Программа кружка "Шаг за шагом"
рабочая программа

ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shag_za_shagom.docx42.34 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кирилловская средняя школа имени Героя Советского Союза Л.И.Головлева»

Утверждено

и введено в действие

приказом по школе

№88 от 31.08.2020

Дополнительная общеобразовательная рабочая программа кружка

«ШАГ ЗА ШАГОМ»

на 2020– 2021 учебный год

Для учащихся 11 – 13  лет

Сроки реализации программы: 1 год

Преподаватель – организатор ОБЖ:

Слютин Сергей Олегович

2020

д. М. Кириллы

                                             1. Пояснительная записка.

              Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумели подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.

Курс “Основы безопасности жизнедеятельности” призван помочь:

  • распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;
  • определить способы защиты от них;
  • приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;
  • оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.

Курс ОБЖ нацелен на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.

ЦЕЛЬ: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.

ЗАДАЧИ:

  • Освоение знаний о здоровом образе жизни;
  • Правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения;
  • Пожар. Возможные причины возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
  • Опасные ситуации и правила поведения на воде.
  • Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.
  • Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.
  • Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника.

Изучение ОБЖ на первой ступени развития должно проводиться обязательно. В этом возрасте закладывается база всех знаний. В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано внутри предмета “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком. В 5-м классе курс ОБЖ не введён в учебный план. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время на что и рассчитана программа кружка по ОБЖ «Шаг за шагом».

 Курс рассчитан на  34  часа, которые  проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю продолжительностью  45  минут.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.

Формы контроля ЗУН:

  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  •  индивидуальный опрос;
  • практикум;
  • тестирование.

Предполагаемые результаты обучения

Личностными результатами обучения  являются:

 • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

 • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

 • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

 Метапредметными результатами обучения  являются:

 • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

 • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

 • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

 • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

 • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

 • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

 • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 Предметными результатами обучения  являются:

 1. В познавательной сфере:

 • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

 • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

 • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

 • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

 3. В коммуникативной сфере:

 • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

В результате освоения программы   воспитанники будут

иметь представления:  

  • о несовпадении приятной  внешности  и добрых намерений  человека;
  • об  опасных  ситуациях при  контакте с незнакомыми людьми;
  • о нормах  поведения  при общении с другими  дети, в том числе подростками;
  • о  нормах поведения  в  экстремальных  ситуациях в быту;
  • о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
  • о правилах  безопасного поведения на улице;
  • о местах на улице, где позволительно играть;
  • о правилах  обращения  с  предметами,  несущими в себе опасность;
  • о ценности   здоровой  пищи;  
  • о роли лекарств и  витаминов;
  • о пользе  овощей  и фруктов;
  • о  значении  крови для живых существ;
  • о способах   решения   конфликтов  и ссор  между детьми;
  • о допущении  здоровой дозы страха  в реально опасных ситуациях.
  • о необходимости следить за своей внешностью.

знать:

  • домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес школы;
  • телефоны милиции, скорой помощи, пожарной   части;
  • правила пользования телефоном;
  • правила поведения   в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
  • строение человеческого тела  и  его  внутреннее строение;
  • правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
  • дорожные знаки  для водителей и пешеходов;
  • разные  виды транспорта;  
  • разные  способы   проявления  заботы  о здоровье окружающих.
  • какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
  • какие опасности встречаются в природе.

уметь:

  • применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
  • планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
  • различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
  • ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
  • бережно относиться к своему здоровью.

                                               3. Содержание изучаемого курса

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

4

2

Улица полна неожиданностей

19

3

Безопасность на воде

4

4

Безопасность в помещении

5

5

Обобщение

1

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (4 ч.)

 Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.

 Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Улица полна неожиданностей (19 ч.)

Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов.

 Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Виды перекрёстков. Движение группами. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

 Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Правила поведения в транспорте.

Безопасность на воде (4ч.)

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний, зимний, весенний и летний периоды. Основные спасательные средства.

Безопасность в помещении (5ч.)

Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их

профилактика.

Как вести себя, когда ты дома один.

Электричество и газ как источники возможной опасности.

 Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.

 «Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.

Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

Обобщение (1ч.)

Викторина «Подумай и ответь»

                                       4. Календарно-тематический план

п/п

Названия темы

занятия

Цель

Кол-во

час.

Дата проведения

По плану

Факт

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (4ч.)

1-2

Что такое безопасность.

  • ознакомить с понятиями «опасность», «безопасность»;
  • учить предвидеть опасность, находить опасные предметы в доме, в лесу;
  • учить правила безопасного поведения;
  • закреплять понятия «опасность», «безопасность»;

2

3

Город, посёлок, микрорайон, где мы живём.

  • обобщить знания о населённых пунктах;
  • ввести термин «улица»;
  • учить предвидеть опасные ситуации на улице.

1

4

Что такое чрезвычайная ситуация.

  • ознакомить с понятием «чрезвычайная ситуация» (ЧС), видами ЧС.

1

Улица полна неожиданностей (19ч.)

5

Безопасность на улице.

  • ознакомить с правилами безопасности на улице;
  • развивать умение предвидеть опасную ситуацию.

1

6

Как правильно переходить дорогу.

  • ознакомить с элементами улицы и правилами перехода дороги

1

7

Наиболее безопасный путь в школу и из школы.

  • обобщить изученные знания;
  • определить безопасный путь в школу.

1

8-9

Сигналы регулирования дорожного движения

  • обобщить знания о светофорах и их сигналах;
  • ознакомить с сигналами регулировщика;
  • повторять правила дорожного движения.

2

10-11

Виды перекрёстков.

  • ознакомить с разными видами перекрёстков;
  • повторить правила дорожного движения;
  • обобщить знания по теме: «Перекрёсток».

2

12

Знакомство с дорожными знаками.

  • ознакомить с дорожными знаками:

- «Пешеходный переход»;

- «Пешеходная дорожка»;

- «Движение пешеходов запрещено»;

- «Дети»;

- «Подземный  переход»;

- «Надземный пешеходный переход»;

- «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»;

-«Велосипедная  дорожка»;

-« Движение на велосипедах запрещено»;

«Место остановки автобуса».

1

13

Угадай, какой знак.

  • закрепить знания о дорожных знаках;
  • научить практически использовать полученные знания.

1

14

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

  • повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках;
  • объяснить учащимся термины:

одностороннее и двустороннее движение.

1

15

Будь внимательным и осторожным.

  • повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.

1

16

Движение группами.

  • ознакомить с особенностями движения группами, с правилами движения по загородной дороге.

1

17

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

  • изучить особенности движения автомобилей по мокрой и скользкой дороге.

1

18

Где можно и где нельзя играть.

  • понять, что игры на проезжей части опасны;
  • определить наиболее безопасные места для игр.

1

19

Практическое занятие «Улицы посёлка».

  • ознакомить с улицами посёлка;
  • определить улицы  с односторонним и двусторонним движением.

1

20

Знакомство с транспортом посёлка.

  • ознакомить с разными видами общественного транспорта и знаками, обозначающими остановку транспорта.

1

21

Правила поведения в транспорте.

  • ознакомить  с правилами поведения в общественном транспорте и с правилами пользования  общественным транспортом.

1

22

Встреча с работником ГИБДД.

  • повторить правила дорожного движения;
  • проанализировать случаи, произошедшие с детьми.

1

23

Игра «красный, жёлтый, зелёный» (обобщающий урок по теме: «Улица полна неожиданностей»)

  • обобщить знания по правилам дорожного движения.

1

Безопасность на воде (4ч.)

24

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний и  зимний периоды.

  • актуализировать знания детей о водоёмах;
  • ознакомить с правилами поведения у воды в осеннее и зимнее время года.

1

25

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенний  период.

  • повторить изученные правила;
  • составить правила поведения у водоёма в весеннее время.

1

26

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период.

  • составить правила поведения у водоёма в летнее время.

1

27

Основные спасательные средства.

  • ознакомить с основными спасательными средствами;
  • повторять правила безопасного поведения у водоёмов.

1

Безопасность в помещении (5ч.)

28

Какие опасности нас подстерегают в помещении.

  • учить предвидеть опасности дома, видеть опасности со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними.

1

29

Основные правила пожарной безопасности.

  • ознакомить с основными правилами  пожарной безопасности.

1

30

Детские шалости с огнём.

  • разобрать ситуации, в которых пожар произошёл по вине детей;
  • повторить правила пожарной безопасности;
  • изучить правила действия при пожаре.

1

31

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.

  • знакомство с правилами поведения при возникновении пожара в доме, в транспорте, в школе.

1

32

Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.

  • Домашняя аптечка. Правила хранения лекарственных препаратов и обращение с ними.

1

Обобщение (1ч.)

33

Викторина «Подумай и ответь».

  • Мозговой штурм. Ситуационные задачи на различные изученные ЧС.

1

34

Обобщение пройденного курса

  • обобщить полученные за год знания.

1

                             5. Ресурсное обеспечение рабочей программы.

1.  Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 48с.

2. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь. “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”/ Под общей ред. В.А.Фёдорова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002. – 32с.: ил.

3. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. Учреждений . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 157 с.: ил.

4. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2008г.

5. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2009.

6. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 1 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

модифицированная программа "Шаг за шагом в мир знаний".

модифицированная программа "Шаг за шагом в мир знаний" для учащихся 1 классов (дополнительное образование)...

модифицированная программа "Шаг за шагом в мир знаний".

модифицированная программа "Шаг за шагом в мир знаний" для учащихся 1 классов (дополнительное образование)...

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

Программа кружка "Первые шаги в науку" (5 -11 кл)

Данная программа расчитана на 30 часов....

Программа кружка "Первые шаги"

В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция дополнительного  образования – освоение юными корреспондентами  газетного ремесла на базе творческой деятельности. Прог...

Программа "Шаг за шагом"

Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, направлена на решение проблемы адаптации младших школьников, снижение у них состояния психического дискомфорта, эм...