Формирование читательской грамотности
материал на тему

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_2017.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете «Формирование читательской грамотности»

«Не всякий, кто читает, в чтении силу знает» – русская народная пословица

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. 

Нет необходимости говорить о том, что, не научившись хорошо читать, ребенок не сможет быстро и качественно выполнить задание по любому предмету школьной программы, его грамотность  будет  оставлять  желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому важно не дать ребенку потерять интерес к книге в средней и старшей школе. И знаменитые слова Дидро: «Люди перестают думать, когда перестают читать» должны стать определяющими на данном этапе. Здесь главное – развивать и поддерживать интерес к чтению, рационально подбирать задания по формированию практических навыков:

- чтение, понимание, запоминание текстов разных видов;

- работа с различного рода первичными документами;

- подготовка оригинальных текстов докладов, сочинений и т.д..

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

• умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

• умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя .

Формы работы с книгой разнообразны и определяются они творчеством педагога, его заинтересованностью в успехах своих учеников.

На первых этапах развития читательской грамотности можно использовать такую форму как выставка книг, прочитанных детьми по теме урока, ведение читательских дневников.

Хорошей основой для накопления опыта творческого восприятия художественного произведения является прием устного словесного рисования, в ходе которого дети воображают прочитанное, усматривают за словами образы и картины действия, детали изображаемого в тексте, цвет, формы. Этот приём особенно актуален в свете сегодняшних изменений формата ОГЭ, в который планируется со следующего года включить устную часть.

Современные УМК  позволяют решать задачи по развитию читательской грамотности:

-понимать коммуникативную цель чтения текста;

-фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

-определять основную мысль текста;

-дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

-выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;

- комментировать и оценивать информацию текста.

К  приемам  письменной рефлексии, которыми позволяют творчески интерпретировать информацию и которыми активно пользуются на уроках учителя русского языка, относятся:

1. Написание эссе.

2. Составление памятки, инструкции.

Составление планов, тезисов,

Задания, направленные на формирование базовых познавательных уровней:

Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужную форму

Ответьте верные и неверные определения знаками «+» и «-».

Работая над развитием функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы, учителя активно применяют следующие методы:

Методы, ориентированные на устную коммуникацию

Все виды пересказа

Все формы учебного диалога

Доклады и сообщения

Ролевые и деловые игры

Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов

Обсуждение, дискуссия,

Выступления в качестве ведущих на мероприятиях

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию

Сочинения и изложения

Подготовка заметок и статей в СМИ

Участие в конкурсах сочинений

 

Предложенные технологии, приемы, методы, компетентностно-ориентированные задания направлены на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся.

Таким образом,  систематическое применение всех методов и приемов служит развитию ключевых и предметной компетенций, а на их основе формируется функциональная грамотность школьника.

01.02.2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности.

Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности". Подготовили семинар в рамках предметной недели учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ№4 имени Л.И...

Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТпо формированию читательской грамотности...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функционал...