рабочая программа внеурочной деятельности экономического направления 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
программа разработана в соответствии с требованиями, предьявляемые в внеурочным занятиям, в помощь к урокам обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_5_klass_ekonom_napravl.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62»
Рассмотрено на заседании МО протокол №___6_____ от «__28»___05__2015г. | СОГЛАСОВАНО Заседание МС протокол №____1_____ «__28_» _____08____ 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 62» _____________Е. В. Вологодская Приказ №__01-12/54_________ от «__31»_______08___ 2015 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я – потребитель»
5 класс
Срок реализации программы 2015/2016 учебный год
Разработана на основе «Сборник программ по экономике для средней школы. – С 23 Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – 131 с
Составитель: Швенк С.М., учитель истории и обществознания
Барнаул - 2015
Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.).
Программа составлена на основании программы экономического образования школьников (5 – 11 кл.): Сборник программ по экономике для средней школы. – С 23 Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – 131 с.
Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по экономике (2004). В соответствии с Базисным учебным планом (компонент образовательного учреждения), курс рассчитан на изучение в 5 классе общеобразовательной средней школы общим объемом 35 учебных часа. При разработке программы экономического образования школьников учитывались:
- временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.1998 г. №1236);
- обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 30.06.1999 г. №56);
- концепции экономической теории и прикладной экономики, разработанные отечественными и зарубежными специалистам.
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основа хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности школьника.
Программа предполагает усвоение учащимися системы наиболее важных экономических понятий и проблем; формирование умений правильно использовать экономические понятия, увязывать теоретические знания с практической деятельностью, анализировать проблемные экономические ситуации, решать экономические задачи и выполнять упражнения.
Освоение материала предполагает достижение конечного результата обучения – основных критериев (ориентиров) подготовки социально адаптированной личности.
Содержание данной программы согласовано с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
В результате изучения экономики за 5 класс обучающийся должен:
- уметь анализировать альтернативные варианты при принятии любых интеллектуальных или поведенческих решений.
- осуществлять действия, направленные на недопущение порчи домашнего, школьного и любого другого имущества.
- принимать посильное участие в ремонте помещений, инвентаря, проявлять заботу о сохранении и продлении жизни вещей, об экономии ресурсов и времени.
- с учетом опыта своих родителей и других близких людей задумываться о необходимости выбора своего места в жизни, в будущей профессии, в обществе.
- анализировать источники доходов семьи, приучаться к экономии и бережливости, видеть возможности увеличения доходов.
- принимать посильное участие в планировании семейного бюджета, учиться рационально вести домашнее хозяйство и жить по средствам, стараться выполнять все обязательства перед самим собой, родителями, близкими людьми.
- осознавать необходимость уплаты налогов для решения социальных и экономических проблем, касающихся каждого человека.
- анализировать, как изменение минимальной заработной платы, процентных ставок и величины налогов влияет на поведение потребителей, производителей, инвесторов, вкладчиков.
- стремиться к самоорганизации, самопланированию, дисциплинированности, приучать себя к порядку во всем, не успокаиваться на достигнутом, не бояться перемен, нового, то есть вырабатывать в себе качества, которые помогут в будущем плодотворно трудиться в любой области.
Содержание курса.
1. Что изучает экономика (4 ч.). Потребности: духовные, социальные, физиологические, их многообразие и неограниченность. Блага как средства удовлетворения потребностей. Экономические и неэкономические блага. Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность. Выбор как основная экономическая проблема, его необходимость и всеобщность.
2. Труд (4 ч.). Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Профессия и квалификация. Заработная плата.
3. Товары и услуги (4 ч.). Товары и услуги как результат объединения (взаимодействия) экономических ресурсов. Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности. Различия товаров и услуг.
4. Обмен (4 ч.). Обмен. Его экономическая сущность, предпосылки возникновения. Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена. Торговля как наиболее эффективная форма обмена.
5. Рынок и конкуренция (5 ч.). Потребитель и его экономические интересы. Производитель и его экономические интересы (мотивы). Рынок как взаимодействие экономических интересов потребителей и производителей. Необходимые условия существования рынка. Конкуренция и конкуренты. Ценовая и неценовая конкуренция продавцов. Влияние конкуренции на цены. Рынок продавца и рынок покупателя.
6. Экономика семьи. Семейный бюджет (9 ч.). Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Права потребителей и их защита. Источники доходов семьи: заработная плата, пенсия, стипендии, пособия; доходы от сдачи в аренду, от вложения денег в банк, от подсобного домашнего хозяйства. Основные расходы семьи: постоянные и переменные. Планирование расходов и доходов. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный семейный бюджет. Сбережения. Рациональное ведение домашнего хозяйства.
Поурочно-тематическое планирование
Предмет _ я - потребитель ___
Классы 5 а
Учитель : Швенк С.М.
Количество часов: 35 часов
Всего: 35 часов; в неделю 1 час. (Из расчета 35 недели в год)
Плановых К.Р. – 0,
Лабораторных работ – 0.
№ | Название темы | Кол- Во час | Из них | |||
Контр. | Лаб. | Другое в зависим от специф. предм. | Виды учебной деятельности | |||
Что изучает экономика | 4 | |||||
1 | Потребности, их многообразие и неограниченность | 1 | Выделять духовные, социальные, физиологические потребности и осознавать их безграничность. | |||
2 | Блага как средство удовлетворения потребностей. Экономические и неэкономические блага. | 1 | Приводить примеры благ, удовлетворяющих различные потребности. | |||
3 | Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность. | 1 | Приводить примеры экономических и неэкономических благ. | |||
4 | Выбор как основная экономическая проблема, его необходимость и всеобщность. | 1 | Классифицировать ресурсы, осознавать их ограниченность | |||
Труд | 4 | |||||
5 | Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специализация | 1 | Различать разделение труда и специализацию, приводить примеры. | |||
6 | Производительность труда | 1 | Решать типовые задачи на расчет производительности труда. | |||
7 | Профессия и квалификация | 1 | Приводить примеры различных профессий. | |||
8 | Заработная плата как плата за использование услуг труда | Выявлять причины различий в оплате труда. | ||||
Товары и услуги | 4 | |||||
9 | Товары и услуги как результат объединения (взаимодействия) экономических ресурсов | 1 | Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг. | |||
10 | Товары и услуги как результат объединения (взаимодействия) экономических ресурсов | 1 | Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг. | |||
11 | Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности | 1 | Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг. | |||
12 | Различия товаров и услуг | 1 | Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг. | |||
Обмен | 4 | |||||
13 | Обмен, его экономическая сущность, предпосылки его возникновения | 1 | Объяснять предпосылки возникновения обмена. | |||
14 | Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена | 1 | Аргументировать утверждение о том, что обмен расширяет возможности удовлетворения потребностей, повышает взаимозависимость людей и что он выгоден обменивающимся сторонам. | |||
15 | Торговля как наиболее эффективная форма обмена | 1 | Аргументировать утверждение о том, что обмен расширяет возможности удовлетворения потребностей, повышает взаимозависимость людей и что он выгоден обменивающимся сторонам. | |||
16 | Торговля как наиболее эффективная форма обмена | 1 | Различать бартер и обмен при помощи денег. Приводить примеры Объяснять, почему обмен при помощи денег является более эффективной формой по сравнению с бартером | |||
Рынок и конкуренция | 5 | |||||
17 | Потребитель и его экономические интересы | 1 | Объяснять мотивы деятельности производителей и потребителей | |||
18 | Потребитель и его экономические интересы | 1 | Объяснять мотивы деятельности производителей и потребителей | |||
19 | Рынок как взаимодействие экономических интересов покупателей и продавцов. Необходимые условия существования рынка | 1 | Различать рынок как результат взаимодействия экономических интересов продавцов и экономических интересов покупателей и как место купли – продажи. | |||
2 0 | Конкуренция и конкуренты. Ценовая и неценовая конкуренция продавцов. Влияние конкуренции на цены | 1 | Приводить примеры конкуренции среди продавцов и среди покупателей | |||
21 | Рынок продавца и рынок покупателя | 1 | Объяснять, кто и почему выигрывает на рынке продавца и на рынке покупателя. Видеть плюсы и минусы конкуренции | |||
Экономика семьи. Семейный бюджет | 9 | |||||
22 | Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Права потребителя и защита прав потребителя | 1 | Перечислять основные права потребителей | |||
23 | Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Права потребителя и защита прав потребителя | 1 | Оценивать доходы семьи. Видеть пути увеличения доходов и экономии расходов | |||
24 | Источники доходов семьи | 1 | Оценивать доходы семьи. Видеть пути увеличения доходов и экономии расходов | |||
25 | Источники доходов семьи | 1 | Оценивать доходы семьи. Видеть пути увеличения доходов и экономии расходов | |||
26 | Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы | 1 | Различать постоянные и переменные расходы семьи. Приводить примеры сбалансированного, избыточного, дефицитного бюджетов | |||
27 | Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы | 1 | Различать постоянные и переменные расходы семьи. Приводить примеры сбалансированного, избыточного, дефицитного бюджетов | |||
28 | Планирование доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный бюджет. Сбережения | 1 | Решать типовые задачи по составлению семейного бюджета. | |||
29 | Планирование доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный бюджет. Сбережения | 1 | Решать типовые задачи по составлению семейного бюджета. | |||
30 | Рациональное ведение домашнего хозяйства | 1 | Решать типовые задачи по составлению семейного бюджета. Заполнять бланки отдельных оплат | |||
31 | резерв | 1 | Творческий отчет | |||
32 | резерв | 1 | Творческий отчет | |||
33 | резерв | 1 | Творческий отчет | |||
34 | резерв | 1 | Творческий отчет | |||
35 | резерв | 1 | Творческий отчет |
Литература
- Медиаресурсы: компьютерная презентация «Все профессии нужны, все профессии важны!», компьютерная презентация для игры «Экономическая лужайка»
Лист
корректировки рабочей программы
(альбомный формат)
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол».
Данная программа внеурочной деятельности по волейболу составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и на основе федерального компонента государственного стандарта осн...
Рабочая программа внеурочная деятельность социальное направление 5 класс "Мы разные, но все вместе..."
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС....
Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...
Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Мы и наш мир» (6 класс)
Данная программа создает условия для культурного, социального, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности ребёнка, а так же способствует ее интеграции в мировой и оте...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» Направление: общеинтеллектуальное направление
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...