Истории в картинках
проект на тему
инновационный проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством наглядности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt_istorii_v_kartinkah.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 комбинированного вида 2 категории города Алейска Алтайского края
Инновационный проект
«ИСТОРИИ В КАРТИНКАХ»
по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством наглядности
Автор-разработчик Беседина И.А. воспитатель высшей категории МБДОУ детский сад № 16 |
г. Алейск
2016 г.
Целеполагание:
Существует распространенный взгляд на развитие речи детей, как на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении ребенком языка.
С точки зрения исследователей (О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова) в основе развития речи лежит, активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.
Ученые при разработке проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения языку, в психолого-педагогическом аспекте выделили три основных направления:
· структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);
· функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого аппарата);
· когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых умений).
В исследованиях второго направления (Л.В. Ворошенина, Г.Я. Кудрина, О.С. Ушакова, Г.М. Юртайкина) стремились найти наиболее четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность и т.п.
В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.
Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное и развернутое высказывание, ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка.
По тому, как ребенок умеет строить связное высказывание, можно судить об уровне его речевого и умственного развития. В работе по развитию связной речи трудно переоценить роль наглядности. В частности, рассказывание по серии сюжетных картин оказывает огромное влияние на формирование навыков монологической речи.
Цель проекта: способствовать формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование серии сюжетных картинок.
Задачи проекта:
Способствовать развитию умения детей:
· Составлять рассказ по серии сюжетных картин.
· Излагать содержание рассказа последовательно связно, строить предложения грамматически правильно.
· Подбирать синонимы и антонимы, включать в рассказ различные синтаксические конструкции, образные слова и выражения.
· Выбирать силу голоса, дикцию, правильный темп и интонацию.
Способность формированию у детей:
· Элементарных представлений о структуре рассказа (начало, середина, конец), о связях между предложениями и структурными частями высказывания.
· Образной стороны речи (фразеологические обороты).
· . Умения оценивать рассказы сверстников по содержанию и по форме (занимательность, образный язык)
Воспитывать
Доброжелательные взаимоотношения в детском коллективе:
· Слушать рассказы внимательно, не перебивая
· Справедливо оценивать рассказы сверстников
· Адекватно воспринимать оценку собственного рассказа.
Основные формы реализации
- Чтение художественной литературы
- рассматривание
- беседы
- д/игры и упражнения
- игровые задания
- игры - превращения
Продолжительность проекта: 3 месяца
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.
Предполагаемые итоги проекта:
У ребенка сформулировано понятие о:
· структуре рассказа
· синонимах и антонимах
· фразеологических оборотах
Ребенок умеет:
· Самостоятельно раскладывать серии картин объединенных одним сюжетом (4-6 шт.).
· Четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, давать название рассказу.
· Коллективно составлять рассказ по серии сюжетных картин, самостоятельно договариваться кто начинает рассказ, кто продолжает, а кто заканчивает рассказ.
· Связывать в единое целое отдельные части рассказа (строить высказывание логически и правильно).
· Объяснять переносное значение фразеологических оборотов.
· Использовать в рассказе заранее подобранные слова, речевые конструкции, фразеологические обороты.
· Характеризовать, описывать внешний вид персонажа, его поступки, переживания, определять свое отношение к герою и событиям.
∙ Обыгрывать фразеологические обороты в практической деятельности.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Формирующий (подготовительный)
- Заинтересовать участников проекта темой
- Подобрать по данной теме:
· художественную литературу
· методическую литературу
· дидактические игры
· демонстрационный наглядный материал
- Организовать уголок по развитию связной речи.
- Составить план работы по проекту.
Практический
образовательная область | формы взаимодействия |
«Речевое развитие» | Составление загадок описательного характера: лиса, волк, елочка, котенок, спицы. Словесные игры: «Вопрос, ответ» «Подбери слово», «Закончи предложение», «скажи наоборот», «Яркие слова», «Скажи ласково», «Подбери словечко», «Необычные слова». Дидактические упражнения: «Придумай предложение со словом которое скажу», «Расскажи по картинкам, что сначала, что потом». Почему мы так говорим? · Труслив как заяц · Хитер как лиса · Голоден как волк · Задрожал как осиновый лист · Не поверил своим глазам · Что есть силы · Со всех ног · Не сидит на месте · Крутится как юла · Быстрая как стрела · Быстрее молнии НОД «Рыжая плутовка» «Как лиса ворон ловила» «В лесу родилась елочка» «Как Маша елочку спасла» «Вязала бабушка внуку шарфик» |
Познавательное развитие | Беседа: · Почему деревья в лесу охраняются законом? · Кто и где выращивает елки к празднику. · Чем искусственная елка отличается от настоящей. · Чем искусственная елка лучше настоящей, чем хуже? |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры: «Истории в картинках» , «Разложи картинки по порядку», «Исправь ошибку». Инсценирование р.н. сказки «Лисичка сестричка и серый волк» Обыгрывание по теме сюжетных картинок. |
Физическое развитие | Физические упражнения: «Проведи мяч между кубиками» «Проведи мяч в воротца» Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Елочки-пенечки», «Котята и щенята» |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение р.н. сказок · Колобок · Лисичка со скалочкой · Лисичка сестричка и серый волк Рассказ «Лиса Патрикеевна» К.Ушинский Стихи: Е.Трутнева «Елка», И. Токмакова «Живи, елочка» Рисование красками · «Елочка» · «Девочка в шубке» · «Украшение шарфика» Лепка · Котенок и клубок · Девочка в шубке Аппликация из листьев · Лисонька Конструирование из природного материала «Лесные зверушки» |
Презентационный: НОД «Как лиса ворон ловила»
/к педагогическому совету по развитию речи детей/
Используемая литература
· О.С. Ушакова. А.Г. Аруманова. А.И. Максаков. Е.М. Струнина. Т.М.. Юртайкина «Занятия по развитию речи в детском саду» Москва 1999 г.
· Н.В. Казюк «Дело в шляпе» или развиваем лексические возможности дошкольников. Барнаул. 2009 г.
· А.И. Максаков. Г.А. Тумакова «Учите играя» Москва «Просвещение» 1979 г.
· Н.В. Новодворцева «Развитие речи детей» Ярославль «Академия развития» 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказочная грамматика английского языка в историях и картинках для начальных классов
Цель работы– повысить усвоение грамматического материала посредством подключения зрительного (рисунки) и слухового (сказочные сюжеты) каналов восприятия ребенка. Создание положительной мотивации...
Методическое пособие для подготовки к ГИА и ЕГЭ по истории в картинках
История России, методическая помошь для ГИА и ЕГЭ...
Викторина по истории в картинках
Викторина для внеклассного мероприятия во время недели истории...
Упражнения для развития навыков говорения - описание историй в картинках
Методика работу с историями в картинках известна давно. Это пять упражнений, которые выполняются в определнно последовательности: 1 - запоминаем слова ; 2 -...
План-конспект урока по истории (Технологическая карта). "Русская правда" Ярослава Мудрого.
Одним из составляющих компонентов проблемы преподавания истории в школе является отсутствие мотивации к уроку истории у обучающихся. В последнее время, в интересах детей вообще отсутствует школа, что ...
История.Технологичекая карта.
Тема урока:«Государство на берегах Нила»....