Программа патриотического воспитания «Я – россиянин»
рабочая программа на тему
программа патриотического воспитания " Я -Россиянин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по гражданско- патриотическому воспитанию | 611.66 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВОКУЗНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №78» VIII ВИДА
Программа
патриотического воспитания
«Я – россиянин»
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.....................................................................................3
Тематическое планирование подготовительный -4 класс.............................7
Календарно-тематическое планирование подготовительный -4 классы.....8
Календарно-тематическое планирование подготовительный класс...........9
Календарно-тематическое планирование 1 класс.....................................10
Календарно-тематическое планирование 2 класс.....................................11
Календарно-тематическое планирование 3 класс.....................................12
Календарно-тематическое планирование 4 класс.....................................14
Тематическое планирование 5-9 ……………………..................................15
Календарно-тематическое планирование 5-9 ………….............................16
Календарно-тематическое планирование 5 класс……………….............18
Календарно-тематическое планирование 6 класс.....................................20
Календарно-тематическое планирование 7 класс.....................................23
Календарно-тематическое планирование 8 класс....................................25
Календарно-тематическое планирование 9 класс.....................................28
Тематическое планирование классы коррекции……………...................29
Приложение..................................................................................................39
Пояснительная записка
Воспитательно-образовательный процесс в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях направлен на формирование и развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья механизмов, обеспечивающих их адаптацию к различным видам деятельности. Социальная адаптация существенно затруднена вследствие ограничений, наложенных первичным дефектом. В отличие от нормально развивающихся детей, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями здоровья не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных, бытовых и тем более духовно-нравственных задач и гражданско-патриотических задач.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и обучающихся в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.
Патриотизм применительно к обучающимися с особыми возможностями здоровья определяется нами как :
-его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы,
-наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства;
-осознание себя частью окружающего мира.
Содержание патриотического воспитания детей с особыми возможностями здоровья :
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной;
-знакомство с историей школы, с ее традициями, детским движением;
- знакомство с городом, микрорайоном, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
-организация творческой, продуктивной, деятельности обучающихся, в которой воспитанник проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма обучающихся с ОВЗ необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в школе и в семье, тесное сотрудничество педагогического коллектива школы с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма воспитанников.
Большое место в данном направлении отводится приобщению обучающихся к народной культуре, к знакомству с народными праздниками и традициями. Знакомство с декоративно-прикладным искусством разных народов России является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Обучающиеся узнают, что мастер сохраняет наследие дошедшее до нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее; сознает, что его труд является продолжением традиции отцов; он- творческая личность, связанная духовно со своим краем; он – образец уважения к художественным традициям, а уважение это называется патриотизмом.
Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья, которая для нас является основным партнером. В нашей школе обучается 167 воспитанников с ОВЗ. Программа составлена с учётом особенностей обучающихся и ориентирована на разные возрастные группы.
Основной целью Программы является совершенствование и дальнейшее развитие системы патриотического воспитания обучающихся, являющейся нравственной основой жизнеспособности государства и выступающей в качестве важного внутреннего действующего мобилизующего ресурса возрождения России.
В процессе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- Формирование патриотических чувств и сознания воспитанников на основе исторических ценностей;
- Воспитание чувства гордости за свою страну;
- Формирование уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- Воспитание уважения к старшему поколению и к результатам их труда.
Программа рассчитана на 10 лет обучения (без учета подготовительного класса – на 9 лет). Общий объем ВОП "Я россиянин" составляет 90 (без учета подготовительного класса - 81) часов, в том числе: занятий – 80 (без учета подготовительного класса - 71) часов, экскурсий – 10 (без учета подготовительного - 8) часов.
Занятия в классе проводятся 1 раз в месяц, экскурсии – 2 раза в год.
На занятиях широко используются приемы и упражнения, соответствующие особенностям развития обучающихся с легкой умственной отсталостью, позволяющие не только усвоить программный материал, но и оказать положительное влияние на процесс коррекции имеющихся нарушений в познавательной сфере, мелкой моторики (выборочное раскрашивание, штриховка, отгадывание загадок, работа с деформированными пословицами, наблюдение по заданию, дифференциация предметных картинок и натуральных предметов, участие в сюжетно-ролевых играх и др.).
Результатом реализации программы «Я россиянин» является наличие у выпускников 9-го класса четких знаний о символике Кузбасса и России, о памятных датах в истории, о военной технике; о быте и традициях русской народа и русской семьи.
Структура программы «Я россиянин» включает:
- тематический план в подготовительном – 4 классах;
- девять разделов (по количеству занятий), каждый раздел имеет тематический план, содержание курса, планируемые результаты с перечнем инструментария и методов, календарно-тематическое планирование;
- тематический план в 5-9 классах;
- девять разделов (по количеству занятий), каждый раздел имеет тематический план, содержание курса, планируемые результаты с перечнем инструментария и методов, календарно-тематическое планирование;
- тематический план для классов коррекции
- методические рекомендации для проведения занятий;
- методические рекомендации для проведения диагностики;
- список литературы;
- приложение (сценарии занятий, диагностические листы, образцы диагностических заданий).
Тематическое планирование
по курсу
«Патриотическое воспитание»
подготов. - 4 классы
н/п | Разделы | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Мы – граждане России | 1 |
3 | Школа безопасности | 1 |
4 | Герои нашего времени | 1 |
5 | Памятные даты | 1 |
6 | Родная Армия! | 1 |
7 | Военная техника | 1 |
8 | Под знаменем Победы | 1 |
9 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 9 |
Календарно-тематическое планирование
по курсу
«Патриотическое воспитание»
подготов. - 4 классы
п/п | Подготов. класс | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Вводное занятие. | ||||
2 | Мы граждане России. Я – россиянин. | Мы граждане России. Я – россиянин. Москва – столица.
| Мы граждане России. Я – россиянин. Символика России: герб, флаг. | Мы граждане России Я – россиянин. Праздники России. | Мы граждане России. Я – россиянин. Достопримечательности России.
|
3 | Школа безопасности | Школа безопасности Юный пожарный. | Школа безопасности. Юный водник | Школа безопасности. Юный спасатель | Школа безопасности. МЧС России. |
4 | Герои нашего времени Русские героические сказки. | Герои нашего времени Русские былины Былинные богатыри. | Герои нашего времени Дети войны | Герои нашего времени Маршал Советского Союза Т.К.Жуков | Герои нашего времени Генерал-лейтенант М.Т. Клашников |
5 | Памятные даты День Воинской славы (23 февраля) | Памятные даты День Победы (9 мая) | Памятные даты День пограничника (28 мая) | Памятные даты День памяти партизан (29 июня) | Памятные даты День неизвестного солдата (3 декабря) |
6 | Родная Армия Наша Армия сильна! | Родная Армия Военные профессии | Родная Армия Пограничные войска | Родная Армия Морская пехота | Родная Армия Воздушно-десантные войска |
7 | Военная техника Наша техника | Наземная военная техника | Воздушная военная техника | Военное оружие | Оружие и военная техника современной России |
8 | Под знаменем Победы 9 мая –салют Победы | Под знаменем Победы Георгиевская ленточка | Под знаменем Победы Письма Победы | Под знаменем Победы По местам боевой славы | Под знаменем Победы Города – герои и города воинской славы. |
9 | Итоговое занятие. |
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Патриотическое воспитание»
Подготов. класс
Тема | Виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата | |
Мы граждане России. | ||||
Мы – граждане России. Я – россиянин. | Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. | 1 | ||
Школа безопасности | ||||
Школа безопасности | Рассматривают иллюстрации, выбирают картинки по заданию. | 1 | ||
Герои нашего времени | ||||
Русские героические сказки. | Подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию | 1 | ||
Памятные даты | ||||
День Воинской славы (23 февраля) | Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. | 1 | ||
Родная Армия | ||||
Наша Армия сильна! | Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. | 1 | ||
Военная техника | ||||
Наша техника | Участвуют в беседе по картинкам. | 1 | ||
Под знаменем Победы | ||||
9 мая – салют Победы | Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. | 1 |
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Патриотическое воспитание»
1 А класс
Тема | Виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата | |
Мы граждане России. | ||||
Мы – граждане России. Я – россиянин. Москва – столица. | Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. | 1 | ||
Школа безопасности | ||||
Школа безопасности. Юный пожарный. | Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. | 1 | ||
Герои нашего времени | ||||
Русские былины. Былинные богатыри. | Подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию | 1 | ||
Памятные даты | ||||
День Победы (9 мая) | Участвуют в беседе по картинкам. Сравнивают предметные картинки по устной инструкции педагога. Раскрашивают по заданию. | 1 | ||
Родная Армия | ||||
Военные профессии | Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. | 1 | ||
Военная техника | ||||
Наземная военная техника | Участвуют в беседе по картинкам. Раскрашивают по заданию. | 1 | ||
Под знаменем Победы | ||||
Георгиевская ленточка | Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. | 1 |
Формирование Коммуникативных УУД в 1 классе:
1.Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу.
2. Оформлять свои мысли в устной речи.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Участвовать в паре.
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Патриотическое воспитание»
2 А класс
Тема | Виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата | |
Мы граждане России. | ||||
Мы – граждане России. Я – россиянин. Символика России: герб, флаг. | Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают стихи о Родине. | 1 | ||
Школа безопасности | ||||
Школа безопасности. Юный водник. | Участвуют в беседе по картинкам. Сравнивают предметные картинки по устной инструкции педагога. Раскрашивают по заданию. Отгадывают загадки, подбирают предметные картинки, атрибуты по заданию, заучивают и рассказывают стихи. | 1 | ||
Герои нашего времени | ||||
Дети войны. | Подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию. Заучивают и рассказывают стихи о войне. | 1 | ||
Памятные даты | ||||
День пограничника (28 мая) | Рассматривают иллюстрации, участвуют в настольной игре – лото. Раскрашивают (обводят) по заданию. Отгадывают загадки, подбирают предметные картинки, атрибуты по заданию, заучивают и рассказывают стихи. | 1 | ||
Родная Армия | ||||
Пограничные войска | Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают и соотносят слова. | 1 | ||
Военная техника | ||||
Воздушная военная техника | Участвуют в беседе. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают и соотносят слова, обозначающие военную технику. | 1 | ||
Под знаменем Победы | ||||
Письма Победы | Подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. | 1 |
Формирование Коммуникативных УУД во 2 классе:
1.Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу.
2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций.
3.Слушать и понимать речь других, дополнять ответы.
4.Участвовать в паре, в работе группы.
5.Употреблять «вежливые» слова в соответствии с речевой ситуацией.
6. Читать вслух слова, предложения, простые по содержанию тексты и понимать прочитанное.
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Патриотическое воспитание»
3 А класс
Тема | Виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата | |
Мы граждане России. | ||||
Мы – граждане России. Я россиянин. Праздники России | Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают стихи о Родине. Отгадывают загадки. | 1 | ||
Школа безопасности | ||||
Школа безопасности. Юный спасатель. | Участвуют в беседе по картинкам. Сравнивают предметные картинки. Раскрашивают по заданию. Отгадывают загадки, подбирают предметные картинки, атрибуты по заданию, заучивают и рассказывают стихи. | 1 | ||
Герои нашего времени | ||||
Маршал Советского Союза Т.К.Жуков | Смотрят фильм. Участвуют в беседе по картинкам. Раскрашивают по заданию. Отгадывают загадки, подбирают предметные картинки, атрибуты по заданию, заучивают и рассказывают стихи о войне. | 1 | ||
Памятные даты | ||||
День памяти партизан (29 июня) | Рассматривают иллюстрации, участвуют в настольной игре – лото. Раскрашивают (обводят) по заданию. Отгадывают загадки, подбирают предметные картинки, атрибуты по заданию. | 1 | ||
Родная Армия | ||||
Морская пехота | Участвуют в беседе. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают и соотносят слова, обозначающие профессии. | 1 | ||
Военная техника | ||||
Военное оружие | Участвуют в беседе. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают и соотносят слова, обозначающие военную технику. | 1 | ||
Под знаменем Победы | ||||
По местам боевой славы. | Подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Заучивают и рассказывают стихи о войне. Смотрят фильм. | 1 |
Формирование Коммуникативных УУД в 3 классе:
1.Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу.
2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Слушать и понимать речь других, дополнять ответы, высказывать свою точку зрения на поступки.
4.Участвовать в паре, в работе группы, выполнять различные роли в группе.
5.Использовать этикетные формы общения в различных речевых ситуациях.
6.Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Гражданско-патриотическое воспитание»
4А класс
Тема | Виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата | |
Мы граждане России. | ||||
Мы – граждане России. Я россиянин. Достопримечательности России | Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают стихи о Родине. Отгадывают загадки. Восстанавливают деформированное предложение. | 1 | ||
Школа безопасности | ||||
Школа безопасности. МЧС России | Подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию. Отгадывают загадки. Работают с деформированным текстом пословиц. Заучивают и читают стихи. | 1 | ||
Герои нашего времени | ||||
Генерал-лейтенант М.Т. Калашников | Участвуют в беседе. Смотрят фильм. Раскрашивают по заданию. Подбирают предметные картинки, атрибуты по заданию. | 1 | ||
Памятные даты | ||||
День неизвестного солдата (3 декабря) | Рассматривают иллюстрации. Раскрашивают (обводят) по заданию. Отгадывают загадки, подбирают предметные картинки, атрибуты по заданию. | 1 | ||
Родная Армия | ||||
Воздушно-десантные войска | Участвуют в беседе. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают и соотносят слова, обозначающие профессии. | 1 | ||
Военная техника | ||||
Оружие и военная техника современной России. | Участвуют в беседе. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают и соотносят слова, обозначающие военную технику. | 1 | ||
Под знаменем Победы | ||||
Города-герои и города воинской славы. | Участвуют в беседе. Подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Слушают рассказы о городах, заучивают и рассказывают стихи о войне. Смотрят фильм. | 1 |
Формирование Коммуникативных УУД в 4 классе:
1.Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Слушать и понимать речь других, дополнять ответы, высказывать свою точку зрения на поступки, события.
4. Участвовать в паре, в работе группы и выполнять различные роли; сотрудничать с учителем и сверстниками в совместном решении задачи.
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Читать вслух и про себя тексты.
Тематическое планирование
по курсу
«Гражданско - патриотическое воспитание»
5-9 классы
н/п | Разделы | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Мы – граждане России | 1 |
3 | Школа безопасности | 1 |
4 | Герои нашего времени | 1 |
5 | Памятные даты | 1 |
6 | Родная Армия! | 1 |
7 | Военная техника | 1 |
8 | Под знаменем Победы | 1 |
9 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 9 |
Календарно-тематическое планирование
по курсу
«Патриотическое воспитание»
5-9 классы
п/п | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
1 | Вводное занятие. | ||||
2 | Мы граждане России. Россия многонациональная страна. Национальные традиции и праздники | Мы граждане России. Права и обязанности граждан России.
| Мы граждане России. Символика России | Мы граждане России. Государственная символика России | Мы граждане России. Я гражданин Российской Федерации |
3 | Школа безопасности Службы защиты населения | Школа безопасности Пожарный | Школа безопасности. Спасатель | Школа безопасности. МЧС России | Школа безопасности. Спасатель на воде |
4 | Герои нашего времени. Герои России. | Герои нашего времени. Трудовые подвиги русского народа во время ВОВ. | Герои нашего времени Дети войны. | Герои нашего времени Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский | Герои нашего времени Русские полководцы ВОВ. |
5 | Памятные даты День Святого Георгия Победоносца, покровителя воинства Российского. (6 мая) | Памятные даты День России (12 июня) | Памятные даты День Народного Единства (4 ноября ) | Памятные даты День Конституции Р.Ф. (12 декабря) | Памятные даты День Победы (9 мая) |
6 | Родная Армия Внутренние войска МВД России. | Родная Армия Сухопутные войска. | Родная Армия Ракетно-космические войска. | Родная Армия Военно-морской флот. | Родная Армия Войска МЧС и ГО |
7 | Военная техника Военная автомобильная техника | Военная техника Бронетанковое вооружение и оружие | Военная техника Ракетно-артиллерийское вооружение. | Военное техника Морская военная техника. | Военная техника Средства инженерного вооружения |
8 | Под знаменем Победы 9 – мая День Победы | Под знаменем Победы Подвиги русского народа на фронтах ВОВ | Под знаменем Победы Города трудовой доблести и славы | Под знаменем Победы Страницы воинской славы, блокада Ленинграда | Под знаменем Победы ВОВ в истории моей семьи |
9 | Итоговое занятие. |
Календарно-тематическое планирование
по курсу
«Патриотическое воспитание»
5 А класс
Тема | Виды Деятельности | Количество часов | Дата | |
1 | Вводное занятие | 1 | ||
Мы граждане России. | 1 | |||
2 | Россия многонациональная страна. Национальные традиции и праздники | «Россия - крупное государство Мира» (рассматривание карты). Знакомство с понятием «многонациональная страна» (распределение фигурок людей разных национальностей по карте). Подготовка обучающимися сообщений «Традиции и праздники наций, проживающих на территории России»; Демонстрация сообщений презентацией. | 1 | |
Школа безопасности | 1 | |||
3 | Службы защиты населения | Рассматривают иллюстрации и участвуют в беседе; Просмотр презентации «Службы защиты населения»; Отгадывают ребусы; Отгадывают загадки и кроссворд. | 1 | |
Герои нашего времени | 1 | |||
4 | Герои России | Беседа на тему «Что такое героизм»; Просмотр презентации «Герои России»; Составление списка «Оказания посильной помощи» ветеранам ВОВ, ветеранам локальных войн, труженикам тыла; Написание обучающимися статей о ветеранах. | 1 | |
Памятные даты | 1 | |||
4 | День Святого Георгия Победоносца, покровителя воинства Российского. | Знакомятся с историей праздника; Рассматривают иллюстрации, участвуют в беседе; Просмотр презентации «Святой Георгий Победоносец»; Знакомятся с памятниками христианской культуры (иконами, храмами), посвященными святому воину, традициями почитания святых воинов. | 1 | |
Родная Армия | ||||
6 | Внутренние войска МВД России | Просмотр презентации «МВД России»: - знакомится с историей возникновения внутренних войск МВД России; - знакомятся с символами внутренних войск МВД России; Рассматривают иллюстрации, участвуют в беседе; Выбирают картинки по заданию. | 1 | |
Военная техника | 1 | |||
7 | Военная автомобильная техника | Просмотр презентации «Военная автомобильная техника»: - знакомятся с историей возникновения военной автомобильной техники; - рассматривают иллюстрации современной военной автомобильной технике; - участвуют в беседе по теме занятия; - выполняют рисунок «Военная автомобильная техника» | 1 | |
Под знаменем Победы | 1 | |||
8 | 9 – мая День Победы | Просматривают презентацию «9 мая – День Победы»; Прослушивают песню «День Победы» Виртуальное путешествие «Города – герои» (обучающиеся выступают в роли экскурсоводов по городам – героям). Во время экскурсии используется карта Советского Союза; имеется маршрутный лист; звёздочки, для обозначения обучающимися на карте городов-героев. | 1 | |
9 | Итоговое занятие |
Календарно-тематическое планирование
по курсу
«Патриотическое воспитание»
6 А класс
Тема | Виды деятельности | Количество часов | Дата | |
1 | Вводное занятие | 1 | ||
Мы граждане России. | 1 | |||
2 | Права и обязанности граждан России. | Просмотр презентации «Права и обязанности граждан России»; Проговаривают права и обязанности детей и обучающихся школы как граждан России; Читают стихи о правах; Разбирают ситуаций; Отгадывают загадки. | 1 | |
Школа безопасности | 1 | |||
3 | Пожарный | Слушаю сообщение на тему «История создания пожарной службы России и профессии пожарного»; Составляют словесный портрет «Кто такой пожарный», и какими качествами он должен обладать; Просмотр ролика «Профессия пожарный»; Рассматривают иллюстрации и участвуют в беседе; Рисуют рисунок на тему «Пожарный - профессия героическая». | 1 | |
Герои нашего времени | 1 | |||
4 | Трудовые подвиги русского народа во время ВОВ. | Просматривают ролики «Труженики тыла» Просматривают презентацию «Трудовые подвиги русского народа во время ВОВ» и участвую в беседе; Слушают стихотворения; Прослушивают песню «Хотят ли русские войны». | 1 | |
Памятные даты | 1 | |||
5 | День России (12 июня) | Знакомятся с историей праздника; Знакомятся с историей возникновения символов России (презентация «Символы России»); Прослушивают гимн; Играют в игру «Моя Родина» (отгадывают филлворд, «Найди праздник», «Вопрос – ответ », «Пословицы и поговорки о России»); Прослушивают стихотворения о Родине. | 1 | |
Родная Армия | ||||
6 | Сухопутные войска. | Просмотр презентации «Сухопутные войска»: - знакомится с историей возникновения сухопутных войск; - знакомятся с символами сухопутных войск; - знакомятся со структурой сухопутных войск; Участвуют в беседе; Отгадывают кроссворд. | 1 | |
Военная техника | 1 | |||
7 | Бронетанковое вооружение и оружие | Просмотр презентации «Бронетанковое вооружение и оружие»: - знакомятся с историей возникновения бронетанкового вооружения и оружия; - рассматривают иллюстрации современного бронетанкового вооружения и оружия; Принимают участие в беседе. | 1 | |
Под знаменем Победы | 1 | |||
8 | Подвиги русского народа на фронтах ВОВ | Просматривают презентацию «Подвиги русского народа на фронтах ВОВ»; Изготавливают открытки на 9 мая для ветеранов. | 1 | |
9 | Итоговое занятие | 1 |
Календарно-тематическое планирование
по курсу
«Патриотическое воспитание»
7 А класс
Тема | Виды деятельности | Количество часов | Дата | |
1 | Вводное занятие | 1 | ||
Мы граждане России. | 1 | |||
2 | Символика России | Прослушивают гимн Кемеровской области; Просмотр роликов «Символ дня Шахтера», «Снежный человек стал символом Кузбасса», «Зеленый символ Кузбасса»; Рассматривают флаг и герб области Изготавливают аппликацию «Геральдика Кемеровской области». | 1 | |
Школа безопасности | 1 | |||
3 | Спасатель | Участвуют в беседе по иллюстрациям и формулируют понятие «Спасатель»; Просмотр презентации «Спасатель МЧС» Определяют, какими качествами должен обладать спасатель; Разбирают основные обязанности спасателя; Играют в игру «Набери номер». | 1 | |
Герои нашего времени | 1 | |||
4 | Дети войны | Выставка книг о героизме детей во время войны; Чтение отрывков из произведения о детях войны; Игра «Вопрос - ответ»; Беседа о мужестве и отваге детей войны. | 1 | |
Памятные даты | 1 | |||
5 | День Народного Единства | Просмотр презентации «Истории праздника»; Прослушивание песни «Вставай страна огромная »; Принимают участие в беседе; Чтение стихотворений. | 1 | |
Родная Армия | ||||
6 | Ракетно-космические войска | Разбирают понятие «что такое армия» Просмотр презентации «Ракетно-космические войска»: - знакомится с историей возникновения ракетно-космических войск; - знакомятся с символами ракетно-космических войск; Просмотр видео роликов «Российские войска космической обороны оснащены современными ракетами» и «Учение войск воздушно - космической обороны России » | 1 | |
Военная техника | 1 | |||
7 | Ракетно-артиллерийское вооружение | Просмотр презентации «Ракетно-артиллерийское вооружение»: - знакомятся с историей возникновения ракетно-артиллерийского вооружения; - рассматривают иллюстрации современного ракетно-артиллерийского вооружения; Участвую в беседе, рассматривают иллюстрации; Просмотр роликов «Боевая техника России», «Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс Каштан». | 1 | |
Под знаменем Победы | 1 | |||
8 | Города трудовой доблести и славы | Знакомятся с понятием «город трудовой доблести и славы»; Слушают рассказ о городах трудовой доблести и славы; Участвуют в беседе на тему «Можно ли отнести к городам трудовой доблести и славы Новокузнецк». | 1 | |
9 | Итоговое занятие | 1 |
Календарно-тематическое планирование
по курсу
«Патриотическое воспитание»
8 А класс
Тема | Виды Деятельности | Количество часов | Дата | |
1 | Вводное занятие | 1 | ||
Мы граждане России | 1 | |||
2 | Государственная символика Росси. | Просмотр презентации «Государственная символика России»; Беседа об основных символах в РФ; Собирают пазлы «Символы РФ». | 1 | |
Школа безопасности | 1 | |||
3 | МЧС России | Просмотр презентации «МЧС России»:
Участвуют в беседе по презентации. | 1 | |
Герои нашего времени | 1 | |||
4 | Маршал Советского союза К.К. Рокоссовский | Просмотр документального фильма; Прослушивание рассказа о великом человеке К.К. Рокоссовском; Знакомятся с биографией маршала; Беседа-опрос. | 1 | |
Памятные даты | 1 | |||
5 | День Конституции в РФ (12 декабря) | Знакомятся с понятием «Конституция» Прослушивание гимна России; Беседа о государственных символах РФ; Прослушивание пословиц; Игра «Да- нет»; Разгадывают филлворд. | 1 | |
Родная Армия | 1 | |||
6 | Военно-морской флот РФ | Просмотр презентации «Военно-морской флот»: - знакомятся с историей возникновения военно-морского флота; - рассматривают иллюстрации современного военно-морского флота; Беседа по теме: объединения ВМФ, структура, главнокомандующие, базы и пункты базирования ВМФ РФ; | 1 | |
Военная техника | 1 | |||
7 | Морская военная техника | Просмотр презентации «Морская военная техника»; Участвуют в беседе по презентации; Разгадывают кроссворд и играют в игру «Найди 5 отличий» | 1 | |
Под знаменем Победы | 1 | |||
8 | Страницы воинской славы блокада Ленинграда. | Просмотр ролика «Блокада Ленинграда» Участвуют в беседе по ролику; Прослушивание записи «Минута молчания»; Слушают стихи о войне; Изготавливают открытки для ветеранов. | 1 | |
9 | Итоговое занятие | 1 |
Календарно-тематическое планирование
по курсу
«Патриотическое воспитание»
9 А класс
тема | Виды Деятельности | Количество часов | Дата | ||||
1 | Вводное занятие | ||||||
Мы граждане России. | 1 | ||||||
2 | Я гражданин Российской Федерации | Обсуждают термин, гражданин РФ. Беседуют о правах и обязанностях гражданина РФ по Конституции РФ. Дают характеристику гражданину, отвечая на вопросы. | 1 | ||||
Школа безопасности | 1 | ||||||
3 | Спасатель на воде | Слушают сообщение «Спасатель на воде»; Рассматривают иллюстрации, участвуют в беседе и формулируют понятие «Спасатель на воде»; Определяют, какими качествами должен обладать спасатель на воде; Разбирают основные обязанности спасателя на воде; Проговаривают правила спасения утопающий и оказания первой помощи. | 1 | ||||
Герои нашего времени | |||||||
4 | Русские полководцы ВОВ. | Просматривают презентацию «Великие русские полководцы во время ВОВ»; Обучающиеся готовят сообщения о жизни полководцев, в честь которых названы архитектурные объекты города Новокузнецка: ул.Рокоссовского, сквер Жукова. | 1 | ||||
Памятные даты | 1 | ||||||
5 | День Победы (9 мая) | Просматривают видео-экскурсию: «Ильинка память хранит» о памятнике в Новоильинском районе неизвестному солдату. Отвечают на вопросы, принимают участие в беседе. | 1 | ||||
Родная Армия | 1 | ||||||
6 | Войска МЧС и ГО | Просматривают презентацию «Войска МЧС и ГО»: -история создания войск ГО и МЧС; -цель создания Отвечают на вопросы, участвуют в беседе. | 1 | ||||
Военная техника | 1 | ||||||
7 | Средства инженерного вооружения. | Посещают «Музей под открытым небом боевой техники» в сквере Жукова. | 1 | ||||
Под знаменем Победы | 1 | ||||||
8 | ВОВ в истории моей семьи | Просматривают презентацию из архива школьного музея; Собирают информацию у своих родственников о жизни и деятельности близких во время ВОВ; Готовят сообщения. | 1 | ||||
9 | Итоговое занятие | 1 |
Тематическое планирование
для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
по курсу
«Патриотическое воспитание»
Класс | Тема | Виды деятельности обучающихся | Кол-во часов |
Раздел «Моя малая Родина» | |||
1 | Я житель Кемеровской области. | Смотрят презентацию с пояснениями учителя, изучают животный и растительный мир Кемеровской обл., Викторина "Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?" Рассматривают карту области. Выставка фотографий - рассматривают и обсуждают. Слушают стихи и песни о родном крае. | 1 |
2 | Памятные места в Кемеровской области. | Смотрят презентацию: достопримечательности области. Слушают стихи и песни о родном крае. Изучают природу родного края. Оформляют выставку фотографий. | 1 |
3 | Символы Кемеровской области. | Смотрят презентацию: символика Кемеровской области. Практическая работа: рисуют символику края. | 1 |
4 | Я житель города Новокузнецка. | Экскурсия по городу (виртуальная). Слушают стихи и песни о родном крае. Оформляют выставку фотографий. Изучают профессии людей нашего города. | 1 |
5 | Места отдыха в городе Новокузнецке. | Изучают природу родного края. Оформляют выставку фотографий. | 1 |
6 | Символика Новокузнецка. | Смотрят презентацию: символика города Новокузнецка. Практическая работа: рисуют символику города. | 1 |
7 | Я житель Новоильинского района. | Экскурсия по улицам района. Оформляют выставку фотографий. | 1 |
8 | Места отдыха в Новоильинском районе. | Экскурсия на берег реки Томь. Акция по очистке берега реки от мусора. Изучают природу родного края. Наблюдают за животными и растениями. | 1 |
9 | Моя малая Родина. | Посещают краеведческий музей. Игра - путешествие по родному краю. | 1 |
Класс | Тема | Виды деятельности обучающихся | Кол-во часов |
Раздел «Моя Родина – Россия» | |||
1 | Моя Родина - Россия. | Слушают песню о России; рассматривают территорию России на карте мира; слушают рассказ К.Ушинского «Наше Отечество», отвечают на вопросы по содержанию; рассматривают иллюстрации родной природы; слушают стихи о Родине; рисуют родную природу. | 1 |
2 | Многонациональная страна. | Смотрят презентацию: люди разной национальности. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. | 1 |
3 | Национальные традиции и праздники. | Играют в подвижные игры разных народов. Слушают русские народные песни. | 1 |
4 | Символы России. Флаг, герб, гимн. | Рассматривают изображение государственного флага и герба; участвуют в беседе о значении цветов флага, о гербе; слушают стихи о флаге и гербе; собирают пазлы с изображением флага и герба; знакомятся с гимном России, его происхождении, назначении, содержании; раскрашивают изображения контуров флага и герба. | 1 |
5 | Государственная символика. | Рассматривают изображение государственного флага и герба; участвуют в беседе о значении цветов флага, о гербе; слушают стихи о флаге и гербе; собирают пазлы с изображением флага и герба; знакомятся с гимном России, его происхождении, назначении, содержании; раскрашивают изображения контуров флага и герба. | 1 |
6 | Город Москва- столица России. | На карте России находят Москву; рассматривают иллюстрации с изображением Москвы; слушают рассказ об истории Москвы; знакомятся с изображение герба Москвы; раскрашивают герб Москвы; слушают стихи о Москве. | 1 |
7 | Моя Москва. | На карте России находят Москву; рассматривают иллюстрации с изображением Москвы; слушают рассказ об истории Москвы; знакомятся с изображение герба Москвы; раскрашивают герб Москвы; слушают стихи о Москве. | 1 |
8 | Города России. | Рассматривают территорию России на карте мира; слушают рассказ К.Ушинского «Наше Отечество», отвечают на вопросы по содержанию; рассматривают иллюстрации родной природы; слушают стихи о Родине; рисуют родную природу. | 1 |
9 | Я – гражданин России, мои права и обязанности. | Знакомятся с содержанием «Большой книги правил для детей». | 1 |
Класс | Тема | Виды деятельности обучающихся | Кол-во часов |
Раздел « Герои нашего времени» | |||
1 класс | Герои нашего времени. | Смотрят презентации «Герои различных боевых действий»; Слушают рассказ В.Богомолова «Вечный огонь»; Рассматривают портреты фотоснимки, иллюстрации, участвуют в беседе. | 1 |
2 класс | Урок мужества. | Слушают рассказы о подвигах, геройских поступках, о мужестве. | 1 |
3 класс | Дети войны. | Участвуют в сборе фотографий «Дети войны», смотрят презентацию, оформляют выставку рисунков. | 1 |
4 класс | Ветеран живет рядом. | Участвуют в создании экспозиции «Связующая нить», изготавливают открытки для ветеранов, поздравляют. | 1 |
5 класс | Учителя – фронтовики. | Смотрят презентации « Учителя фронтовики Кузбасса», смотрят фотографии, иллюстрации «Памятники учителям фронтовикам». | 1 |
6 класс | Воины - афганцы. | Смотрят фильм, слушают стихи песни военных лет. | 1 |
7 класс | Фронтовики нашего города. | Знакомятся с героями фронтовиками нашего города по фотографиям, с биографией, посещают мемориал в с.Ильинка в память о фронтовиках. | 1 |
8 класс | Фронтовики нашего города. | Слушают рассказ, сопровождающийся презентацией «Великие подвиги», посещают памятные места нашего города, возлагают цветы. | 1 |
9 класс | Герои России. | Посещают выставку фотографий «Герои России», подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию. Рассматривают иллюстрации. | 1 |
Класс | Тема | Виды деятельности обучающихся | Кол-во часов |
Раздел « Традиции, памятные даты» | |||
1 класс | День Знаний. Урок Мира. | Бесе Знакомятся со школой, традициями школы, участвуют в общешкольной линейке, участвуют в акции «Мы за мир», «Посади дерево». | 1 |
2 класс | День Защитника Отечества. | Смотрят запись «Военный парад». | 1 |
3 класс | День Победы. | Рассматривают иллюстрации о Великой Отечественной войне; участвуют в беседе-рассказе о Вов; слушают стихи о Вов; смотрят презентацию о праздновании Дня Победы в наши дни; слушают песни о Вов, Дне Победы; изготавливают открытки для ветеранов. | 1 |
4 класс | День Космонавтики. | Знакомятся со словами «космос», «космонавт», подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию. Рассматривают иллюстрации. | 1 |
5 класс | День России. | Слушают гимн России; рассматривают территорию России на карте мира; слушают рассказ К.Ушинского «Наше Отечество», отвечают на вопросы по содержанию; рассматривают иллюстрации родной природы; слушают стихи о Родине; рисуют родную природу. | 1 |
6 класс | День Конституции. | Слушают гимн России; рассматривают иллюстрации родной природы; слушают стихи о Родине. | 1 |
7 класс | День народного единства (4 ноября). | бесе Смотрят презентацию: люди разной национальности. Слушают стихи о родине, рисуют родную природу. | 1 |
8 класс | День неизвестного солдата (3 декабря). | Бес Рассматривают изображение памятника неизвестному солдату, участвуют в возложении цветов к памятнику в Новоильинском районе. | 1 |
9 класс | День шахтеров. | Слушают рассказ учителя о профессии шахтер, смотрят презентацию, рассматривают спецодежду шахтера. | 1 |
Класс | Тема | Виды деятельности | Кол-во часов |
Раздел « Наша армия» | |||
1 класс | Наша армия. | Смотрят запись «Военный парад». Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. | 1 |
2 класс | Русские богатыри. | Рассматривают книги со сказками о богатырях; слушают сказку по выбору обучающихся. | 1 |
3 класс | Русский солдат. | Рассматривают иллюстрации, фотографии солдат; участвуют в беседе-рассказе о солдатах и их подвигах. | 1 |
4 класс | Защитник отечества. | Рассматривают иллюстрации, фотографии военных; сравнивают предметные картинки по устной инструкции учителя. Раскрашивают по заданию. | 1 |
5 класс | Герой – патриот. | Рассматривают иллюстрации, фотографии; участвуют в беседе-рассказе о подвигах. Сравнивают предметные картинки по устной инструкции учителя. Раскрашивают по заданию. | 1 |
6 класс | Военные профессии. | Рассматривают иллюстрации, фотографии; сравнивают предметные картинки по устной инструкции учителя. Раскрашивают по заданию. | 1 |
7 класс | Их профессия – защищать родину. | Рассматривают иллюстрации, фотографии; участвуют в беседе-рассказе о военных и их подвигах. Сравнивают предметные картинки по устной инструкции учителя. Раскрашивают по заданию. | 1 |
8 класс | Военно – спортивная игра. | Участвуют в соревнованиях. | 1 |
9 класс | Встреча с участниками боевых действий. | Слушают рассказы участников боевых действий, рассматривают фотографии, делают подарки для гостей. | 1 |
Класс | Тема | Виды деятельности | Кол-во часов |
Раздел «Военная техника» | |||
1 класс | Военная техника. Самолет. | Участвуют в беседе по картинкам. Раскрашивают по заданию. Участвуют в игре «Самолет», «Мы пилоты». | 1 |
2 класс | Военная техника. Вертолет. | Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию, складывают разрезные картинки Участвуют в игре «Вертолет лети быстрее». | 1 |
3 класс | Военная техника. Танк. | участвуют в изготовлении макета. | 1 |
4 класс | Военная техника. Корабль. | Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию, складывают разрезные картинки, Участвуют в игре «Мы моряки». | 1 |
5 класс | Военная техника. Подводная лодка. | Знакомятся с понятиями «под водой», «Подводная лодка», «глубина». Участвуют в дидактической игре «Морское дно», «Опускаем лодку на глубину». | 1 |
6 класс | Военная техника. Ракета. | Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию, складывают разрезные картинки. | 1 |
7 класс | Автомобильная военная техника. | Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию, складывают разрезные картинки, изготавливают аппликации. | 1 |
8 класс | Военная техника. Пушка, пулемет. | Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию, складывают разрезные картинки, изготавливают аппликации. | 1 |
9 класс | Военная техника. Оружие. | Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию, складывают разрезные картинки, изготавливают аппликации. | 1 |
Класс | Тема | Виды деятельности обучающихся | Кол-во часов |
Раздел «Под знаменем победы» | |||
1 | Под знаменем победы. | Рассматривают иллюстрации о Великой Отечественной войне; участвуют в беседе-рассказе о Вов; слушают стихи о Вов; смотрят презентацию о праздновании Дня Победы в наши дни; слушают песни о Вов, Дне Победы; изготавливают открытки для ветеранов. | 1 |
2 | Песни военных лет. | Рассматривают иллюстрации о Великой Отечественной войне; участвуют в беседе-рассказе о Вов; слушают песни военных лет; смотрят презентацию о праздновании Дня Победы в наши дни; изготавливают открытки для ветеранов. | 1 |
3 | Мир глазами детей. | Рассматривают иллюстрации о Великой Отечественной войне; участвуют в беседе-рассказе о Вов; слушают стихи о Вов; смотрят презентацию о праздновании Дня Победы в наши дни; участвуют в конкурсе рисунков. | 1 |
4 | Мы за мир. | Рассматривают иллюстрации о Великой Отечественной войне; участвуют в беседе-рассказе о Вов; слушают стихи о Вов; смотрят презентацию о праздновании Дня Победы в наши дни; участвуют в конкурсе рисунков. | 1 |
5 | Прошлое рядом. | Рассматривают иллюстрации о Великой Отечественной войне; участвуют в беседе-рассказе о Вов; слушают стихи о Вов; смотрят презентацию о праздновании Дня Победы в наши дни; участвуют в конкурсе рисунков. | 1 |
6 | ВОВ в истории моей семьи. | Рассматривают иллюстрации о Великой Отечественной войне; участвуют в беседе-рассказе о Вов; слушают стихи о Вов; смотрят презентацию о праздновании Дня Победы в наши дни; участвуют в создании «Альбома памяти». | 1 |
7 | Военная летопись нашей семьи. | Рассматривают иллюстрации о Великой Отечественной войне; участвуют в беседе-рассказе о Вов; слушают стихи о Вов; смотрят презентацию о праздновании Дня Победы в наши дни; участвуют в создании фотоэкспозиции. | 1 |
8 | Наша область во время войны. | Рассматривают иллюстрации, фотографии, участвуют в беседе-рассказе о Вов; слушают стихи о Вов; смотрят презентацию; посещают памятные места. | 1 |
9 | Земляки - герои. | Рассматривают иллюстрации, фотографии, участвуют в беседе-рассказе о Вов; слушают стихи о Вов; смотрят презентацию; посещают памятные места. | 1 |
ВНЕУРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«ЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ?»
Внеурочный педагогический проект, посвященный 35-летнему юбилею Новоильинского района г. Новокузнецк и 70-годовщине Победы в Великой Отечественной войне, был запланирован и реализован в рамках работы школьного историко-краеведческого музея.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта:
- по предметно-содержательной области: внеурочный
- по продолжительности: долгосрочный
- по характеру контактов: районный
- по числу участников: групповой;
- по характеру деятельности: исследовательский, прикладной.
Актуальность темы. Обучающиеся школы имеют узкий круг осведомленности об окружающем, для них характерно незнание названий населенных пунктов, географических объектов, событий в истории страны, в которой они проживают, что препятствует формированию целостного представления о малой Родине, что снижает эффективность гражданско-патриотического воспитания, осуществляемого в МКС(К)ОУ «С(К)ОШ № 78» VIII вида.
Ведущая педагогическая идея проекта. Вовлечение обучающихся в реализацию данного проекта, привлечение их к работе школьного музея в качестве экскурсоводов будет способствовать повышению эффективности гражданско-патриотического воспитания, формированию целостного представления о малой Родине – Новоильинского района города Новокузнецк, а также уровню их жизненной компетенции.
Цель проекта. Воспитание личности гражданина России, чувства патриотизма у обучающихся в процессе знакомства с историей объектов окружающего социума (Новоильинского района города Новокузнецк).
Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
- привлечение внимания обучающихся и взрослых к природному, историческому и культурному наследию своей местности;
- способствовать формированию экологического мышления посредством практической деятельности;
- способствовать формированию интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, чувства сопричастности к сохранению традиций Родины;
- развивать чувство благодарения людей, переживших ВОВ, внесших вклад в восстановление и развитие страны, трудившихся на благо Родины;
- развивать коммуникативные навыки обучающихся;
- привлекать родителей, законных представителей обучающихся к воспитательно-образовательному процессу.
Авторы: учитель начальных классов Золотарева Н.А., учитель старших классов Санникова А.Ю.
Участники проекта: обучающиеся 1-9 классов, родители, классные руководители.
Социальные партнёры проекта:
- библиотека имени Д. С. Лихачёва;
- член Союза писателей Кузбасса Протасевич С. А.;
- выдающиеся жители Новоильинского района.
- Волонтеры отряда «Корабль детства»
Продолжительность проекта: 40 дней.
Планируемые результаты выполненного проекта:
внешние - выставка творческих работ «Я помню, я горжусь!» (младшие классы), «Первые улицы Новоильинского района» (старшие классы), мультимедийная презентация результатов проекта.
внутренние:
обучающиеся:
- познакомятся с историей четырёх улиц Новоильинского района, наиболее значимыми объектами, расположенными на них;
- станут активными участниками в благоустройстве района;
- получат опыт подготовки и представления результатов исследовательской деятельности;
педагоги:
- усовершенствуют навыки разработки и реализации внеклассных проектов с обучающимися, родителями, законными представителями;
родители, законные представители:
- получат возможность участвовать в совместной деятельности с обучающимися.
Форма представления результата - презентация творческих работ в рамках музыкально-литературной композиции, посвящённой 69-годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Материально- техническое обеспечение проекта:
- музыкальный центр, мультимедийный проектор, фотоаппарат;
- для оформления творческих работ: ватман, цветная бумага и прочее;
Информационное обеспечение: интернет - ресурсы, методическая, справочная, художественная литература.
Подготовительная работа:
- участие обучающихся в мероприятии библиотеки им. Д. С. Лихачева «Час истории: «Всему начало здесь в краю моём родном»;
- определение состава группы педагогов для участия в проекте;
- выбор объектов для исследования.
ПРОГРАММА ПРОЕКТА
Этап | Срок | Содержание деятельности | Ответственные |
Создание проблемной ситуации | 04.04. 2015 г. | Объявление о начале проекта на общешкольной линейке. Вручение заданий для каждого класса. | Заместитель директора по ВР Шишова В.А., руководители проекта Золотарева Н.А., Соломина А.Ю. |
Проектирование деятельности | 04.04. 2015 г. - 09.04. 2015г. | Собрание классных коллективов (проведение начального диагностического обследования, изучение задания, распределение поручений, определение порядка работы, результата). | Классные руководители, обучающиеся, педагог-психолог Иванова Е.В. |
Поиск информации | 09.04. 2015 г. | Час истории: «Всему начало здесь в краю моём родном» | Специалист библиотеки им. Д.С. Лихачева Болотникова Л.В. |
Поиск информации | 09.04. 2015г. – 28.04. 2015 г. | Чтение рассказов о Великой Отечественной войне | Учителя начальных классов, учитель русского языка Куприянова Н.П. |
09.04. 2015г. – 16.04. 2015 г. | Сбор информации о ветеранах ВОВ, ветеранах труда, жителей первых улиц Новоильинского района, переживших ВОВ | Родители, классные руководители, обучающиеся 1-4 классов | |
09.04. 2015г. - 28.04. 2015г. | Сбор информации об истории улицы, экскурсии на заданные улицы, фотографии достопримечательностей данной улицы, проведение экологических десантов | Родители, классные руководители, обучающиеся 5-9 классов | |
16.04. 2015 г. | Встреча обучающихся с поэтом Протасевич С. А. | Учитель русского языка Куприянова Н.П., обучающиеся 5-9 классов | |
16.04. 2015г. - 28.04. 2015 г. | Встречи обучающихся начальных классов с ветеранами Новоильинского района | Классные руководители начальных классов | |
Оформление результатов | 28.04. 2015г. - 07.05. 2015 г. | Подготовка мультимедийной презентации о результатах исследовательской деятельности | Классные руководители, обучающиеся. |
Оформление творческих работ «Я помню, я горжусь!» | Родители, классные руководители, обучающиеся 1-4 классов | ||
Оформление творческих работ «Первые улицы Новоильинского района» | Родители, классные руководители, обучающиеся 5-9 классов | ||
Презентация результатов | 07.05. 2015 г. | Презентация исследовательской деятельности, творческих работ в рамках литературно - музыкальной композиции | Руководитель школьного музея Иванова Е.В. классные руководители, обучающиеся 1-9 классов |
Рефлексия | 12.05. 2015 г. | Проведение итогового диагностического обследования | Классные руководители, педагог-психолог Иванова Е.В. |
13.05. 2015 г. | Анализ реализации проекта педагогами, участвующими в проекте, подведение итогов. | Заместитель директора по ВР Шишова В.А., руководители проекта Зайцева Н.А., Санникова А.Ю. |
В педагогическом проекте приняли участие обучающиеся 1-9 классов, учитывая их возрастные и психофизические возможности, воспитанники получили дифференцированные задания.
Таким образом, для обучающихся младших классов объектом исследования были определены выдающиеся люди - очевидцы ВОВ, первые новосёлы Новоильинского района г. Новокузнецк. Предмет их исследования – определение содержания виртуальной экскурсии в школьном музее по теме «Жители Новоильинского района».
Объектом исследования обучающихся старших классов в рамках педагогического проекта были выбраны первые улицы Новоильинского района г. Новокузнецк.
Предмет их исследования – определение содержания виртуальных экскурсий в школьном музее по темам: «Проспект Запсибовцев», «Улица Новосёлов», «Проспект Архитекторов», «Проспект Авиаторов».
Перед началом исследования нами была обозначена проблема - дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся имеют узкий круг осведомленности об окружающем мире (в том числе районе города, в котором проживают). Для них характерно незнание значимых объектов, достопримечательностей района; мало сведений об истории страны, об очевидцах войны и ветеранах труда. Всё это препятствует формированию целостного представления о малой Родине, снижает эффективность гражданско-патриотического воспитания.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что круг осведомленности обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида об объектах окружающего социума, значимых учреждениях, достопримечательностях, о выдающихся людях района, в котором они проживают, расширится, если включить их в процесс исследовательской деятельности, привлечь к работе школьного музея, в том числе и в качестве экскурсоводов.
Для проверки гипотезы были выбраны следующие методы исследования:
- анкетирование обучающихся (до начала исследования);
- поиск информации об объекте с помощью сети Интернет;
- поиск информации об объекте посредством посещения библиотечного мероприятия «Час истории: «Всему начало здесь в краю моём родном»;
- встречи обучающихся младших классов с ветеранами Новоильинского района ;
- встреча обучающихся старших классов с поэтом Протасевич С. А.;
- поиск объектов окружающего социума, экскурсии на заданные улицы района ;
- подготовка материалов виртуальной экскурсии для школьного музея;
- презентация результатов исследовательской деятельности – виртуальных экскурсий для школьного музея по заданным темам;
- анкетирование обучающихся после завершения проекта.
Для выявления уровня гражданско-патриотического воспитания обучающихся нами была разработана педагогическая диагностика. Проанализировав результаты диагностического обследования, было выявлено, что данный внеурочный проект способствовал развитию общей осведомлённости обучающих о районе города, его значимых учреждениях и достопримечательностях, о Великой Отечественной войне, что способствует повышению эффективности гражданско-патриотического воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, формированию целостного представления о малой Родине.
Также было выявлено, что в семье обучающихся нет преемственности поколений, многие дети не знают своих бабушек и дедушек, которые были свидетелями и участниками Великой Отечественной войны, об их боевых и трудовых подвигах, вкладах в восстановление страны после войны, о трудностях жизни тех лет. В связи с этим, в следующем 2015-2016 учебном году запланированы мероприятия, направленные на усиление понимания ценности жизни, воспитания чувства благодарения к своим предкам, сопричастности к истории страны, повышение гражданско-патриотического воспитания в семье.
В результате реализации внеурочного проекта в школьном музее появились сценарии виртуальных экскурсий, имеющие в своей структуре информационную часть и мини-викторину. Были обучены экскурсоводы из числа обучающихся - участников проекта.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что круг осведомленности обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида об объектах окружающего социума, значимых учреждениях, достопримечательностях, о выдающихся людях района, в котором они проживают, расширится, если включить их в процесс исследовательской деятельности, привлечь к работе школьного музея, в том числе и в качестве экскурсоводов, в результате реализации проекта «Что мы родиной зовём?» нашла свое полное подтверждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка в классного часа "Горжусь, что я -россиянин!"
Разработка классного часа "Горжусь, что я-россиянин". Открытый кл час дан в рамках районного конкурса "Самый классный классный!" в 2012г....
Десять правил маленького россиянина
Патриотическое воспитание...
«Развитие гражданского самосознания и идентичности россиянина-Дальневосточника»
Статья рассказывает о развитии гражданского самосознания россиянина-Дальневосточника на примере МБОУ кадетская школа № 1 имени Ф.Ф. Ушакова...
"Что должен знать каждый россиянин: государственная символика"
Классный час "Что должен знать каждый россиянин: государственная символика", позволяет закрепить знания о символах государства, их назначениии и применении....
Методическая разработка "Презентация к интеллектуальной интерактивной игре "Я-россиянин"
Интеллектуальная интерактивная игра "Я-россиянин", посвященная Дню Толерантности, адресована учащимся 8-12 лет и ставит целью актуализацию знания по истории, культуре и традициям Российского государст...
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...
Тема: «Воспитание национальной идентичности россиянина в урочной и неурочной деятельности».
В национальной доктрине образования Российской Федерации задача воспитания гражданина выступает в качестве приоритетной: «Система образования призвана обеспечить воспитание...