Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Информационный проект «Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию» рассчитан на учителей истории и обществознания, учащихся 10-11 классов и их родителей. Работа представлена в виде отчета эффективного инициативного опыта. Проект имеет практическую ценность, так как - это система действий педагога, школьников и родителей в период подготовки к ЕГЭ, в ней разработаны принципы работы педагога с экзаменуемыми учениками. В работе собраны материалы, которые я использую в работе с детьми.
- Шесть принципов подготовки, которые ведут к успеху на ЕГЭ.
- Особенности написания ЕГЭ (описание технология ПОПС).
- Система действий учителя истории и обществознания при подготовке выпускников.
- План работы по подготовке к ЕГЭ учителя истории и обществознания.
- План подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по истории и обществознанию.
- Алгоритм самостоятельной подготовки для выпускников, при подготовке к итоговой аттестации, в форме ЕГЭ по истории и обществознания.
- Советы родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_vystavka_2014.docx | 73.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОДОВИННОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
_________________________________________________________________
Муниципальный конкурс педагогических коллективов и учителей образовательных организаций
«Современные образовательные технологии»
Номинация «Лучший учитель»
Информационный проект
«Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию»
Подготовила: Юмадилова Надежда Владимировна - учитель истории, обществознания и МХК.
2014 г.
Краткая аннотация
Информационный проект «Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию» рассчитан на учителей истории и обществознания, учащихся 10-11 классов и их родителей. Работа представлена в виде отчета эффективного инициативного опыта. Проект имеет практическую ценность, так как - это система действий педагога, школьников и родителей в период подготовки к ЕГЭ, в ней разработаны принципы работы педагога с экзаменуемыми учениками. В работе собраны материалы, которые я использую в работе с детьми.
- Шесть принципов подготовки, которые ведут к успеху на ЕГЭ.
- Особенности написания ЕГЭ (описание технология ПОПС).
- Система действий учителя истории и обществознания при подготовке выпускников.
- План работы по подготовке к ЕГЭ учителя истории и обществознания.
- План подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по истории и обществознанию.
- Алгоритм самостоятельной подготовки для выпускников, при подготовке к итоговой аттестации, в форме ЕГЭ по истории и обществознания.
- Советы родителям.
Обоснование необходимости инновационного проекта
Сегодня, в связи с введением ЕГЭ, перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ЕГЭ? Мне, как и многим другим учителям, пришлось пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации. Эта работа была связана с глубоким анализом моего педагогического опыта, попытками извлечь из него то, что может пригодиться и в современных условиях и отказом от того, что явно устарело. Пришлось много прочитать, передумать, пересмотреть и создать свою систему подготовки выпускников к ЕГЭ. Нужно сразу сказать, что я не считаю главной целью преподавания истории и обществознания в школе подготовку к ЕГЭ. Практика показывает. Главным условием для успешной сдачи ЕГЭ является интерес ученика. Дело в том, что ЕГЭ проводится в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнить, нужно владеть определёнными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, можно сказать, не «набивший руку» на их решении, может получить низкий балл. Для молодого человека, считающего, что он знает историю, это может стать серьёзным жизненным ударом. Хорошо, если у него хватит жизненной мудрости его выдержать. Поэтому каждый учитель, действительно любящий своих учеников, просто обязан помочь детям овладеть навыками, необходимыми для выполнения тестов ЕГЭ.
Именно это проблема побудила меня взяться за работу над проектом, и поделиться своим опытом работы создав систему действий педагогов, школьников и родителей.
Цель:
Описать опыт работы и смоделировать программу действий педагогов, школьников и их родителей при подготовке к итоговой аттестации.
Задачи:
- Изучить методическую литературу по проблеме подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по истории и обществознанию;
- Проанализировать, обобщить и систематизировать собственный педагогический опыт работы;
- Описать организационно-методическое сопровождения при подготовке к ЕГЭ с целью повышения уровня собственной образовательной практики преподавания предметов «История» и «Обществознание» в условиях перехода на ФГОС на ступени основного общего образования;
- Совершенствовать систему подготовки обучающихся к успешному прохождению экзаменационных испытаний в форме ЕГЭ по истории и обществознанию с учетом новаций в процедуре проведения экзаменационных испытаний и содержании КИМов указанных предметов;
- Внедрить в практику подготовки к ЕГЭ ИКТ – технологии, как наиболее эффективный способ для получения лучших результатов.
Основное содержание проекта
Человек достигнет результата, только делая что-то сам...
(Александр Пятигорский, русский философ)
Эти слова можно отнести как к деятельности ученика, так и к деятельности учителя. Начинать педагогу необходимо с планомерной целенаправленной работы по подготовке к итоговой аттестации. Об особенностях этой подготовки я узнала из статьи Артасова И.А. О системе и принципах подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию, напечатанной в журнале
«Преподавание истории в школе», 2006. - № 9 и полностью с ними согласна. В статье говориться о том, что единый государственный экзамен по обществознанию и истории является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) общего образования. Поэтому основная подготовка учеников к ЕГЭ идет не только в 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 6-го класса. Очень важным этапом такой подготовки работу по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия. Этому соответствует Системно-деятельностный подход.
В первую очередь, конечно необходима организация системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету. В чём мне видится система работы в данном направлении?
1) в 8-м, 9-м классе – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся)
2) в 10-м, 11-м классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий уровня В и С (тесты развивающего и контролирующего характера), при этом формирование в процессе работы с тестовым материалом навыков адекватной самооценки учащихся.
А теперь остановлюсь на том можно работать в последний год подготовки к экзамену, в 11 классе.
В ходе изучения курса целесообразно усилить внимание к выработке широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на каждом занятии могут быть использованы задания на сравнение сходных процессов, явлений; классификацию социальных объектов; установление соответствия двух рядов информации; на поиск недостающего звена для подкрепления нужного вывода и т.п. Примеры подобных заданий можно найти в публикациях открытых материалов ЕГЭ.
Специальных усилий требует работа по формированию ведущих понятий курса. В особую группу уместно выделить многозначные понятия (общество, культура и др.). Важно фиксировать различные значения этих понятий, выявлять их соотнесенность, иерархичность. В практике преподавания хорошо зарекомендовал себя прием анализа понятий в «связках» (природа – общество, культура – общество, природа – культура, общество – цивилизация и т.п.).
Отдельные уроки могут проводиться в форме занятий-практикумов, занятий лабораторного типа. В ходе занятий-практикумов учащиеся с опорой на учебник, на объяснение учителя, с привлечением материалом СМИ выполняют разнообразные познавательные задания, включая и такую их разновидность, как задание-задача. На уроках лабораторного типа старшеклассники обращаются к анализу различных источников социальной информации, в первую очередь к неадаптированным научным, философским, публицистическим текстам.
Изучив опыт работы, Нечаевой М.Л. учителя истории и обществознания МБОУ Берендеевской СОШ., Лысковского района Нижегородской области. Я поняла, что содержание занятий, формы работы на уроке, способы оценивания знаний учащихся, каждый учитель определит сам в соответствии с этапом прохождения программы, уровнем подготовленности детей, их желанием изучать предмет, своим стилем общения с учащимися и т. д. Данный педагог выделяет принципы, которым желательно следовать. Я полностью с ней согласна, и мой личный опыт показывает, что учёт этих принципов ведёт к успеху.
1. Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Такие упражнения имеются в методической литературе (СНОСКА: См., например, Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В., Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов - М., 2004).
2. Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
3. Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.
4. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.
5. За 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.
6. При решении тестов (в части А и В) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечётких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как привило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.
Это основные принципы, которыми я руководствуюсь. Конечно, существует ещё много тонкостей работы с различными типами заданий ЕГЭ. Мною накоплен определённый опыт этой работы.
Так же, я поддерживаю Нечаеву М.Л. в том, что готовить учащихся к ЕГЭ по обществознанию приходилось исключительно на уроках. Практика показывает, что двух часов в неделю в 10 и 11 классах достаточно для более или менее неплохой подготовки к ЕГЭ, хотя, желательно, конечно, чтобы часов было больше. Все вышеизложенные принципы применимы и к обществознанию, но за неимением практических занятий по обществознанию все тестовые работы приходится проводить на уроках. После прохождения каждой темы учащиеся пишут проверочную работу, состоящую из заданий частей А, В, и С, с последующим подробным разбором наиболее трудных заданий.
Существует также ещё одна особенность ЕГЭ по обществознанию - необходимость написания эссе. Методика написания эссе есть во многих методических пособиях. Мне больше нравится технология ПОПС, при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:
- П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);
- О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);
- П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;
- С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).
Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.
Такова общая схема подготовки к ЕГЭ.
Далее в схеме 1 я представила то, как можно смоделировать действия по подготовке к ЕГЭ в образовательном учреждении.
Схема 1
Система действий учителя истории и обществознания при подготовке выпускников
Системно-деятельностный подход в подготовке выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
На основе данной модели действий учителя истории и обществознания могу предложить план работы учителя истории и обществознания по подготовке к ЕГЭ. Он представлен в таблице№1.
Таблица№1
План работы
подготовки к ЕГЭ
учителя истории и обществознания
в 2013-2014 учебном году
Направление работы | Мероприятия | Сроки | Отметка о выполнении |
Анализ и корректирование деятельности педагога | Мониторинг успеваемости. | 1 раз в месяц | + |
Оптимизация методов и приёмов работы на уроке | Посещение уроков, анализ посещённых уроков на заседаниях МО | По плану | + |
Контроль за уровнем знаний обучающихся | 1.Внутришкольные, районные и областные мониторинги по истории и обществознанию. 2.Организация повторения материала. 3.Уточнять список выпускников, сдающих историю и обществознание.
| По плану работы школы и УО. В течение года | + |
Совершенствование педагогического мастерства, изучение и распространение передового опыта | 1.Выступления на заседаниях МО. Мастер-класс «Особенности работы с обучающимися 10-11-х классов на уроках истории и обществознания. 2. Открытые уроки | По плану Февраль 2013 г. | + |
Работа с мотивированными обучающимися, участие в общешкольных, районных, областных и всероссийских мероприятиях. | 1.Работа над конкурсными проектами - участие в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах, олимпиадах. 2. Проведение школьных олимпиад по истории и обществознанию 3. Участие в районных олимпиадах. 4.Участие в районной научно-исследовательской конференции учащихся. | В течение года Ноябрь - декабрь март -май | + + + |
Повышение интереса к истории и обществознанию и работа со слабоуспевающими обучающимися | Организация дополнительных занятий со слабоуспевающими обучающимися. | В течение года | + |
Работа с родителями | Открытые уроки для родителей. | По плану школы | + |
Повышение квалификации | 1. Посещение совещаний и семинаров в УО 2.Работа над темой самообразования | По плану само-образования | + |
Далее хочу предложить правила для самостоятельной подготовки учеников, их я представила в виде алгоритма действий.
Алгоритм действий самостоятельной подготовки
для выпускников при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по истории и обществознания.
1.Познакомься с демоверсией (www. ege.edu.ru). Каждый год демоверсия обновляется, поэтому знакомься с документом последнего года на указанном сайте и получи верное представление об экзаменационной работе.
2. Выполни задания демоверсии, сверяя собственные ответы с ответами, представленными в демоверсии. Подсчитай баллы, определи, хватило ли времени на выполнение работы.
Это позволит получить представление о трудности работы.
3. Выяви пробелы в своих знаниях – это могут быть разделы, темы, отдельные вопросы. Это поможет ответить на вопрос: «могу ли я успешно сдать экзамен, есть ли у меня достаточные знания по предмету, какие темы являются проблемными?».
4.Начни подготовку к экзамену. Подготовка должна быть систематической, а не фрагментарной и требует достаточного количества времени. Она проходит на уроках, дополнительных занятиях: например выбрав элективный курс для дополнительной подготовки к экзамену, или в режиме самостоятельной работе. Немаловажное значение имеет и общая эрудиция ученика, гораздо легче сдать успешно экзамен тому, кто много читает, интересуется современными проблемами общественной жизни, анализирует информацию различных СМИ.
5.Познакомься со спецификацией экзаменационной работы (www. ege.edu.ru). Она определяет структуру и содержание работы, в ней виден формат работы: количество частей, заданий, уровень сложности заданий, проверяемые умения, общее количество баллов, время, отводимое на выполнение работы и т.д. Из этого документа можно узнать, сколько и каких заданий составляют экзаменационную работу.
6.Подбери литературу: учебники - один основной, два дополнительных; Пособия – варианты типовых тестовых заданий (разработанные специалистами ФИПИ), справочники.
7. Проанализируй кодификатор (www. ege.edu.ru ). Повторяй основное содержание курса, ключевые понятия, ориентируясь на элементы содержания, представленные в кодификаторе.
8. Используй опорные конспекты, схемы, таблицы. Они помогут привести твои знания в систему и повторить содержание курса.
9. Обрати особое внимание на разделы, где ты выявил пробелы в собственных знаниях. Если испытываешь трудности, обратись к учителям за советом.
10. Заведи тетрадь-словарик, где записывай определения наиболее сложных терминов, понятий, теоретических положений.
11. Повторив материал, познакомься сначала с примерами заданий части А и В. Используй пособия, разработанные специалистами ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).
12. Потренируйся, выполнив несколько вариантов заданий. Так ты сможешь еще раз проверить свои знания по предмету.
13. Обнаружив ошибки в своих ответах, вернись к опорным конспектам, схемам, таблицам, словарю.
14. Повторив содержание, исправь свои ошибки, пробелы.
15. Выполни еще несколько вариантов заданий, останавливаясь только на заданиях части А и В. Это позволит приобрести уверенность в том, что ключевые вопросы содержания освоены.
16. Перейди к самой сложной части работы – части С. Познакомься с примерами заданий третьей части работы и приступай к их выполнению.
17. Используй памятки, которые помогут понять назначение каждого задания, выявить модели условий, выработать алгоритм решения.
18. Перед экзаменом еще раз просмотри свои записи, опорные конспекты, схемы, таблицы, повтори термины. Если есть необходимость, дополнительно потренируйся в решении заданий всех частей работы.
19. Если встречаешь трудные задания, незнакомые понятия и термины, обращайся за советом к преподавателю.
Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:
1.Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки к экзамену.
2. Приобретите необходимую специальную литературу по подготовке к ЕГЭ. Предварительно посоветовавшись с преподавателем.
3.Познакомтесь со структурой КИМа. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов истории, обществознания, которые ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
4. В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале "экзамена". Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться? Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
5. Не заставляйте ребенка учить предмет так, как это кажется лучшим для Вас. У всех людей свои методики запоминания. Пусть он учит так, как ему нравится, как ему удобнее. Если ему лучше запоминается ночью - пусть занимается хоть всю ночь. Просто, тогда не стоит будить его в восемь утра с криком "Садись немедленно за учебник! ", не переусердствуйте с контролем. Но в тоже время, не стоит говорить ребенку, что экзамен - ерунда, что не надо переживать, мол, у тебя их ещё сколько будет. Эти фразы не снимут стресс и не расслабят ребёнка, т.е., никак ему не помогут. Но он может подумать, что вы просто несерьёзно относитесь к вещам, которые для него очень значимы.
6.Помните, что в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь "подкармливать" их положительными эмоциями. Ни в коем случаи не ругайте, не давите на психику, даже если первый экзамен ребёнок сдаст не так, как Вы рассчитывали. В свободное время вместе с ним вспоминайте прошлое, когда ему было хорошо - какие-то праздники, отдых, путешествие. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребёнка: ты сдашь экзамены - и мы поедим отдыхать, съездим за город, купим тебе новые джинсы, и пр. Обязательно давайте детям, как следует выспаться (особенно в ночь перед экзаменом), включайте в их рацион больше фруктов, соков, побалуйте шоколадом. А перед экзаменом, не забудьте пожелать "Ни пуха, ни пера".
7. Организм, при подготовке и сдаче экзамена, испытывает сильное нервно-психическое напряжение. Поэтому хочу порекомендовать вам способы для снятия этого напряжения и познакомить с приемами, которые помогут мобилизовать интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.
В заключение хотелось бы отметить, что существует много различных методик по подготовке к ЕГЭ помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный в ходе деятельности.
Ресурсы
Информационные ресурсы (специальная литература и интернет).
В ходе подготовки ученикам рекомендована следующая литературу для учеников:
1. Алексашкина Л.Н. История. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
2. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание/ Редактор-составитель Е.Л.Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2003.
3 Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов - М., 2004
4. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2013. История России. М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2013.
5. Обществознание: ЕГЭ- Учебник. П.А.Баранов, С.В. Шевченко. Под редакцией П.А.Баранова. Москва: АСТ: Астрель, 2014.
6. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Рекомендации и тренировочные материалы для подготовки к тестированию по истории России - М., 2005
7. ЕГЭ 2012.ФИПИ . Обществознание: экзаменационные задания. Составители Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова и др. – М.: Эксимо,2012.
Важнейшим способом подготовки к экзамену является ИКТ – технологии. Интернет позволяет наиболее эффективно подготовиться к экзамену. Поэтому представляю вашему вниманию адреса сайтов, которые помогут при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
- www. ege.edu.ru
- http://humanitar.ru/page/11_class
- http://ege59.ru/
- http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98672739
- http://ege.yandex.ru/history/
- http://info-olymp.narod.ru/prz.html
На этих сайта педагоги, ученики и заинтересованные родители могут найти: тестирование в он-лайн режиме, видео – курсы, экспресс – подготовки, видео-уроки по разбору конкретных заданий при решении Частей А,В,С. Всё - это способ для получения лучших результатов.
Материальные ресурсы. При подготовке к ЕГЭ, у большинства родителей одиннадцатиклассников, проживающих в сельской местности, нет возможности использовать услуги репетитора. Чаще всего подготовка ложится на плечи преподавателя предмета истории и обществознания. При подготовке к экзамену материальные затраты можно свисти к минимуму. Родители обеспечивают детей тренировочными сборниками заданий (его стоимость 200 рублей). Компьютер и интернет, есть почти у каждого ребенка. Если нет, то готовимся в школьном кабинете информатики. Учениками предлагаю список сайтов. Им остается только воспользоваться этим списком. Часто, дети сами находят то, что им нужно, гораздо быстрее. В некоторых случаях, при материальной возможности родителей, для большей уверенности в прочности знаний своих детей, можно воспользоваться услугами ВУЗов. У нас такое тестирование проводит Троицкая Ветеринарная Академия, ЮУрГУ. Они предлагают пробное тестирование. Его стоимость 300-400 рублей и плюс оплата дороги до города. Такое тестирование обходится родителям в одну тысячу рублей. Тестирование дает возможность испытать силы ребёнка и прочувствовать заранее атмосферу предстоящего испытания. В итоге подготовка родителям обходиться в две тысячи рублей.
Таким образом, хорошо заметно, что данная система подготовки, свела материальные расходы к минимуму. Ученик может успешно сдать ЕГЭ без материальных затрат, опираясь на свой интерес, инициативу и ответственность перед будущим.
Партнёры
В данном проекте партнёрами выступают педагоги, школьники и их родители. Сотрудничество, это не просто открытость и настроенность учителя на детей, это еще и способность через, определенную систему принципов и мер организовать совместное творчество. Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие со старшеклассниками , общаться с ними, руководить их деятельность. Осуществление тех или иных занятий с детьми от взрослого человека «требуют осознания его собственной готовности и возможности быть терпимым и проявлять стремление к кооперативности». Именно поэтому учителю необходимо тщательно продумывать формы и методы работы, более тактично подавать их учащимся, заинтересовывать их в конечном результате. Организация подготовительной работы к экзамену протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия педагога и детей.
Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать». Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо». Только слаженная работа всех участников проекта может дать хороший результат.
Целевая аудитория
Проект рассчитан на учащихся 11 класса. Участниками проекта становятся одиннадцатикассники, которые на итоговой аттестации выбрали сдавать историю и обществознание.
План реализации проекта представлен в таблице№2
Мероприятия | Сроки | Ответственные | |
1. | Сбор предварительной информации о количестве обучающихся 11 класса, планирующих сдачу итоговой аттестации в форме ЕГЭ по истории, обществознанию; составление графика консультаций для обучающихся по подготовке к ЕГЭ. | Сентябрь | кл.руководитель Шмидт Е.В. учитель истории, обществознания Юмадилова Н.В. |
2. | Оформление стенда в кабинете истории «Единый государственный экзамен» (со сменной экспозицией, которую систематически обновлять) | до 01.10. 2013 г. | учитель истории, обществознания Юмадилова Н.В |
3. | Обзор методической и специальной литературы | Октябрь | учитель истории, обществознания. |
4. | Постоянное посещение действующих районных семинаров | В течение года | учитель истории, обществознания Юмадилова Н.В |
5. | Ознакомление обучающихся 11 класса и их родителей с Положением о проведении ЕГЭ | Декабрь | кл. руководитель Шмидт Е.В.
|
6. | Консультации для обучающихся: Как готовиться к сдаче ЕГЭ? (выбор оптимальной стратегии подготовки к ЕГЭ, обучение заполнению бланков ответов) | Ноябрь-декабрь | Зам. директора по УВР Ратушный В.Н. |
7. | Использование на уроках дифференцированных заданий в форме тестов. | В течение года | учитель истории, обществознания Юмадилова Н.В. |
8. | Консультации « Готовимся к ЕГЭ по истории, обществознанию»: отработка самостоятельной работы и навыков работы по тестовым технологиям | В течение года по графику | учитель истории, обществознания Юмадилова Н.В. |
9. | Участие обучающихся 11 класса в пробных ЕГЭ по истории, обществознанию, анализ полученных результатов, выявление типичных трудностей и ошибок. | В течение года по графику | Зам. директора поУВР Ратушный В.Н. учитель истории, обществознания Юмадилова Н.В. |
10. | Информирование родителей о подготовке к ЕГЭ | Постоянно по мере необходимости | кл.руководитель Шмидт Е.В., учитель истории, обществознания Юмадилова Н.В.. |
11. | Компьютерное тестирование | В течение года | учитель истории, обществознания Юмадилова Н.В. |
12. | Учет индивидуального продвижения учащихся в овладении теми или иными умениями и дальнейшей ликвидации пробелов. | В течение года | учитель истории, обществознания Юмадилова Н.В. |
13. | Интернет – тестирование в режиме on - line | В течение года | учитель истории, обществознания Юмадилова Н.В. |
14. | Обзор методической и специальной литературы | Март | учитель истории, обществознания Юмадилова Н.В. |
Проект реализуется в один учебный год.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
В ходе проекта партнёры проекта достигли поставленных целей и задач. Я достигла поставленной цели. Благодаря этому проекту я описала опыт работы и смоделировала программу действий педагогов, школьников и их родителей при подготовке к итоговой аттестации. В ходе работы: изучила опыт работы по проблеме коллег из других регионов. Проанализировала, обобщила и систематизировала собственный педагогический опыт работы. Описала организационно-методическое сопровождения при подготовке к ЕГЭ, чем повысила уровень собственной образовательной практики преподавания предметов «История» и «Обществознание» в условиях перехода на ФГОС на ступени основного общего образования. В течение учебного года работала над системой совершенствования подготовки обучающихся к успешному прохождению экзаменационных испытаний в форме ЕГЭ по истории и обществознанию с учетом новаций в процедуре проведения экзаменационных испытаний и содержании КИМов по истории и обществознанию. Активно внедряла в практику подготовки к ЕГЭ ИКТ – технологии, что явилось наиболее эффективным способом для получения лучших результатов. Следовательно, с поставленными задачами справилась. Главным ожидаемый результата проекта – успех учеников на экзамене.
В 2013-2014 учебном году экзамен в МКОУ Подовинновская СОШ сдавали две ученицы по истории и четыре школьника выбрали обществознание. Предоставляю вашему вниманию таблицы №3 и №4, уровня подготовленности учеников к ЕГЭ.
Таблица №3
Уровень подготовленности учащихся 11 класса. 2013-2014 уч.год. (предмет История)
№ | Ф.И.О. | Мониторинг успеваемости в 11 классе (в баллах) | Итоговая оценка 10класса | Уровень обученности | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
1 | Гасс Паула Владимировна | 47 | 49 | 36 | 54 | отлично | высокий |
2 | Данилова Екатерина Юрьевна | 44 | 39 | 32 | 45 | отлично | высокий |
Данные ученицы на протяжении всего обучения в школе всегда показывали высокий результаты успеваемости и проявляли интерес к истории. Они учувствовали в школьных, муниципальных олимпиадах. Гасс Паулина в 10 классе подготовила исследовательский проект по теме: «Карл Фаберже, ювелир его императорского величества» и заняла первое место среди участников школьного конкурса исследовательских проектов.
Таблица №4.Уровень подготовленности учащихся 11 класса 2013-2014уч. год. (предмет Обществознание)
№ | Ф.И.О. | Мониторинг успеваемости в 11 классе (в баллах) | Итоговая оценка 10класса | Уровень обученности | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
1 | Василенко Эдуард Викторович | 7 | 9 | 4 | 11 | 3-удовлетворительно | низкий |
2 | Гасс Паулина Владимировна | 45 | 40 | 43 | 57 | 5 отлично | высокий |
3 | Данилова Екатерина Юрьевна | 24 | 29 | 43 | 46 | отлично | высокий |
4 | Михайлов Иван Николаевич | 25 | 14 | 22 | 38 | хорошо | средний |
Таблицы №3 и№4 показывают, что степень подготовленности и уровень обученности по обществознанию разный. Отдельные ученики показывали большую заинтересованность предметов. В течение года особая работа проводилась в Василенко Эдуардом, так как он прибыл в 11 класс из другой школы. Ему трудно давался предмет. Долгое время колебался в выборе экзамена. Но к концу учебного года выпускник собрался и показал хороший результат на ЕГЭ. Результаты ЕГЭ представлены в таблице №5и №6.
Таблица №5. Результат ЕГЭ учащихся 11 класса. 2013-2014 уч.год (предмет История)
№ | Класс | Ф.И.О. | Первичный балл | Балл |
1 | 11 | Гасс Паулина Владимировна | 54 | 89 |
2 | 11 | Данилова Екатерина Юрьевна | 31 | 54 |
Таблица №6. Результат ЕГЭ 11 класса. 2013-2014уч.год (предмет Обществознание)
№ | Класс | Ф.И.О. | Первичный балл | Балл |
1 | 11 | Василенко Эдуард Викторович | 22 | 46 |
2 | 11 | Гасс Паулина Владимировна | 47 | 71 |
3 | 11 | Данилова Екатерина Юрьевна | 32 | 56 |
4 | 11 | Михайлов Иван Николаевич | 27 | 51 |
Результаты указанные в таблице №5 и№6 показали, что данная система действий, в совокупности всех составляющих, помогла организовать эффективную работу по подготовке к ЕГЭ. Все ученики показали отличные и хорошие результаты. Заслуженные баллы на экзамене принесли им радость. Они получили удовлетворение от подготовительной работы к экзамену. Поверили в свои силы. Результат ЕГЭ облегчит их поступление в ВУЗы.
Перспективы дальнейшего развития инновационного проекта
Проект имеет возможность дальнейшего продолжения с учениками следующих 11 классов. Тщательный анализ ошибок на экзамене в 2013-2014 учебном с учениками, анализ собственных действий, поможет совершенствовать систему подготовки к ЕГЭ. Контингент участников, при возможности ОУ, можно расширить за счет привлечения к подготовке десятиклассников.
Система и принципы подготовки к ЕГЭ, обозначенные мной, в данном проекте решаются в школе не только в рамках предметов история, обществознание. Немаловажную роль играет система подготовки учащихся в ОУ в целом, которая осуществляется посредством межпредметных связей, например: история/обществознание – литература – русский язык, история/обществознание – информатика, история/обществознание – география и другие. Идеального рецепта по подготовке учащихся к ЕГЭ, на мой взгляд, не существует. На одну успешно решённую проблему тотчас же появляются несколько новых. Поэтому для меня основным ориентиром в этой работе является лозунг: «Дорогу осилит идущий».
Литература
- Алексашкина Л.Н. История. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
- Артасов И.А. О системе и принципах подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию. «Преподавание истории в школе», 2006.- №9.
- Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание: ЕГЭ - Учебник. . Под редакцией П.А.Баранова. Москва: АСТ: Астрель, 2014.
- Методический анализ результатов единого государственного экзамена. Новосибирский института мониторинга и развития образования.
- Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов - М., 2004.
- Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Рекомендации и тренировочные материалы для подготовки к тестированию по истории России - М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система и принципы подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ
Обмен опытом на РМО учителей истории и обществознания...
Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию
Информационный проект, расчитан на учителей истории и обществознания, учащихся 10-11 классов и их родителей....
«Система и принципы подготовки обучающихся к ЕГЭ по истории и обществознанию»
В последние годы, в связи с введением ЕГЭ, мне, как и многим другим учителям, пришлось значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою ...
Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....
Технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....
Система и принципы подготовки обучающихся к ЕГЭ по истории и обществознанию
Статья в помощь учителю для подготовки обучающихся к государственной итогойо аттестации за курс полной средней школы...
Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории.
В работе даны методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по истории (задания 4,6,11,12,13-16)...