Рабочие программы по внеурочной деятельности
рабочая программа по экологии на тему

Анфиногенова Любовь Анатольевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый патруль" для учащихся 4 класса составлена согласно ФГОС 2 поколения. За основу взята авторская программа Н.А. Ежовой "Юный эколог".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_zelenyy_patrul.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей

«Воскресенская кадетская школа»

                                                «Утверждена  приказом от _______________№__________»

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 «Зеленый патруль»

для 4 В класса                                                                        

Составитель:

                                                                                         Анфиногенова Любовь Анатольевна

                                                         учитель биологии

                                                                                           первой квалификационной категории

г. Воскресенск

2018 год

Рабочая программа курса «Зеленый патруль» составлена на основе нормативной базы:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • Авторской программы «Юный эколог» Н.А. Ежовой 2011 г;
  • Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
  • Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г.;

В соответствии с учебным планом образовательной организации на внеурочную деятельность «Зеленый патруль»   в  4 классе отводится  34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Примерные планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Зеленый патруль»

По окончании курса внеурочной деятельности  4 класса

учащиеся научатся:

      уважительно относиться к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

      правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

      соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

      работать с учебником, энциклопедиями;

      пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

учащиеся получат возможность научиться:

группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;

сознательно выполнять правила экологического поведения;

высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;

определить по внешнему виду названия различных растений.

видеть и понимать красоту живой природы;

вести простейшие наблюдения в природе;

воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

проводить самостоятельно наблюдения в природе;

распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы 

внеурочной деятельности

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Содержание курса внеурочной деятельности. 

 «ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Введение. Жизнь на Земле

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)

Времена года на Земле

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

 Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Изменения окружающей среды

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Условия жизни растений

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Разнообразие животных, условия их жизни

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)

Динозавры – вымерший вид животных

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.

Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА » (8 часов)

Реки и озера 

Пресная вода. Осадки.

Получение кислорода под водой

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Пресноводные животные и растения

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов

Жизнь у рек и озер

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

Околоводные птицы

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

 Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Акция «Сохраним первоцвет!»

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.

Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)

Жизнь среди людей 

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

Ролевая игра «Это все кошки»

Домашние животные

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Викторина «Собаки – наши друзья»

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Уход за домашними животными

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

 Люди и паразиты

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (6 часов)

Почва

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Семена овощных и декоративных культур

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Заботы хлебороба весной

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.

Подготовка почвы на пришкольном участке

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.Высадка рассады на участке. Составление графика поливаИнструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

Декоративные растения

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

Резерв. (1 час)

 Календарно-тематический  план

учебного материала по внеурочной работе

«Зеленый патруль» для 4 В класса

                                                      на 2018– 2019 учебный год

Номера уроковпо порядку

№ урока в разделе, теме

Тема занятия

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала  

Введение (1час)

1

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

03.09-07-09

Раздел 1.  Среда обитания (6 часов)

2

1

Времена года на Земле

10.09-14.09

3

2

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

17.09-21.09

4

3

Изменения окружающей среды

24.09-28.09

5

4

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

01.10-05.10

6

5

Условия жизни растений

08.10-09.10

7

6

Разнообразие животных, условия их жизни

15.10-19.10

Раздел 2. «Жизнь животных» (4 часа)

8

1

 Динозавры – вымерший вид животных

22.10-26.10

9

2

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

29.10-02.11

10

3

 Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

05.11-09.11

11

4

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

12.11-16.11

Раздел 3. «Реки и озера » (8 часов)

12

1

Реки и озера

26.11-30.11

13

2

Получение кислорода под водой

03.12-07.12

14

3

Пресноводные животные и растения

10.12-14.12

15

4

Жизнь у рек и озер

17.12-21.12

16

5

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

24.12-28.12

17

6

Околоводные птицы

11.01

18

7

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

18.01

19

8

 Акция « Сохраним первоцвет!»

25.01

Раздел 4. «Человек и животные » (8 часов)

20

1

Жизнь среди людей

01.02

21

2

Ролевая игра «Это все кошки»

08.02

22

3

Домашние животные

15.02

23

4

 Викторина «Собаки – наши друзья»

01.03

24

5

Уход за домашними животными

15.03

25

6

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

22.03

26

7

Люди и паразиты

29.03

27

8

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

05.04

Раздел 5. «Сельскохозяйственный труд » (6 часов)

28

1

Почва

19.04

29

2

 Семена овощных и декоративных культур

26.04

30

3

Заботы хлебороба весной

03.05

31

4

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

10.05

32

5

Подготовка почвы на пришкольном участке

17.05

33

6

Высадка рассады на участке. Декоративные растения.

24.05

Резерв. 1 час.

34

1

итого

часов

В том числе:

По программе

34

выполнено

 СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР  __________/_____________________/

 «______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО  на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО _____________ /__________________/

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...