Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ
статья на тему
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие ребенка становится ключевым определением обучения. Изучение ОРКСЭ в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_orkse.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных технологий на уроках ОРКСЭ.
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие ребенка становится ключевым определением обучения. Изучение ОРКСЭ в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом. Именно это побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании ОРКСЭ.
В течении 2016 – 2017 учебного года я апробировала такие технологии как: тестовая технология, проектное обучение, игровые технологии, ИКТ. Из них взяла для себя только то, что сочла приемлемым, исходя из уровня подготовленности классов и своего опыта работы.
Актуальностью данной темы «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ с привлечением фрагментов детских мультфильмов является то, что каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И наша задача -так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне, как учителю, необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения технологии развития критического мышления через письмо и чтение.
Следуя классикам, вспомним, что научить никого нельзя, можно только научиться. Поэтому стараюсь организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать эти знания и навыки. Его необходимо заинтересовать. Стараюсь создать такую ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений ученику приходится самому добывать новые знания и приобретать новые умения. Затем даю возможность школьнику на уроке наглядно продемонстрировать полученные результаты.
Цель моего выступления: познакомить вас с активными методами преподавания модуля «Основы светской этики» на примере нескольких уроков.
Игровые и тестовые технологии-первые актуальны для детей среднего возраста, и помогают, на мой взгляд, легче адаптироваться обучающимся при переходе из начального звена школы в среднее.
Проектная технология-проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
В процессе преподавания столкнулась с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ-технологий. Можно выделить три основных формы работы с ИКТ на уроках ОРКСЭ:
- применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.);
информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры);
применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных энциклопедий и т.д.).
Представление учебного материала в форме презентации, удобны тем, что при подготовке можно отобрать именно тот материал, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Кроме того, компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.
Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят в создание презентации учащиеся. Поэтому организую этот процесс в форме проектной деятельности.
Систематическое применение ИКТ на уроке приводит к ряду любопытных последствий:
повышается уровень использования наглядности на уроке;
повышается производительность урока;
при создании и использовании презентационного варианта подачи учебного материала обращается огромное внимание на логику изложения, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
изменяется, особенно у 4- классников, отношение к компьютеру, как к дорогой игрушке; ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
Большим достоинством применения ИКТ я считаю тот факт, что обучение через информационные и компьютерные технологии органично соединяется с обучением критическому мышлению, умением работать в команде сверстников, которые я использовала и раньше.
Таким образом, я постаралась освоить целый комплекс современных технологий обучения, что позволило реализовать взаимосвязь и обеспечить взаимовлияние педагогических и компьютерных технологий:
Большую роль в использовании компьютера я вижу еще и в том, что он избавил меня от рутинной ручной работы, при написании рабочих программ, поурочных планов. Все делается быстро и остается время для творчества.
Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает:
– дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
– расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке, мне необходимо иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.
Я поставила перед собой следующие цели при обучении ОРКСЭ: 1. Повышение мотивации обучения.
2. Развитие познавательной активности учащихся.
3. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам.
Задачи:
1. Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
2. Вырабатывать умение самостоятельной работы, анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
Внедрение ИКТ на уроках позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий, для работы по осмыслению и восприятию трудного материала, связанного с осознанием культурного и духового мира людей.
В своих презентациях к урокам ОРКиСЭ я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.
Хочу привести несколько примеров использования средств Интернета на своих уроках. Сразу отмечу, что чаще всего я использую их на этапе ознакомления с новым материалом.
Например, по теме «Семья и семейные ценности» учащиеся 4 класса подготовили презентации.
Интернет на уроке. Ещё совсем недавно – это было из области фантастики, особенно в школе. Теперь мои ученики получили возможность, не выходя из дома, побывать в разных уголках мира, быстро получить необходимые сведения, поучаствовать в различных конкурсах. На моем уроке учащиеся научились пользоваться ИКТ. Сами дети могут составлять презентации к урокам. Неважно, каков результат, важно содержание и желание ребенка. У моих учеников хорошо получаются презентации и проекты.
Прежде чем предлагать задание ученикам, связанное с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально мне пришлось, хотя бы эскизно, представить, что в результате он должен получить;
– нацелила обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредила о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним;
– обеспечила достаточный ресурс времени для выполнения задания (я предлагаю примерно за 1-3 недели до планируемого проведения урока);
– показала практическую значимость выполняемого уч-ся задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других классах.
Предложила несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет:
– Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
– Создание мультимедийной презентации по теме, нескольких слайдов совместно с учителем. Но эта работа наиболее сложная и трудоёмкая и предлагаю её я не так часто и не всем ученикам.
– Подготовка словарной работы.
С использованием ИКТ на моих уроках по ОРКСЭ я убедилась в том, что:
– ученик работает активно и самостоятельно;
– у ученика вырабатывается умение работать, соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура;
– формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя – я могу наблюдать за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.
Но одно огорчает. Сформировать глубокие интересы к предмету ОРКСЭ у всех учащихся невозможно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что я, используя свойства предметов и явлений, вызываю у учащихся чувство удивления, обостряю их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствую созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний.
Просмотр фрагмента мультфильма «Мальчик и лягушонок».
Работа с содержанием фрагмента.
Вопросы и задания:
-Как бы вы назвали эту историю?
-Придумайте имя главному герою.
-С какими намерениями мальчик совершал свои поступки?
-Можно ли назвать поступок героя нравственным? Объясните, почему.
(Мнения учащихся расходятся, т.к. некоторые считают, что мальчик совершил добрый, нравственный поступок. Ведь он спас лягушонка, принес его домой, хотел дать ему все самое лучшее. Мальчик не причинил вреда лягушонку.
Другие утверждают, что лягушонка не нужно было брать домой. Его родной дом – это природа, там животному было лучше, поэтому в конце фрагмента мы видим, что лягушонок почти умер).
Чтобы научиться оценивать поступки людей, необходимо владеть критериями оценивания.
Далее, в ходе урока на стадии содержания, работая с литературными текстами по теме, учебным пособием, электронным приложением, учащиеся разрабатывают критерии оценивания человеческих поступков.
Нравственные поступки Аморальные поступки
Помогают окружающим Бывают эгоистичными
Не причиняют зла Портят людям жизнь
Направлены на благо людей Причиняют неприятности
Учитывают интересы других Заставляют страдать
III Рефлексии.
1.Давайте вернемся к нашей истории про мальчика и лягушонка. Как вы думаете, что произошло дальше?
Работа в парах: придумайте окончание истории.
2. Слушание вариантов ответов учащихся.
3.С помощью критериев, оцените поступок героя. (Совпадают с критериями нравственного поступка)
Какой вывод вы можете сделать? (Мальчик все-таки в конце поступил нравственно, он осознал свою ошибку).
4. Закончите предложение: Чтобы не совершать аморальных, злых поступков, мы должны…. (Варианты детей).
Анализ: Фрагменты м\ф использовались на стадиях вызова и рефлексии. Неоконченная история способствовала активизации деятельности учащихся в ходе работы на стадии содержания, т. к. перед ними стояла цель: оценить поступок конкретного героя. Возвращение к фрагменту на стадии рефлексии дает возможность сделать собственные выводы, высказать мнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОРКСЭ по теме "Милосердие"
Сопроводительный материал к уроку ОРКСЭ по теме "Милосердие", также прелагается конспект урока....
Использование ИКТ на уроках истории и ОРКСЭ
В публикации представлен опыт работы по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и ОРКСЭ....
Презентация "Рефлексия на уроках ОРКСЭ" для муниципального семинара преподавателей ОРКСЭ и ОДКНР
Презентация содержит понятие рефлексии, ее назначение, классификацию, приемы осуществления рефлексии на уроках, формы опросников для обучающихся...
Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ
Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования....
Выступление на семинаре учителей, ведущих курс ОРКСЭ "Методы оценивания на уроках ОРКСЭ"
Несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки на уроках ОРКСЭ, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности ...
Статья "Сущность и педагогическое значение использования краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР."
Большими возможностями для раскрытия ценностей окружающей действительности, формирования духовно-нравственной личности располагает познание родного края. Как говорится в ФГОС НОО: «Выпуск...