"Я - россиянин"
рабочая программа (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности |
« Я – россиянин » |
духовно-нравственное |
направление программы (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2017 г);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в редакции Приказов от 29.12. 2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986);
- "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189. (в редакции Изменений №3 утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81);
- Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 N 810-р "О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году";
- Инструктивно-методическое письмо от 21.03.2018 N 03-28-1820/18-0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»
- письмом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0
- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (письмо Минобрнауки РФ от18.08.2017 №09-1672)
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- формирование понимания у учащихся сущности Родины, малая родина;
- формирование способности к реализации прав и обязанностей гражданина России;
- формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- формирование активной гражданской позиции и правового сознания обучающихся;
- приобретение знаний об общественных нормах, устройстве общества.
Общая характеристика внеурочной деятельности по теме «Я - россиянин»
Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я - россиянин” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путѐм вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Любовь к Родине формируется через понятия «малая Родина», через осознание роли семьи как ячейки общества.
Планируемые результаты.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания в соответствии с возрастом), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
«Я - гражданин» (6 класс)
Учащийся научится:
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
- ориентироваться в историческом времени;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- уважительно относиться к своему городу, людям своего города, народу, России.
В результате прохождения курса должны прослеживаться:
Сформированность гражданских навыков
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- уважение чести и достоинства других граждан.
Формы подведения итогов
Формами подведения итогов работы по программе внеурочной деятельности «Я - гражданин» могут быть:
- выставки работ учащихся (рисунки, плакаты);
- конкурсы чтецов, знатоков;
- викторина;
- презентация работ
Проверкой результатов деятельности обучающихся является: педагогическое наблюдение, записи в тетрадях (конспект, рисунок, схема и т.д.), результаты игры или викторины, выполненные творческие продукты.
Тематическое планирование
«Я россиянин» (6 класс. 33 часа)
Тема | Количество часов | |
1 | Я и школа | 4 |
2 | Я и здоровый образ жизни | 2 |
3 | Я и семья | 2 |
4 | Я и моя малая Родина | 5 |
5 | Я и природа | 2 |
6 | Я и Отечество | 5 |
7 | Я и искусство | 2 |
8 | Я и труд | 4 |
9 | Я и закон | 4 |
10 | Что мы знаем о правах человека | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Я и школа. (4 часа) Знакомство историей и традициями российской школы. Общение со сверстниками, уважение друг к другу. Правила обращения к учителю. Права и обязанности школьника. Школьные друзья. Кого называют друзьями.
Я и здоровый образ жизни. (2 часа) Режим дня. Гигиена школьника, правила личной гигиены. Правила здорового питания, полезные продукты. Правила поведения на дорогах и улицах, на игровых площадках.
Я и семья. (2 часа) Что такое семья. Чем отличается моя семья от других семей. Взаимоотношения в семье. Уважение старших. Профессии моих родителей. Обязанности в семье. Как я помогаю маме. Обычаи, традиции, праздники семьи (рода). События, легенды, загадки, домыслы семьи (рода). Конкурс «Старая фотография рассказала…»
Я и моя малая Родина. (5 часов) Город, в котором я живу. Улицы родного города, улица, на которой находится школа. Памятники, достопримечательности. На виртуальных экскурсиях учащиеся знакомятся с названиями улиц, особенностями расположения домов, достопримечательностями города. Символика города (флаг, гимн г. Санкт-Петербурга). Наш край богат талантами. Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Я и природа. (2 часа) Почему надо бережно относиться к природе. Как человек относится к природе. О братьях наших меньших. Сезонные изменения в природе. Составление загадок о природе и явлениях.
Я и Отечество. (5 часов). Что такое отечество. Страна, в которой я живу. Символы государства. История появления символов. Москва – столица Российского государства. Кто управляет государством и для чего это нужно. Государственные праздники.
Я и искусство. (2 часа) Анализ литературных произведений. Положительные и отрицательные герои сказок. Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировки и ролевые игры. Знакомство с произведениями известных русских художников и композиторов.
Я и труд. (4 часа) Для чего люди трудятся. Трудится ли ученик учась в школе. Мои обязанности в школе и дома. Творческая работа «Кем я буду, когда вырасту». Операция «Книжкина больница»
Я и закон. (4 часа). Знакомство детей с законами государства. Законопослушные граждане – хорошо или плохо. Законы для детей и родителей. Знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка».
Что мы знаем о правах человека? (3 часа) Культура поведения. Викторина по правам человека. Занятие-игра с приглашением родителей.
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Я – россиянин» : 6 класс на 2018–2019 учебный год
№ | Тема | Элементы содержания или основные понятия урока | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (метапредметные) | Формы проведения занятия | |
1-4 | Я и школа | Права и обязанности обучающегося История образования. Школы в древних государствах. История российского образования | Узнать об обязанностях ученика. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать текст. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Работать в паре, выполнять различные роли. Вести диалог, слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Ученик оценит поступки героев сценки. Учится высказывать свое отношение к увиденному. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Беседа, чтение и анализ текстов из лит. Произведений. Конкурс рисунков. | |
5-6 | Я и здоровый образ жизни | Познакомить с режимом дня правилами личной гигиены; правилами здорового питания; правилами поведения на дорогах и улицах, на игровых площадках | Узнать о правилах поведения на дорогах и улицах, на игровых площадках; правилах личной гигиены; правилах здорового питания. | Совместно договариваться о правилах поведения на дорогах и улицах, на игровых площадках; правилах личной гигиены; правилах здорового питания.
| Беседа, игра. | |
7-8 | Я и семья | Приобщать к потребности знать историю своей семьи, формировать уважение к членам семьи, учить любить и беречь своих близких. Познакомить с понятием «профессия». Формировать уважение к труду своих родителей | Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Учится анализировать ситуации, качества человека. | Вести диалог, слушать и понимать речь других Формировать умений аргументировать свою точку зрения, вести рассуждения | Беседа, выставка рисунков, выступление родителей | |
9-14 | Я и моя малая Родина. | Познакомить с историей Санкт-Петербурга. Сформировать мысль, что Отечество начинается там, где человек родился. | Узнать об истории Санкт-Петербурга. Ученик осознает, что родной город - часть большой страны. Ученик осознает, что рядом живут люди, которые своим трудом прославляют родную страну | Вести диалог, слушать и понимать речь других. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Учиться высказывать свое отношение к увиденному. | Проекты, исследование, работа с документами об истории. Беседа с интересными людьми | |
15-16 | Я и природа. | Познакомить с сезонными изменения в природе. Почему надо бережно относиться к природе. Как человек относится к природе. С братьями нашими меньшими. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Вести диалог, слушать и понимать речь других. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Составление загадок о природе и явлениях. Беседа. | |
17-20 | Я и Отечество. | Знакомство: Что такое отечество. Страна, в которой я живу. Символы государства. История появления символов. Москва –столица Российского государства. Кто управляет государством и для чего это нужно. Государственные праздники | Осмыслить, что каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин своего Отечества. Узнать об истории появления символов нашей страны | Вести диалог, слушать и понимать речь других. Работать в паре, выполнять различные роли Формировать умений аргументировать свою точку зрения, вести рассуждения. Учиться оценивать свою работу и работу других. | Обсуждение понятий, беседа | |
21-22 | Я и искусство. | Делать анализ литературных произведений Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Знакомство с произведениями известных русских художников и композиторов. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Довести свою позицию до других: оформить свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста) Формировать умений аргументировать свою точку зрения, вести рассуждения. Учиться оценивать свою работу и работу других. | Инсценировки и ролевые игры. | |
23-26 | Я и труд
| Обсудить: Для чего люди трудятся. Трудится ли ученик учась в школе. Познакомить с обязанностями детей в школе и дома. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Вести диалог, слушать и понимать речь других. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Творческая работа «Кем я буду, когда вырасту». Операция «Чистый двор», «Книжкина больница» | |
27-30 | Я и закон | Знакомство детей с законами государства. Законопослушные граждане – хорошо или плохо. Законы для детей и родителей. Знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». | Осмыслить понятия: закон, декларация, конвенция. | Вести диалог, слушать и понимать речь других. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Беседа, обсуждение. | |
31-33 | Что мы знаем о правах человека?
| Формировать нравственные качества: честность, справедливость. | Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин России, его права и обязанности. | Работать в группе Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Викторина по правам человека. Занятие-игра. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка в классного часа "Горжусь, что я -россиянин!"
Разработка классного часа "Горжусь, что я-россиянин". Открытый кл час дан в рамках районного конкурса "Самый классный классный!" в 2012г....
Десять правил маленького россиянина
Патриотическое воспитание...
«Развитие гражданского самосознания и идентичности россиянина-Дальневосточника»
Статья рассказывает о развитии гражданского самосознания россиянина-Дальневосточника на примере МБОУ кадетская школа № 1 имени Ф.Ф. Ушакова...

"Что должен знать каждый россиянин: государственная символика"
Классный час "Что должен знать каждый россиянин: государственная символика", позволяет закрепить знания о символах государства, их назначениии и применении....
Программа патриотического воспитания «Я – россиянин»
программа патриотического воспитания " Я -Россиянин"...

Методическая разработка "Презентация к интеллектуальной интерактивной игре "Я-россиянин"
Интеллектуальная интерактивная игра "Я-россиянин", посвященная Дню Толерантности, адресована учащимся 8-12 лет и ставит целью актуализацию знания по истории, культуре и традициям Российского государст...

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...