обобщение педагогического опыта
методическая разработка на тему
Тема опыта: «Использование элементов технологии проблемного обучения для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию»
Актуальность опыта заключается в том, что использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с использованием информационных технологий на уроках истории и обществознания обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности и желания творческой самореализации.
Новизна опыта заключается в практическом применении и выявлении результатов воздействия методики проблемного обучения на личность ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обобщения опыта работы | 295 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» Г. ДОЛИНСК
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694051, Сахалинская область, г. Долинск, ул. Хабаровская 13, тел. (факс) 8(42442)2-71-98, dolinsk_school_2@mail.ru
Педагогический опыт по теме: «Использование элементов технологии проблемного обучения для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию»
Учитель истории и обществознания
Романенко Н. А.
Оглавление стр.
Раздел I Информация об опыте………………………………………………………….3
Раздел II Технология опыта………………………………………………………………7
Раздел III Результативность опыта………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………………….36
Раздел I Информация об опыте
Романенко Наталья Александровна работает в МБОУ СОШ № 2 г. Долинска 23 года по специальности учитель истории и обществознания. В данном учебном заведении преподает историю и обществознания. Контактный телефон педагога 89241957872
Тема опыта: «Использование элементов технологии проблемного обучения для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию»
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.
Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории и обществознания.
В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями:
во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории и обществознанию знаний вне класса, учащиеся теряют интерес к ее изучению данных предметов;
во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников.
Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться.
Актуальность опыта заключается в том, что использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с использованием информационных технологий на уроках истории и обществознания обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности и желания творческой самореализации.
Новизна опыта заключается в практическом применении и выявлении результатов воздействия методики проблемного обучения на личность ученика.
Факторами успешности описываемого опыта, на наш взгляд, являются владение учителем методологией проблемного обучения и современными педагогическим технологиями образования и воспитания учащихся. Большое значение имеет широкое использование в педагогической практике фактора человеческого общения, что способствует созданию ситуации успеха как для ученика, так и для учителя.
Вся моя педагогическая деятельность основывается на определённых принципах и соответствующих им методах и приёмах, средствах и формах обучения и воспитания, о которых речь пойдёт далее.
Разрешение данного противоречия я нашла в теории проблемного обучения ( И.Я. Лернер, М.И. Махмутов. М.Н. Скаткин).
Что же такое проблемное обучение? На этот вопрос хороший ответ дал Н.Г. Дайри: обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения».
Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Так, постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в пифагорийской школе. В новой истории стремление к активному обучению восходит к философским взглядам Ф. Бэкона
В дальнейшем идею активного обучения развивали такие педагоги и философы, как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.
Первостепенное значение среди методов и приемов обучения занимают эвристическая беседа, проблемное изложение, дедуктивный подход. На широком использовании этих методов и строится современная теория проблемного обучения, разработанная М.И. Махмутовым, заслуга которого заключается в том, что он дал научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе.
М.И.Махмутов считает, что проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения .
Таким образом, концепция проблемного обучения, наиболее масштабная разработка которой началась в нашей стране в 60-е годы XX века, имеет довольно богатую историю, прошедшую в своём развитии три этапа:
- Разработка способов и средств активизации учебного процесса (майевтика Сократа, дидактика Я.А. Коменского, идеи Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервега, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева)
- Формирование исследовательского метода обучения, основанного на приёмах развития познавательной самостоятельности учащихся в овладении знаниями (А.Я. Герд, А.П. Пинкевич, В.В. Половцев, Б.Е. Райков)
- Формулирование идей и средств обучения путём разрешения проблем (« problem solving ») (Дж. Дьюи, Дж. Брунер, Г. Пойа, О. Зельц, К. Дункер).
В нашей стране разработкой тех или иных аспектов проблемного обучения и проблемного обучения как концепции в целом занимались и занимаются сегодня многие учёные и практики: М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, В.Т. Кудрявцев, Н.Г. Дайри и мн. др.
М.И. Махмутов предложил оригинальную системную концепцию проблемного обучения, разработал его методологическую базу, а также структурно-функциональную модель учебного процесса, обеспечивающую формирование навыков и умений самостоятельной деятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.
Наиболее важными, на наш взгляд, функциями проблемного обучения являются, во-первых, развитие творческих способностей учащихся и, во-вторых, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала. Рассмотрим их более подробно.
В современной педагогике всё шире распространяется убеждение, что репродуктивная деятельность отрицательно влияет на возможность последующего творчества. К этому выводу приходят как теоретики, так и практики, как педагоги, так и психологи. Специфика построения проблемного обучения на моделировании проблемных ситуаций, содержащих противоречия, отношение к которым является одним из важнейших критериев творчества, позволяет сделать вывод о его эффективности в этом направлении.
Второй важнейшей функцией проблемного обучения, как уже отмечалось выше, является развитие у учащихся практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала. Как показывает практика, практическое воспроизведение знаний и навыков, осуществляемое учащимися осознанно и в рамках проблемной ситуации, способствует значительно лучшему усвоению знаний, нежели лишь вербальное или практическое их воспроизведение при традиционном обучении. Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо научить учащихся решать поставленный задачи. Именно поэтому в процессе обучения и воспитания приоритет должен отдаваться моделированию, воссозданию практических проблемных ситуаций и их самостоятельному решению учащимися, что и реализуется в проблемном обучении.
Итак, мы сосредотачиваем своё внимание на создании и решении учебных проблем, обеспечивающих эффективное воздействие проблемного обучения на развитие личности школьника, и её подготовку к дальнейшему развитию за стенами школы.
Раздел II Технология опыта
Ведущей идеей своего педагогического опыта вижу развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через уроки истории и обществознания.
Основная цель- повышение познавательной активности школьников, мотивации к изучению предмета, как необходимых условий формирования потребности в самообразовании и саморазвитии.
Путь к достижению основной цели педагогического процесса лежит через более конкретное целеполагание и поэтапное решение стоящих в связи с этим задач:
Задачи:
- Дать ученикам прочные и глубокие знания по предметам, для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ;
- Вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение.
- Научить исследовательской деятельности.
- Содействовать творческому развитию каждого ученика.
- Воспитывать у детей любознательность, самостоятельность.
- Развивать интеллектуальные способности.
Принципы педагогической деятельности.
Принцип научности. Этот принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории обществознания:
- рассмотрение всякого исторического явления в развитии: как оно возникло, какие этапы в своём развитии прошло, чем, в конечном счёте, стало; нельзя рассматривать событие или личность абстрактно вне временных позиций;
- рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон;
- рассмотрение историко-экономических процессов с учётом социальных интересов различных слоёв населения, различных форм их проявления в обществе;
- рассмотрение того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.
Так, реализовывая данный принцип при изучении темы " Модернизация экономики и укрепление обороноспособности страны в 1930-егг", ставлю перед учениками следующие проблемные вопросы:
- Сталинский вариант индустриализации - результат субъективных причин или объективная закономерность?
- Прав ли был Сталин , предлагая свой вариант проведения индустриализации?
Принцип наглядности.
Принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств, или «каналов связи», человека с окружающим миром различна. Отмечают наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, тем самым ставят принцип наглядности на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств.
По мнению Ушинского К.Д., наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.
В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека.
Я.А. Коменский назвал принцип наглядности «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».
Реализовать данный принцип помогает использование ИКТ на уроках :презентаций , видеоматериалов, учебных дисков, практических пособий по подготовке к ЕГЭ.
На заключительном этапе изучения темы " Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-гг" я даю рассмотреть плакат 30-х гг. И предлагаю ответить на вопрос: назовите историческое событие, которое художник изобразил на плакате? Почему вы так решили? Каковы его последствия?
При изучении темы « Гражданская война» показываю плакаты белых и красных. Вопросы: определите где плакат белых, а где красных? Почему вы так считаете?
Использую плакаты в качестве исторических документов, несущих в себе информацию об исторических событиях советской эпохи.
Принцип прочности знаний. Поскольку человеку свойственно забывать информацию, учитель должен добиваться прочных знаний, умений и навыков.
Соблюдение этого принципа предполагает построение такой педагогической системы, составные части и элементы которой не рядоположены, а образуют целостное единство. Воспитанию решительно противопоказаны бессистемность, случайность, несогласованность и неупорядоченность педагогических воздействий. Ничто так не вредит воспитанию, как разнобой в требованиях к учащимся.
Важно соблюдать последовательность и преемственность в их работе, своевременно выявлять уровень воспитанности учеников.
Прочность обучения означает длительное сохранение в памяти изучаемых знаний, формируемых навыков и умений.
На длительность сохранения знаний влияют многие объективные и субъективные факторы, условия обучения и жизни ребенка вне школы. Проблема прочности обучения состоит в том, чтобы усилить действие положительных факторов и снизить роль отрицательных.
Для того, чтобы добиться прочных знаний в своей работе использую опорные схемы, где выделяются причинно- следственные связи между историческими явлениями, общественными событиями, «событийные линии», тестовые задания.
Личностно-деятельностный принцип. Суть принципа — в организации процесса обучения таким образом, что приоритет отдаётся поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, т.е. открытие ими под руководством учителя выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.
Так, например, изучение темы " Искусство зарубежных стран начала 20 века" я строю не традиционно, сообщая учащимся особенности новых стилей и направлений в искусстве начала 20 века , а через проблемный вопрос: можно ли говорить о рождении новой формы культуры? Причём знакомство с особенностями новых направлений в искусстве начала 20 в. происходит путём сравнения с классическими традициями в искусстве 15-19вв. Учащиеся сами называют новые тенденции в искусстве , учитель лишь акцентирует их внимание на той или иной эстетической категории . Таким образом, знакомство с изучаемыми понятиями происходит через поисковую деятельность. В завершении урока учащиеся выражают своё собственное мнение о произведениях искусства начала 20 века. Изучение темы « Пётр Первый- царь и человек» проходит через анализ видеоматериала .Происходит обсуждение вопросов: личность в истории, направленность петровских реформ, итоги петровских преобразований.
Принцип вариативности. Суть принципа — в развитии у учащихся вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения проблем, в умении осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант. Обучение, в котором реализуется данный принцип, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации — ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант.
Так, изучая в курсе истории России ХХ в. тему «Февральская буржуазная революция», ставлю проблемную задачу: Была ли альтернатива Октябрю 1917 г.?
Благодаря исследованию вероятных версий этих причин учащиеся в конечном итоге выбирают из них наиболее значимые для понимания и оценки событий тех дней.
Принцип креативности. Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение.
Одной формой активизации познавательной деятельности учащихся, развития у них творческих способностей является написание эссе по обществознанию и исторического сочинения по истории. Не стоит забывать, что эти задания используются в ЕГЭ по данным предметам. Чаще всего эссе и историческое сочинение — завершающий этап работы над той или иной темой, разделом, поэтому ученики выполняют это задание дома.
Эссе- это результат творческой деятельности учащихся, который представляет собой новый продукт в виде размышления по заданной теме.
Принцип практической ориентации. Суть принципа в связи теории с практикой. Работая на проблемном уроке с историческими источниками, газетными публикациями, видеоматериалами, картами и т.д., учащиеся приобретают умения и навыки практической деятельности. Например при изучении темы " Правление Владимира Монамаха" я даю учащися прочитать отрывок из его произведения " Поучение детям" . После прочтения предлагаю ответить на следующие вопросы
1. "Поучения" адресованы княжеским детям . Что из них приемлемо для вас, детей сегодняшней России?
2. Какое представление об авторе " Поучений.." возникает у вас при их чтении?
3. Советы, касающиеся военного дела - современны ли они?
При изучении темы « Религия древних греков» я предлагаю ответить на воросы:
- Как вы считаете , почему древнегреческие мифы интереснв нашим современникам
Какие « крылатые выражения» пришли к нам из Древней Греции? Что они означают сегодня? ( « Ахиллесова пята», « лаконичная речь»)
Методы и приёмы педагогической деятельности.
Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечить достижение педагогических целей.
М.И. Махмутов в зависимости от способа представления учебного материала (проблемных ситуаций) и степени активности учащихся выделял шесть методов: метод монологического изложения, рассуждающий метод изложения, диалогический метод изложения, эвристический метод обучения, исследовательский метод и метод программированных заданий.
Монологический метод
это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения обучающим учебного материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.
При монологическом методе необходимо обращать особое внимание на приёмы, усиливающие его возможности. Среди таковых я использую:
Приём проблемного изложения — применительно к монологическому методу характеризуется спорадическим возникновением проблем. Так, излагая в старших классах тему «Новая экономическая политика», ставлю по ходу работы перед учащимися следующие познавательные (проблемные) задания:
- В чём сущность Новой экономической политики?
- В чём проявились экономические и социальные противоречия НЭПа?
- Каковы причины свёртывания НЭПа?
В обществознание по теме 9 класса «Политические режимы» ставлю по ходу работы перед учащимися следующие познавательные (проблемные) задания:
- В чем разница между режимом и формой правления?
- В чем сущность демократического режима?
- В чем основные отличия демократического режима от недемократического?
Показательный метод
Предполагает объяснение учебного материала путём постановки проблемы и показа учащимся логики научного исследования, формирование у них способов поисковой деятельности. Деятельность учащихся носит репродуктивный характер, но возможности побуждения к учебной деятельности шире, чем при монологическом методе. Среди таковых могу назвать:
Приём логического изложения — формирует у учащихся понятие о логике и способах решения научной или практической проблемы. В монолог преподавателя вводятся элементы рассуждения, порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким образом, чтобы объективные противоречия содержания были представлены особенно подчёркнуто и возбуждали познавательный интерес учащихся и желание их разрешить. Так, на уроке изучения проблемы самостоятельности или искусственности образования Древнерусского государства, показываю при помощи фактического материала логику решения вышеназванной проблемы сторонниками норманнской или антинорманнской теорий, делая выводы и обобщения.
Приём предположения — в нём в отличие от приёма логического изложения учащимся предлагается после постановки учителем проблемного вопроса, предположить на какие факты опираются, доказывая свою правоту, сторонники той или иной точки зрения ( например, феодальная раздробленность – период упадка или расцвет русских земель) Использование этого приёма возможно как индивидуально, так и в варианте парного и группового взаимодействия. В качестве подсказки можно предложить опорные слова и выражения. Последующее сопоставления собственного варианта с объяснением учителя способствует формированию у учащихся способов поисковой деятельности.
Диалогический метод
Предполагает проведение сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учителем, усвоения его учащимися. Ученики при этом методе активно участвуют в постановке проблемы и её решении путём выдвижения предположений и самостоятельного доказательства своих гипотез, что способствует формированию у них умений речевого общения, самостоятельной деятельности и коллективной мыслительной деятельности.
В беседе преподаватель привлекает учащихся к ответам на такие вопросы, которые обращены к имеющимся у них знаниям и умениям. Доля их самостоятельности в учебной деятельности определяется количеством вопросов репродуктивного характера. При постановке вопросов, требующих для ответа новой информации, новых знаний, новых подходов, преподаватель либо сам отвечает на них, либо организует изучение учащимися учебного пособия, видеофильма и пр.
Так при изучении темы « Цена победы» на основе статистических данных предлагаю учащимся самим сформулировать проблемную задачу, которая решается ими самостоятельно.
Приём создания проблемной ситуации — в нём, в отличие от приёма проблемного изложения, проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоции.
- Почему Русь смогла отразить натиск более развитой Европы, но покорилась менее развитым монголам?
- Почему Людовика XI называли « всемирным пауком», а Карла Смелого –
« последним рыцарем»?
- Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?
- Был ли царь Алексей Михайлович " Тишайшим"?
- Коллективизация - трагедия крестьянина труженика?
- Триумф и трагедия победителей ( 1945-1953 гг)
- Иван Грозный –портрет без ретуши.
- Пётр Первый – абсолютный монарх или большевик на троне?
Решаются они самими детьми при помощи учителя следующим образом: уяснение и постановка проблемы; формулирование вариантов решения; оценка их предпочтительности; выбор средств оптимального решения.
Так при изучении темы « Цена победы» на основе статистических данных предлагаю учащимся самим сформулировать проблемную задачу, которая решается ими самостоятельно.
Эвристический метод
Наиболее выразительной формой этого метода является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы и которые требуют от учащихся осуществления небольшого поиска. Учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия и т.д. Необходимо отличать Э.м. от исследовательского метода, предполагающего поиск решения целостной проблемной задачи.
Так, при изучении в шестом классе темы «Образование средневековых городов» ставится проблема:
Почему и каким образом стали возникать средневековые города?
Если учащиеся не могут уцепиться за какую-нибудь определенную мысль, то задаю вопрос, который подтолкнет к рассуждению:
Как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и образованию городов?
Этот более конкретный вопрос начинает активизировать мышление учащихся. Ставлю другие вопросы более узкого характера:
Какие успехи в хозяйстве были в Европе в Х1V-ХV веках?
Почему с успехами в хозяйстве появляются люди, специализирующиеся на каком-то отдельном ремесле («умельцы»)?
Почему «умельцы» уходят из деревни?
Куда они уходят? Где поселяются?
Что еще кроме мастерской ремесленника появляется на их месте поселения?
Кто еще селится в этой местности?
Таким образом, мы в результате беседы создаем такую логическую цепочку, которая приводит к ответу на заданный вопрос о возникновении городов. Чтобы закрепить этот материал и систематизировать его, записываем логическую схему. излишки продуктов крестьяне меняют на ремесленные изделия Успехи в хозяйстве ремесленникам трудно совмещать появляются новые сложные виды ремесла он меняет свои изделия на сельское занятие сельским хозяйством и ремеслом сельское хозяйство отделяется от ремесла хозяйственные продукты ремесленники селятся отдельно в тех местах, где можно сбыть свои изделия образование городов.
Исследовательский метод
предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер. Исследовательский метод (как более сложный) применяется реже эвристического, поэтому я использую, помимо классического варианта, отдельные приёмы организации исследовательской деятельности такие, например, как:
Приём проекта — приём предполагает практическое или теоретическое решение значимой проблемы путём поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ.
Проектная деятельность предполагает воспитание у школьников таких качеств, умений, компетенций :
- Самостоятельность;
- Инициативность;
- Целеполагание;
- Креативность.
Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:
- Интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
- Творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
- Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль;
- Умения и навыки, связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности
- Методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).
Результатом проекта " предметы русскогобыта конца 19 - начала 20 века стало создание в школе выставки и альбома " Предметы русского быта конца 19 -начала 20 века". Учащимися входе работы используются методы исторического исследования, сравнительного анализа, наблюдения.
Средства, разработанные автором опыта.
1.Компьютерные презентации для проведения уроков с применением мультимедийных технологий по следующим темам : " Искусство зарубежных стран в начале 20 века", «Живопись первой половины 19 века», «Жить по закону».Результатом применения презентаций является хорошее усвоение материала благодаря визуальному восприятию.
2. Разработка уроков с применением видеоматериала: « Рабство в Древнем Риме».
Активно привлекаю к работе по созданию своих презентаций учащихся . Данный вид работы повышает познавательную активность учащихся , побуждает к работе с дополнительной литературой и учит рационально использовать необходимую для работы информацию Интернет -ресурсов.
3. Использование метода «незаконченных предложений». История России начала 20 века - дополнить предложение «Самым сильным в экономике классом является……., так как……». История Киевской Руси – задание «При Владимире на Руси впервые…».
4. Для проведения зачётных уроков в 10-11 классах мною разработаны тесты по истории и обществознанию в форме ЕГЭ, предполагающие проведение разноуровневого контроля знаний.
Данный способ проведения зачётных уроков способствует более качественной подготовке к сдаче ЕГЭ.
5. Умение работать с историческим источником
6. Работа с картографической и иллюстративной информацией. Формы работы с исторической картой должны быть разнообразнее. Прежде всего, необходимо научиться проводить атрибуцию (описание) исторической карты в целом и информации, представленной на карте. Затем следует приступать к выполнению, заданий, предполагающих:
- самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту;
- нанесение объектов на контурную карту (постепенно, к VIII – IX классам, такую работу можно проводить без использования атласов и карт из учебника в качестве подсказки);
- ответы на вопросы по исторической карте.
Формы педагогической деятельности.
Проблемное обучение не поглощает всего учебного процесса: не всякий учебный материал содержит проблемное знание и не всякое проблемное знание можно представить в форме познавательной задачи или противоречивого суждения. Исходя из этого, в своей работе я использую различные формы проблемных уроков, форму традиционного урока с применением на нём проблемных и творческих заданий, различные формы нетрадиционных уроков:
Приведу примеры используемых форм проблемных уроков:
Проблемный семинар — форма внеурочной деятельности, в которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении материалов ЕГЭ и ОГЭ по предметам. Предполагает не просто овладение новыми знаниями и умениями, а вынесение их на коллективное обсуждение наиболее проблемных вопросов. Такие семинары позволяют обсудить проблемы и вопросы, не имеющие однозначных суждений, противоречивые высказывания, определить собственное отношение к историческому прошлому. Чаще всего это задания второй части по истории и по обществознанию.
Обобщённое описание системы работы.
Современные условия преподавания ставят перед учителем новые задачи, формы и методы преподавания школьных предметов. Использовать различные формы работы в рамках технологии проблемного обучения помогают информационные технологии.
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
учебные диски тестовые задания видеоматериалы презентации
при подготовке к ЕГЭ
Использую в работе учебные диски, презентации, видеоматериалы на уроке истории и обществознании при изучении нового материала, обобщении и повторении ранее пройденного ,при проведении консультаций по подготовке к ЕГЭ.
Использование ИКТ на уроках позволяет:
- -Повысить уровень наглядности;
- -Установить метапредметную связь с информатикой;
- -Возможность организации проектной деятельности учащихся;
- - Организовать более эффективную подготовку к ЕГЭ.
Виды видеоматериалов:
1. Художественные фильмы,
2. Документальные фильмы,
3. Образовательные фильмы.
Работа с видеоматериалом позволяет решать следующие задачи:
- Научить обучающихся ориентироваться в информационном пространстве;
- Формирование мировоззрения обучающихся, их нравственных и эстетических взглядов;
- Развитие умения обучающихся ориентироваться в потоке современной информации и умение анализировать её;
Использование видеоматериалов на уроке должно быть прежде всего ориентировано на удовлетворение и поощрение любознательности детей, их аналитических способностей. Использование видеоматериалов на уроке предполагает разнообразие методов, в основе которых лежит деятельностный характер и позволяет сформировать у них следующие исследовательские умения и навыки:
- работы с видеоматериалами как специфическим историческим источником;
- наблюдения и анализа исторических событий;
- постановки и решения практических задач;
- формирования гипотезы;
- формирования метапредметных знаний.
Планирую продолжить работу по данной теме в дальнейшем. Ставлю перед собою задачи :
- Повысить уровень подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию;
- Развитие творческого потенциала учащихся через привлечение учащихся к участию в конкурсах по истории и обществознанию;
- Воспитывать в каждом ребёнке желание стать исследователем.
Работа по данной системе дают возможность наблюдать у моих учеников сформированность таких личностных качеств, как мышление, речь, творчество, эмоциональность, смысловая память, эффективное внимание, что позволяет мне воспитывать в ребятах самостоятельность, толерантность, уважение друг к другу, открытость, искренность, ответственность, вежливость, этикетность речи, культуру чувств и эмоций. Учёт особенностей аудитории, создание благоприятного психологического фона, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения, ситуации успеха, всё это вместе взятое формирует здоровьесберегающую среду.
Раздел III Результативность опыта
1. Результаты ЕГЭ по истории и обществознанию.
Сравнительные результаты ЕГЭ
Предмет | 2015-2016 уч. г. УО(уровень обученности) | 2015-2016 уч. г. средний балл | 2016-2017 уч. г. УО(уровень обученности) | 2016-2017 уч. г. средний балл | 2017- 2018 уч. г. УО(уровень обученности) | 2017- 2018 уч. г. уч. г. средний балл |
История | 68% | 37 | 83% | 39 | 75% | 44 |
Обществознание | 43% | 45 | 74 % | 47 | 78% | 48 |
2. Результаты итоговой аттестации учащихся (сведения о качестве знаний и уровне обученности учащихся)
Информационно-аналитический отчет.
Одним из важнейших показателей учебного процесса является уровень обученности учащихся. Использование информационно-коммуникационных технологий, системно -деятельностного подхода в обучении, а также приемов технологии развития критического мышления и приемов проблемного обучения ведет к позитивной динамике общей успеваемости и качества знаний. По предмету история и обществознание в течение последних пяти лет при успеваемости 100% качество знаний составляет от 40% до 96%.
Стабильные положительные результаты обучения достигаются благодаря грамотному использованию разнообразных методов, способов и приёмов обучения.
Качество знаний (отношение количества обучающихся по параллелям, имеющих по результатам обучения отметки «хорошо», «отлично», к общему количеству обучающихся по результатам обучения, по итогам учебного года) показывает высокие результаты, что говорит о положительном и заинтересованном отношении обучающихся к предмету. Около 85% учащихся 5-11 классов успевают на 4 и 5 по предметам история и обществознания.
Таблица № 2
Динамические показатели предметных знаний обучающихся Класс | Предмет | Обученность, % | Качество, % | СОУ |
2015-2016 учебный год | ||||
6 а | история | 100 | 56,5 | 53,4 |
6 а | обществознание | 100 | 60,9 | 54,6 |
6 б | обществознание | 100 | 76 | 65,9 |
7 а | история | 100 | 69 | 60,3 |
7 а | обществознание | 100 | 79,3 | 70,6 |
9 б | история | 100 | 63, 6 | 60,4 |
7 б | обществознание | 100 | 70 | 64 |
7 б | История | 100 | 56,7 | 59,1 |
9 б | обществознание | 100 | 59,1 | 60,7 |
10 а | История | 100 | 93, 3 | 78,9 |
10 а | обществознание | 100 | 93,3 | 76,5 |
10 б | История | 100 | 44,4 | 48,4 |
10 б | обществознание | 100 | 38,9 | 46,9 |
11 а | обществознание | 100 | 73,7 | 56,6 |
11 б | обществознание | 100 | 70 | 57,4 |
2017-2018 учебный год | ||||
5 б | история | 100 | 92,6 | 68,6 |
6а | история | 100 | 86,2 | 70,1 |
5б | обществознание | 100 | 96, 3 | 69,6 |
7б | история | 100 | 62,1 | 62,1 |
7б | обществознание | 100 | 75,9 | 67,2 |
8а | история | 100 | 40 | 48,6 |
8а | обществознание | 100 | 40 | 48,6 |
8б | история | 100 | 52,2 | 58,4 |
8б | обществознание | 100 | 52,2 | 56,9 |
6 а | обществознание | 100 | 89,7 | 73,5 |
9 а | история | 100 | 62,1 | 58,3 |
9а | обществознание | 100 | 62,1 | 58,3 |
9б | история | 100 | 58,6 | 58,6 |
9б | обществознание | 100 | 58,6 | 59,9 |
10а | история | 100 | 71,4 | 59,9 |
10а | обществознание | 100 | 67,9 | 60,1 |
11а | история | 100 | 60 | 57,1 |
11а | обществознание | 100 | 52 | 53,4 |
3.Результаты участия в районных олимпиадах по истории и обществознанию.
Официально зафиксированные достижения детей в олимпиадах и конкурсах Год | Проблематика | Этапы | Ф.И.ученика | Место | Класс |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по праву | муниципальный | Ким Сен Ок | призер | 10а МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по праву | Региональный | Ким Сен Ок | участник | 10а МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Школьный | Киндялова Анна | II место | 9б МБОУ «СОШ № 2» |
2015- 2016 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Школьный | Парфуто Эльвира | III место | 9б МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Школьный | Стоянова Светлана | I место | 10 а МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Школьный | Шовкопляс Дмитрий | II место | 10 а МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Школьный | Усачев Илья | III место | 10 а МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Школьный | Журкова Ирина | III место | 11а МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по истории | Школьный | Николаев Никита | I место | 7а МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по истории | Школьный | Ян Артем | II место | 7 а МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по истории | Школьный | Иванов-Кулаков Максим | III место | 7 а МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по истории | Школьный | Парфута Эльвира | II место | 9б МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по истории | Школьный | Усачев Илья | II место | 10а МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по истории | Школьный | Никонова Юлия | | 10а МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по праву | Школьный | Ким Юлия | I место | 9б МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по праву | Школьный | Парфута Эльвира | I место | 9б МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по праву | Школьный | Киндялова Анна | II место | 9б МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по праву | Школьный | Ким Сен Ок | I место | 10а МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по праву | Школьный | Ю Валерия | II место | 10а МБОУ «СОШ № 2» |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада школьников по праву | Школьный | Шумеева Арина | III место | 10 а МБОУ «СОШ № 2» |
2016-2017 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Муниципальный | Шумеева Арина | Призер | 11а МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по истории | Школьный | Тян Кирилл | I место | 5 б МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по истории | Школьный | Колесник Артур | III место | 5 б МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по истории | Школьный | Гусев Артур | II место | 8 а МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по истории | Школьный | Шульга Евгений | II место | 9 б МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по праву | Школьный | Шульга Евгений | II место | 9 б МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по праву | Школьный | Николаев Никита | III место | 9 а МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Школьный | Николаев Никита | II место | 9 а МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Школьный | Терехов Михаил | II место | 6 а МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Школьный | Шевский Денис | II место | 7 б МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Школьный | Поддубная Виолетта | III место | 7б МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Школьный | Волошина Яна | III место | 8 б МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Школьный | Шульга Евгений | I место | 9б МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Школьный | Николаев Никита | II место | 9 а МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Школьный | Никифоров Юрий | II место | 9 а МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Школьный | Ли Артур | III место | 9 а МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Школьный | Ким Юлия | II место | 11 а МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по истории | Муниципальный | Шульга Евгений | Призер | 9б МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Муниципальный | Ким Юлия | Призер | 11а МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по истории | Региональный | Шульга Евгений | Участник | 9б МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Региональный | Наумов Евгений | Участник | 7б МБОУ «СОШ № 2» |
2017-2018 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Федеральный | Наумов Евгений | Участник | 7б МБОУ «СОШ № 2» |
4. Сведения о работе предметных кружков, клубов и внеклассных мероприятий для учащихся и воспитанников
Высокий познавательный интерес учеников определяется не только уровнем качественной успеваемости, но и активным участием школьников во внеурочной деятельности через работу курса – «Я- исследователь». Цель данного курса сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы. Занятия учащихся во внеурочной деятельности способствует формированию общей культуры учащихся, активизации их мыслительной познавательной деятельности по предметам история и обществознание, развитию творческих способностей одаренных учеников, повышению качества образования. (см. Таблицу 3)
Использование таких форм обучения учащихся как элективные курсы, учебные экскурсии, индивидуальные занятия с учениками приводит к росту интереса к предмету, а так же к успешной сдачи экзамена по предмету. Элективный курс для 9а, б классов по теме: « История в лицах. Реформы и реформаторы» в 2017-2018 учебном году, оказала школьникам теоретическую и практическую помощь в расширения знаний по истории России. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное знаний по предмету история (см. Таблицу 3) Необходимо отметить значимость факультативов для подготовки ЕГЭ по обществознанию и истории в 10-11 классах. Организация таких форм внеурочной работы позволяет подготовить учащихся к ЕГЭ; обучить школьников таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение классификация, аналогия, обобщение; развивать умение критически анализировать документы, формулировать свое суждение о важнейших событиях, теориях, концепциях, фактах, рассуждать об историографии вопроса; побуждать познавательную активность и вовлекать учащихся в различные виды деятельности. Это все способствуют успешной сдачи ЕГЭ. При изучении курса «Решение трудных вопросов по обществознанию» выпускникам была оказана теоретическая и практическая помощь в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы (см. Таблицу 2) Для привития интереса к предмету история и обществознания, а также расширения знаний о правах ребенка традиционно ежегодно в декабре в школе проходит предметная неделя по предметам гуманитарного цикла, которая является комплексной формой работы по предметам, парадом детской фантазии и творчества. ( В ходе работы особое внимание уделяю профилактике правонарушений среди подростков. Данная работа проходит в тесной связи с правоохранительными органами. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов, пример плодотворного сотрудничества учителей – предметников, классных руководителей, пример деятельности, объединяющей педагогический коллектив. Все мероприятия отличаются высоким уровнем методической организации, использованием различных методов и приемов воздействия на внутренний мир детей.
Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, раскрывается их творческий потенциал, развивается познавательный интерес.
По окончании предметной недели открыто подводятся итоги творческих работ обучающихся, итоги мероприятий, организованных в ходе недели вместе с организаторами и завучем по воспитательной работе. Администрация школы отмечает высокий уровень проведённых мероприятий, творческий подход в подготовке таких предметных недель проходит при высокой активности и заинтересованности участников.
Большое значение во внеклассной работе играет волонтерская работа. Она воспитывает патриотизм и расширяет интерес к предмету. В 2015 г. объявлена благодарность за активную работу в формировании волонтерского корпуса «Волонтеры 70» ученицы 10 а класса- Стояновой Светлане.
Таблица 3
№ | Учебный год | Фамилия имя учащегося | класс | Темы проекта | уровень |
2015-2016 | Володченко Диана | 9 В | Образование СССР в 20-30 е гг. Проблемы и перспективы | Школьный | |
2015-2016 | Сухойкова Екатерина | 9 В | В. И. Ленин. Политический портрет | Школьный | |
2015-2016 | Шумеева Арина | 9 В | Культура СССР в 20 е. года XX века. Проблемы и перспективы | Школьный | |
2016-2017 | Савинский Никита Сергеевич | 8 А | Влияние реформ патриарха Никона на развитие церковной жизни | Региональный | |
| 2016-2017 | Евпак Александр, Костылев Артем, Горбачева Екатерина | 5 А | Авгеевы конюшни- миф или реальность
| Школьный |
2016-2017 | Смирнова Олеся, Терехов Михаил, Зырянова Алина | 5 А | «Импрессионизм в русской живописи конца XIX – начала XX веков»
| Школьный | |
2017-2018 | Абрамова Софья Витальевна | 6 А | Первые князья Древнерусского государства. Князь Олег. | Школьный | |
2017-2018 | Абрамян Армэн Гамлетович | 6 А | Первые князья Древнерусского государства. Князь Игорь | Школьный | |
2017-2018 | Агапов Никита Максимович | 6 А | Первые князья Древнерусского государства. Княгиня Ольга | Школьный | |
2017-2018 | Балашов Никита Дмитриевич | 6 А | Первые князья Древнерусского государства. Князь Святослав | Школьный | |
2017-2018 | Брыков Кирилл Игоревич | 6 А | Внешняя политика князя Олега | Школьный | |
2017-2018 | Бушаев Артём Александрович | 6 А | Внешняя политика князя Святослава | Школьный | |
2017-2018 | Волошин Дмитрий Владимирович | 6 А | Крещение Руси князем Владимиром I | Школьный | |
2017-2018 | Восканян Раффи Багдасарович | 6 А | Русская Правда Ярослава Мудрого | Школьный | |
2017-2018 | Горбачева Екатерина Семеновна | 6 А | Языческие праздники. | Школьный | |
2017-2018 | Дудник Екатерина Антоновна | 6 А | Культура Киевского княжества в IX-XII веках. Иконопись | Школьный, | |
2017-2018 | Дьяков Евгений Алексеевич | 6 А | Культура Киевского княжества в IX-XII веках. Архитектура. | Школьный | |
2017-2018 | Евпак Александр Сергеевич | 6 А | Боги восточных славян | Школьный | |
2017-2018 | Зеленков Савва Александрович | 6 А | «Поучение к детям» Владимира Мономаха. | Школьный | |
2017-2018 | Зырьянова Алина Сергеевна | 6 А | Обряды языческой Руси. | Школьный | |
2017-2018 | Им Кристина Андреевна | 6 А | «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона | Школьный | |
2017-2018 | Ионова Александра Дмитриевна | 6 А | Культура Владимиро-Суздальского княжества в IX-XII веках. Иконопись | Школьный | |
2017-2018 | Кораблева Дарья Викторовна | 6 А | История создания и развития Киева с V по XIII век. | Школьный | |
2017-2018 | Косотуров Артем Андреевич | 6 А | Культура Владимиро-Суздальского княжества в IX-XII веках. Архитектура | Школьный | |
2017-2018 | Костылев Артем Алексеевич | 6 А | Язычество у восточных славян | Школьный | |
2017-2018 | Мельников Дмитрий Сергеевич | 6 А | «Повесть временных лет» летописца Нестора | Школьный | |
2017-2018 | Пестова Елизавета Александровна | 6 А | Культура Новгородской феодальной республики в IX-XII веках. Иконопись | Школьный | |
2017-2018 | Пуцакова Екатерина Александровна | 6 А | Культура Новгородской феодальной республики в IX-XII веках. Архитектура | Школьный | |
2017-2018 | Смирнова Олеся Викторовна | 6 А | История создания и развития Пскова с V по XIII век. | Школьный | |
2017-2018 | Стешина Анастасия Евгеньевна | 6 А | Русь-страна Гордарики | Школьный | |
2017-2018 | Телегина Софья Владимировна | 6 А | История создания и развития Смоленска с V по XIII век. | Школьный | |
2017-2018 | Терехов Михаил Евгеньевич | 6 А | Новгородская феодальная республика IX-XV вв. | Школьный | |
2017-2018 | Шарафиев Степан Сергеевич | 6 А | Культура Владимиро-Суздальского княжества в IX-XII веках. Летописание. | Школьный | |
2017-2018 | Шевцова Ангелина Артёмовна | 6 А | Культура Киевского княжества в IX-XII веках. Летописание | Школьный |
Таблица 2
№ | Учебный год | Названия факультатива, элективного курса | Классы | Количество |
1. | 2016-2017 | Исследовательская деятельность по обществознанию | 10 а,11 а, 11 б | 15 |
2. | 2016-2017 |
| 20 | |
3. | 2017-2018 | История в лицах. Реформы и реформаторы. | 9 а, б | 30 |
4. | 2017-2018 | «Решение трудных вопросов по обществознанию» | 10 а, 11 а | 22 |
4 | 2018-2019 | «Решение трудных вопросов по обществознанию» | 10 а,б.11 а | |
5 | 2018-2019 | История в лицах. Реформы и реформаторы. | 9 а, б |
Заключение
При систематическом использовании элементов технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания, а так же во внеурочной деятельности повысился интерес к изучению данных предметов.
Применение технологии проблемно-диалогического обучения эффективно:
а) в воспитании активной личности, формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;
б) в стимулировании интеллектуального развития (увеличивается объем памяти, повышается производительность внимания, развивается речь;
в) в прочности усвоения знаний, так как путем постановки проблемы обеспечивается сильная мотивация, а путем поиска решения достигается полное понимание материала.
Все ли обучение должно быть проблемным?
Нет не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Ученик не может и не должен повторять весь исторический путь развития человеческого знания. Но принципы этого развития и обобщенные способы действия он должен повторить для того, чтобы усвоить их выработать у себя способы творческой деятельности.
Проблемное обучение означает понимать как тип обучения, обеспечивающей, в сочетании с традиционным, и тем новым, что было внесено в педагогику многими исследователями и практиками развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности.
Обучение не может считаться развивающим, если не используются закономерности проблемного обучения (принцип проблемности, проблемная ситуация).
Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно-воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.
Всем ли учащимся доступно проблемное обучение?
Практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения и т.д.
Результаты, которые демонстрируют мои ученики, убеждают меня в том, что я на правильном пути.
Список используемой литературы.
- Алексашкина, Л.Н. Н.И. Ворожейкина «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории» Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010.- № 4. – С. 14
- Бестужев — Лада И.В. Творческая лаборатория школьника на уроке истории// Преподавание истории в школе. — 2004. — № 5.
- Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: Пособие для учителя._ М.: Просвещение: Учеб. Лит.,1996.
- Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов- на Дону.:" Феникс",1996
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.— 80 с
- Махмутов М.И. Проблемное обучение . Основные вопросы теории.М.: Педагогика, 1975
- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта.
Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта Ведущие педагогические идеи Теоретическая база и технология Новизна С...
Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.
На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....
Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.
Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...
Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"
Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....
Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...