рабочая программа внеурочной деятельности экономического направления 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Швенк Светлана Михайловна

программа разработана в соответствии с требованиями, предьявляемые в внеурочным занятиям, в помощь к урокам обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_5_klass_ekonom_napravl.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

Рассмотрено

на заседании МО

протокол №___6_____

от «__28»___05__2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

протокол №____1_____

«__28_» _____08____ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 62»

_____________Е. В. Вологодская

Приказ №__01-12/54_________

от «__31»_______08___ 2015 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Я – потребитель»

5 класс

Срок реализации программы 2015/2016 учебный год

Разработана на основе «Сборник программ по экономике для средней школы. – С 23 Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – 131 с

Составитель: Швенк С.М., учитель истории и обществознания

Барнаул - 2015

Пояснительная записка

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  (2004 г.).

Программа составлена на основании программы экономического образования школьников (5 – 11 кл.): Сборник программ по экономике для средней школы. – С 23 Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – 131 с.

Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по экономике (2004). В соответствии с Базисным учебным планом (компонент образовательного учреждения), курс рассчитан на изучение в 5 классе общеобразовательной средней школы общим объемом 35 учебных часа. При разработке программы экономического образования школьников учитывались:

- временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.1998 г. №1236);

- обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 30.06.1999 г. №56);

- концепции экономической теории и прикладной экономики, разработанные отечественными и зарубежными специалистам.

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основа хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности школьника.

           Программа предполагает усвоение учащимися системы наиболее важных экономических понятий и проблем; формирование умений правильно использовать экономические понятия, увязывать теоретические знания с практической деятельностью, анализировать проблемные экономические ситуации, решать экономические задачи и выполнять упражнения.

            Освоение материала предполагает достижение конечного результата обучения – основных критериев (ориентиров) подготовки социально адаптированной личности.

            Содержание данной программы согласовано с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

В результате изучения экономики  за 5 класс обучающийся должен:

  • уметь анализировать альтернативные варианты при принятии любых интеллектуальных или поведенческих решений.
  • осуществлять действия, направленные на недопущение порчи домашнего, школьного и любого другого имущества.
  • принимать посильное участие в ремонте помещений, инвентаря, проявлять заботу о сохранении и продлении жизни вещей, об экономии ресурсов и времени.
  • с учетом опыта своих родителей и других  близких людей задумываться о необходимости выбора своего места в жизни, в будущей профессии, в обществе.
  • анализировать источники доходов семьи, приучаться к экономии и бережливости, видеть возможности увеличения доходов.
  • принимать посильное участие в планировании семейного бюджета, учиться рационально вести домашнее хозяйство и жить по средствам, стараться выполнять все обязательства перед самим собой, родителями, близкими людьми.
  • осознавать необходимость уплаты налогов для решения социальных и экономических проблем, касающихся каждого человека.
  • анализировать, как изменение минимальной заработной платы, процентных ставок и величины налогов влияет на поведение потребителей, производителей, инвесторов, вкладчиков.
  • стремиться к самоорганизации, самопланированию, дисциплинированности, приучать себя к порядку во всем, не успокаиваться на достигнутом, не бояться перемен, нового, то есть вырабатывать в  себе качества, которые помогут в будущем плодотворно трудиться в любой области.

Содержание курса.

1. Что изучает экономика (4 ч.). Потребности: духовные, социальные, физиологические, их многообразие и неограниченность. Блага как средства удовлетворения потребностей. Экономические и неэкономические блага. Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность. Выбор как основная экономическая проблема, его необходимость и всеобщность.

2. Труд (4 ч.). Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Профессия и квалификация. Заработная плата.

3. Товары и услуги (4 ч.). Товары и услуги как результат объединения (взаимодействия) экономических ресурсов. Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности. Различия товаров и услуг.

4. Обмен (4 ч.). Обмен. Его экономическая сущность, предпосылки возникновения. Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена. Торговля как наиболее эффективная форма обмена.

5. Рынок и конкуренция (5 ч.). Потребитель и его экономические интересы. Производитель и его экономические интересы (мотивы). Рынок как взаимодействие экономических интересов потребителей и производителей. Необходимые условия существования рынка. Конкуренция и конкуренты.  Ценовая и неценовая конкуренция продавцов. Влияние конкуренции на цены. Рынок продавца и рынок покупателя.

6. Экономика семьи. Семейный бюджет (9 ч.). Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Права потребителей и их защита. Источники доходов семьи: заработная плата, пенсия, стипендии, пособия; доходы от сдачи в аренду, от вложения денег в банк, от подсобного домашнего хозяйства. Основные расходы семьи: постоянные и переменные. Планирование расходов и доходов. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный семейный бюджет. Сбережения. Рациональное ведение домашнего хозяйства.

Поурочно-тематическое планирование

Предмет _ я - потребитель ___

 Классы  5 а

Учитель : Швенк С.М.

Количество часов: 35 часов

Всего: 35  часов; в неделю  1 час. (Из расчета 35 недели в год)

Плановых К.Р. – 0,

Лабораторных работ – 0.

Название темы

Кол-

Во

час

Из них

Контр.

Лаб.

Другое в зависим от специф. предм.

Виды учебной деятельности

Что изучает экономика

4

1

Потребности, их многообразие и неограниченность

1

Выделять духовные, социальные, физиологические потребности и осознавать  их безграничность.

2

Блага как средство удовлетворения потребностей. Экономические и неэкономические блага.

1

Приводить примеры благ, удовлетворяющих различные потребности.

3

Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность.

1

Приводить примеры экономических и неэкономических благ.

4

Выбор как основная экономическая проблема, его необходимость и всеобщность.

1

Классифицировать ресурсы, осознавать их ограниченность

Труд

4

5

Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специализация

1

Различать разделение труда и специализацию, приводить примеры.

6

Производительность труда

1

Решать типовые задачи на расчет производительности труда.

7

Профессия и квалификация

1

Приводить примеры различных профессий.

8

Заработная плата как плата за использование услуг труда

Выявлять причины различий в оплате труда.

Товары и услуги

4

9

Товары и услуги как результат объединения  (взаимодействия) экономических ресурсов

1

Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг.

10

Товары и услуги как результат объединения  (взаимодействия) экономических ресурсов

1

Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг.

11

Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности

1

Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг.

12

Различия товаров и услуг

1

Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг.

Обмен

4

13

Обмен, его экономическая сущность, предпосылки его возникновения

1

Объяснять предпосылки возникновения обмена.

14

Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена

1

Аргументировать утверждение о том, что обмен расширяет возможности удовлетворения потребностей, повышает взаимозависимость людей и что он выгоден обменивающимся сторонам.

15

Торговля как наиболее эффективная форма обмена

1

Аргументировать утверждение о том, что обмен расширяет возможности удовлетворения потребностей, повышает взаимозависимость людей и что он выгоден обменивающимся сторонам.

16

Торговля как наиболее эффективная форма обмена

1

Различать бартер и обмен при помощи денег. Приводить примеры Объяснять, почему обмен при  помощи денег является более эффективной формой по сравнению с бартером

Рынок и конкуренция

5

17

Потребитель и его экономические интересы

1

Объяснять мотивы деятельности производителей и потребителей

18

Потребитель и его экономические интересы

1

Объяснять мотивы деятельности производителей и потребителей

19

Рынок как взаимодействие экономических интересов покупателей и продавцов. Необходимые условия существования рынка

1

Различать рынок как результат взаимодействия экономических интересов продавцов и экономических интересов покупателей и как место купли – продажи.

2

0

Конкуренция и конкуренты. Ценовая и неценовая конкуренция продавцов. Влияние конкуренции на цены

1

Приводить примеры конкуренции среди продавцов и среди покупателей

21

Рынок продавца и рынок покупателя

1

Объяснять, кто и почему выигрывает на рынке продавца и на рынке покупателя.

Видеть плюсы и минусы конкуренции

Экономика семьи. Семейный бюджет

9

22

Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Права потребителя и защита прав потребителя

1

Перечислять основные права потребителей

23

Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Права потребителя и защита прав потребителя

1

Оценивать доходы семьи. Видеть пути увеличения доходов и экономии расходов

24

Источники доходов семьи

1

Оценивать доходы семьи. Видеть пути увеличения доходов и экономии расходов

25

Источники доходов семьи

1

Оценивать доходы семьи. Видеть пути увеличения доходов и экономии расходов

26

Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы

1

Различать постоянные и переменные расходы семьи. Приводить примеры сбалансированного, избыточного, дефицитного бюджетов

27

Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы

1

Различать постоянные и переменные расходы семьи. Приводить примеры сбалансированного, избыточного, дефицитного бюджетов

28

Планирование доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный бюджет. Сбережения

1

Решать типовые задачи по составлению семейного бюджета.

29

Планирование доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный бюджет. Сбережения

1

Решать типовые задачи по составлению семейного бюджета.

30

Рациональное ведение домашнего хозяйства

1

Решать типовые задачи по составлению семейного бюджета.

Заполнять бланки  отдельных оплат

31

резерв

1

Творческий отчет

32

резерв

1

Творческий отчет

33

резерв

1

Творческий отчет

34

резерв

1

Творческий отчет

35

резерв

1

Творческий отчет

Литература

  • Медиаресурсы: компьютерная презентация «Все профессии нужны, все профессии важны!», компьютерная презентация для игры «Экономическая лужайка»

Лист

корректировки рабочей программы

(альбомный формат)

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол».

Данная программа внеурочной деятельности по волейболу составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»  и на основе федерального компонента государственного стандарта осн...

Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...

Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Мы и наш мир» (6 класс)

Данная программа создает условия для культурного, социального,  профессионального самоопределения и творческой самореализации личности ребёнка, а так же способствует ее интеграции в мировой и оте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» Направление: общеинтеллектуальное направление

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...