Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности"
рабочая программа на тему

Хабаху Эмма Шумафовна

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_nravstvennosti.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

 Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы   Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем в  сотрудничестве с родителями. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю

 «Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  Важно отметить всех, кто  выполнил  домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Планируемые результаты  освоения

программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала  к концу 7 класса обучающиеся  должны знать:

1.  Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7.  Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.
  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
  4. Исполнять заповеди.
  5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Список литературы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  2. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  
  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
  4. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  5. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.


Учебно-тематический план

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Содержание деятельности

Дата

Практи

ческое

Теоретическое

план

факт

Раздел №1

Культура общения

9

1.

Традиции общения в семье. «Домострой».

1

+

2.

Культура общения в  современной семье.

1

+

3.

Культура общения в  современной семье.

1

+

4.

О терпимости к ближним.

1

+

5.

О терпимости к ближним.

1

+

6.

Культура спора.

1

+

7.

Этикетные ситуации.

    1

+

8.

В мире мудрых мыслей.

1

+

9.

В мире мудрых мыслей.

1

+

Раздел №2

Самовоспитание

7

10.

«Познай самого себя».

1

+

11.

Самовоспитание.

1

+

12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

+

13.

Как я работаю над собой.

1

+

14.

О терпении.

1

+

15.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

+

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1

+

Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности

10

17.

Об источниках наших нравственных знаний.

1

+

18.

Совесть - основа нравственности.

1

+

19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1

+

20.

«Досадно мне, что слово честь забыто».

1

+

21.

Заветы предков.

1

+

22.

Россияне о любви к Родине.

1

+

23.

Твоя малая родина.

1

+

24.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

1

+

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

+

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1

+

Раздел №4.

Искусство и нравственность

8

27.

Нравственное содержание  древних мифов.

1

+

28.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

+

29.

Положительные герои в былинах и сказках.

1

+

30.

Отрицательные герои в литературных произведениях.

1

+

31.

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

1

+

32.

Искусство и нравственность.

1

+

33.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1

+

34.

Обзор курса этикета.

1

+


Содержание программы

8  класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" духовно - нравственное направление

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"  для 1 -4 классов разработана на основе  сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир человека" по духовно-нравственному направлению 5 класс

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программа внеурочной деятельности"Мир человека" по духовно-нр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 Б класс

   Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности ...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...