Изюминки психологического настроя учащихся на урок
статья на тему

Валентина Гущина

Педагоги знают: как начнешь урок, так он и продолжится. В самом начале задаются темп, динамика, увлеченность детей. Включить ребят в работу — важная задача педагога. В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность. К сожалению, этоту замечательному  приему  недостаточно уделяется внимания.Предлагаю ознакомиться с некоторыми методическими находками педагогов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Изюминки психологического настроя учащихся на уроках»

Педагоги знают: как начнешь урок, так он и продолжится. В самом начале задаются темп, динамика, увлеченность детей. Включить ребят в работу — важная задача педагога. В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность. К сожалению, этоту замечательному  приему  недостаточно уделяется внимания.Предлагаю ознакомиться с некоторыми методическими находками педагогов.

«Дерево достижений»

Педагог: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный лист - желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Синий – будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

Комментарий к предлагаемому упражнению:

Можно выслать детям изображение дерева без листьев, в задачу ребенка входит украсить дерево листьями выбранного цвета.Далее педагогом объясняется значение выбранного цвета. В конце занятия необходимо вернуться к работе ребенка ( раскрашенному дереву) и обсудить итоги работы на уроке.

«Золотая рыбка»

Выслать файлом изображение золотой рыбки.

Педагог: Нам всем хочется, как в известной сказке,  поймать «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания.  Загадайте желание на сегодняшний урок.

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!

Комментарий к предлагаемому упражнению:

В конце занятия, обсуждая  итоги работы на уроке, успехи и неудачи, педагог узнает исполнилось ли загаданное на урок желание.
Возможен вариант и такой обратной связи: ребенок может выслать вам изображение золотой рыбки назад, если желание не исполнилось. В зависимости от сложившихся отношений с учеником, его степени открытости, можно обсудить почему не исполнилось загаданное и что нужно сделать, чтобы в следующий раз все получилось.

«Волшебная поляна»

Выслать файл с цветущей поляной.

Педагог: На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне,но поляна все равно есть, пусть она будет в ваших мечтах и помогает вам. Придумайте какой-либо цветок,который нравится вам. Он тоже на поляне, мысленно его перенесите туда. Посмотрите – в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так и будет всегда! Удачи на сегодняшнем уроке!

Работа со смайлами

1. «Подари улыбку»

Педагог: Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будите нравиться людям.

У нас в сообщениях есть смайлики с улыбкой,  давайте обменяемся этими позитивными символами.

2. «Настроение смайлами»

В начале и в конце занятия попросить ребенка выслать смайл, который отражает его настроение. Данный прием имеет диагностическое назначение, определяет настрой ребенка на начало занятия и удовлетворенность результатами проведенного занятия.

Примеры психологических  настроев

 Младшие школьники

-1-

Педагог:Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я   на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.»

                                                                           -2-

Звучит медленная музыка.

Педагог:  Представь  себе, что ты маленькое семечко.

Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним, ему светит солнышко. С первыми лучами солнышка,  семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (подними  руки тянутся вверх,  максимально вытягиваем спинку ). Стебелёк растёт (потянуться , расправить плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (поднять  руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (давайте  улыбнемся друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).

Педагог:  : Ребята, как цветы, тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового, интересного. А вы хотите узнать?
Есть такое выражение:  “Мир освещается солнцем, а человек знанием”.
Педагог: Как вы понимаете это выражение?
Возможные ответы: Когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни.
Педагог: А где получают знания?
Возможные ответы: В школе, в колледже, читая книги.
Педагог: А кто знает, как объяснить слово школа? По-гречески слово школа обозначает – досуг.

                                                                         -3-

Начинать уроки лучше всего, настраивая обучающихся на положительные эмоции. Учитель говорит слова, дети повторяют за ним:

•  Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять.

•  Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Он полон открытий
И полон тревог.
Ты учителя внимательно слушай,
Чтоб задания выполнить смог.

                                                 Учащиеся среднего звена, подростки

                                                             


 
Психологический настрой “Все в твоих руках”. 

(Притча)
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Комментарий: «Все в твоих руках»  может быть обязательной настраивающей фразой перед началом урока или занятия.

Коллеги! В наших руках возможность создать на уроке комфортную атмосферу для учащихся, удачи вам в этом!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»

Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....

Научная статья по теме: Создание эмоционального настроя учащихся на уроках химии

Статья поможет педагогам интегрировать литературные произведения на уроки химии, повышая эмоциональность урока....

Статья: "Формирование эмоционального настроя учащихся на уроках изобразительного искусства"

Статья об использовании современных компьютерных технологий на уроках ИЗО для формирования у учащихся позитивного эмоционального настроя....

ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И так,  почему  некоторые  дети предпочитают «забыть форму», «взять справку», «заболеть» вместо того, чтобы идти  на урок физкультуры?...