даже выше 90 баллов. Уровень 80 баллов при нормальной работе практически гарантирован. |
Готовимся к ЕГЭ по химии, имеем год в запасе, текущий уровень "ноль с минусом". | Можем рассчитывать на 70 - 75 баллов на реальном экзамене (при интенсивной работе в течение года). |
Хотим сдать ЕГЭ по химии, в школе - "реальная" четверка, год запасе. | 80 - 90 баллов - достижимый результат. |
Мечтаем получить 100 баллов на ЕГЭ по химии, имеем два года впереди и огромное желание работать. Выполняем все домашние задания, трудимся регулярно. | Мечта о 100 баллах может стать явью. |
Полгода до ЕГЭ по математике, неуверенно знаем даже таблицу умножения. Можно ли сдать экзамен хотя бы на минимальный балл? | Да, можно. Необходимо найти профессионального репетитора и начать серьезно работать. |
Аналогичный вопрос для химии. | Безусловно, можно. |
До экзамена два - три месяца. Знания на нуле. Можно ли на что-то надеяться? | Можно рассчитывать лишь на сдачу ЕГЭ на минимальный балл, да и то при условии интенсивной работы под руководством репетитора экстракласса. |
Составьте программу занятий
Итак, к началу Июня вы планируете уверенно решать, например, десять задач в тесте. В настоящее время вы способны выполнить 2-3 задания. Возьмите лист бумаги, ручку и попробуйте набросать примерный план работы: Декабрь будет посвящен задачам В1 и В4, Январь - В2 и В5 и т. д. Если Вы готовитесь к ЕГЭ с репетитором, ситуация упрощается: это он должен будет составить план и следить за его реализацией. Если готовитесь самостоятельно, покажите ваш план школьному учителю; возможно, что-то надо будет подкорректировать.
Вероятно, в ходе подготовки в план будут вноситься некоторые изменения. Это нормальное явление.
Дайте себе запас времени
Важно понимать, что жизнь вносит свои коррективы в любой план. Вы можете заболеть, экзамен могут перенести на более ранний срок, выяснится, что казавшаяся вам очень легкой тема, на деле, потребует бОльших усилий и т. п.
Вы должны предусмотреть резерв времени. Скажем, вы уже знаете, что ЕГЭ по математике состоится 10 Июня. Но вы должны быть полностью готовы уже к 15 Мая. Если возникнут какие-то проблемы, вы сможете решить их за оставшееся время. Если проблем не возникнет, вы сможете лишний раз повторить пройденный материал, или даже поработать над более сложными примерами.
Периодически контролируйте себя
Любая подготовка теряет смысл, если вы не будете постоянно следить за выполнением своего плана. После каждого занятия организуйте для себя небольшую контрольную работу. Все выполненные задания проверяйте по ответам (но не подгоняйте под ответ!) Периодически устраивайте для себя пробный ЕГЭ: можно воспользоваться сборниками экзаменационных тестов или материалами из Интернета. Главное - чтобы экзамен был максимально объективным. Не подсматривайте в учебники, решайте задачи в "экзаменационной обстановке", попросите друзей или родителей проверить вас.
Ваши результаты должны постепенно улучшаться. Если прогресса не наблюдается, необходимо менять систему подготовки: воспользоваться другим учебником, уделять занятиям больше времени, обратиться к помощи репетитора.
Готовьтесь к ЕГЭ каждый день
Я понимаю, что сегодня у друга день рождения, а завтра - важная контрольная в школе, а послезавтра - Новый год. Вчера болела голова, а позавчера обещали столкновение Земли с астероидом (и зачем вообще тогда готовиться к ЕГЭ?). Нет, друзья, так дело не пойдет! Если вы планируете заниматься от случая к случаю, раз в неделю или даже реже, вынужден вас разочаровать: эффективность такой работы стремится к нулю.
Ежедневные занятия по 20 минут гораздо полезнее, нежели одно двухчасовое занятие один раз в неделю. Регулярность работы - основа успеха. А друзья, праздники, социальные сети, футбол, телевизор пусть подождут до лета!
Подготовка к ЕГЭ - это не просто решение тестов
Хотелось бы еще раз предостеречь выпускников от бездумного использования многочисленных "Сборников тестов для подготовки к ЕГЭ".
Во-первых, качество большой (если не бОльшей!) части данных сборников не очень высоко (это еще мягко сказано!): масса фактических ошибок, некорректные задания и т. д.
Во-вторых, даже качественные сборники подобного типа не заменяют собой учебники, справочники и т. п. Данные книги, безусловно, имеют право на существование, но лишь в качестве вспомогательного элемента обучения. Вы можете использовать их для оценки своего начального уровня (см. выше), для периодического самоконтроля в ходе обучения.
Самое глупое, что можно придумать при подготовки к ЕГЭ, - это просто "прорешивать" (как любят говорить некоторые преподаватели) бесконечное количество тестов.
Подготовка к ЕГЭ (как и к любому другому экзамену) - это работа над определенными темами, над задачами определенных типов. Сегодня вы учитесь решать квадратные уравнения, завтра разбираете уравнения с модулями, послезавтра - вспоминаете дробно-рациональные уравнения и т. д. Переходить к следующей теме нужно лишь полного усвоения предыдущей.
Очевидно, что сборники тестов вам в подобной работе не помогут. Лучше использовать обычные школьные учебники или специализированную литературу для готовящихся в ВУЗы.
Не увлекайтесь количеством учебников
Некоторые родители готовы скупить в магазине всю литературу, имеющую хотя бы косвенное отношение к математике, физике, химии и т. п. Понимаю, трудно устоять перед манящими названиями: "Сдадим ЕГЭ на 100 баллов!", "Сборник самых сложных задач ЕГЭ с подробными решениями", "Подготовься к ЕГЭ за 3 месяца!" и т. п. Признаюсь, иногда страшно даже войти в комнату школьника - настолько маленьким и беззащитным он выглядит на фоне многочисленных полок с учебниками, справочниками, сборниками тестов.
В действительности, это именно тот случай, когда количество не переходит в качество. Открою вам страшную тайну: 95% литературы для выпускников, присутствующей на книжном рынке, - бумажный хлам, не заслуживающий ни малейшего интереса. За последние 100 лет (да-да, сто, это не ошибка!) выпущено не более полутора десятков книг, которые действительно могут помочь абитуриенту подготовиться к экзамену по математике. В физике и химии - аналогичная ситуация. Все эти пособия прекрасно известны репетиторам, и вопрос лишь в том, чтобы выбрать из этих десяти-пятнадцати книг две - три, которые лучше всего подойдут именно данному выпускнику с учетом его способностей, знаний и оставшегося до ЕГЭ времени.
Не собирайте у себя дома коллекцию красивых обложек! Выберите (возможно, с помощью репетитора или школьного преподавателя) достойные пособия (не более 3 по каждому предмету!) и используйте их на 100%. Не думайте, что чем больше однотипных задач вы решите, тем лучше подготовитесь к экзамену. Важно не количество, а качество!
Не забывайте о своей биологической природе
В здоровом теле - здоровый дух! Все ваши усилия будут малоэффективны, если вы будете спать по два часа в сутки, питаться синтетической колбасой и запивать ее синтетической колой. Не издевайтесь над своим организмом! Спите не менее 8 часов. Дышите свежим воздухом. Старайтесь полноценно питаться. Занимайтесь спортом (но не переусердствуйте!) Ограничьте "общение" c компьютером.
Уважаемые товарищи родители! Ваш ребенок готовится к ответственному экзамену. Постарайтесь обеспечить ему физический и душевный комфорт. Следите, чтобы он нормально отдыхал, нормально питался и т. д. Не надо "грузить" его семейными проблемами, постарайтесь освободить его от лишних обязанностей. Позаботьтесь о том, чтобы занятия проходили в комфортных условиях: у ребенка должен быть собственный стол с хорошим освещением (а еще лучше - собственная комната!), весь набор необходимых учебных материалов (включая электронные). Постарайтесь не отвлекать его во время работы (громкость телевизора, например, можно уменьшить, а слишком энергичного младшего брата увести на прогулку). Если ваш сын выполняет домашние задания на подоконнике в кухне, а его учебники хранятся на балконе, не надо ждать от него выдающихся результатов.
Не перенапрягайтесь накануне экзамена
Некоторые, вероятно, считают, что подготовиться к ЕГЭ можно за 2-3 дня. Это неверно! Никакие "сверхусилия" в последние дни перед экзаменом не сделают из хронического двоечника второго Лобачевского. Излюбленная российская привычка - заниматься повторением в ночь перед сдачей теста. Естественно, толку от такой "учебы" - на копейку, а вот головная боль на экзамене гарантирована!
Друзья! Начинать изучение математики (или химии, или физики - нужное подчеркнуть) за 48 часов перед ЕГЭ уже поздно. У вас была прекрасная возможность ознакомиться с этим предметов в течение 11 лет учебы в школе. Сейчас уже не время что-либо менять. Никакие психологи, колдуны, астрологи, гипнотизеры не добавят к вашей оценке ни одного балла. Ваши результаты не улучшатся, даже если вы все эти 48 часов проведете в обнимку с учебником.
Не нужно всего этого! Расслабьтесь! Погуляйте в парке (лето на дворе!), посмотрите хорошую комедию. Забудьте на время, что вы еще школьник. Не надо наращивать продолжительность занятий, наоборот, лучше ее немного уменьшить. Перед экзаменом следует хорошо выспаться, а не заниматься зубрежкой.
Настройтесь на позитивную волну! Думайте не о том, что вы не успели выучить, а о том, что вы твердо знаете. Мысленно окиньте взором те несколько лет, которые вы изучали в школе данный предмет. Как много вы успели усвоить!
И вновь обращаюсь к родителям
Дамы и господа! Завтра ваш отпрыск сдает ЕГЭ по химии, математике или любому другому предмету. Пожалуйста, не читайте ему (ей) лекций на тему: "Завтра самый ответственный день в твоей жизни!" Не надо пить литрами валерьянку, тем более поить ею ребенка. Не надо говорить: "Если ты не сдашь экзамен, у меня случится инфаркт!"
Оставьте ребенка в покое. Во-первых, он и сам чувствует, насколько все важно. Во-вторых, если в свои 17 лет, он (она) все-таки этого не чувствует, ситуация безнадежна; вы уже никогда ничего не сможете объяснить.
Не надо преувеличивать сложность проблемы, лучше, наоборот, немного ее преуменьшить. Делайте вид, что ничего особенного не происходит. Да, завтра будет экзамен, но таких экзаменов в человеческой жизни будет еще очень много. Да, ЕГЭ можно сдать лучше или хуже, но жизнь на этом не заканчивается.
Ни в коем случае не заставляйте школьника в последние дни перед ЕГЭ работать с утра до вечера! Новых знаний не добавится, а вот дополнительная порция негатива обеспечена.
И, главное, постарайтесь сами не волноваться. Ребенок тонко чувствует ваше настроение. Будете спокойны вы - комфортнее будет и ему. Поверьте, переживать уже поздно.
Заглядывая в прошлое (или в будущее)
Знаете, когда можно (и нужно!) было волноваться? Пару лет тому назад, а еще лучше - за 4 - 5 лет до экзамена!
Волнуйтесь, если ваш сын - девятиклассник не может решить простейшее квадратное уравнение! Переживайте, если ваша дочь тратит на домашние задания по десять минут в день и уверена, что этого достаточно. Падайте в обморок, когда семиклассник складывает одну вторую с одной четвертой и получает в итоге 2/6.
Но волнуйтесь не впустую, а продуктивно. Пусть волнение побуждает вас (и ребенка) к действию! Смените школу, уделяйте больше внимания проверке ДЗ, пригласите репетитора, если дела совсем плохи. Лечите болезнь на ранних стадиях, не ждите перехода в хроническую форму.
Вот тогда ни вам, ни вашему отпрыску не придется волноваться перед этим "ужасным" ЕГЭ. Ибо все волнения ваши - это показатель неуверенности в себе, а неуверенность проистекает от недостатка знаний. Поверьте моему опыту: выпускники с "железобетонной" подготовкой не волнуются и не падают в обморок.
Учитесь в школе "реально", а не формально, и все будет хорошо!
Успехов вам!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое эссе по обществознанию? Слово «эссе» произошло от латинского exagium( взвешивание). К нам пришло из французского языка. Буквально переводиться как опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Жанровые особенности эссе: Наличие конкретной темы или вопроса; Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления; Небольшой объем; Свободная композиция; Свободное владение темой; Многоаспектный взгляд на явление; Парадоксальность; Внутреннее смысловое единство; Согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция; Открытость: оно не претендует на полный законченный анализ.
Специфика эссе по обществознанию Эссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания, т. е к одной из шести базовых гуманитарных наук: философии, социальной психологии, экономики, социологии, политологии, правоведения. Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а также в представлении и обосновании собственной позиции. При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального и личного опыта. Эссе – это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний.
Критерии оценивания эссе Критерий К1 является определяющим. Если выпускник не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов , то ответ дальше не проверяется. Пот остальным критериям (К2,К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов. Таким образом, несмотря на творческий характер к содержанию эссе по обществознанию предъявляются вполне конкретные, четкие требования.
Организация работы по написанию обществоведческого эссе Этапы работы над эссе: Написание эссе в черновом варианте. Анализ содержания текста. Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного материала. Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.
Процесс создания чернового варианта эссе Для работы необходим черновик. На листах черновика должны быть широкие поля, чтобы вносить исправления и дополнения. Писать нужно только с одной стороны листа, так как на обороте можно записывать цитаты, примеры, которые могут быть использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опровержения суждений. Создать в черновике своего рода бланк или матрицу, обозначив основные структурные элементы будущего эссе.
Образец черновика 1.Цитата 2.Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность 3.Смысл высказывания 4. Собственная точка зрения 5. Аргументация на теоретическом уровне 6. Примеры 7. Вывод
Как выбрать одно из шести предложенных высказываний Прочитайте все имеющиеся в задании С9 цитаты. Определите их проблематику (тематику) и смысл. Для этого нужно ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор?» выберите наиболее «близкую» вам цитату. Мысленно ответьте себе на вопросы: С какими основными проблемами(темами) обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?
Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; четко понимаете смысл высказывания; можете выразить собственное мнение(полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его); Знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы); Сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.
Определение проблемы Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по себе высказывание автора – это лишь один подход к решению той или иной обществоведческой проблемы. Проблема является своеобразным условием задачи, к которому нужно периодически возвращаться на протяжении всего написания эссе.
Основные проблемы (темы) базовых социально-гуманитарных наук
Актуальность проблемы в современных условиях. Фразы-клише:
Определение своей позиции к высказыванию. Можно согласиться с мнением автора полностью, можно частично, опровергнув часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. Для этого нужно ответить на следующие вопросы: Согласен ли я с мнением автора или нет? Если согласен частично, то с чем согласен, а с чем нет? В чем заключается моя позиция по даному вопросу?
Фразы-клише: «Я согласен с автором в том, что…» «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания…» «Автор был прав, утверждая, что…» «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…» «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу …, но с … не могу согласиться» «А не задумывались ли вы над тем, что…?»
Обоснование собственного мнения по данной проблеме Необходимо подобрать аргументы(доказательства), т.е вспомнить основные термины, теоретические положения. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: Теоретический уровень- его основой являются обществоведческие знания(понятия, термины, противоречия, мнения ученых, мыслителей) Эмпирический уровень- здесь возможны два варианта: Использование примеров из истории, литературы и социальной реальности; Обращение к личному опыту. Для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте на вопросы: 1.Подтверждают ли они мое мнение? 2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому? 3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису? 4. Убедительны ли они?
Вывод Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном - двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающих верность или неверность суждений, являющегося темой эссе. Фразы-клише: «Таким образом, можно сделать вывод..» «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…» Здесь же можно перечислить вопросы, которые связаны с проблемой(темой), но остались нераскрытыми.
Оформление эссе Необходимо помнить, что эссе – небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы.(К1,К2,К3)
Основные ошибки и недостатки в работах выпускников
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Все даты истории России по хронологии:
- 860 – поход Руси на Константинополь
- 862 – «Призвание» Рюрика
- 882 – захват Олегом Киева
- 907 – поход Олега на Константинополь
- 911 – договор Руси с Византией
- 915-945гг. – правление князя Игоря;
- 941, 944 – походы Игоря на Константинополь, договор Руси с Византией
- 957г. – посольство княгини Ольги в Константинополь
- 962-972гг. – правление князя Святослава
- 964-972 – походы Святослава
- 978/980-1015 – княжение Владимира Святославича в Киеве
- 988 – Крещение Руси
- 1016-1018 и 1019-1054 – Княжение Ярослава Мудрого
- 1051г. – избрание митрополитом всея Руси Илариона
- 1072г. – создание Русской Правды Ярославичей
- 1073-1076гг. – правление князя Святослава
- 1078-1093гг. правление князя Всеволода
- 1097 – Любечский съезд
- 1113-1125 – Княжение в Киеве Владимира Мономаха
- 1111г. –крестовый поход князей во главе с Владимиром на половцев
- 1125-1132 – Княжение в Киеве Мстислава Великого
- Начало XII в. – «Повесть временных лет»
- 1125-1157гг. –правление князя Юрия Долгорукого в Суздале
- 1136г. – изгнание князя Всеволода из Новгорода
- 1147 – первое упоминание Москвы
- 1185 – Поход Игоря Святославича на половцев
- 1157-1174гг. – правление князя Андрея Боголюбского
- 1177-1212гг. – правление князя Всеволода Большое Гнездо во Владимире
- 1185г –“Слово о полку Игореве”
- 1223 – Битва на р. Калке
- 1234-1264гг. – правление князя Даниила в Галиче
- 1237-1241 – завоевание Руси Монгольской империей
- 1240, 15 июля – Невская битва
- 1242, 5 апреля – Ледовое побоище
- 1242-1243 – Образование Золотой Орды
- 1251-1263 – правление князя Александра Невского во Владимере
- 1325-1340 – княжение Ивана Калиты в Москве
- 1327 – Антиордынское восстание в Твери
- 1345г. – основание Троицкого монастыря
- 1359-1389 – Княжение Дмитрия Донского
- 1378, 11 августа – Битва на р. Воже
- 1380, 8 сентября – Куликовская битва
- 1382 – разорение Москвы Тохтамышем
- 1389 – 1425 – княжение Василия I
- 1395 – Разгром Золотой Орды Тимуром
- 1425-1453 – Междоусобная война в Московском княжестве
- 1425-1462 – Княжение Василия II
- 1448 – Установление автокефалии Русской церкви
- 1462-1505 – Княжение Ивана III
- 1478 – Присоединение Новгородской земли к Москве
- 1480 – «Стояние» на р. Угре
- 1485 – Присоединение Тверского великого княжества к Москве
- 1497 – Принятие первого общерусского Судебника
- 1500-1503,1507-1508,1512-1522,1534-1537 – русско-литовские войны
- 1500 – битва на Ведроши
- 1505 – 1533 – Княжение Василия III
- 1533 – 1584 – Княжение (царствование) Ивана IV Васильевича Грозного.
- 1533 – 1538 – Регентство Елены Глинской
- 1547 – Принятие Иваном Грозным царского титула
- 1549 – Первый Земский собор
- 1550 – Принятие Судебника
- 1552 – Взятие русскими войсками Казани
- 1556 – Присоединение к России Астраханского ханства
- 1556 – отмена кормлений
- 1558 – 1583 – Ливонская война
- 1564 – Издание первой российской печатной книги
- 1565 – 1572 – Опричнина
- 1572 – битва при Молоди
- 1581-1585 – походы Ермака в Сибирь
- 1584-1598 – правление Федора
- 1589 – учреждение в России патриаршества
- 1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова
- 1604 – 1618 – Смута в России
- 1605 – 1606 – правление Лжедмитрия I.
- 1606 – 1610 – Царствование Василия Шуйского
- 1606-1607 – Восстание Ивана Болотникова
- 1607 – 1610 – движение Лжедмитрия II.
- 1609-1611гг. – оборона Смоленска
- 1611 – 1612 – I и II Ополчения. Освобождение Москвы.
- 1613 – 1645 – Царствование Михаила Федоровича
- 1617 – Столбовский мир со Швецией
- 1618 – Деулинское перемирие с Речью Посполитой
- 1632 – 1634 – Смоленская война
- 1645 – 1676 – царствование Алексея Михайловича
- 1648 – Соляной бунт в Москве
- 1648 – Поход Семена Дежнева
- 1649 – принятие Соборного Уложения. Оформление крепостного права в центральных регионах страны
- 1649 – 1653 – походы Ерофея Хабарова
- 1653 – реформы патриарха Никона, начало церковного раскола
- 1654 – Переяславская Рада. Переход под власть России Левобережной Украины
- 1654 – 1667 – война с Речью Посполитой.
- 1656 – 1658 – война со Швецией.
- 1662 – Медный бунт
- 1666-1667г.- церковный собор
- 1667 – Андрусовское перемирие
- 1667-1671гг. – восстание перед правительством Степана Разина
- 1670 – 1672 – Восстание Степана Разина
- 1676-1981гг. – русско-турецкая война
- 1676 – 1682 – царствование Федора Алексеевича.
- 1682—1725 — царствование Петра I (до 1696 г. совместно с Иваном V)
- 1682-1689 — Правление царевны Софьи
- 1682, 1689, 1698 — Восстания стрельцов
- 1686 — Вечный мир с Речью Посполитой
- 1687 — Основание Славяно-греко-латинской академии в Москве
- 1687, 1689 — Крымские походы
- 1689 — Нерчинский договор с Китаем
- 1695, 1696 — Азовские походы
- 1697-1698 — Великое посольство
- 1700—1721 — Северная война
- 1700 — поражение под Нарвой
- 1703, 16 мая — Основание С.-Петербурга
- 1705—1706 — Восстание в Астрахани
- 1707—1708 — Восстание Кондратия Булавина
- 1708—1710 — учреждение губерний
- 1708, сентябрь — Битва при д.Лесной
- 1709, 27 июня — Полтавская битва
- 1711 — учреждение Сената; Прутский поход
- 1714 — указ о единонаследии
- 1714, 27 июля — Гангутское сражение
- 1718—1721 — учреждение коллегий
- 1718—1724 — проведение подушной переписи и первой ревизии
- 1720 — сражение у о. Гренгам
- 1721 — Ништадтский мир
- 1721 — провозглашение России империей
- 1722 — введение Табели о рангах
- 1722—1723 — Каспийский (Персидский) поход
- 1725 — учреждение Академии наук в Петербурге
- 1725-1727 – Правление Екатерины I
- 1727-1730 – правление Петра II
- 1730-1740 – правление Анны Иоанновны
- 1741-1761 – правление Елизаветы Петровны
- 1756-1763 – Семилетняя война
- 1761-1762 – Правление Петра III
- 1762 – Манифест о вольности дворянской
- 1762-1796 – правление Екатерины II
- 1769-1774 – Русско-турецкая война
- 1770, 26 июня – Чесменское сражение
- 1770, 21 июля - сражение при Кагуле
- 1773-1775 – Восстание Емельяна Пугачёва
- 1774 – Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей
- 1775 – Начало губернской реформы
- 1783 – Присоединение Крыма к России
- 1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам
- 1787-1791 – Русско-турецкая война
- 1796-1801 – правление Павла I
- 1799 – Итальянский и Швейцарский походы русской армии
- 1801г. – присоединение Грузии
- 1801–1825 гг. – Правление Александра I
- 1802г. – Министерская реформа
- 1803г. – указ о вольных хлебопашцах
- 20 ноября 1805 г. – битва при Аустерлице
- 1806-1812гг. – русско-турецкая война
- 25 июня 1807 г. - Тильзитский мир
- 1 января 1810 г. – учреждение Государственного Совета
- 1811 – учреждение Царскосельского лицея
- 1812 г. – Бухарестский мир с Османской империей
- 12 июня – 14 декабря 1812 г. – Отечественная война 1812 г.;
- 4-5 августа 1912г. – Смоленское сражение;
- 26 августа 1812 г. – Бородинская битва;
- 2 октября 1812г. – отступление из Москвы;
- 1813 – 1814 гг. – Заграничные походы русской армии;
- 4-7 октября 1813 г. – битва при Лейпциге;
- 1815 г. – Венский конгресс
- 1817 – 1864 гг. – война на Северном Кавказе;
- 1821 г. – образование Северного и Южного обществ
- 1824 г. – открытие Малого театра в Москве
- 1825 г. – открытие Большого театра в Москве
- 14 декабря 1825 г. – восстание декабристов на Сенатской площади
- 29 декабря 1825г. – восстание Черниговского полка
- 1825 – 1855 г. – годы правления Николая I;
- 1826 г. – открытие неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевским;
- 1826-1830гг. – выпуск свода законов;
- 1828 г. – Туркманчайский мир с Персией
- 1828-1829гг. – русско-турецкая война;
- 1829 г. – Адрианопольский мир с Османской империей
- 1837 – 1841 гг. – реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева;
- 1851г.- открытие железной дороги
- 1853 – 1856 гг. – Крымская война
- 1856 г. – Парижский трактат
- 19 февраля 1861 г. – издание Манифеста об освобождении крестьян и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
- 1862 г. – учреждение Санкт-Петербургской консерватории
- 1863 – 1864 гг. – восстание в Польше;
- 1864 г. – судебная реформа;
- 1864 г. – земская реформа;
- 1866 г. – Учреждение Московской консерватории
- 1869 г. – открытие периодического закона химических элементов Д.И. Менделеевым;
- 1870 г. – возникновение «Товарищества передвижных художественных выставок»;
- 1870 г. – городская реформа
- 1877 – 1878 гг. – русско-турецкая война;
- 1878 г. – Берлинский конгресс
- 1 марта 1881 г. – убийство императора Александра II;
- 1881 – 1894 гг. – годы правления Александра III;
- 1881 г. – издание «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»;
- 1884 г. – издание нового Университетского устава;
- 1890 г. – издание нового Земского положения;
- 1892 г. – создание Третьяковской галереи(1856)
- 1894 г. – заключение союза с Францией;
- 1894 – 1917 гг. – Правление Николая II
- 1897 г. – введение золотого рубля
- 1898 г. – образование Московского художественного театра (МХТ);
- 1898 г. - создание РСДРП
- 1902г. – создание ЭСЕРОВ;
- 1903г. – раскол РСДРП;
- 1903-1904гг. – начало аграрной реформы;
- 1904 – 1905 гг. – русско-японская война;
- 9 января 1905 г. – «Кровавое воскресенье»;
- 17 апреля 1905 г. - Указ «Об Укреплении Начал Веротерпимости»;
- 14-15 мая 1905 г. – поражение русского флота в Цусимском сражении;
- 6 августа 1905 г. – Манифест об учреждении законосовещательной Государственной думы;
- 5 сентября 1905 г. – заключение Портсмутского мира;
- 7-25 октября 1905 г. – Всероссийская политическая забастовка;
- 17 октября 1905 г. – Высочайший Манифест о даровании свобод и учреждении Государственной думы;
- 9-19 декабря 1905 г. – вооруженное восстание в Москве;
- 11 декабря 1905 г. – закон о выборах в Государственную думу;
- 23 апреля 1906 г. – издание Основных государственных законов;
- 27 апреля – 8 июля 1906 г. – деятельность I Государственной думы;
- 9 ноября 1906 г. – аграрная реформа П.А. Столыпина
- 20 февраля - 3 июня 1907 г. – деятельность второй Государственной думы
- 3 июня 1907 г. издание избирательного закона;
- 1907 г. – окончательное оформление Антанты
- 1907 – 1912 гг. – работа III Государственной думы;
- 1912 – 1917 гг. – Работа IV Государственной думы
- 28 июля 1914 — 11 ноября 1918 гг. – Первая мировая война
- 1 августа 1914 г. – объявление Германией войны России;
- 1915 г. – образование Прогрессивного блока;
- май 1916 г. – «Брусиловский прорыв»;
- 26 февраля 1917 г. – расстрел демонстрации на Знаменской площади Петрограда, переход части воинских частей на сторону восставших;
- 27 февраля 1917 г. – формирование Временного Комитета Государственной думы;
- 2 марта 1917 г. – отречение Николая II.
- 1 сентября 1917 г. – провозглашение России республикой
- февраль- ноябрь 1917 г. – Великая российская революция
- ноябрь 1917-1922 гг. – Период Гражданской войны
- февраль 1917 г. – Февральский переворот и падение монархии
- 25-26 октября 1917 г. (7 - 8 ноября по новому стилю) – Октябрьский (большевистский) переворот
- Создание СНК - конец октября 1917 г.
- ноябрь 1917 г. – Принятие Декларации прав народов России
- декабрь 1917 г. – Создание ВЧК при СНК
- декабрь 1917. – Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ)
- 5-6 января 1918 г. – Учредительное собрание
- январь 1918 г. Создание регулярной Красной Армии
- 3 марта 1918 г. – Подписание большевиками Брестского мира с Германией и выход из Первой мировой войны
- Май 1918 г. – Восстание чехословацкого корпуса, начало широкомасштабной
- гражданской войны в России.
- июль 1918 г. – Восстание левых эсеров
- июль 1918 г. – принятие первой советской конституции России.
- 5 сентября 1918 г. - объявление красного террора.
- 18 ноября 1918 г. – свержение Директории и установление диктатуры А. Колчака.
- Май-октябрь 1919 г. – наступление белой армии под командованием Деникина.
- Октябрь 1919 – январь 1920 г. – общее наступление РККА против белых армий.
- 1920 г. – занятие Красной армией Азербайджана, Армении, Хивы и Бухары.
- 1920 г. – заключение Советской Россией мирных договоров с Литвой, Латвией и Эстонией.
- Апрель – октябрь 1920 г. – боевые действия в ходе советско-польской войны.
- Ноябрь 1920 г. – разгром белой армии Врангеля в Крыму.
- 1921 г. – Рижский мир с Польшей
- 1921 г. – занятие Красной армией Грузии.
- 1920-1921 гг. – Антоновское восстание.
- октябрь 1917 – январь 1924 гг. – В.И.Ленин во главе страны
- март 1921 г. – восстание в Кронштадте
- август 1920 – июнь 1921 гг. – Тамбовское восстание
- 1920 г. – принятие плана ГОЭЛРО
- 14 марта 1921 г. – переход к нэпу
- 16 апреля 1922 г. – Договор в Рапалло
- 1922 г. – завершение гражданской войны на Дальнем востоке.
- 1922 г. – создание СССР
- 30 декабря 1922г. – I всесоюзный съезд
- 1922-1924 гг. - финансовая реформа
- 1923 г. – создание Госплана
- 1924 г. – принятие Конституции СССР
- 1924 - март 1953 гг. – И.В. Сталин во главе СССР
- 1924 г. – «Полоса признания СССР»
- 1925 г. – начало разработки ежегодных народнохозяйственных планов
- 1928-1929 г. – свёртывание нэпа
- 1928 г. – Шахтинский процесс
- 1929 г. – принятие первого пятилетнего плана
- 1928-1933 гг. - первая пятилетка
- 1933-1938 гг. - вторая пятилетка
- 1929 г. – переход к сплошной коллективизации сельского хозяйства (год «великого перелома»)
- 1930 г. – ликвидация массовой безработицы, закрытие бирж труда
- 1930-1935 г. – карточная система снабжения населения
- 1932 г. – введение паспортной системы
- 1936 г. – принятие новой Конституции СССР
- 1937-1938 гг. – пик массовых репрессий
- 24 июля – 11 августа 1938 г. – конфликт на оз. Хасан
- 11 мая – 16 сентября 1939 г. – конфликт на р. Халхин-Гол
- 23 августа 1939 г. – советско-германский договор о ненападении
- 1 сентября 1939 г. – начало Второй мировой войны
- 30 ноября 1939 г. – 13 марта 1940 г. – советско-финская («зимняя») война
- 1940 г. – вхождение прибалтийских государств в СССР
- 1 сентября 1939 г. – 2 сентября 1945 г. – Вторая мировая война
- 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г. – Великая Отечественная война
- 24 июня 1941 г. – создание Совета по эвакуации
- 10 июля-10 сентября 1941 г. – Смоленское сражение
- 8 сентября 1941 г. – начало блокады Ленинграда
- 30 сентября 1941 г. – начало битвы под Москвой
- 7 ноября 1941 г. – парад войск московского гарнизона и московской зоны обороны на Красной площади
- 7 ноября 1941 г. – официальное решение США о распространении ленд-лиза на СССР
- 5-6 декабря 1941 г. – переход советских войск в контрнаступление под Москвой
- 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. Сталинградская битва
- 25 июля 1942 г. – начало Битвы за Кавказ
- 28 июля 1942 г. – приказ № 227 («Ни шагу назад!»)
- 19 ноября 1942 г. – переход советских войск в контрнаступление под Сталинградом
- 12-18 января 1943 г. – прорыв блокады Ленинграда
- 5 июля – 23 августа 1943 г. – Курская битва
- 5 августа 1943 г. – освобождение Орла и Белгорода, первый салют в Москве
- 3 августа – 15 сентября 1943 г. – партизанская операция «Рельсовая война»
- 6 ноября 1943 г. – освобождение Киева
- 28 ноября-1 декабря 1943 г. – Тегеранская конференция
- 27 января 1944 г. – полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады
- 26 марта 1944 г. – выход советских войск на румынскую границу, начало освобождения
- Красной Армией стран Европы (1944-1945)
- 6 июня 1944 г. – высадка союзников во Франции, открытие второго фронта
- 23 июня – 29 августа 1944 г. – Белорусская наступательная операция советских войск
- 1943–1944 г. – депортация «репрессированных народов» СССР
- 4-11 февраля 1945 г. – Ялтинская конференция
- 16 апреля - 2 мая 1945 г. –битва за Берлин
- 25 апреля – 26 июня 1945 г. – Конференция Объединенных наций в Сан-Франциско. Принятие Устава ООН
- 9 мая 1945 г. (по моск. вр.) – безоговорочная капитуляция Германии, окончание Великой Отечественной войны
- 17 июля-2 августа 1945 г. – Потсдамская конференция
- 9 августа-2 сентября 1945 г. – советско-японская война
- 2 сентября 1945 г. – капитуляция Японии и окончание Второй мировой войны
- Март 1946 г. – Фултонская речь У. Черчилля
- 1946-1991 – период «холодной войны»
- 1947 г. – План Маршалла
- 1946 г. – постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»».
- 1947 г. – отмена карточек на продукты и денежная реформа
- 1947-1956 гг. – деятельность Коминформбюро
- 1948 г. – дело Еврейского антифашистского комитета
- 1949 г. – создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
- 1949 г. – организация Североатлантического договора (НАТО)
- 1948 - 1949 гг. – 1-й Берлинский кризис
- 1949 г. – первое успешное испытание советской ядерной бомбы
- 1949-1950 гг. – Ленинградское дело
- 1950-1953 гг. – война в Корее
- 1952 г. – XIX съезд ВКП (б). Переименование ВКП (б) в КПСС
- 5 марта 1953 г. – смерть И.В. Сталина
- 1953-1964 гг. – Н.С.Хрущев – первый секретарь ЦК КПСС.
- 1954 г. – начало освоения целинных земель
- 1955 г. – создание Организации Варшавского договора (ОВД)
- 1956 г. – XX съезд КПСС, разоблачение культа личности Сталина
- 1956 г. – Суэцкий кризис
- 1956 г.- политический кризис в Венгрии
- 1957 г. – Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве
- 1957 г. – запуск СССР первого в мире искусственного спутника Земли
- 12 апреля 1961 г. – полет в космос первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина
- 1961 г. – второй Берлинский кризис. Сооружение Берлинской стены
- 1961 г. – XXII съезд КПСС. Принятие Программы построения коммунизма
- 1962 г. – события в г. Новочеркасске
- 1962 г. – Карибский кризис
- 1963 - космический полет первой в мире женщины-космонавта В.В.Терешковой
- 1964 г. – смещение Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС.
- 1964-1982 гг. – первый (с 1966 г. – Генеральный) секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев.
- 1965 г. – начало реформы А.Н. Косыгина
- 1968 г. – «Пражская весна» и ввод войск стран ОВД в Чехословакию.
- 1969 г. – пограничный советско-китайский конфликт
- 1972 г. – Советско-американский договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1)
- 1975 г. – заключительный этап Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки.
- 1977 г. – новая Конституция СССР
- 1979 г. - Договор с США об ограничении стратегических вооружений-2 (ОСВ-2)
- 1979 г. – ввод советских войск в Афганистан
- 1980 г. – Летние Олимпийские игры в Москве
- 1982 г. – Смерть Л.И. Брежнева
- 1982-1984 гг. – Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов.
- 1984-1985 гг. – Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко.
- 1985 г., март - избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева
- 1985 г., апрель (Пленум ЦК КПСС) - Провозглашение М.С.Горбачевым курса на ускорение.
- 1986 г., февраль – провозглашение основных направлений политики Перестройки на XXVII съезде КПСС.
- 1986 г., 26 апреля – авария на Чернобыльской АЭС
- 1987 г., январь - провозглашение политики гласности
- 1988 г. июнь-июль - ХIХ конференция КПСС
- 1989 г., февраль – вывод советских войск из Афганистана
- 1989 г., май- июнь – I съезд народных депутатов СССР
- 1990 г. 15 марта - избрание М.С.Горбачева Президентом СССР на III cъезде народных депутатов СССР
- 1990 г., май- июнь - Съезд народных депутатов РСФСР, Принятие Декларации о государственном суверенитете России.
- 1991 г., 17 марта – референдум о сохранении СССР
- 1991 г., июнь – избрание Б.Н.Ельцина Президентом РСФСР.
- 1991 г., 19-21 августа – ГКЧП и оборона Белого дома
- 1991 г., август – указ Ельцина о запрете деятельности КПСС
- 1991 г, 1 декабря – референдум о независимости Украины
- 1991, декабрь - распад СССР (Беловежские соглашения между лидерами РФ, Украины и Белоруссии). Подписание ими же Декларации о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Алма-атинская декларация о целях и принципах СНГ (21 декабря 1991 г.)
- 1992 г., 2 января – начало экономической реформы
- 1992 г. - указ Президента РФ о введении в действие системы приватизационных чеков (ваучеров), начало приватизации госимущества
- 1993, январь – подписание Договора СНВ-2 между Россией и США
- 1993 г., 25 апреля – референдум о доверии Президенту Б.Н.Ельцину и Верховному совету.
- 1993 г., 21 сентября - Указ Президента РФ№ 1400 «О поэтапной конституционной реформе», объявление о роспуске съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по новой Конституции
- 1993, октябрь – трагические события в Москве, расстрел Белого дома.
- 1993 г., 12 декабря – Принятие Конституции РФ и выборы в Госдуму.
- 1994 г., декабрь – начало военно-политического кризиса в Чеченской Республике
- 1995 г., июнь – нападение боевиков на г. Буденновск
- 1996 г. - выборы Президента РФ.
- 1996 г. – подписание перемирия в Чеченской республике.
- 1998 г., август – дефолт, финансовый кризис
- 1999 г. – возобновление военного конфликта на Кавказе.
- 2000 г. – выборы и вступление в должность Президента РФ В.В.Путина
- 2000 – создание института Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, создание Государственного Совета РФ
- 2000 - утверждение новой концепции внешней политики РФ
- 2003 - выборы в Государственную Думу
- 2004 – избрание В.В. Путина Президентом РФ на второй срок
- 2008 г. – избрание Д.А. Медведева Президентом РФ
- 2008, август – операция по принуждению к миру
- 2008 г. – Мировой финансовый кризис. Корректировка тактики социально- экономического развития в условиях финансово-экономического кризиса в РФ (2008 г.)
- 2008 г. – закон об увеличении срока полномочий Государственной Думы до 5 лет и Президента РФ до 6 лет
- 2012 г. – избрание В.В. Путина Президентом РФ
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обучающе- тестирующие системы с использованием Интернет – технологий при подготовке обучающихся к ЕГЭ по истории и обществознанию»
Создан аннотированный список ссылок Интернет- ресурсов для прохождения учащимися 9-11-х классов он-лайн тестирования при подготовке к егэ по истории и обществознанию...
Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию
Информационный проект «Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию» рассчитан на учителей истории и обществознания, учащихся 10-11 классов и их родителей....
Материалы для подготовки к прохождения аттестации учителей истории и обществознания
Представлены материалы, которые могут пригодиться учителям истории и обществознания при оформлении портфолио для аттестации....
Организационно-методические основы эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ по истории и обществознанию .
Технология подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию.Задание типа С8 - Составление детализированного плана....
План работы по подготовке к ГИА, ЕГЭ по истории и обществознанию
План работы по подготовке к ГИА, ЕГЭ по истории и обществознанию...
Методические рекомендации для студентов по подготовке к зачету по дисциплине" История" и "Обществознание"
Методические рекомендации предназначены для студентов технического профиля по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплинам «История» и «Обществознани...
Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию
Информационный проект, расчитан на учителей истории и обществознания, учащихся 10-11 классов и их родителей....