"Я - россиянин"
рабочая программа (6 класс) на тему

Пушкова Ирина Юрьевна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_rossiyanin.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

« Я – россиянин »

духовно-нравственное

направление программы (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

     

   Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

     - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2017 г);

     - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в редакции Приказов от 29.12. 2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577);

     - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986);

     - "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189. (в редакции Изменений №3 утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81);

     - Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 N 810-р "О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году";

     - Инструктивно-методическое письмо от 21.03.2018 N 03-28-1820/18-0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»

     - письмом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;

     - Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0

     - Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (письмо Минобрнауки РФ от18.08.2017 №09-1672)

     Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

     Задачи:

     -  формирование понимания у учащихся сущности Родины, малая родина;

     -  формирование способности к реализации прав и обязанностей гражданина России;

     -  формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества;

     -  формирование активной гражданской позиции и правового сознания обучающихся;

     - приобретение знаний об общественных нормах, устройстве общества.

     Общая характеристика внеурочной деятельности по теме «Я - россиянин»

     Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

      На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

     Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения.        Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

      Программа “Я - россиянин” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

      Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путѐм вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

     Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

     Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Любовь к Родине формируется через понятия «малая Родина», через осознание роли семьи как ячейки общества.

     Планируемые результаты.

     Метапредметные результаты:

     – способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

     – умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

     – освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

     – способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

     – способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

     -  приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

     – совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

     Предметные результаты:

     – усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

     – владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания в соответствии с возрастом), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

     – владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

     – овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

     – знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

     

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

                                                 «Я - гражданин» (6 класс)

     Учащийся научится:

     - понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

     - ориентироваться в историческом времени;

     - определять на карте границы и крупные города России;

     - рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

     - различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

     - уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

     - уважительно относиться к защитникам Родины;

     - читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;

     - различать художественную и научно-популярную литературу;

     - анализировать ответы товарищей;

     - осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

     Учащийся получит возможность научиться:

     - понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;

     - приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);

     - различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

     - анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

     - на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

     - уважительно относиться к своему городу, людям своего города, народу, России.

     В результате прохождения курса должны прослеживаться:

     Сформированность гражданских навыков

    - умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

    - знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

    - умение принимать и защищать свои решения;

    - готовность к участию в общественных делах;

    - готовность к образованию.

     Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

    - патриотизм и любовь к Родине;

    - права и свобода человека и гражданина;

    - символика Российской Федерации;

    - уважение чести и достоинства других граждан.

     

     Формы подведения итогов

     Формами подведения итогов работы по программе внеурочной деятельности «Я - гражданин» могут быть:

    - выставки работ учащихся (рисунки, плакаты);

    - конкурсы чтецов, знатоков;

    - викторина;

    - презентация работ

     Проверкой результатов деятельности обучающихся является: педагогическое наблюдение, записи в тетрадях (конспект, рисунок, схема и т.д.), результаты игры или викторины, выполненные творческие продукты.

                                         Тематическое планирование

                                       «Я россиянин» (6 класс. 33 часа)

Тема

Количество часов

1

Я и школа

4

2

Я и здоровый образ жизни

2

3

Я и семья

2

4

Я и моя малая Родина

5

5

Я и природа

2

6

Я и Отечество

5

7

Я и искусство

2

8

Я и труд

4

9

Я и закон

4

10

Что мы знаем о правах человека

3

     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

     Я и школа. (4 часа) Знакомство историей и традициями российской школы. Общение со сверстниками, уважение друг к другу. Правила обращения к учителю. Права и обязанности школьника. Школьные друзья. Кого называют друзьями.

      Я и здоровый образ жизни. (2 часа) Режим дня. Гигиена школьника, правила личной гигиены. Правила здорового питания, полезные продукты. Правила поведения на дорогах и улицах, на игровых площадках.

     Я и семья. (2 часа) Что такое семья. Чем отличается моя семья от других семей. Взаимоотношения в семье. Уважение старших. Профессии моих родителей. Обязанности в семье. Как я помогаю маме. Обычаи, традиции, праздники семьи (рода). События, легенды, загадки, домыслы семьи (рода). Конкурс «Старая фотография рассказала…»

     Я и моя малая Родина. (5 часов) Город, в котором я живу. Улицы родного города, улица, на которой находится школа. Памятники, достопримечательности. На виртуальных экскурсиях учащиеся знакомятся с названиями улиц, особенностями расположения домов, достопримечательностями города. Символика города (флаг, гимн г. Санкт-Петербурга). Наш край богат талантами. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

     Я и природа. (2 часа) Почему надо бережно относиться к природе. Как человек относится к природе. О братьях наших меньших. Сезонные изменения в природе. Составление загадок о природе и явлениях.

     Я и Отечество. (5 часов). Что такое отечество. Страна, в которой я живу. Символы государства. История появления символов. Москва – столица Российского государства. Кто управляет государством и для чего это нужно. Государственные праздники.

     Я и искусство. (2 часа) Анализ литературных произведений. Положительные и отрицательные герои сказок. Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировки и ролевые игры. Знакомство с произведениями известных русских художников и композиторов.

     Я и труд. (4 часа) Для чего люди трудятся. Трудится ли ученик учась в школе. Мои обязанности в школе и дома. Творческая работа «Кем я буду, когда вырасту». Операция «Книжкина больница»

     Я и закон. (4 часа). Знакомство детей с законами государства. Законопослушные граждане – хорошо или плохо. Законы для детей и родителей. Знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка».

     Что мы знаем о правах человека? (3 часа) Культура поведения. Викторина по правам человека. Занятие-игра с приглашением родителей.


КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Я – россиянин» : 6 класс на 2018–2019 учебный год

Тема

Элементы содержания или основные понятия урока

Планируемые результаты

(предметные)

Планируемые результаты

(метапредметные)

Формы проведения занятия

1-4

Я и школа

Права и обязанности обучающегося

История образования.

Школы в древних государствах. История российского образования

Узнать об обязанностях ученика.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать текст.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Работать в паре, выполнять различные роли.

Вести диалог, слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Ученик оценит поступки героев сценки. Учится высказывать свое отношение к увиденному.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Беседа,

чтение и анализ текстов из лит. Произведений. Конкурс рисунков.

5-6

Я и здоровый образ жизни

Познакомить с режимом дня правилами личной гигиены; правилами здорового питания; правилами поведения на дорогах и улицах, на игровых площадках

Узнать о правилах поведения на дорогах и улицах, на игровых площадках; правилах личной гигиены; правилах здорового питания.

Совместно договариваться о правилах поведения на дорогах и улицах, на игровых площадках; правилах личной гигиены; правилах здорового питания.

 

Беседа, игра.

7-8

Я и семья

Приобщать к потребности знать историю своей семьи, формировать уважение к членам семьи, учить любить и беречь своих близких. Познакомить с понятием «профессия». Формировать уважение к труду своих родителей

Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Учится анализировать ситуации, качества человека.

Вести диалог, слушать и понимать речь других

Формировать умений аргументировать свою точку зрения, вести рассуждения

Беседа, выставка рисунков, выступление родителей

9-14

Я и моя малая Родина.

Познакомить с историей Санкт-Петербурга.

Сформировать мысль, что Отечество начинается там, где человек родился.

Узнать об истории Санкт-Петербурга. Ученик осознает, что родной город - часть большой страны. Ученик осознает, что рядом живут люди, которые своим трудом прославляют родную страну

Вести диалог, слушать и понимать речь других.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Учиться высказывать свое отношение к увиденному.

Проекты, исследование, работа с документами об истории. Беседа с интересными людьми

15-16

Я и природа.

Познакомить с сезонными изменения в природе. Почему надо бережно относиться к природе. Как человек относится к природе. С братьями нашими меньшими.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Вести диалог, слушать и понимать речь других.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Составление загадок о природе и явлениях. Беседа.

17-20

Я и Отечество.

Знакомство: Что такое отечество. Страна, в которой я живу. Символы государства. История появления символов. Москва –столица Российского государства. Кто управляет государством и для чего это нужно. Государственные праздники

Осмыслить, что каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин своего Отечества. Узнать об истории появления символов нашей страны

Вести диалог, слушать и понимать речь других. Работать в паре, выполнять различные роли

Формировать умений аргументировать свою точку зрения, вести рассуждения. Учиться оценивать свою работу и работу других.

Обсуждение понятий,

беседа

21-22

Я и искусство.

Делать анализ литературных произведений Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Знакомство с произведениями известных русских художников и композиторов.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Довести свою позицию до других: оформить свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста)

Формировать умений аргументировать свою точку зрения, вести рассуждения. Учиться оценивать свою работу и работу других.

Инсценировки и ролевые игры.

23-26

Я и труд

 

Обсудить: Для чего люди трудятся. Трудится ли ученик учась в школе.

Познакомить с обязанностями детей в школе и дома.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Вести диалог, слушать и понимать речь других.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Творческая работа «Кем я буду, когда вырасту». Операция «Чистый двор», «Книжкина больница»

27-30

Я и закон

Знакомство детей с законами государства. Законопослушные граждане – хорошо или плохо. Законы для детей и родителей. Знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка».

Осмыслить понятия: закон, декларация, конвенция.

Вести диалог, слушать и понимать речь других.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Беседа, обсуждение.

31-33

Что мы знаем о правах человека?

 

Формировать нравственные качества: честность, справедливость.

Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин России, его права и обязанности.

Работать в группе

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Викторина по правам человека. Занятие-игра.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка в классного часа "Горжусь, что я -россиянин!"

Разработка классного часа "Горжусь, что я-россиянин". Открытый кл час дан в рамках районного конкурса "Самый классный классный!" в 2012г....

Десять правил маленького россиянина

Патриотическое воспитание...

«Развитие гражданского самосознания и идентичности россиянина-Дальневосточника»

Статья рассказывает о развитии гражданского самосознания россиянина-Дальневосточника на примере МБОУ кадетская школа № 1 имени Ф.Ф. Ушакова...

"Что должен знать каждый россиянин: государственная символика"

Классный час "Что должен знать каждый россиянин: государственная символика", позволяет закрепить знания о символах государства, их назначениии и применении....

Программа патриотического воспитания «Я – россиянин»

программа патриотического воспитания " Я -Россиянин"...

Методическая разработка "Презентация к интеллектуальной интерактивной игре "Я-россиянин"

Интеллектуальная интерактивная игра "Я-россиянин", посвященная Дню Толерантности, адресована учащимся 8-12 лет и ставит целью актуализацию знания по истории, культуре и традициям Российского государст...

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...