Технология проектирования рабочей программы в условиях введения ФГОС ООО.
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_rp.ppt | 361.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативно-правовое обеспечение Процедура разработки, принятия и утверждения рабочих программ согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" находится в компетенции образовательной организации, и на основании ст. 30 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регламентируется локальным нормативным актом образовательной организации ( Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации общего образования )
Положение разрабатывается в соответствии с документами: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (п. 18.2.2); Федеральный компонент государственного образовательного стандарт а, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (при реализации); Федеральный базисный учебный план, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 (при реализации); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; Письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях"; Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16 "О направлении требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей"; Региональный компонент государственного образовательного стандарта
Рабочая программа учебного курса нормативно-управленческий документ образовательной организации, характеризующий систему/модель образовательной деятельности педагога и учащихся по достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования в условиях введения ФГОС ОО, требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в условиях реализации ФКГОС.
Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы соответствующей ступени образования (далее – ООП), образовательной программы и призвана обеспечить целенаправленность, систематичность, последовательность в работе учителя по раскрытию ее содержания через урочную и внеурочную деятельность, дополнительное образование.
Место рабочих программ в ООП ООО
Рабочая программа в обязательном порядке: разрабатывается на учебный год/уровень образования (выбрать нужное): по предметам обязательной части учебного плана; учебным курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса; учебным курсам национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения; программам курсов внеурочной деятельности в соответствии с планом внеурочной деятельности, учебным планом основного и среднего (полного) общего образования; дополнительным образовательным программам внутришкольной системы дополнительного образования;
Цели и задачи рабочей программы 1. Главной целью рабочей программы является реализация содержания ООП соответствующего уровня образования, образовательной программы по определенному предмету, курсу, дисциплине (модулю) в соответствии с установленным количеством часов учебного плана, плана внеурочной деятельности общего образования, часами дополнительного образования. 2. Основными задачами рабочей программы являются: определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом целей, задач и особенностей (специфики, традиций, уровня реализации программ и т. п.) образовательной деятельности образовательной организации и контингента учащихся; обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования, при имеющейся возможности – обеспечение "сквозной" преемственности; отражение индивидуальности педагогической деятельности с учетом конкретных условий образовательной организации, образовательных потребностей и особенностей развития учащихся
Основные функции рабочей программы нормативная (рабочая программа должна быть в обязательном порядке выполнена в полном объеме); целеполагания (определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательный процесс); содержательная (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися и/или ознакомлению, а также степень их трудности); процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов со-держания, организационные формы и методы, средства и условия обучения); оценочная (выявляет уровни достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП соответствующего уровня образования в условиях реализации ФГОС ОО; вы-являет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся в условиях реализации ФКГОС).
Структура и содержание рабочей программы пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое/календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Структура и содержание рабочей программы по предметам обязательной части учебного плана, по учебным предметам и/или курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, и/или национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения титульный лист пояснительная записка результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (требования к уровню подготовки) учебно-тематический план содержание тем учебного курса тематическое/календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Приложения к программе: Контрольные измерительные материалы реализации программы в соответствии с требованиями к результатам обучения
Титульный лист рабочей программы Должен содержать: - наименование учреждения в соответствии с Уставом; - грифы рассмотрения ( школьные МО ), согласования ( методсовет ) и утверждения ( исходные данные приказа ); - наименование учебного предмета с указанием класса (параллели), на который рассчитана рабочая программа; - ФИО педагога, разработавшего рабочую программу; - год составления рабочей программы.
Пояснительная записка Должна отражать информацию : - о нормативных документах и материалах , на основе которых составлена рабочая программа; - о количестве учебных часов в год, неделю , на которое рассчитано преподавание предмета (в соответствии с УП школы); - о целях и задачах образовательной деятельности по предмету в данном классе (параллели), на которые направлена рабочая программа; - об изменениях, внесенных учителем в авторскую рабочую программу по предмету, курсу, дисциплине (модулю), если таковые имеются, и обосновании их целесообразности; - об используемых формах, методах и средствах оценки образовательных результатов учащихся (в том числе метапредметных); - о формах, методах и средствах обучения, технологиях , которые будут использоваться учителем при организации учебного процесса с целью реализации системно-деятельностного подхода , а также количестве часов для проведения лабораторных, практических работ, экскурсий, исследовательских проектов .
Планируемые образовательные результаты Компонент « Планируемые образовательные результаты » должен отражать перечень требований к личностным, метапредметным, предметным результатам изучения учебного предмета на конец обучения в каждом классе с учетом уровневого подхода («Обучающийся научится», «Обучающийся получит возможность научиться»). Метапредметные и личностные образовательные результаты должны быть конкретизированы в виде перечня соответствующих УУД (метапредметные - в виде коммуникативных УУД, познавательных УУД, регулятивных УУД; личностные - в виде личностных УУД); Требования к образовательным результатам учащихся, прописанные в рабочей программе, не должны быть ниже сформулированных в стандарте.
Контроль и оценка планируемых образовательных результатов учащихся Данный компонент рабочей программы требует фиксирования: - количества контрольных мероприятий; - формы промежуточной аттестации учащихся; - форм текущего контроля, методов, средств контроля и оценки планируемых образовательных результатов при реализации программы, которые будут реализованы учителем. Планируемые способы контроля и оценки образовательных результатов не должны противоречить Положению школы о промежуточной аттестации учащихся. Система оценки планируемых результатов учителя должна «вписываться» в систему оценки, реализуемую в школе.
№ Тема Количество часов В том числе: Количество итоговых практических работ Контрольные работы 1. 2. В нижней части таблицы часы суммируются
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Этот компонент рабочей программы должен отражать основную и дополнительную учебную литературу, другие информационные источники для учащихся и учителя, которые педагог будет использовать для реализации своей рабочей программы. Перечень можно классифицировать по группам: «Литература (основная, дополнительная)», «Дидактические материал», «Электронные образовательные ресурсы» и т.д.
Универсальные учебные действия Личностные - внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка; - мотивация, границы собственного знания и «незнания»; - ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков. Регулятивные - управление своей деятельностью; - контроль и коррекция; - инициативность и самостоятельность. Познавательные - работа с информацией; - работа с учебными моделями; - использование знакосимволических средств, общих схем решения; - выполнение логических операций ( сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий) Коммуникативные - речевая деятельность; - навыки сотрудничества.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Данный компонент должен отражать перечень учебного оборудования и оборудования для лабораторных, практических работ, организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, которые учитель будет использовать при реализации своей рабочей программы.
Раздел «Содержание программы» название темы необходимое количество часов для ее изучения конкретизированные требования к результатам обучения содержание учебного материала (дидактические единицы) темы контрольных (практических и/или лабораторных работ)
Содержание рабочей программы должно: 1. Обеспечивать преемственность содержания ООП соответствующего уровня образования/образовательной программы образовательной организации; 2. Соответствовать: • направленности (профилю) образования образовательной организации; • требованиям ФГОС ОО; • требованиям ФКГОС; • содержанию ООП образовательной организации соответствующего уровня образования/образовательной программы; • специфике и традициям образовательной организации; • запросам участников образовательных отношений;
Содержание рабочей программы может: полностью соответствовать/дублировать содержание примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и/или авторской программы курса/линии, учебно-методической системы иметь несущественные изменения, связанные с учетом особенностей предмета, учащихся конкретного класса, заключающиеся в новом порядке изучаемого материала; перераспределения/изменения количества часов, изменения содержания; быть существенно изменено/модифицировано через внесение из-менений не более 25% в примерную программу и/или авторскую согласно Положению об авторских разработках/программах.
Порядок разработки, утверждения и внесения изменений и/или дополнений в рабочую программу регламентируется документами: Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации общего образования Приказ «О разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных образовательных программ» Приказ об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных образовательных программ Приказ о внесении изменений в рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и дополнительных образовательных программ
Рабочая программа оформляется на листах формата А4 (или указать свое), в 2-х экземплярах: один экземпляр сдается заместителю руководителя образовательной организации, курирующему направление/структурное подразделение, или иному лицу, имеющему соответствующие полномочия, второй остается у педагога. Рабочая(ие) программа(ы) размещается на официальном сайте образовательной организации в порядке, установленном Положением о сайте образовательной организации и обновлении информации об образовательной организации. Рабочая программа является обязательной частью учебно-методической документации образовательной программы и хранится в ________________ (указать нужное) в течение _______________ (указать срок хранения).
Нормативные акты и документы, обеспечивающие реализацию федерального компонента государственного стандарта общего образования федеральный базисный учебный план Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» примерные программы по учебным предметам федерального компонента Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования
Нормативные акты и документы, обеспечивающие реализацию ФГОС общего образования федеральный базисный учебный план ООП ООО образовательной организации примерные программы по учебным предметам федерального компонента контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников
Алгоритм создания рабочей программы
Определиться с выбором примерной и авторской учебных программ и соответствующего УМК. Сравнить цели изучения учебного предмета в выбранной авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному предмету, а также с целями и задачами основной образовательной программы основного общего образования школы. Убедиться, что выбранная авторская программа способствует реализации целей и задач основной образовательной программы основного общего образования школы. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников (личностные, метапредметные, предметные результаты) в выбранной программе с требованиями, прописанными в примерной программе по предмету. Определить требования, не включенные в авторскую программу или превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в основной образовательной программе основного общего образования образовательной организации . Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения.
Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня, прописанного в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию авторской программы. Сопоставить содержание выбранной авторской программы с содержанием Примерной программы по предмету. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу, но не включенных в авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации ООП ООО и учебного плана образовательной организации. Определить разделы, в которые будет включено содержание, учитывающее региональные (национально-региональные) и местные особенности образовательной организации (включить изучение произведений поэтов, писателей региона, произведений местных художников, художественных промыслов, национальных спортивных игр, географических особенностей и др.); содержание, не включенное в примерную и авторскую программы (в пределах резерва времени); распределить резервное время; добавить практические, лабораторные, демонстрационные работы, экскурсии, практики, контрольные и самостоятельные работы, уроки внеклассного чтения, развития речи, сочинения, изложения и др.
Сконструировать содержание учебного материала курса, определив последовательность разделов, тем и количество часов на изучение каждого. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые пособия, оборудование и приборы. Создать контрольно-измерительные материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых результатов. Составить рабочую программу: оформить материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование рабочей программы по музыке 2 класс
Рабочая программа по учебнику Г.П Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной с УУД!...
Проектирование рабочей программы по математике в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивани...
Статья "Технология проектирования рабочей программы"
В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования.В соответствии ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение разрабатывает ...
Проектирование рабочей программы по истории
Методические рекомендации по проектированию рабочей программы по истории, в соответствии с требованиями ФГОС....
Проектирование рабочих программ по технологии в соответствии с ФГОС основного общего образования
Представленная презентация окажет методическую помощь учителям технологии при проектировании рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС...
«Проектирование рабочей программы по предмету «Музыка» 5 класс и формирование УУД»
Материал содержит подробную разработку поурочного планирования по ФГОС. Рабочая программа составлена на основе авторской программы Сергеевой, Критской....
Проектирование рабочей программы в виртуальном контент-сервисе как актуальная профессиональная компетенция учителя-словесника («Конструктор рабочих программ» как инновационный методический инструмент)
В работе представлен опыт создания рабочей программы в Конструкторе...