Программа коррекционной работы ( раздел 2.5. из АООП НОО)
методическая разработка
Эта программа является составляющей частью АООП НОО МАОУ СОШ №1. Программа составлена для коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
раздел 2.5.Программа кореккционной работы ( из АООП НОО) | 350.46 КБ |
Предварительный просмотр:
2.5. Программа коррекционной работы
2.5.1. Пояснительная записка
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа коррекционной работы направлена на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании младших школьников в условиях четырехлетнего начального обучения. В числе этих проблем:
- несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме;
- неготовность к школьному обучению;
- низкая познавательная и учебная мотивации;
- негативные тенденции личностного развития;
- коммуникативные проблемы;
- эмоциональные нарушения поведения;
- дезадаптация в школе;
- неуспеваемость.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.
Данная программа разработана зля детей с ЗПР
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ЗПР и оказание помощи детям данной категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи:
- Своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- Определять особые образовательные потребности детей с ЗПР;
- Определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- Создавать условия, способствующие освоению детьми с ЗПР основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ЗПР с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- Разрабатывать индивидуальные учебные планы, организовывать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии.
- Обеспечить возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- Создать условия по реализации системы мероприятий для социальной адаптации детей с ЗПР;
- Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Основными принципами содержания программы являются:
- соблюдение интересов ребёнка - определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- системность - обеспечивает системный, всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- непрерывность - гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- вариативность - предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- рекомендательный характер оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Содержание программы
Программа коррекционной работы включает в себя три раздела, которые и определяют
направления и характер работы участников образовательного процесса.
Диагностический раздел
Цель: выявление проблем и трудностей, отклонений в развитии детей, определение их причин.
Профилактический и коррекционный раздел
Цель: повышение уровня общего развития ребенка, восполнения пробелов
предшествующего развития и обучения (по необходимости); проведение специалистами индивидуальной и групповой работы по формированию недостаточно освоенных учебных действий, профилактика и коррекция отклонений в развитии ребенка.
Обобщающий раздел
Цель: подведение итогов коррекционной работы с каждым учащимся начальной школы. Объективная оценка личностных и учебных достижений ребенка.
Функции участников программы
Педагог-психолог проводит комплексную диагностику в развитии детей; выявляет актуальные и резервные возможности; особенности его познавательной и эмоционально-волевой сфер, личностных характеристик. Делает прогноз и конструирование индивидуального развития; ведет коррекционно-развивающие занятия и тренинги, а так же проводит психологическое просвещение и консультирование педагогов и родителей.
Учитель-логопед проводит диагностику речевого развития учащихся; планирует и ведет коррекционно – развивающую работу. Ведет активную пропаганду логопедических знаний.
Социальный педагог ведет разработку системы предупредительных мер, связанных с
устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей (профилактика асоциальных поступков и криминального поведения).
Организует социальное сопровождение детей «группы риска».
Учителя организуют учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных
особенностей детей. Своевременно, при первых признаках неблагополучия в социальной, психологической и логопедической области развития ребенка, обращаются за консультацией и другой помощью специалистов. Диагностируют сформированность определенных образовательных навыков и умений и соответствие их условно нормативным показателям, а так же особенности несформированности этих умений и навыков. В урочное и внеурочное время ведут работу по разработанному плану, отслеживая динамику усвоения учебного материала.
Заместитель директора по УВР координирует совместную деятельность учителя и специалистов, отслеживает, как реализуются составленные стратегии сопровождения в учебно – воспитательном процессе школы. Разрабатывает и проводит мероприятия по повышению профессионального мастерства педагогов, путем создания творческих групп.
2.5.2. План мероприятий по реализации задач.
Таблица 41
Задачи | Комплекс мероприятий (система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей) | Ожидаемый результат |
1.Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья | 1. Проведение диагностики психологом, логопедом, социальным педагогом: -диагностика речевых нарушений школьников (сбор информации об основных компонентах речи); -степень сформированности познавательных процессов (память, мышление, внимание, работоспособность); -степень сформированности эмоционально – личностной сферы (комфортность, самооценка, взаимоотношения в семье, мотивация, статус в коллективе); -изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка. 2. Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностики | 1. Сведения о степени сформированности: уровня речевого развития, познавательных процессов, эмоционально – личностной сферы 2.Формирование групп на основе оценки контингента обучающихся для определения образовательных потребностей и специфики работы специалистов психолого-педагогического сопровождения. 3. Включение родителей в процесс и (или) направления коррекционной работы |
2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов | 1.Взаимодействие с социальными партнерами: -«КГБ. Детская поликлиника» -ТПМПК г. Когалыма -Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Радуга надежды» 2. Определение ЗПР ребенка и выявление его резервных возможностей через школьный ПМПк. 3. Разработка комплексной программы действий по оказанию опережающей психолого-педагогической поддержки ребенка с учетом: (структуры речевого дефекта, степени сформированности познавательных процессов, личностного развития) | 1.Организация работы по реализации комплексной программы действий по оказанию опережающей психолого-педагогической поддержки ребенка |
3.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности | 1. Выбор: коррекционных программ, методик, приемов; комфортного режима обучения; форм обучения (очная, дистанционная, на дому) 2. Организация взаимодействия участников образовательного процесса, в том числе с внешними ресурсами различных институтов общества: Управление соц. защиты населения; Отдел опеки и попечительства; КДН. | 1.Подбор оптимального режима обучения, в том числе коррекционно-развивающих занятий. 2. Использование эффективных методик и приемов обучения детей: учитель – ученик 3.Организация профессионального взаимодействия специалистов |
4.Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении | 1. Отбор кадрового потенциала по критериям: уровень квалификации, образование, опыт работы. 2. Повышение квалификации учителей через систему семинаров. 3. Просветительная деятельность (лекции, беседы, круглые столы, методический калейдоскоп, тематические выступления). 4. Формирование УМК (программ, учебников, учебных пособий, в том числе цифровых и информационных ресурсов). 5. Вовлечение сетевых ресурсов. 6. Обеспечение здоровьесберегающих условий (ЛФК, витаминизация питания, динамические перемены, использование средств здоровьесбережения: корректоров осанки 7. Включение ребенка во внеурочную деятельность (участие в воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и других мероприятиях). 8.Пополнение материально – технической базы. | 1.Обеспечение квалифицированными кадрами. 2.Обеспечение ОП программами (в том числе программ коррекционной работы специалистов) и методическими материалами. 3. Обеспечение информационными ресурсами. 4.Создание здоровьесберегающего режима. 5.Система постоянно действующего ПМПк Интеграции детей в коллектив сверстников. 6. Развитие материально – технической базы. |
5. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) | 1. Занятия специалистов в соответствии с: рекомендациями ИПР ребенка – инвалида, рекомендациями ТПМПК г. Когалыма, рекомендациями школьного ПМПк, результатами диагностики. | Выполнение комплексной программы действий по оказанию опережающей психолого-педагогической поддержки ребенка |
6. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии | 1. Корректировка ИУП с учетом индивидуальных особенностей ребенка (групп) 2. Введение в содержание обучения специальных разделов по коррекции | 1. Наличие индивидуальной образовательной программы 2. Наличие комплексной программы действий по оказанию опережающей психолого-педагогической поддержки ребенка
|
7.Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг |
коррекционных занятий со специалистами. 2.Включение ребенка во внеурочную деятельность (участие в воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и других мероприятиях) | 1. Соблюдения режима дня и расписания занятий. 2.Привлечение детей к участию во внеурочной деятельности. |
8.Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья | 1.Реабилитация, осуществляемая специалистами реабилитационного центра «Радуга надежды»: -Социально – культурная; -Социально – бытовая. 2.Реабилитация специалистами школы: -Социально – средовая; -Социально – педагогическая (познавательная, игровая, трудовая деятельность и т.д.). 3.Поведение коррекционно-развивающих занятий. | 1. Участие в кружках по интересам, праздниках, экскурсиях. 2.Уровень навыков самообслуживания 3.Уровень навыков бытовой деятельности 4.Посещение школьных мероприятий, отдельных уроков. 5.Оптимальное для данного ребенка развитие познавательной деятельности. |
9.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | 1. Выработка совместных мероприятий специалистами по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ 2. Консультативная помощь по вопросам выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения 3. Беседы, круглые столы, тематические выступления, родительские собрания для родителей 4. Сотрудничество с родительской общественностью 5. Включение ребенка во внеурочную деятельность (участие в воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и других мероприятиях) | 1. Пакет рекомендаций |
2.5.3. Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Коррекционно-развивающая программа
«Тренинг познавательной активности"
Пояснительная записка.
У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ЗПР целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном
процессе.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой
психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- возможность освоения обучающимися с задержкой психического развития
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников МАОУ СОШ №1, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ
коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств,
обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Программа коррекционной работы с детьми с ЗПР должна содержать:
- перечень, содержание и план реализации коррекционных занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития и освоение ими адаптированной основной образовательной программы общего образования;
- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса, включающего: психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей; мониторинг динамики развития обучающихся и их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования; корректировку коррекционных мероприятий;
- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области социально-психолого-педагогической поддержки семьи и других социальных институтов;
- планируемые результаты коррекционной работы.
Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание «зоны ближайшего развития» для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся.
- Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии).
- Увеличение объёма памяти, внимания.
- Развитие речи, совершенствование языкового анализа и синтеза.
5. Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий).
- Развитие саморефлексии.
Принципы построения программы.
- Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
- Единство диагностики и коррекции.
- Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Комплексность методов психологического воздействия.
- Возрастание сложности.
- Учет объема и степени разнообразия материала.
Программа рассчитана на обучающегося с ЗПР на 1 год и включает познавательные упражнения, ориентированные на коррекцию познавательных процессов, развитие общей осведомленности, упражнения на развитие моторики, памяти, внимания, а также совершенствование языкового анализа и синтеза. Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешного усвоения программного материала. Проводится в индивидуальной форме.
Программа включает в себя входную и итоговую диагностику познавательных процессов.
Общее количество занятий – 64. В том числе по два занятия на входную и итоговую диагностику. Занятия делятся на разделы:
1.Развитие внимания.
2. Развитие памяти.
3. Развитие мышления.
4. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.
5. Развитие языкового анализа и синтеза.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут в течение одного учебного года.
Все занятия построены следующим образом:
1. Разминка, настрой на занятие. (3-4мин)
2. Основная часть (коррекционно-развивающий блок) (15 мин).
3. Рефлексия занятия. (2-3 мин.)
Форма проведения групповая или индивидуальная.
- Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой
психического развития.
Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы определяется ПМПК (городской). Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
- Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой
психического развития.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную основную образовательную программу начального общего образования, характерны следующие специфические образовательные потребности:
- увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования до 5 лет;
- наглядно-действенный характер содержания образования;
-упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
Прогнозируемые результаты:
- Активизация творческой и познавательной активности учащихся.
- Рост показателей развития памяти, внимания.
3. Умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать различные предметы и выявлять различия в них.
4. Овладение учащимися самостоятельной, связной, грамматически правильной речью.
5. Повышение качества обучаемости.
6. Умение анализировать свою деятельность.
Способы отслеживания результатов:
- Показатели психодиагностических, педагогических обследований.
2. Наблюдение за работой обучающимся во время уроков.
3. Учёт успеваемости обучающегося по предметам.
Возможные риски в ходе реализации программы:
1. Отсутствие необходимой материально-технической базы.
2. Нарушение сроков реализации программы вследствие болезни учащегося.
Приложение1.
Психологические коррекционные занятия (групповые)
16 | Пространственное восприятие букв и цифр | 2 | |
17 | Развитие временных представлений | 2 |
Раздел 6. Развитие языкового анализа и синтеза
16 | Дифференциация сходных по написанию букв | 2 | |
17 | Дифференциация звонких и глухих согласных | 2 | |
Совершенствование звукобуквенного анализа и синтеза | 2 | ||
Развитие слогового анализа и синтеза | 2 | ||
Предложение. Составление предложений. | 3 | ||
Предлоги | 1 | ||
Работа с текстом. | 2 | ||
Раздел 7. Проверка эффективности работы по программе. | |||
1 | Диагностика познавательной сферы | 2 | |
Итого | 68 |
Комплекс упражнений.
Упражнение 1. «Не собьюсь».
Нужно посчитать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Упражнение 2. «Слушай внимательно»
Называются различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Учащийся внимательно слушает их, хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное, растение и т.д.
Упражнение3.. «Повтори быстро»
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог— «перестрелка»:
- Ну, начали! Повторите— «стол».
Играющие говорят: «Стол».
- Повторите— «окно».
Играющие говорят: «Окно».
- Скажите— «улица». Быстро— «кошка». Вслух— «дым» ит. д.
Упражнение 4. «Графический диктант»
Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может быть представлен как в виде изображения на доске, так и в форме аудиальной инструкции (например, одна клетка вправо, одна вверх; одна вправо, одна вверх; одна вправо, две вниз и т.д.).
Рефлексия занятия: оцените свою работу сегодня от 0 до 3 баллов. 3 балла – это наивысшая оценка работы. Ведущий при этом спрашивает каждого ребенка – насколько хорошо тот оценит свою работу. Обсуждение с детьми сложности упражнений.
Занятие 24
Тема: Развитие визуальной и аудиальной памяти.
Цель:
-Развитие объёма и устойчивости визуальной и аудиальной памяти;
-Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;
- Развитие ассоциативного мышления, памяти.
-Развитие концентрации внимания
Разминочное упражнение: «Трава, кусты, деревья» - если ведущий говорит «деревья» - дети встают, поднимают руки вверх и тянутся на носочках вверх, если ведущий говорит «кусты» - дети вытягивают руки перед грудью на уровне плеч, а если «трава» - приседают.
Упражнение 1 «Послушай и нарисуй»
Задача учащегося— нарисовать изображения точно по инструкции, запомнив ее на слух. Задания читаются 3 раза.
Они даны по степени возрастания сложности. Подчеркните важность выделения в содержании прочитанного самого главного. При необходимости приведите ребенку какой-нибудь пример.
Задания
1.Нарисуй пять ромбов разного цвета и объема. Последний ромб должен быть синего цвета, средний должен быть самый большой.
2.Нарисуй шесть мячей разного цвета и объема. Шестой мяч должен быть красного цвета, первый — с полосками, а третий — самый маленький.
3.Нарисуй семь воздушных шаров разного цвета и размера. следующий шар должен быть зеленого цвета, у среднего нарисуй ниточку, четвертый шар должен быть самым большим.
4.Нарисуй семь рамок для картин разного цвета и размера. Третья рамка должна быть желтого цвета, в последней изображен цветок, а пятая должна быть овальной формы.
Упражнение 2. «Запомни фигуру»
«Я читаю названия геометрических фигур, вы их находите. Такой подбор поможет вам запомнить все фигуры». После этого найденные фигуры возвращаются к остальным, перемешиваются. Учащимся нужно найти названные ранее фигуры.
Упражнение 3 «Слушай и исполняй»
Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем учащиеся должны выполнить эти действия.
- Повернуть голову направо, голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.
- Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
- Повернуться налево, присесть, встать.
- Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.
Рефлексия занятия: «Корзина мнений» - учащиеся записывают на листочках свое мнение о занятии, все листочки складываются в корзинку, затем выборочно, учителем зачитываются мнения учеников и обсуждаются ответы.
Приложение 3.
Занятие 35
Тема: Игры и упражнения на развитие операций сравнения и обобщения.
Цель:
-Развитие операций сравнения и обобщения;
-Развитие концентрации внимания;
-Расширение кругозора;
-Совершенствование грамматического строя, расширение словарного запаса.
Прежде чем начать работать давайте выполним глазодвигательные упражнения. Которые помогут глазкам отдохнуть, и активизируют наш ум.
Исходная позиция сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз. По четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагонали); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе переносицы. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз. При глазодвигательных упражнениях для привлечения ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и др.
Упражнение1 «Бывает - не бывает»
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете учащемуся мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.
Упражнение 2. «Обобщение»
Учащийся должен подобрать обобщающие понятие.
1. Суп, гуляш, каша, кисель.
2. Курица, гусь, утка, индейка.
3. Лошадь, корова, овца, свинья.
4. Волк, лиса, медведь, заяц.
5. Картофель, свекла, лук, капуста.
6. Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.
7. Тарелка, стакан, кружка, блюдце.
8.Стол, стул, диван, кресло, шкаф.
9. Рубашка, платье, юбка, брюки.
10. Тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли
11. Берёза, липа, ель, сосна, осина.
12. Воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка.
13. Карась, щука, окунь, лещ.
Упражнение 3«Загадки»
На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?
Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:
- Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.
Поможет ли девочка маме? Почему?
Девочку Лену спросили:
- У тебя есть сестра?
- Есть.
- А у твоей сестры есть сестра?
- Нет, - ответила Лена.
А как ты думаешь?
Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?
У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?
У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?
Упражнение 4 «Конкретизация понятий».
Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.
Рефлексия занятия: у вас на столе фишки желтого, красного и черного цвета, если занятие очень понравилось – поднимите фишку красного цвета, если не очень – желтого, ну а если вообще не понравилось – черного цвета. Обсуждение с детьми сложности упражнений.
Приложение 4.
Занятие 47.
Тема: Пространственное восприятие букв и цифр
Цель:
- Совершенствование зрительного восприятия букв и цифр, ориентировки на листе бумаги.
-Развитие пространственной ориентировки
-Развитие концентрации внимания.
-Развитие логического мышления.
Настрой на работу. Разминка. Игра «А-а-ах!»(тренировка умения владеть своими чувствами). Ведущий кладет руку на стол и затем медленно ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» - с тем, чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.
Упражнение 1 «Составь букву»
Реконструирование букв, то есть как бы “переделка” одной буквы в другую. Например: “Что нужно сделать для того, чтобы из буквы щполучить ш? А как можно переделать букву и в ц?”. Приводим некоторые возможные варианты реконструирования печатных и рукописных букв:
Ы - Ь - Ъ - Б - В – З
Т - Г - П - Н - И
Ж - Х - К
А - Д - Л - М
т - п - р - г
и - ш - ц - щ
Упражнение 2 «Найди букву С»
Упражнение 3 «Буквоед»
Упражнение 4 «Отгадай слово»
Инструкция: Переверните буквы и отгадайте слово
(Зазеркалье)
Рефлексия занятия: «Плюс –минус - интересно». Отметьте все плюсы занятия, все минусы. Что было наиболее интересным (можно данный тип рефлексии провести и в письменном варианте)
Приложение 5.
Занятие 61
Тема: Предложение. Составление предложений.
Цель:
- Развивать умение предварительного планирования хода выполнения задания по построению предложений из слов.
- Развитие внимания, логического мышления.
- Обогащение словаря, развитие связной
Разминочное упражнение: «Запрещенное слово». Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем ребенку мяч, одновременно задавая вопросы: «Море синее, а солнце?», «Какого цвета роза?», «А ромашка?», «Слон большой, а мышка?». Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить «абракадабра».
Упражнение 1 «Составь рассказ»
Помоги Незнайке: прочитай внимательно предложения и расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ (расставь цифры по порядку в каждый пустой квадратик). Подбери название рассказу.
Упражнение 2 «Белка»
Составь из данных наборов слов предложения. Расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ. Запиши рассказ.
Белка, спешить, к, гнезду. Она, скакать, за, еловые, шишки. Забраться, белка, в, тёплое, гнездо. В, лес, закружила, вьюга. Будет, вкусная, еда, у, зверёк, в, кладовая. Белка, выбраться, из, гнезда.
Упражнение 3 «Исправь ошибки»
Мальчик стеклом разбил мяч.
Брат потерял библиотеку из книги.
Коза принесла девочке сена.
Телёнок ведёт девочку на верёвочке.
Весной луга затопили речку.
Коза напоила девочку водой.
После лета пришла долгожданная весна..
Упражнение 4 «Телеграммы»
Расшифруй телеграммы. Чтобы расшифровать телеграмму, нужно правильно разделить слова. (Например: труд нос котомка призы – трудно с котом капризы)
ТРУД НОС КОТОМКА ПРИЗЫ.
КОТЁЛ СМЕТА НУДНО ВЫЛ И ЗАЛ ВСЁ.
РЫБ У НЕ СКОТИНА КРЫШЕ СЪЕЛ.
Рефлексия занятия: продолжи предложение «Мне больше всего удалось…»
Программа коррекционной работы по развитию речи
Календарно-тематическое планирование состоит из пояснительной записки, примерного календарно-тематического планирования.
Пояснительная записка
Работа над программой включает подготовительный этап: изучение учителем-логопедом научно-методической литературы по вопросам обучения и воспитания детей с дизартрией, знакомство с учебными коррекционно-развивающими программами, подбор диагностического инструментария, отбор методов и приёмов для индивидуальной коррекционной работы с учётом возможностей обучающегося. При составлении учебного плана учитывается физическое состояние ребенка, уровень развития и особенности познавательной сферы, мотивации.
Программа рассчитана на 68 часов. Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно):
1. Развитие неречевых процессов;
2. Дифференциация сходных по начертанию букв.
Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.
Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:
1. Конструирование, реконструирование букв.
2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).
3. Работа со словами-паронимами (квазиомонимами).
К концу обучение ученик должен знать:
— основные цвета и оттенки;
— геометрические фигуры;
— схему собственного тела;
— направления;
— артикуляцию всех звуков;
— сходство и различие всех сходных по начертанию букв;
— элементы букв двух шрифтов;
— название букв родного алфавита.
К концу обучения ученик должен уметь:
— различать основные и оттеночные цвета;
— различать геометрические фигуры;
— соотносить предмет и форму, предмет и цвет;
— ориентироваться в схеме собственного тела;
— ориентироваться во времени и в пространстве;
— сравнивать предметы по величине;.
— сравнивать элементы букв двух шрифтов;
— уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
— сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;
— соотносить букву со звуком и наоборот.
Характеристика обучающегося Яшина Геннадия
Устная речь: мальчик общительный, доброжелательный. Звукопроизношение без дефектов. Строение органов артикуляции без отклонений. Двигательные функции артикуляционного аппарата сохранны. Владеет простейшими навыками звукослогового анализа и синтеза. Словарный запас на среднем уровне, пассивный словарь шире активного, делает простые обобщения испытывает затруднения при подборе антонимов. В спонтанной речи – фразы до 5-7 слов: простые, распространенные, с усложнением, изредка – аграмматичные в рассказах по сюжетным картинкам выделяет 2-3 части, микротемы раскрывает в основном последовательно, кратко, достаточно точно, выразительными средствами пользуется мало, иногда встречаются лексические и структурные аграмматизмы пересказ – близко к тексту.
Лексико-грамматические навыки развиты еще недостаточно: наблюдаются затруднения в образовании относительных, качественных, притяжательных прилагательных, некоторых приставочных глаголов нестойкие ошибки в образовании существительных множественного числа родительного падежа.
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Имеются нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез), например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. Ребенок не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова. Фонематические представления недостаточно сформированы.
Слоговая структура слова. Искажены слова сложной слоговой структуры.
Письменная речь: наблюдается оптическая дисграфия в результате зрительной агнозии. Не узнает образ букв, символов, в результате чего письмо нарушено.
Календарно-тематический план
№ | Тема | Содержание занятия | Кол-во часов |
1 | Диагностика речевых и неречевых функций | Обследование устной и письменной речи, психических процессов, мелкой моторики, артикуляционного праксиса. | 2 |
2 | Вводное занятие | Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционная гимнастика. | 1 |
3 | Развитие пространственно-временных отношений | Знакомство с такими понятиями как: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра. Формирование временных представлений по отношению к приему пищи. Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти. Знакомство с понятием «величина». Сравнение предметов по величине, ширине, глубине и т.д. | 2 |
4 | Предложение. Виды предложений | Анализ и синтез предложений. Составление предложений по схеме. | 2 |
5 | Актуализация гласных букв (рукописного и печатного шрифта) | А, О, У, Ы, Э Нахождение букв в слогах, словах, словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и реконструирование букв. Рассматривание элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления | 3 |
7 | Актуализация согласных букв (рукописного и печатного шрифта). | Б-Б`; В-В`; Поиск букв в слогах, словах, словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация букв. Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления | 4 |
Г-Г`; Д-Д`; Поиск букв в слогах, словах, словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация букв. Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления. | 4 | ||
Ж, З; Поиск букв в слогах, словах, словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация букв. Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления. | 3 | ||
Т, Ф, Х; Поиск букв в слогах, словах, словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация букв. Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления. Ц, Ч ; Поиск букв в слогах, словах, словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация букв. Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления. | 3 3 | ||
8 | Дифференциация соноров. Звуки Р-Р'—Л-Л' | Звуки Р—Р', Л—Л'. Дифференциация звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 4 |
9 | Звуки Л—Л'—Й | Звуки Й, Л—Л'. Дифференциация звуков Й, Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 |
10 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | 3 |
11 | Слова-предметы | Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря | 2 |
12 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа | Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имен существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного) | 2 |
13 | Употребление существительных в косвенных падежах | Знакомство с падежными формами имен существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи. | 3 |
14 | Слова-признаки | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. | 3 |
15 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами. | 2 |
16 | Согласование прилагательных с существительными в падеже | Согласование существительных с прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи. | 2 |
17 | Последовательный рассказ | Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с деформированным текстом. Восстановление рассказа по плану. | 3 |
18 | Описательный рассказ | Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом. | 2 |
19 | Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин | Работа на уровне текста. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок) | 2 |
Итого |
| 68 ч. |
2.5.4. Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизую их факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).
Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
2.5.5. Условия реализации программы
2.5.5.1.Психолого-педагогическое обеспечение
- обеспечение дифференцированных условий в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- обеспечение психолого-педагогических условий;
- обеспечение специализированных условий;
- обеспечение здоровьесберегающих условий;
- обеспечение участия всех детей с ОВЗ в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
2.5.5.2. Программно-методическое обеспечение
- индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа (учитель);
- рабочие программы по общеобразовательным предметам (учитель);
- рабочие программы учебных курсов дополнительного образования (учитель);
- коррекционно-развивающие программы (учитель);
- программы коррекционной работы специалистов: (логопед, психолог);
«Работа с гиперактивными детьми» (психолог);
«Развитие фонематического слуха» (логопед);
- диагностический инструментарий:
1. Программы диагностики:
«Готовность к обучению»;
«Адаптация первоклассников»;
«Диагностика мотивационной и личностной сферы учащихся»;
Программы коррекционной работы:
( курсы из внеурочной деятельности )
«Как развить в себе уверенность» (3-4 класс), (учитель)
«Развитие творчества» (1-4 класс), (учитель)
«Учись учиться» (1 класс), ( учитель)
«Ступени» (4 класс). (учитель)
3. Компьютерные программы:
- определение готовности к школе;
- поурочные цифровые учебники по предметам.
Методической основой является совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в УМК «Перспектива», «Школа России», «Школа 2100» посредствам следующих технологий: игровые, научно-исследовательские, технология уровневой дифференциации, проектной деятельности.
2.5.5.3. Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими курсовую или другие виды профессиональной подготовки.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание школы введены ставки педагога-психолога, социального педагога, логопеда.
Педагоги проходят повышение квалификации по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Повышение квалификации по теме «Интегрированное и инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья» прошли 2 учителя начальных классов.
«Дистанционные формы обучения» - один учитель иностранного языка
2.5.5.4. Материально-техническое обеспечение
- кабинет психолога;
- кабинет социального педагога;
- логопункт;
- комплекты компьютерного оборудования и программного обеспечения для детей- инвалидов и учителей, которые используются в дистанционном обучении;
- медицинский кабинет;
- столовая;
- библиотека;
Информационное обеспечение
- использование сетевых ресурсов центров дистанционного обучения
г. Ханты-Мансийска (edu.hmao.pro) и г. Москвы.( iclass.home-edu
.ru) для организации дистанционного обучения детей-инвалидов.
- Сайт школы
- Программное обеспечение «Живая математика 4.3.», «Живая физика 4.3.», « Живая география. Лого Миры 3.0.»
2.5.6. Механизмы реализации программы
- взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ;
- социальное партнёрство;
- психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы.
2.5.6.1. Взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Таблица 42
Субъекты реализации коррекционной работы в школе. | Содержание деятельности специалистов. |
Заместитель директора по УВР, председатель ПМПк |
|
Классный руководитель |
|
Социальный педагог |
|
Психолог |
|
Учитель-логопед |
|
Педагог дополнительного образования |
|
2.5.6.2. Социальное партнёрство
Социальное партнёрство, предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
- сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья (центр социальной помощи семье и детям «Радуга надежды», «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина». Управление социальной защиты населения, Отдел опеки и попечительства, вовлечение волонтеров в решении проблем детей-инвалидов);
- взаимодействие со специалистами ТПМПК г. Когалыма, МСЭ (медико-социальная экспертиза), КДН (комиссия по делам несовершеннолетних);
- сотрудничество с родительской общественностью.
Основными механизмами реализации коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе, и социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества
К развивающей и коррекционной работе привлекаются социальные партнеры школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы...
Формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности через программу коррекционной работы
Данный материал -алгоритм для составления ОУ программы коррекционной работы по ФГОС на основной ступени обучения...
программа коррекционной работы в основной школе
программа коррекционной работы...
программа коррекционной работы в основной школе
выступление...
Программа коррекционной работы
Создание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, коррекция недостатков психическом развитии...
Рабочая программа Коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)
Рабочая программаКоррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)...
Программа воспитательной работы. Раздел самоуправление.
Ученическое самоуправление - система, при которой в классе действует механизм принятия решения самими учениками по важнейжим вопросам организации учебно-воспитательного процесса, контроля над ним и ис...