Рабочие программы по внеурочной деятельности
рабочая программа по экологии на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый патруль" для учащихся 4 класса составлена согласно ФГОС 2 поколения. За основу взята авторская программа Н.А. Ежовой "Юный эколог".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_zelenyy_patrul.docx | 38.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей
«Воскресенская кадетская школа»
«Утверждена приказом от _______________№__________»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Зеленый патруль»
для 4 В класса
Составитель:
Анфиногенова Любовь Анатольевна
учитель биологии
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2018 год
Рабочая программа курса «Зеленый патруль» составлена на основе нормативной базы:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- Авторской программы «Юный эколог» Н.А. Ежовой 2011 г;
- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г.;
В соответствии с учебным планом образовательной организации на внеурочную деятельность «Зеленый патруль» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Примерные планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Зеленый патруль»
По окончании курса внеурочной деятельности 4 класса
учащиеся научатся:
уважительно относиться к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
работать с учебником, энциклопедиями;
пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
учащиеся получат возможность научиться:
группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
сознательно выполнять правила экологического поведения;
высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
определить по внешнему виду названия различных растений.
видеть и понимать красоту живой природы;
вести простейшие наблюдения в природе;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
проводить самостоятельно наблюдения в природе;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Содержание курса внеурочной деятельности.
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Введение. Жизнь на Земле
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)
Времена года на Земле
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Изменения окружающей среды
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)
Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Условия жизни растений
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Разнообразие животных, условия их жизни
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)
Динозавры – вымерший вид животных
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Просмотр видеофильма о жизни динозавров
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.
Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА » (8 часов)
Реки и озера
Пресная вода. Осадки.
Получение кислорода под водой
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Пресноводные животные и растения
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов
Жизнь у рек и озер
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Околоводные птицы
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Акция «Сохраним первоцвет!»
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.
Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)
Жизнь среди людей
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек
Ролевая игра «Это все кошки»
Домашние животные
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Викторина «Собаки – наши друзья»
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Уход за домашними животными
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Люди и паразиты
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (6 часов)
Почва
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Семена овощных и декоративных культур
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Заботы хлебороба весной
Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.
Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
Подготовка почвы на пришкольном участке
Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.Высадка рассады на участке. Составление графика поливаИнструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Декоративные растения
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
Резерв. (1 час)
Календарно-тематический план
учебного материала по внеурочной работе
«Зеленый патруль» для 4 В класса
на 2018– 2019 учебный год
Номера уроковпо порядку | № урока в разделе, теме | Тема занятия | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | |||
Введение (1час) | |||||||
1 | 1 | Вводное занятие. Жизнь на Земле | 03.09-07-09 | ||||
Раздел 1. Среда обитания (6 часов) | |||||||
2 | 1 | Времена года на Земле | 10.09-14.09 | ||||
3 | 2 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 17.09-21.09 | ||||
4 | 3 | Изменения окружающей среды | 24.09-28.09 | ||||
5 | 4 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | 01.10-05.10 | ||||
6 | 5 | Условия жизни растений | 08.10-09.10 | ||||
7 | 6 | Разнообразие животных, условия их жизни | 15.10-19.10 | ||||
Раздел 2. «Жизнь животных» (4 часа) | |||||||
8 | 1 | Динозавры – вымерший вид животных | 22.10-26.10 | ||||
9 | 2 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 29.10-02.11 | ||||
10 | 3 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 05.11-09.11 | ||||
11 | 4 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 12.11-16.11 | ||||
Раздел 3. «Реки и озера » (8 часов) | |||||||
12 | 1 | Реки и озера | 26.11-30.11 | ||||
13 | 2 | Получение кислорода под водой | 03.12-07.12 | ||||
14 | 3 | Пресноводные животные и растения | 10.12-14.12 | ||||
15 | 4 | Жизнь у рек и озер | 17.12-21.12 | ||||
16 | 5 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 24.12-28.12 | ||||
17 | 6 | Околоводные птицы | 11.01 | ||||
18 | 7 | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | 18.01 | ||||
19 | 8 | Акция « Сохраним первоцвет!» | 25.01 | ||||
Раздел 4. «Человек и животные » (8 часов) | |||||||
20 | 1 | Жизнь среди людей | 01.02 | ||||
21 | 2 | Ролевая игра «Это все кошки» | 08.02 | ||||
22 | 3 | Домашние животные | 15.02 | ||||
23 | 4 | Викторина «Собаки – наши друзья» | 01.03 | ||||
24 | 5 | Уход за домашними животными | 15.03 | ||||
25 | 6 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 22.03 | ||||
26 | 7 | Люди и паразиты | 29.03 | ||||
27 | 8 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | 05.04 | ||||
Раздел 5. «Сельскохозяйственный труд » (6 часов) | |||||||
28 | 1 | Почва | 19.04 | ||||
29 | 2 | Семена овощных и декоративных культур | 26.04 | ||||
30 | 3 | Заботы хлебороба весной | 03.05 | ||||
31 | 4 | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений | 10.05 | ||||
32 | 5 | Подготовка почвы на пришкольном участке | 17.05 | ||||
33 | 6 | Высадка рассады на участке. Декоративные растения. | 24.05 | ||||
Резерв. 1 час. | |||||||
34 | 1 | ||||||
итого | часов | В том числе: | |||||
По программе | 34 | ||||||
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО _____________ /__________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...