Истории в картинках
проект на тему

инновационный проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством наглядности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt_istorii_v_kartinkah.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 комбинированного вида 2 категории города Алейска Алтайского края

Инновационный проект

 «ИСТОРИИ В КАРТИНКАХ»

по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством наглядности

Автор-разработчик

Беседина И.А.

воспитатель высшей категории

МБДОУ детский сад № 16

                                                   

                                             

                                                               

г. Алейск

2016 г.

Целеполагание:

Существует распространенный взгляд на развитие речи детей, как на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении ребенком языка.

С точки зрения исследователей (О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова) в основе развития речи лежит, активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.

Ученые при разработке проблем развития речи дошкольников,  совершенствования содержания и методов обучения языку, в психолого-педагогическом аспекте выделили три основных направления:

 

     · структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);

     · функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого аппарата);

     · когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых умений).

В исследованиях второго направления (Л.В. Ворошенина, Г.Я. Кудрина, О.С. Ушакова, Г.М. Юртайкина) стремились найти наиболее четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность и т.п.

В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное и развернутое высказывание, ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка.

По тому, как ребенок умеет строить связное высказывание, можно судить об уровне его речевого и умственного развития. В работе по развитию связной речи трудно переоценить роль наглядности. В частности, рассказывание по серии сюжетных картин  оказывает огромное влияние на формирование навыков монологической речи.

Цель проекта: способствовать формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование серии сюжетных картинок.

Задачи проекта:

Способствовать  развитию умения детей:

 · Составлять рассказ по серии сюжетных картин.

     

 ·  Излагать содержание рассказа последовательно связно, строить предложения грамматически правильно.

 · Подбирать синонимы и антонимы, включать в рассказ различные синтаксические конструкции, образные слова и выражения.

     · Выбирать силу голоса, дикцию, правильный темп и интонацию.

Способность формированию  у детей:

· Элементарных представлений о структуре рассказа (начало, середина, конец), о связях между предложениями и структурными частями высказывания.

     

 ·  Образной стороны речи (фразеологические обороты).

 · . Умения оценивать рассказы сверстников по содержанию и по форме (занимательность, образный язык)

     Воспитывать

Доброжелательные взаимоотношения в детском коллективе:

     

            ·  Слушать рассказы внимательно, не перебивая

            ·  Справедливо оценивать рассказы сверстников

            ·  Адекватно воспринимать оценку собственного рассказа.

Основные формы реализации

- Чтение художественной литературы

- рассматривание

- беседы

- д/игры и упражнения

- игровые задания

- игры - превращения

Продолжительность проекта: 3 месяца

Участники проекта:  дети старшей группы, воспитатель.

Предполагаемые итоги проекта:

У ребенка сформулировано понятие о:

            · структуре рассказа

            · синонимах и антонимах

            · фразеологических оборотах

Ребенок умеет:

· Самостоятельно раскладывать серии картин объединенных одним сюжетом (4-6 шт.).

         

· Четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, давать название рассказу.

· Коллективно составлять рассказ по серии сюжетных картин, самостоятельно договариваться кто начинает рассказ, кто продолжает, а кто заканчивает рассказ.

· Связывать в единое целое отдельные части рассказа (строить высказывание логически и правильно).

· Объяснять переносное значение фразеологических оборотов.

· Использовать в рассказе заранее подобранные слова, речевые конструкции, фразеологические обороты.

                 

· Характеризовать, описывать внешний вид персонажа, его поступки, переживания, определять свое отношение к герою и событиям.

Обыгрывать  фразеологические обороты в практической деятельности.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Формирующий (подготовительный)  

  • Заинтересовать участников проекта темой

  • Подобрать по данной теме:

       · художественную литературу

                 

       · методическую литературу

       · дидактические игры

       · демонстрационный наглядный материал

  • Организовать уголок по развитию связной речи.
  • Составить план работы по проекту.

Практический  

 

образовательная область

формы взаимодействия

«Речевое развитие»

Составление загадок описательного характера: лиса, волк, елочка, котенок, спицы.

Словесные игры: «Вопрос, ответ»

«Подбери слово», «Закончи предложение», «скажи наоборот», «Яркие слова», «Скажи ласково», «Подбери словечко», «Необычные слова».

Дидактические упражнения: «Придумай предложение со словом которое скажу», «Расскажи по картинкам, что сначала, что потом».

Почему мы так говорим?

· Труслив как заяц

· Хитер как лиса

· Голоден как волк

· Задрожал как осиновый лист

· Не поверил своим глазам

· Что есть силы

· Со всех ног

· Не сидит на месте

· Крутится как юла

· Быстрая как стрела

· Быстрее молнии

НОД

«Рыжая плутовка»

«Как лиса ворон ловила»

«В лесу родилась елочка»

«Как Маша елочку спасла»

«Вязала бабушка внуку шарфик»

Познавательное развитие

Беседа:

· Почему деревья в лесу охраняются законом?

· Кто и где выращивает елки к празднику.

· Чем искусственная елка отличается от настоящей.

· Чем искусственная елка лучше настоящей, чем хуже?

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:  «Истории в картинках» , «Разложи картинки по порядку», «Исправь ошибку».

Инсценирование р.н. сказки «Лисичка сестричка и серый волк»

Обыгрывание по теме сюжетных картинок.

Физическое развитие

Физические упражнения:

 «Проведи мяч между кубиками»

«Проведи мяч в воротца»

Подвижные игры: «Лиса в курятнике»,

«Елочки-пенечки», «Котята и щенята»

Художественно-эстетическое развитие

Чтение р.н. сказок

       · Колобок

       · Лисичка со скалочкой

       · Лисичка сестричка и

          серый волк    

Рассказ «Лиса Патрикеевна» К.Ушинский

Стихи: Е.Трутнева «Елка»,

 И. Токмакова «Живи, елочка»

Рисование красками

· «Елочка»

· «Девочка в шубке»

· «Украшение шарфика»

Лепка

· Котенок и клубок

· Девочка в шубке

Аппликация из листьев

· Лисонька

Конструирование из природного материала

«Лесные зверушки»

Презентационный:     НОД  «Как лиса ворон ловила»  

/к педагогическому совету по развитию речи детей/

Используемая литература

· О.С. Ушакова. А.Г. Аруманова. А.И. Максаков. Е.М. Струнина. Т.М.. Юртайкина «Занятия по развитию речи в детском саду» Москва 1999 г.

· Н.В. Казюк «Дело в шляпе» или развиваем лексические возможности дошкольников. Барнаул. 2009 г.

· А.И. Максаков.  Г.А. Тумакова  «Учите играя» Москва «Просвещение» 1979 г.

· Н.В. Новодворцева «Развитие речи детей» Ярославль «Академия развития» 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочная грамматика английского языка в историях и картинках для начальных классов

Цель работы– повысить усвоение грамматического материала посредством подключения зрительного (рисунки) и слухового (сказочные сюжеты) каналов восприятия ребенка. Создание положительной мотивации...

Методическое пособие для подготовки к ГИА и ЕГЭ по истории в картинках

История России, методическая помошь для ГИА и ЕГЭ...

Викторина по истории в картинках

Викторина для внеклассного мероприятия во время недели истории...

Упражнения для развития навыков говорения - описание историй в картинках

Методика работу с историями в картинках известна давно. Это пять  упражнений, которые выполняются в определнно последовательности: 1 - запоминаем слова ; 2 -...

План-конспект урока по истории (Технологическая карта). "Русская правда" Ярослава Мудрого.

Одним из составляющих компонентов проблемы преподавания истории в школе является отсутствие мотивации к уроку истории у обучающихся. В последнее время, в интересах детей вообще отсутствует школа, что ...

История.Технологичекая карта.

Тема урока:«Государство на берегах Нила»....