Всероссийская педагогическая конференция «Перспективные технологии и методы в практике современного образования»
материал на тему

Фирсова Татьяна Геннадьевна

Выступление: Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийская педагогическая конференция

«Перспективные технологии и методы в практике современного образования»

Выступление: Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности.

Одним из характерных признаков искаженного развития у обучающих с расстройствами аутистического спектра являются особенности становления их коммуникативной сферы. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, изучавших данный вопрос (В. М. Башина, О. Богдашина, М. Ю. Ведина, Ф. Р. Волкмар, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Wing, L., Gould, J. и др.), неполноценными оказываются не только речевые средства общения, но и невербальные.

Диагностика, обучающихся крайне затруднена из-за выраженных нарушений коммуникации, низкого уровня социальной адаптации и трудностей само регуляции.

Работу с обучающимися с расстройствами аутистического спектра можно разделить на этапы:

  • первичный контакт.
  • первичные учебные навыки.
  • работа над указательным жестом «да», «нет».
  • обучения пониманию речи.
  • обучение экспрессивной речи.

Работая с такими обучающимися учителю – дефектологу необходимо усчитывать создание комфортных условий обучения для обучающихся с расстройствами аутистического спектра в ОУ и следующие требования:

  • создание положительного эмоционального контакта с учителем и другими учащимися.
  • создание благоприятной атмосферы.
  • организация неформальных контактов в перерывах между занятиями
  • учет личностных особенностей обучающегося.
  • организация учебного времени, использование стереотипов поведения.

В основе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра лежат группы коммуникативных навыков, наиболее полно отражающих специфические особенности развития этих обучающихся:

  • проявление интереса к партнеру (выполнение наглядных или словесных указаний, простых инструкций, произнесение слов или фраз в ответ на речь партнера, отклик на собственное имя);
  • владение невербальными навыками коммуникации (установление визуального контакта, обмен взглядами, длительный контакт глаз, использование жестов, мимических комплексов, пантомимики);
  • владение вербальными навыками коммуникации (построение фразы, обмен репликами, обращениями, задавание вопросов и ответы на вопрос, выражение просьб словами, использование местоимения «я»).

На основе выделенных компонентов, определив их как основные задачи работы, реализуется поэтапный процесс, включающий деятельность всех специалистов, участвующих в комплексном сопровождении развития обучающегося с расстройствами аутистического спектра.

В своей работе наибольшей эффективности коррекционного процесса учителем – дефектологом используются следующие принципы:

  • принцип позитивности. Создание наиболее благоприятных зон эмоционального комфорта;
  • принцип междисциплинарности и партнерства специалистов на всех этапах коррекционной работы;
  • принцип семейной ориентированности, партнерства и сотрудничества специалиста и семьи;
  • принцип комплексности коррекционно-развивающих усилий;
  • принцип личностно-ориентированного подхода;
  • принцип иерархический принцип;
  • принцип ступенчатость как преемственный переход от одного этапа работы к другому;
  • принцип цикличности, как возращение к решению задач более ранних этапов коррекционной работы в случае качественно новых уровней улучшения состояния и развития обучающегося.

Главными задачами деятельности учителя-дефектолога являются:

  • организация адекватной среды.
  • организация визуализации времени.
  • структурирование всех видов деятельности.
  • преодоление неравномерности в развитии.
  • организация режима коммуникативного общения.
  • сопровождение образовательного процесса.
  • социально-бытовая адаптация.

В работе учителя – дефектолога эффективным является сотрудничество со специалистами (дефектологом, психологом, логопедом). Занятия (индивидуальные) с дефектологом, логопедом, психологом. Динамическая оценка состояния обучающихся на ПМПк.

Цель работы специалистов сопровождения (учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда) с обучающимися с расстройствами аутистического спектра состоит в том, чтобы помочь ввести его в коллектив сверстников и образовательный процесс.

Необходимо объединение общих усилий всех специалистов, работающих с обучающимся. Так, например, педагог-психолог оказывает социально-психологическое сопровождение ребенка; учитель-дефектолог осуществляет исследовательско-диагностическую деятельность и непосредственно коррекционно-развивающую работу.

В своей работе учителю-дефектологу и специалистам необходимо осуществлять преодоление неравномерности в развитии обучающихся:

  • преобладание наглядных средств преподнесения материала;
  • рациональное дозирование информации;
  • адекватный возможностям восприятия темп подачи материала;
  • использование адаптированных текстов;
  • вариативность уровня сложности заданий и др.

При работе с такими обучающимися очень важно тесно и продуктивно взаимодействовать с семьями обучающихся. В работе с семьёй применяются современные образовательные технологии, привлекая родителей в участие в межшкольных мероприятиях «1 сентября-день знаний», «Букваренок», «Новогодние хлопоты» и т.д. Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, необходимо активно использовать современные информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности, обучающихся с расстройствами аутистического спектра в получении информации.

Применение информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение обучающихся с расстройствами аутистического спектра и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы. Игровые технологии— используются все виды игр не только в самостоятельной деятельности обучающихся, но и в непрерывной образовательной деятельности, в индивидуальной работе. Также, важным является и организация пространственно-предметной развивающей среды. Все это позволяет эффективно осуществлять работу с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, делая новые маленькие и большие открытия, успехи, достижения. Дефектологическое сопровождение данной категории обучающихся решает коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной деятельности, речевого развития, на социальное развитие, на формировании личности обучающегося с комплексными нарушениями развития, на   формирование навыков коллективного взаимодействия, на развитие предпосылок социальной адаптации. Правильно построенная система дефектологического сопровождения помогает эффективно решать поставленные задачи. Знание потенциальных возможностей каждого обучающегося и индивидуальный подход к воспитанию и обучению этих обучающихся, сотрудничество со специалистами является    залогом успеха учителя - дефектолога в работе.  

Литература:

  1. Адаптированная примерная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи. /Под редакцией профессора Л.В. Лопатиной/- Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2014;  
  2. Альманах института коррекционной педагогики. /№18, 19 2014г.
  3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб. 2007.
  4. Бондарь Т.А., Захарова И. Ю. – подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сфер: от индивидуальных занятий к обучению в классе. – М.,2011.
  5. Лукина Г. Н. Основные педагогические аспекты работы учителя-дефектолога с детьми с расстройствами аутистического спектра [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб: Свое издательство, 2017. — С. 50-53. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12623/ (дата обращения: 22.10.2018). 
  6. Никольская Е. Р., Баенская М. М. Либлинг: Аутичный ребенок. Пути помощи, Москва, Изд.6-е-М.: Теревинф, 2–10. (Особый ребенок). – 288 с.
  7. Сорокин В. М. Специальная психология: Учеб. пособие. / Под науч. ред. Л. М. Шипициной. — СПб: Речь, 2003. – 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в современном образовании

Метод проектов в современном образовании Метод проектов становится все более популярным в российском профессиональном образовании. Проектируют все – и первокурсники, и выполняющие дипломные работ...

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала

   Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...

МЕТОД ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

На сегодняшний день образовательная система России внесла изменения в содержание и формы педагогической деятельности преподавателей и обучающихся.Поэтому всем преподавателям стала интересна такая педа...

ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах образования (в том числе во ФГОС третьего поколения) сд...

Научно-практическая конференция "Актуальные проблемы теории и практики современного образования"

Выступление на научно-практической конференция "Актуальные проблемы теории и практики современного образования" по вопросам совершенствования методики преподавания физики. Участие в мастер-к...

Продуктивное использование образовательных технологий и методов в практике педагога

Продуктивное использование образовательных технологий и методов в практике педагога...