Анкета
методическая разработка на тему
Анкета изучение мотивации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_izucheniya_motivatsii_obuchayushchihsya.docx | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета
Дата___________Ф.И.__________________________________________Класс_________
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) дальнейшей жизни;
б) поступления в вуз, продолжения образования;
в) саморазвития, совершенствования;
г) будущей профессии;
д) обретения места в обществе (вообще в жизни);
е) создания карьеры;
ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не было необходимости в этом;
в) не необходимость поступления в вуз и моя будущая жизнь;
г) не чувствовал, что это необходимо;
д) не думал о том, что будет дальше.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) знания;
б) успехи в учебе;
в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;
г) способности и ум;
д) трудолюбие и работоспособность;
е) хорошие отметки.
II
4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) получить образование;
б) создать семью;
в) сделать карьеру;
г) в развитии и совершенствовании;
д) быть счастливым;
е) быть полезным;
ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;
з) пока не определена.
5. Моя цель на уроке...
а) получение информации;
б) получение знаний;
в) попытаться понять и усвоить как можно больше учебного материала;
г) выбрать для себя необходимое знание;
д) внимательно слушать учителя;
е) получить хорошую отметку;
ж) пообщаться с друзьями.
6. При планировании своей работы я...
а) обдумываю ее, вникаю в смысл;
б) сначала отдыхаю;
в) стараюсь выполнить все аккуратно;
г) выполняю сначала наиболее сложную ее часть;
д) стараюсь выполнить ее побыстрей.
III
7. Самое интересное на уроке — это...
а) обсуждение интересного мне вопроса;
б) малоизвестные факты;
в) практика, выполнение заданий;
г) интересное сообщение учителя;
д) диалог, обсуждение, дискуссия;
е) получить отличную отметку;
ж) общение с друзьями.
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он мне очень интересен;
б) он мне необходим;
в) мне нужна хорошая отметка;
г) без всяких условий, потому, что делаю это всегда;
д) меня заставляют;
е) у меня хорошее настроение.
9. Мне нравится делать уроки, когда...
а) их мало и они несложные;
б) когда я знаю, как их делать, и у меня все получается;
в) это мне потребуется; г) это требует усердия;
д) я отдохну после школы и дополнительных занятий;
е) у меня есть настроение;
ж) материал или задание мне интересны;
з) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.
IV
10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...
а) мысли о будущем;
б) конкуренция и мысли о получении аттестата;
в) совесть, чувство долга;
г) стремление получить высшее образование в престижном вузе;
д) ответственность;
е) родители (друзья) или учителя.
11. Я более активно работаю на занятиях, если...
а) ожидаю одобрения окружающих;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна хорошая отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтоб на меня обратили внимание;
е) изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем.
12. Хорошие отметки — это результат...
а) моего напряженного труда;
б) труда учителя;
в) подготовленности и понимания мной темы;
г) моего везения;
д) моего добросовестного отношения к учебе;
е) моего таланта или способностей.
V
13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...
а) настроения и самочувствия;
б) понимания мной учебного материала;
в) моего везения;
г) активной подготовки, прилагаемых усилий;
д) заинтересованности в хороших отметках;
е) внимания к речи учителя.
14. Я буду активным на уроке, если (так как)...
а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;
б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;
в) считаю нужным всегда так поступать;
г) меня не будут ругать за ошибку;
д) твердо уверен в своих знаниях;
е) мне иногда так хочется.
15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи товарищей;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что разберусь потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
VI
16. Сделав ошибку при выполнении задания, я...
а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;
б) теряюсь;
в) прошу помощи у товарищей;
г) нервничаю;
д) продолжаю думать над ним;
е) отказываюсь от его выполнения.
17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...
а) обращаюсь за помощью к товарищам;
б) отказываюсь от его выполнения;
в) думаю и рассуждаю;
г) списываю у товарища;
д) обращаюсь к учебнику;
е) огорчаюсь.
18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...
а) требуют большого умственного напряжения;
б) не требуют усилий;
в) требуют зубрежки и необходимость действовать по «шаблону»;
г) не требуют сообразительности (смекалки);
д) сложные и большие;
е) однообразные и не требуют логического мышления.
Спасибо за ответы!
Методика изучения мотивации обучения старшеклассников
(для учащихся 11-го класса)
М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина.
Обработка результатов
Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.
Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II методики и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.
Содержательный блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.
Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.
Внешний мотив — 0 баллов.
Игровой мотив — 1 балл.
Получение отметки — 2 балла.
Позиционный мотив — 3 балла.
Социальный мотив — 4 балла.
Учебный мотив — 5 баллов.
Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать 2 варианта ответов.
Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой изучения учебной мотивации подростков для 7—9-х классов (табл. 19).
Таблица 18
Ключ для показателей I, II, III мотивации
Номера предложений и баллы, им соответствующие | Варианты ответов | Показатели мотивации | |||||||
а | б | в | г | д | е | ж | 3 | ||
1 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | - | I |
2 | 0 | 4 | 4 | 5 | 4 | - | - | - | |
3 | 5 | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | - | - | |
4 | 5 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 0 | II |
5 | 3 | 5 | 5 | 3 | 0 | 2 | 1 | - | |
6 | 5 | 1 | 0 | 3 | 3 | - | - | - | |
7 | 3 | 3 | 5 | 0 | 5 | 2 | 1 | - | III |
8 | 3 | 3 | 2 | 5 | 0 | 1 | - | - | |
9 | 0 | 3 | 3 | 5 | 3 | I | 3 | 5 |
Таблица 19
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||
I | II | III | ||
I | 26—29 | 24—28 | 24—28 | 72—85 |
II | 21—25 | 18—23 | 18—23 | 55—71 |
III | 18—20 | 12—17 | 14—17 | 42—54 |
IV | 15—17 | 8—11 | 9—13 | 30—41 |
V | до 14 | до 7 | до 8 | до 29 |
I — очень высокий уровень мотивации учения;
II— высокий уровень мотивации;
III — нормальный (средний) уровень мотивации;
IV — сниженный уровень мотивации;
V — низкий уровень учебной мотивации.
Таблица 20
Выявление ведущих мотивов у школьников 11-х классов
Варианты ответов | Количество баллов по номерам предложений | ||
7 | 8 | 9 | |
а б в г д е ж з | П П У В У О И - | П П О У В И - - | В П П У П И П У |
Условные обозначения видов мотивов:
У — учебный мотив;
С — социальный мотив;
П — позиционный мотив;
О — оценочный мотив;
И — игровой мотив;
В — внешний мотив.
Оценка эффективности образовательного процесса и поэлементный качественный анализ показателей учебной мотивации осуществляются по аналогии с предыдущими методиками.
Таблица 21
Ключ для показателей IV, V, VI мотивации
ИТОГОВАЯ ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Изучение мотивационной составляющей деятельности учащихся позволяет получить информацию о качестве работы образовательного учреждения. Именно мотивационная составляющая определяет способность школьника ставить и успешно решать учебные задачи. Анализ данных, полученных в результате проведения исследования, выявляет качественные и количественные показатели мотивации учения: итоговый уровень развития мотивации в целом и уровни развития ее отдельных составляющих (наличие личностного смысла учения, способность к целеполаганию; преобладание познавательных или социальных мотивов, внешней или внутренней мотивации, стремления к достижению успехов или к недопущению неудачи, реализация учебных мотивов в поведении или отсутствие таковой). Полученные результаты позволяют наметить пути решения выявленных проблем, направить внимание педагогов на способы повышения учебной мотивации у учащихся определенного возраста.
Анализ результатов диагностики учебной мотивации школьников на протяжении всего периода обучения позволит выявить влияние образовательного процесса на формирование и развитие учебной мотивации на различных возрастных этапах. Для этого предлагается следующий алгоритм обработки и анализа результатов диагностики:
- сравнить между собой процентные показатели количества учащихся, имеющих очень высокий уровень учебной мотивации на всех этапах диагностики (перед поступлением в первый класс,
- по окончании первого класса, при переходе из начальных классов школы, по окончании 9-го класса, в 11-м классе);
- сравнить процентные показатели количества школьников со средним уровнем учебной мотивации на всех этапах диагностики;
3) сравнить процентные показатели количества детей с низким уровнем учебной мотивации на всех этапах диагностики.
Для того чтобы определить, насколько существенными оказались различия в показателях от этапа к этапу, целесообразно применить t-критерий Стъюдента (1; 3).
Качественный анализ позволяет сделать вывод о преобладании тех или иных мотивов среди учащихся определенного возраста. Имея такие данные по разным возрастным категориям, можно отследить тенденцию в изменении характера мотивов в зависимости от возраста и организации образовательного процесса.
Деятельность образовательного учреждения с точки зрения оказания влияния на развитие мотивации учения школьников может быть признана успешной и эффективной в том случае, если от этапа к этапу происходит значительное увеличение процентных показателей количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации и значительное уменьшение количества учащихся с низким уровнем учебной мотивации (за счет перехода с низкого уровня на средний и высокий). Положительная динамика в развитии мотивации учения является свидетельством высокой результативности образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Обратная же тенденция в показателях диагностики (увеличение количества школьников с низким уровнем мотивации или отсутствие динамики и существенных различий от этапа к этапу) говорит о наличии значительных проблем в деятельности образовательного учреждения в плане выполнения основных педагогических задач.
Членам коллективов учебных учреждений и отдельным педагогам, заинтересованным в решении проблемы развития различных составляющих мотивационного компонента учебной деятельности, поможет знакомство с предлагаемыми первоисточниками. Из рекомендуемой литературы для работы по формированию учебной мотивации можно заимствовать как отдельные методы и приемы, так и целиком программы.
Таблица 22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для заполнения информации родителями
Анекте заполняется родителями в начале учебного года....
Анкета для родителей ребенка с речевыми нарушениями
В анкете содержатся вся информация для заполнения речевой карты, необходимые сведения для планирования коррекционной работы....
Анкета для родителей детей раннего возраста
Слегка видоизмененный вариант анкеты, опубликованный в журнале "Логопед". Удобна для сбора информации о речевом развитии детей, вновь прибывший в детский сад....
Анкета оценки ИКТ- компетентности педагога. Анкета «ИКТ-активность педагога»
данные анкеты позволяют определить уровень ИКТ - активности и компетентности любого педагога школы...