ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по физкультуре

Кочук Вячеслав Анатольевич

И так,  почему  некоторые  дети предпочитают «забыть форму», «взять справку», «заболеть» вместо того, чтобы идти  на урок физкультуры?

   Ответы на эти вопросы находятся в контексте психологии. Оказывается, дети испытывают страх и боязнь выйти из привычной для них зоны комфорта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кочук В. А. МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М. И.» г. Усть-Илимск Иркутская область.

Красавица, отличница, активистка, но НЕ СПОРТСМЕНКА… Классный руководитель в конце четверти ожесточенно сражается с учителем физкультуры, который своей оценкой норовит ему испортить качество, родители негодуют, коллеги предметники присоединяются к общему мнению, завуч констатирует: по математике успевает, по физике олимпиады выигрывает, а по какой-то физкультуре у ребенка единственная тройка и бла-бла-бла об отсутствии индивидуального подхода на ваших уроках и тому подобное.

Знакомая ситуация? Думаю, немало коллег ответят утвердительно.

Ну, а если серьезно, то нужно признать, что процент детей и родителей, которые считают физическую культуру бесполезным и не нужным предметом, ежегодно растет.  В чем же проблема?  Почему все чаще и чаще в средствах массовой информации поднимается   вопрос о проблемах школьной физкультуры?

 Анализ данной ситуации позволил мне выделить некоторые базовые вопросы, на одном из которых я остановлюсь подробнее в рамках своего выступления.

И так,  почему  некоторые  дети предпочитают «забыть форму», «взять справку», «заболеть» вместо того, чтобы идти  на урок физкультуры?

   Ответы на эти вопросы находятся в контексте психологии. Оказывается, дети испытывают страх и боязнь выйти из привычной для них зоны комфорта.

Физическая культура относится к числу тех дисциплин, которые по сути своей строятся на преодолении ситуации покоя. На занятиях физкультурой возникает масса страхогенных ситуаций самого различного характера, связанных с риском. Спорт нельзя сделать абсолютно безопасным, даже при хорошем надзоре некоторый риск, несомненно, присутствует в любом спорте. Страхи перед физическими упражнениями вошли в число видов страхов и, как показывает опыт, очень устойчиво проявляют себя. Это относится к страху перед водой, страху перед препятствиями, пред высотой; страху перед препятствиями (дистанциями); страхом перед скоростью и т. д.

Именно на занятиях физкультурой проявляется чувство страха как отношение, как поведенческий акт.

Основные причины чувства страха у младших школьников заключаются в том, что ребенок не способен, не умеет, не готов действовать в страхогенной ситуации. Его пугает новизна, необычность, внезапность возникновения ситуации. К причинам чувства страха может быть так же отнесена сверхсильная мотивация, вызывающая сверхсильное волнение, либо повышенное мышечное напряжение, либо разрядку возбуждения в форме радости, смеха, слез и т. д.

Чувство страха перед физическими упражнениями имеет свою специфику. Оно включает в себя три компонента. Первый – это чувство страха перед предметами и объектом физкультурной деятельности: перед водой, пространством, препятствием под ногами, руками и т. д. Второй – это чувство страха перед технической стороной выполнения физического упражнения. Это так называемый операционный страх. И третий компонент – чувство страха перед людьми – товарищами, учителями, зрителями и т. д. Это страх быть осмеянным, получить неодобрение, быть отверженным.

Все три компонента сливаются в одном чувстве страха, взаимодополняют, взаимозаменяют или взаимогасят друг друга. Их взаимодействие очень сложное. Бывает, что хорошее владение техникой выполнения двигательного действия как бы приглушает чувство страха перед действием с предметами и объектами этих действий или перед человеческим окружением и т. д.

Каждая из этих подструктур чувства страха у конкретного человека проявляется по своему, а так же по-своему они взаимодействуют. Наблюдения и опыт работы с младшими школьниками показывают, что у них чувство страха на занятиях физкультурой проявляется генерализованно, не дифференцируясь в сознании на отдельные компоненты. Менее всего выделяется операциональная составляющая чувства страха, а более всего – предметная. Хотя в любом случае трудно выделить и объяснить как главную одну причину чувства страха, проявляемого детьми на занятиях, можно представить следующим образом.

Чувство страха перед оценкой качества выполнения физических упражнений со стороны других людей, и особенно учителя и товарищей, у младших школьников выражено менее всего. Этот страх относится к числу типичных «школьных страхов».

Страхогенные ситуации на занятиях физкультурой являются естественными «полевыми» условиями, как будто специально приготовленными для воспитания смелости, храбрости, бесстрашия. Таким образом, целевая структура страхогенных ситуаций может строиться по следующей модели: Состав чувства страха в процессе занятий физической культурой

На занятиях физкультурой страхогенные ситуации обнаруживаются в виде негативных последствий: зарождение или закрепление отрицательных качеств личности, связанные с чувством страха. Это тревожность, пугливость, трусость, боязливость, паникерство. Это, казалось бы, нежелательные во всех отношениях ситуации могут впоследствии иметь позитивные результаты в виде зарождения, самореализации или закрепления прямо обратных качеств волевой сферы, силы воли, смелости, рассудительности, сдержанности, спокойствия. Качества, обратные страхогенным, но формирующиеся от них, вместе с ними, вместо них. Они как бы вытесняют первые.

 

Формы страха (страхогенные ситуации)

Страховые качества личности, которые можно преодолеть

Волевые качества личности, которые надо воспитать

Тревога

Тревожность

Эмоциональная устойчивость

Испуг

Пугливость

Храбрость

Боязнь

Боязливость

Смелость

Страх

Трусливость

Бесстрашие

Паника

Паникерство

Мужество, психологическое и эмоциональное здоровье

 

Эти данные можно использовать при разработке целей занятий со всем классом, а так же целей и задач воспитания отдельно взятого школьника. При этом необходимо идентифицировать реально возникающие и получившие при повторе своеобразное закрепление страхогенные качества ребенка с соответствующими «заменителями» – волевыми качествами. Для поэтапного преодоления страхогенных ситуаций и воспитания волевых качеств педагогически целесообразно делать именно такой перевод.

У детей наиболее распространено чувство страха перед предметами и объектами физического действия. Они боятся коня, козла, бревна, планки для прыжков в высоту, каната, препятствий (типа барьеров и т. д.). Они могут бояться воды, высоты, скорости, пространства. Все это так называемый предметный страх. Он вещный и связан с физическим осязанием объектов.

Как правило, это чувство страха возникает у детей при первом знакомстве с выполнение двигательного действия на снарядах или после первой неудачи при работе на них. Поэтому для детей очень важно именно на первых занятиях, которые пройдут на этих снарядах, создавать ситуацию успеха.

Чувство страха перед спортивным инвентарем является основным составляющим «полевого поведения». Он создает ситуацию, когда даже очень мелкие вещи лезут в глаза. Отсюда и возникают условия для формирования «полевого поведения». Это значит, что для безбоязненного выполнения указанных упражнений надо, чтобы детям не бросались в глаза те снаряды, которые вызывают в них чувства страха. Педагогически правильная организация среды проведения учебных занятий чрезвычайно важна для преодоления чувства страха у школьников. В этой среде надо учитывать «валентность» предметов у ребенка, особенно это значимо в тех случаях, когда чувство страха, впервые вызванное занятиями на данных снарядах, повторяется вновь. Повторное восстановление переживания закрепляет чувства страха, делает его своеобразной установкой для последующих занятий на данных снарядах.

Чувство страха перед техникой выполнения двигательного действия как компонент общего чувства страха при занятиях физкультурой занимает второе место. Это чувство страха тесно связано с боязнью получить осуждение учителя за неверно совершаемое действие. В начальной школе у детей чувство страха может снижать качество выполнения упражнения. Под влиянием страха, несмотря на любые старания, ребенок начинает забывать порядок действий, отдельные действия, движения или выполнять их неточно.

Что должен делать учитель для решения данной проблемы, как помочь обучающимся преодолеть страх и минимизировать страхогенные  факторы?

Понимая сложность решения данной проблемы и её нарастающую актуальность, мной разработан алгоритм действий учителя по развитию на уроках физической культуры алгоритма формирования психологического равновесия учащихся.

Без описания концептуальных моментов, алгоритм выглядит следующим образом.

1. перевод страхогенных качеств личности в волевые качества. Для этого дополняю программу диагностическим компонентом, выявляющим степень присутствия у ребенка страхогенных качеств и  и подбираю комплекс методов, приемов, способов и средств, посредством которых страхогенные качества трансформируются в волевые. На этом этапе ставлю  задачу, добиться возникновения мощных комплексов связи, выработать силу внутреннего торможения страхогенных качеств, воспрепятствовать их проявлению и побудить возникновение в закреплении волевых качеств; сделать их стабильными и устойчивыми.

2. Новая технология проведения занятий физкультурой. Включаю в обучающий процесс приемы и способы преодоления страхогенных ситуаций, которые предупреждали бы его появление, при этом  учитывая, что формирование волевых качеств происходит не обобщенно, а дифференцированно, т. е. по отношению к какому-то одному упражнению или действию.

Новая технология занятий физкультурой должна учесть, что физические нагрузки сами по себе обладают успокаивающим свойством, помогают переносить нервные срывы, душевные травмы. Они возбуждают энергию, внимание, изобретательность.

3. Погружение в естественную для детей среду (игра) и создание для испытывающих страх, ситуации успеха и её закрепление. В условиях урока физической культуры робость учащихся, их нерешительность и боязнь эффективно преодолеваются игровым и соревновательными методами.

4. Эффективное взаимодействие (учитель-наставник)

5. Своевременная оценка продвижения ученика и мотивация к последующей работе над тем или иным видом страха, связанным с уроками физической культуры.

Работа по данному алгоритму позволяет добиться значительных результатов по установлению психологического равновесия  и преодолению страхов на уроках физической культуры, а следовательно и высоких результатов в физическом воспитании школьников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая физическая подготовка учащихся на уроках физической культуры.

Образовательные задачи: закрепить технику броска и ловлю мяча одной рукой от плеча;  совершенствовать технику прыжков через короткую скакалку, через метод  круговой тренировки. Воспитат...

Некоторые приемы саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как способ повышения академической успеваемости

В данной статье предлагается опыт работы по применению сопряженного психофизического воздействия в 1-х классах, применение АМО (активных методов обучения), приемов саморегуляции эмоционального и...

Возрастные особенности младших школьников, при изучении бега на уроках физической культуры

Это статья о формировании навыков бега у учащихся начальных классов. Уже в начальных классах следует обращать внимание на укрепление мышц ног, несущих основную нагрузку в беге, и на постепенное ф...

татья по физкультуре по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использоват...

Доклад на тему: Психологическая поддержка учащихся на занятиях физической культурой

Психологическая поддержка учащихся на занятиях физической культурой...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры и спортивных секциях, а также передача опыта в данном направлении между учителями физической культур

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации нео...

Статья "Психологические основы воспитания на уроках физической культуры"

Традиционно каждый урок любого учебного предмета должен ставить перед собой задачи не только обучения, но и воспитания, а также развития, легче и естественнее всего это осуществляется на уроках физиче...