Единоборства в современном мире
статья на тему

Единоборства, являясь широко распространённым общественным явлением, заслуживают пристального внимания социологов.

С одной стороны есть повод рассматривать боевые искусства как средство порождения необузданности и нетерпимости, с другой успешность бойцов в общественной жизни, позволяет смотреть на единоборства как на способ всестороннего развития личности.

Что представляют собой современные единоборства как предмет социологического исследования?

Под современными единоборствами мы понимаем разновидности рукопашного боя. Рассмотрим два уровня восприятия воинских искусств и единоборств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon edinoborstva_v_sovremennom_mire.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ЕДИНОБОРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Изрец М.Л., Груздева И.Ю.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6»

Единоборства, являясь широко распространённым общественным явлением, заслуживают пристального внимания социологов.

С одной стороны есть повод рассматривать боевые искусства как средство порождения необузданности и нетерпимости, с другой успешность бойцов в общественной жизни, позволяет смотреть на единоборства как на способ всестороннего развития личности.

Что представляют собой современные единоборства как предмет социологического исследования?

Под современными единоборствами мы понимаем разновидности рукопашного боя. Рассмотрим два уровня восприятия воинских искусств и единоборств.

К первому уровню логично отнести исключительно насущные цели, направленные на изучение способов самозащиты или нападения (бытовые стычки, служебная необходимость, боевые действия), на спортивные достижения.  Такие взгляды можно назвать обычными.

Второй уровень - понимание воинского искусства как особенного способа развития личности. Здесь человек соприкасается с понятиями совершенно иного рода.

Речь идёт о боевых искусствах Востока, где высшей ступенью мастерства выступает не способность уничтожать, а умение побеждать без борьбы.

Такие взгляды на одно и тоже явление называются противоположными. Для ясного понимания такого расхождения воззрений необходимо выяснить, чем же отличается искусство боя от боевого искусства? Что оправдывает передачу этого умения из поколения в поколение, помимо сугубо деловой потребности? Что даёт отработка бойцовских навыков человеку, и как они способствуют развитию и совершенствованию личности?

Опыт обучения голым приёмам никогда ничего общего не имел с нравственностью. Развитие у человека чисто прикладных навыков рикошетом бьёт  по самой личности.

Законы нравственности охраняют боевые искусства, препятствуя  их превращению в слепое орудие.  Справедливо отметить, что воздержание от неоправданного применения силы не является исключительной принадлежностью воинских искусств и философских учений Востока. Древнегреческая культура была прекрасным образцом духовности Запада. Но куда деться от показательного примера стремительного падения с высот состязательных традиций Олимпиад до звериного оскала Римских гладиаторских боёв? Единоборства стали употреблять не во имя человеческого самосовершенствования, а на потеху толпе.

Напротив если навыки ведения боя, в первую очередь, становятся средством воспитания, передаются в поколениях, совершенствуясь даже при отсутствии в них насущной необходимости,  тогда умение сражаться, становится искусством.

Существует взаимосвязь между узко деловым подходом к боевым искусствам и их летописной судьбой. Не надо забывать, что Запад, растратив свои ценности, теперь растрачивает, представляющееся бездонным, боевое наследие Востока. На определённом этапе общественного развития острая необходимость в рукопашных схватках отпала и подавляющая часть знаний, накопленных европейцами, в области боевых искусств, забылась, а когда вновь такая потребность возникла, обнаружилось, что утрата собственных воинских единоборств оказалась безвозвратной. Пустоту стали заполнять боевые искусства Востока.

Но вирусу, уничтожившему западное единоборческое наследие, безразлично какого рода боевое искусство перед ним, он губителен вообще для любого искусства. Восприятие единоборств только как разнообразия видов рукопашного боя ведёт к их вырождению по западному образцу. Они подвергаются систематизации, социализации, интеграции, адаптации к хозяйственным, политическим, правовым институтам и многим другим достижениям человечества.  Ценой приобщения к этим благам будет потеря боевой сущности единоборств, естественного сочетания борьбы, рукопашного боя и работы с оружием, главенство победы в состязательном поединке, что неминуемо превращает их в спорт ради спорта.

Общество, определяя спорт как высшую ступень развития единоборств, обрекает на вырождение и то и другое. Восприятие боевого искусства как института нравственного и физического совершенствования, а спорта как его составной части,  не даёт окончательно загнать боевые искусства в нравственный тупик.

Теряя исходную совокупность своих ценностей, восточные единоборства становятся всё более зависимыми от пресловутой насущной потребности. Когда-то приставка «до» - путь телесного и духовного совершенствования, помогла приставке «дзюцу» (способ) - прикладная направленность японских боевых единоборств, сохранить многовековое наследие воинов Японии. В наши дни диалектическое сочетание знаний и опыта «дзюцу» с высокой нравственностью «до» ясно указывает направление развития боевых искусств  современности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...

Есть  двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....

Тест по географии, 10 класс. Тема: "Многообразие стран современного мира. Политическая карта мира".

Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира....

Современный урок в современном мире в условиях ФГОС

Статья о формах, технологиях и методах проведения современного урока...

Современный урок в современном мире в условиях ФГОС

Формы, методы и технологии проведения современного урока...

Материалы к уроку по теме: "Наука и образование в современном мире и в мире спорта"

Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира. Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой д...

Психологическое просвещение для родителей "Современные подростки в современном мире"

Статья для публикации в районной газете "Приволжская новь"...