«Роль воспитателя и физкультурного работника в оздоровлении детей дошкольного возраста».
статья на тему
Статья посвящена роли воспитателя и физкультурного работника в оздоровлении детей дошкольного возраста. Автор в своей работе выделил главные современные проблемы, связанные с укреплением и поддержанием здоровья детей. Кроме того, были сделаны акценты на то, с помощью каких современных педагогических методов и приемов можно с этими проблемами справиться
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya_i_fizkulturnogo_rabotnika_v_ozdorovlenii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДСОВ № 135»
г. Братск
Заволокина Н.И.
«Роль воспитателя и физкультурного работника в оздоровлении детей дошкольного возраста».
Сегодня современное общество очень беспокоит вопрос сохранения и укрепления физического здоровья молодого поколения. Особое место уделяется детям дошкольного возраста, так как именно с детства формируется здоровье. Большой интерес этот вопрос вызывает у педагогов, так как тема сохранения здоровья в последнее время стала тесно пересекаться с образовательным процессом. Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей были рассмотрены в работах многих авторов. К их числу можно отнести, например: Брехмана И.И., Зайцева К.Г., Комкова А.Г., Соловьева Г.М., Бальсевича В. К., Татарниковой Л.Г. Тот факт, что уменьшается двигательная активность детей, подтверждает ученый М. Н. Кузнецов, доктор медицинских наук, в работе «Здоровье ищем в движении». В своей работе он говорит о том, что анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, что отрицательно сказывается на формировании всех систем, и, несомненно, понижает защитные силы организма. Ученый Соловьев Г.М. выделил пять основных направлений воспитания культуры здорового образа жизни: формирование знаний и интеллектуальных способностей; мотивационно-ценностных ориентаций; физической культуры; социально-духовных ценностей; приобщение к оздоровительной деятельности. Вопрос здоровья детей продолжает оставаться главной проблемой в области образования. Анализ состояния здоровья дошкольников показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей в нашей стране снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Лишь около 10% детей имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме.
Осуществление различных оздоровительно-профилактических мероприятий, как правило, приводит к положительным результатам. Однако за последние несколько лет, уровень заболеваемости остается на достаточно высоком уровне. В связи с этим, в нашем ДОУ были поставлены следующие задачи по оздоровлению дошкольников:
- осуществление здоровьесберегающей деятельности;
- создание необходимых условий для снижения заболеваемости и укрепления здоровья детей;
- формирование мотивации у всех субъектов образовательного процесса.
В нашем ДОУ ведется активная работа по обеспечению здорового ритма жизни дошкольников: соблюдение режима дня, благоприятный психоэмоциональный климат в группах, соблюдение образовательной нагрузки, проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий воспитателем и физкультурным работником, использование на занятиях пальчиковых игр, физкультминуток. Систематически осуществляется проветривание групп, реализуется сбалансированное питание, проводится витаминизация блюд. Кроме того, осуществляется массовое проведение различных спортивных мероприятий, что несомненно благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии дошкольников. Также для осуществления физического воспитания дошкольников в нашем ДОУ были созданы определенные условия. В каждой группе имеются уголки физической активности, где располагается различный спортивный инвентарь для занятий в группах, в ДОУ оборудован физкультурный зал, для проведения спортивных занятий. Кроме того, на территории ДОУ имеется спортивная площадка для проведения массовых спортивных мероприятий. Воспитатели проводят активную работу с родителями. На родительские собрания приглашается физкультурный работник, который проводит беседы с родителями о важности проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий дома, воспитатели на разных группах систематически проводят различные анкетирования, осуществляют индивидуальные беседы, раздают тематические памятки, дают советы родителям.
Таким образом, реализация поставленных задач привела к положительному результату. Возросла общая посещаемость детей в ДОУ, снизилась заболеваемость, дети стали выносливее, активнее. Родители осознали ценность и важность проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Посещаемость родителей на массовые спортивные мероприятия увеличилась. Однако, не смотря на положительную динамику, ситуация по-прежнему остается достаточно серьезной и работу в данном направлении необходимо проводить и в будущем.
Список используемой литературы
- Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. – авт. сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 278 с.
- Теория и методики физического воспитания: Учеб. для ТЗЗ студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»/Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
- Тюмасева, З.И., Орехова, И.Л., Кушнина, Е.Г. Оздоровление детей России как инновационная педагогическая деятельность (в сфере дошкольного образования): монография / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Е.Г. Кушнина. - Челябинск, 2012. - 315 с.
- Фисин, С.А., Маскаева Т.Ю. Современная система физического воспитания детей и молодежи: учебное пособие / С.А. Фисин, Т.Ю. Маскаева. – М.: МГУПС (МИИТ), 2015. - 233 с.
- Формирование здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в современном образовательном учреждении: материалы городской научно-практической конференции. Нижний Тагил, 11 декабря 2013 г. / Отв. редактор М. С. Беломестных. – Нижний Тагил: МБУ ИМЦ, 2013. – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
проблемы взаимодейсвия логопеда и воспитателя...
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речиу детей дошкольного возраста»...
«Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
обобщение опыта...
Обобщение опыта воспитателя Матяш Ольги Александровны "Математическое развитие детей дошкольного возраста, развитие логики"
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во мно...
Конкурс.Дыхательная гимнастика как основной вид оздоровления детей дошкольного возраста
Согласно современной государственной политике, здоровье детей – это ценность для нашей страны в целом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждение развития патологическ...
Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных праздников для детей дошкольного возраста
laquo;Береги здоровье смолоду» – это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребѐнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными – задачи каждого п...
Педагогический проект «Технологии занятий по плаванию и повышение двигательной активности для физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»
Педагогический проект:«Технологии занятий по плаванию и повышение двигательной активности для физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»...