Обобщение опыта
учебно-методический материал на тему
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка
В наше время так много школ разного типа: гимназий, лицеев, колледжей. Но большинство детей учится в общеобразовательной школе, именно в такой школе я и работаю уже 19 лет. Дети здесь совершенно разные по своим способностям, и первоначальной задачей учителя должен быть поиск подхода к каждому ученику. А основным принципом учителя – словесника должно быть обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием. «Развитие творчески способных учащихся на уроках русского языка» - это та тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся. Эта идея является одной из наиболее плодотворных и активно развивающихся в современной науке.
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технического прогресса, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс - "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка".
Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:
- снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;
- отсутствие нравственного ориентира.
Следовательно, цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка. Для достижения этой цели передо мной стояло несколько задач:
- собрать практический материал по названной теме, систематизировать его;
- привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы.
За основу возьмем слова К.Д.Ушинского. Он утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником. И задача учителя заключается в том, чтобы грамотно организовать учебный процесс.
Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала.
Основной задачей на уроках русского языка я считаю обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.
В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе.
Основные приёмы развития творческих способностей:
- написание сочинений, изложений.
- рецензирование сочинений;
- лингвистические игры;
- ребусы, шарады, кроссворды.
- творческие задания на дом.
Задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.
Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала.
Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.
Уроки развития речи.
На уроках использую сочинения-миниатюры по картине ( очень удобный вид работы – учитель легко и быстро проверяет, ученик не загружен ), сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по наблюдениям учащихся, сочинение по началу. Описанные выше виды работ выполняются сначала под моим руководством. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность.
Как написать сочинение? Многие учащиеся не любят этого делать. Предлагаю три этапа написания сочинения.
1) Создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе. Я считаю это самый трудный этап в подготовке к написанию сочинения.
2) Предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений.
3) Написание сочинения.
Любовь к написанию сочинений нужно прививать, я считаю, с 1 класса, а не с пятого, как у нас в основном и происходит. Маленькие дети очень любят фантазировать, сочинять. Если они это будут делать регулярно, представьте, как обогатится их речь.
Как сделать уроки развития речи живыми.
Несомненно, сейчас на первое место выходит подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации. Но как иногда устаешь от сочинений-рассуждений по заданному тексту. Поэтому иногда я предлагаю ребятам так называемое «свободное сочинение» - пишите, что хотите. Но важно помнить, что некоторые дети привыкли работать по заданной теме. Здесь им нужно помочь.
Учащимся среднего звена можно предложить посмотреть мультфильм или часть его и написать свою историю сказочного героя.
Учащиеся любят писать сочинения - описания природы в разное время года. Этот вид работы очень нравится моим детям. Природа на их страницах оживает, принимает облик человеческий. Прежде чем приступить к такому творческому процессу, мы собираем материал, наблюдаем, делаем пометки. Например, можно дать самостоятельное задание на лето: сделать книжку, в которой дети наблюдают за изменениями в природе, описывая их. Чтобы их труды не прошли даром, в сентябре провести конкурс на лучшую книжку, а затем написать сочинение. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним.
В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, энциклопедий, Интернета, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.
Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе.
Использование игр на уроках.
Игра - это органическая форма деятельности не только младшего школьника, но и более старшего. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Нельзя забывать, что игра - естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. Особенно важна игра для «слабых» детей. Здесь они могут себя проявить, показать. Важно учителю поддержать таких ребят. Успех в игре может мотивировать детей к дальнейшему плодотворному обучению. Для активизации мыслительной деятельности на уроке много возможностей.
Предлагаю детям дидактические игры, но не на каждом уроке. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу, то есть выполнять его качественно, на более высоком уровне. Они помогают развивать память школьников, внимание, сообразительность, их общий кругозор.
Формы проведения творческих уроков.
Повышению интереса к урокам русского языка и развитию творческих способностей учащихся способствует и занимательная форма их проведения: уроки - сказки, конкурсы, уроки – путешествия, уроки семинары, уроки диспуты и другие.
Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по-новому. Работа проводится в группах, обсуждаются результаты и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта - учителя.
Уроки - семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь.
Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально.
Конечно, мы не можем заниматься речевой деятельностью на каждом уроке. Но на каждом уроке можно выделить несколько минут для этой работы. Например: найти ошибки в употреблении выделенных слов, исправить текст, составить предложения. Дети любят править тексты сочинений таких же учащихся, как и сами они. Можно дать им несколько предложений, попросить их найти речевые ошибки и исправить их.
Творческие способности личности на уроках русского языка могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов.
Заключение.
Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.
Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником деятельности.
На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:
- в работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка;
- как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер;
- учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.
Используя подобные методы, я стараюсь, чтобы мои дети достигли определённых результатов:
- могли свободно и грамотно пользоваться словом при написании сочинений и изложений,
- достигли положительной динамики в показателе грамотности и качестве знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...