Кл. час, посвященный Дню ПОБЕДЫ.
классный час (7 класс) на тему
Знакомство с событиями и героями Великой Отечественной войны: Александром Матросовым, Ульяной Громовой, Зиной портновой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_pobeda.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час ко Дню Победы «Еще тогда нас не было на свете…»
Цель: формирование знаний школьников о событиях Великой Отечественной войны, о советских героях, способствовать формированию активной гражданской позиции; привитие патриотизма.
Задачи:
- образовательные: познакомить школьников с событиями и героями Великой Отечественной войны;
- воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордости за свою страну;
- развивающие: развитие умений выделять главное, формировать умения работы с текстом.
Тип урока: урок формирования новых знаний (мульимедиа –урока)
Оборудование: Проектор, компьютер с колонками, песня «Священная война», презентация «День Победы», раздаточный материал «Катя Сусанина», «Языки пламени»(скотч для приклеивания) по количеству детей (можно по парам).
На доске: вечный огонь.
Подготовительная работа: подготовка школьниками сообщений о Александре Матвеевиче Матросове, Ульяне Громовой, Зине Портновой, подготовка плакатов ребятами 1-го класса и заучивание строк из стихотворения Андрея Колачёва
Ход урока классного часа:
I.Оргмомент.
II. Новая тема.
Слово учителя.
Дорогие учителя и ученики! Сегодня мы с вами собрались, чтобы почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны.
Слайд №1
Приближается 70-я годовщина Великой Победы.
В этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день, День Победы, в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражения, и тех, кто после войны налаживал мирную, добрую жизнь.
И этот классный час хочется начать словами:
Слайд №2
Звучит песня «Священная война» Композитор: А. Александров, слова: В. Лебедев-Кума
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной…
Слайд №3
Такими словами можно охарактеризовать воспоминания каждого фронтовика Великой Отечественной войны.
Четыре долгих года, 1418 дней, шла на земле самая кровопролитная и самая страшная в истории человечества война.
Слайд №4
22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского союза. Так началась Велика Отечественная война.
Слайд №5
«Россия должна быть ликвидирована», - объявил Гитлер в своей ставке 1 августа 1940 года. Солдатам немецкой армии он говорил: «Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина или девочка».
Слайд №6
И тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по земле, где созревали яблоки, где спали дети.
Слайд №7
Армия Адольфа Гитлера обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам и мирным городам.
На защиту родной земли поднялись сотни тысяч советских людей. Долгие 4 года и до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Видео («Первые дни войны»/Видео CD От Кремля до Рехстага, - М.: Республиканский медиацентр, 2000)
Каждый день Великой войны был подвигом на фронте и в тылу врага, появление беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.
Слайд №8
Первые месяцы войны были непомерно тяжелы: советские войска несли большие потери, вперед продвигались очень тяжело. Но шли вперед!
Одним из таких тяжелых сражений стали бои зимой 1943 года в Псковской области, где гибнуть приходилось за каждый метр родной земли. Гибли герои. Одним из них был Александр Матросов.
Сообщение учащегося
Слайд №9
«Александр Матвеевич Матросов»
Подвиг Александра Матросова вошел в историю Великой Отечественной войны, и стал ярким примером настоящей доблести, любви к Родине и своему народу.
В 1941 году, после нападения немецко — фашистских захватчиков Советский союз, Матросов подался в добровольцы и через некоторое время был зачислен курсантом военного училища. В 1943 году, учитывая крайне тяжелое положение на фронте, он в составе таких же курсантов был досрочно направлен на фронт.
27 февраля 1943 шли ожесточенные бои возле небольшого населенного пункта Чернушки Псковской области. Красноармейцев не пропускал пулеметный огонь врагов, и серьезной преградой стала непрерывная пулеметная очередь одного из дзотов. Несмотря на отчаянные попытки уничтожить огонь противника, все они заканчивались неудачей. Три солдата пытались взять огневую точку, все трое пали смертью храбрых.
Тогда гвардии рядовой Александр Матросов стал пробиваться с гранатами и автоматом к фашистскому пулеметчику, засевшему в дзоте. Несмотря на то, что он был замечен фашистом, Матросов упрямо пробивался к огневой точке, когда враг смещал огонь в сторону. Наконец ему удалось добраться до дзота на максимальное близкое расстояние – одна за другой полетели гранаты, но, к сожалению, они взрывались у самого дзота, не причиняяв никакого вреда противнику.
Буквально в секунды затишья рядовой сделал длинный прыжок к огневой точке. Сразу же на его движение враг ответил длинной пулеметной очередью. Матросов залег, на исходе были патроны, гранаты все закончились, и на раздумья оставались считанные секунды.
Выстрелив по амбразуре солдат, отвлек противника, и сразу же с криком «Вперед» кинулся вперед, за ним побежали остальные солдаты. Оживший вражеский пулемет заставил всех снова залечь, и тогда Александр Матросов рванул на дзот, закрыл своей грудью огневую точку врага.
Путь для советских солдат оказался открытым, а через час поселок был взят. Этот подвиг Матросова, как и множество подвигов других солдат Красной армии, стал настоящим символом Мужества, любви к Родине. Именно такие подвиги внесли значительную часть в победу советского народа против фашистских захватчиков.
Александру Матросову в 1943 году, было присуждено звание Героя Советского Союза, посмертно.
В Уфе стоит памятник Александру Матросову.
Беседа:
- Ребята, в чем состоял подвиг Александра Матросова? (Александр Матросов в 1943 году у пункта Чернушки, чтобы советские солдаты смогли пройти дальше закрыл своей грудью огневую точку врага, чем открыл путь для красноармейцев).
Слово учителя
Слайд №10
Звучит мелодия «Прощание славянки» В.И. Агапкина
Фашисты превращали в руины наши города и сёла, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, морили голодом, жгли в печах. На оккупированных (захваченных) территориях враги-фашисты устанавливали «новый порядок». Местное население использовалось на принудительных работах: расчистки дорог, строительстве укреплений и др. Наказывались за всё: за отказ работать, за передвижение в ночное время. На этих территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы. Производились зверские расправы над людьми.
Но люди сопротивлялись из последних сил!
Сообщение учащегося
Слайд №11
Сообщение «Ульяна Громова»
Ульяна была десятиклассницей, когда началась Великая Отечественная война. Ульяна Громова была решительной, отважной подпольщицей, отличалась твердостью убеждений, умением вселить уверенность в других.
Она принимает активное участие в подготовке боевых операций молодогвардейцев, распространяет листовки, собирает медикаменты, ведет работу среди населения, агитируя краснодонцев срывать планы оккупантов по поставкам продуктов, по вербовке молодежи в Германию. В октябре 1942 года ее ввели в штаб подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия».
Когда в Краснодоне начались аресты, Уля вместе с Майей Пегливановой пыталась связаться с заключенными, разрабатывала планы побега. Но 10 января их самих арестовала полиция, она попала в фашистские застенки. С достоинством держала себя Ульяна Громова на допросах, отказавшись давать какие-либо показания о деятельности подпольщиков.
"...Ульяну Громову подвешивали за волосы, вырезали на спине пятиконечную звезду, отрезали грудь, прижигали тело каленым железом и раны посыпали солью, сажали на раскаленную плиту. Пытки продолжались долго и беспощадно, но она молчала. Когда, после очередных избиений, следователь Черенков спросил Ульяну, почему она держит себя так вызывающе, девушка ответила: "Не для того я вступила в организацию, чтобы потом просить у вас прощения; жалею только об одном, что мало мы успели сделать! Но ничего, быть может, нас еще успеет вызволить Красная Армия!..." Из книги А.Ф. Гордеева "Подвиг во имя жизни"
После жестоких пыток 16 января 1943 года ее казнили палачи и бросили в шурф шахты № 5.
"Ульяна Громова, 19 лет, на спине у нее была вырезана пятиконечная звезда, правая рука переломана, поломаны ребра" (Архив КГБ при Совмине СССР, д. 100-275, т. 8).
Похоронена в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года член штаба подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Ульяна Матвеевна Громова посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.
Беседа:
-Ребята, в чем подвиг Ульяны Громовой? (Несмотря на безжалостные пытки Ульяна Громова, участник подпольной организации «Молодая гвардия», оказалась давать какие либо показания о деятельности подпольщиков)
Особенно тяжело было пережить эту войну детям. Давайте вспомним всемирно известные дневники Тани Савичевой.
- О чем они? (Они рассказывают о том, как выживали люди в блокадном Ленинграде и ка умирала семья Тани).
Слайд №12
Дети и война – понятия не совместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает».
- Как вы ее понимаете? ( Когда в стране война, которая сопровождается стрельбой и голодом, то нет разницы взрослый ты человек или ребенок, она не щадит ни кого.)
С началом Великой Отечественной войны дети должны были расстаться с детством:
Учитель читает стихотворение.
Его я узнал не из книжек –
Жестокое слово - война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сереной тревоги ночной
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной…
А.Иоффе
Эти слова, взятые нами в эпиграф урока, ярко рисуют жизнь детей, ваших сверстников в тяжелые годы войны. Но они не прятались, а вставали плечом к плечу рядом со взрослыми и выполняли поставленные перед ними задачи.
Выступление учащегося.
Слайд №13
Сообщение «Зина Портнова».
С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт.
Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали – не просили! – убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог – завышали (года) на год, а то и на два свой возраст.
Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. В частях их еще называли по-своему: братишка, дочка, воспитанник. На фронте все они по возможности, наравне со взрослыми, делали свое солдатское дело
За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза была удостоена Зина Портнова.
Зина Портнова родилась в Ленинграде, училась в школе № 396. В 1941 году закончила 7-й класс. Сразу после экзаменов Зина вместе с младшей сестрой Галей поехала на каникулы к тете в Белоруссию. Здесь их застала война и гитлеровская оккупация. Девочки пешком прошли тяжелейший путь в 60 км, чтобы попасть к бабушке в деревню Зуи. Зина разыскала подпольную юношескую организацию «Юный мститель». С этого момента началась ее трудная, полная опасностей жизнь. Она распространяла листовки и сводки о ходе сражений нашей армии. Хорошо зная немецкий язык, девочка добывала очень важные сведения о противнике, научилась метко стрелять, соблюдать строжайшую конспирацию. Вскоре ей доверили сложное и опасное задание- под видом рабочей по кухне постоянно находиться в школе по переподготовке командного состава гитлеровских войск. Она узнала совершенно секретные данные о силах противника. С ее участием был уничтожен не один десяток офицеров. Когда в столовой стало опасно находиться, Зину с сестрой переправили в партизанский отряд.
Однажды после выполнения задания Зина была схвачена врагами. Ее подвергли тяжелейшим пыткам и истязаниям. Но все напрасно. Юная партизанка молчала. Тогда за допрос взялся сам начальник штаба. Но и у него ничего не вышло. Воспользовавшись тем, что гестаповец отвернулся к окну, Зина схватила со стола пистолет и с одного выстрела убила офицера. Но ее схватили и бросили в подвал. В морозное январское утро 1944 г. Зину повели на казнь. Поставили на край ямы. Зина ничего не видела. Ей выкололи глаза. Зине было присвоено звание Героя Советского Союза. Во Владивостокском порту был теплоход, названный ее именем.
Беседа:
- Ребята, в чем состоит подвиг Зины? (Зина выполняла опасные задания , внедрилась в организацию для получения данных об офицерах. Когда ее арестовали. На допросах даже при пытках молчала)
Слово учителя
Слайд №14
В январе 1944 года началось освобождение территорий СССР от немецко-фашистских захватчиков. 27 января была окончательно снята блокада Ленинграда. Но огромное количество русских, советских людей оставалось в фашистском плену .где жилось не сладко. О жизни в немецком плену вы узнаете из письма Кати Сусаниной.
Работа в группах
Раздаточный материал «Катя Сусанина».
Беседа по прочитанному:
- Ребята, какое событие поразило вас из рассказа Кати?
- Легко ли жилось в военном плену? ( В военном плену жилось очень тяжело: плохо кормили, заставляли много работать и били ногами)
- Что случилось с мамой Кати? Почему? (Маму кати убили немцы, потому что она не хотела сдавать своего мужа и сказала, что он придет и вышвырнет их отсюда)
- Во что верила девочка? О чем мечтала? (Катя верила, что ее отец жив и он отомстит немцам на неё и за маму)
- Сбылась ли её мечта? (Да, русские победили и «вышвырнули» фашистов из нашей страны)
Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи.
Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя
просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались
о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не
запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас,
подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в
рот...
Папенька,
мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то
не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились,
косички мне остригли наголо, руки высохли, по-хожи на грабли. Когда я
кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда
мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне,
папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость большой!" Играл патефон,
подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...
А теперь, папа, как взгляну на себя в
зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама
худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне
исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны.
Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и
убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона,
работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень
много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" - так зовут
хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья",- сказал
он.
Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная
свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала
картошку.
Живу я в дровяном сарае: в колшату мне
входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а
хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и
спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил
ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла
сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в
подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что
господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с
Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды
всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке,
чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет
меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться
рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне
жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня.
Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь
Катя Сусанина...
Мое сердце верит: письмо
дойдет.
---Вскоре после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной
кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый
конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати
Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до
отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством.
Перед смертью написала последнее письмо отцу. На конверте стоял
адрес:
"Действующая армия. Полевая почта №...
Сусанину Петру". На другой стороне карандашом написаны слова: "Дорогие
дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю
вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке".
Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло
попасть адресату, но оно дошло до сердца советских людей. Опубликовано в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час, посвященный Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств «Мы были вместе и победили!» (10 класс)
Цель: Расширение знания учащихся о вкладе народов СССР в победу над фашизмом и нацизмом, о составе Содружества Независимых Государств и его отношении ко Дню Победы 1945 года. ...
Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы "Цена победы".
Сценарий для проведения конкрса чтеца ко Дню Победы в основной школе....
«С праздником Победы!» военно-спортивные соревнования, посвященные Дню Победы
Мы обязаны знать и помнить прошлое нашей страны. Писатель КонстантинСимонов сказал: «В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир б...
Вечер, посвященный Дню Победы «Вклад ученых в Победу в Великой Отечественной войне».
Одной из задач школы всегда была и остается – воспитание патриотических чувств, трепетного отношения к людям, чей подвиг в годы Великой Отечественной войны бессмертен. И кто как не учитель, и не важно...
Протокол городского конкурса детского плаката «Вперёд, к Победе!», посвященному Дню Победы в Великой Отечественной войне, апрель 2017
МБОУ ДО "Детская художественная школа" / Протокол городского конкурса детского плаката «Вперёд, к Победе!», посвященному Дню Победы в Великой Отечественной войне, апрель 2017...
Методическая разработка мероприятия посвященная дню победы «9 мая День Победы. Мы помним. Мы гордимся»
Педагог-организатор призван воспитывать и развивать учащихся во внеурочное время. Подготовка к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за различными изданиями по воспитательной работе...
Сценарий спортивной игры «Вперед, к Победе!», посвященной Дню Победы
Сценарий спортивной игры «Вперед, к Победе!»...