"Культурные традиции на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности"
статья на тему
Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Культурные традиции на уроках немецкого языка | 36.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Дзюба Марина Сергеевна
учитель, МБОУ СОШ №11, Россия, Краснодарский край
"Культурные традиции на уроках немецкого языка и
во внеурочной деятельности"
Мы живем в XXI веке. В веке инноваций и интеллекта. Именно интеллект является движущей силой развития общества, является залогом – модернизации. Однако на сегодняшний день необходимо говорить не только об изменениях в экономике и производстве, но также и в образовании. Необходимо отметить, что современное российское образование является инновационным, т.е. готовым удовлетворить потребности развивающего общества. Показателем развития любого государства, народности и нации является культура.
В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей.
Процесс взаимодействия, как присвоение и создание человеком новых культурных ценностей, в рамках образовательной системы является созиданием. То есть, связан с культурой в ее динамическом аспекте. Процесс общения педагога с представителями разных наций и народностей, обучающимися в многонациональной России, выступает как опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном образовательном учреждении реализуется принцип диалога культур (русской, европейской, американской, западной и восточной). Данный принцип осуществляется в рамках новых учебных курсов: «Мировая художественная культура», «Этика и эстетика», «История науки».
Язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается как от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку как отдельной представляющей целостной культуры. Поэтому миссия образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей.
Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть, образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.
Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.
Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека.
Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации.
Рассмотрим процесс формирования культурных ценностей в процессе обучения немецкому языку в общеобразовательной школе. В начальной школе учащихся овладевают не только умениями говорить, читать и писать на языке, но и уважать людей другой национальности, знакомят с традициями и праздниками немецко-говорящих стран. Школьники узнают, как празднуют в Германии Рождество, Пасху, что дарят на День матери. В учебниках средних классов вводится такое понятие как страноведение. Этот раздел подразумевает знакомство не только и не столько с немецко-говорящими странами, а больше с их культурным и научным наследием. Знакомясь в 7 классе с городами Германии, ребята узнают, почему Веймар называют городом немецкой классики, чем знаменит Дрезден, какие культурные памятники есть в Берлине, Нюрнберге, Лейпциге. При прохождении данной темы, а также тем о подготовке и путешествии по Германии в 8 классе, используются такие типы уроков, как урок-экскурсия и урок-конференция.
В 9 классе обучающиеся изучают адаптированные тексты из художественной литературы немецких классиков и современных авторов, стихи Гёте, Шиллера, Гейне. Настоящий простор фантазии по форме проведения уроков: интегрированные уроки - немецкий язык и литература, немецкий язык и музыка. Конкурсы на лучший литературный перевод стихотворения, прозы; творческие работы - иллюстрации к произведениям. На старшей ступени обучения происходит знакомство с историей становления искусства вообще, и в частности музыки, театра, кино. Старшеклассники узнают также о вкладе немецких учёных в развитие науки. Здесь уместны такие формы уроков как урок - дискуссия, урок - диспут, урок - конференция. Большой популярностью пользуется у школьников создание и защита проектов.
Школы России уже несколько лет работают по новым образовательным стандартам. В них есть такое понятие как внеурочная деятельность. В рамках этой деятельности в образовательном учреждении ведется кружок "Мир театра " в начальной школе. На занятиях обучающиеся знакомятся с немецкими и русскими народными сказками. С удовольствием разучивают роли, готовят костюмы и декорации. Итогом работы, настоящим праздником для ребят является спектакль, на который приглашаются их родители. Так уже увидели свет спектакли "Три бабочки", "Волк и семеро козлят", "Горшочек каши", "Золотой гусь", "Три поросёнка".
Внеклассная работа по немецкому языку - это ещё одно составляющее образовательной деятельности в школе. Она включает в себя школьный этап Всероссийской предметной олимпиады по немецкому языку. Подготовку и участие в муниципальном и региональном этапах предметной олимпиады. Проведение недели немецкого языка и литературы, подготовка и участие в различных конкурсах и дистанционных олимпиадах. Учащиеся с удовольствием участвуют в общероссийских конкурсах "Альбус" и "Олимпус", олимпиаде "Познание и творчество". К неделе немецкого языка учащиеся готовятся старательно, ведь на ней проводятся различные конкурсы: "Конкурс чтецов", "Письмо немецкому другу", "Лучшая поздравительная открытка". Школьная неделя была посвящена году великого немецкого писателя и поэта Иоганна Вольфганга фон Гётё. Старшеклассники собрались в "Литературной гостиной" и читали стихи и отрывки из "Фауста" и "Страданий юного Вертера". Учащиеся приготовили презентации о жизни и творчестве И.В. фон Гёте, о дружбе Гёте и Шиллера, о Веймаре - городе немецкой литературы. Приняли активное участие в праздниках с элементами соревнований "Пасхальный заяц приглашает", "Рождественские посиделки", "Спасём нашу планету".
Участвуя во внеклассной работе, работая на уроках, учащиеся получают необходимые сведения о немецком народе, о его культуре, богатой и многообразной. Проникаются любовью и интересом к Германии, а также к другим немецко-говорящим странам. Просмотр видеофрагментов, образовательных фильмов о них повышает желание посетить в эти страны и своими глазами увидеть то, что изучали на уроках.
Жизнь человека — это звено в цепи поколений. Человек живет в пространстве социально-культурной традиции, которая оказывает существенное влияние на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между традицией и новациями в сфере образования и воспитания человека воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.
Духовное начало в ребёнке проявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности.
Библиографический список
1. Краснова М. А. Связь современного образования и культуры // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы международной научной конференции. Уфа, 2011. — С. 28-30.
2. Лебедева Г. Н. Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения. М.: Глобус, 2008.-288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.
Описание опыта работы по теме "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»
Областной конкурс на лучший методический проект«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»...
«Вопросы межкультурной коммуникации и социокультурной компетенции на уроках английского языка и внеурочной деятельности».
На сегодняшний день среди многообразия социальных процессов, главенствующая роль отводится коммуникации как необходимому элементу взаимодействия отдельных людей, групп, и даже целых государств. В хо...
Изучение народных традиций на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Презентация обобщения опыта работы....
Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке немецкого языка и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе
Проектирование современного урока немецкого языка в соответствии с требованиями ФГОС. Методы и формы современного урока немецкого языка...