Программа кружка "Первые шаги"
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция дополнительного образования – освоение юными корреспондентами газетного ремесла на базе творческой деятельности. Программа ориентирована на учащихся 5-11 классов и рассчитана на два года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Журналистика – профессия энергичных, творческих, ищущих, остро и глубоко мыслящих людей, поэтому девиз кружка «Первые шаги в журналистике» - «Ищи, пробуй, твори!» Кружок имеет практическую направленность, его задача – познакомить учащихся с основами журналистики, помочь им сделать первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной, творческой и востребованной в современном мире профессии.
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция дополнительного образования – освоение юными корреспондентами газетного ремесла на базе творческой деятельности. Программа ориентирована на учащихся 5-11 классов и рассчитана на два года. Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ею в избранном для подачи материала газетном жанре.
Актуальность разработки данной программы обусловлена отсутствием современной типовой программы для подготовки юных корреспондентов. Имеющиеся программы литературно-творческого направления не учитывают специфики работы журналиста, недостаточно внимания уделяют особенностям газетно-публицистического стиля.
Новизна программы заключается в следующем:
- содержит материал, касающийся психологических аспектов работы юнкоров (психологические тренинги, которые помогут подростку преодолеть трудности в общении, приобрести уверенность в себе);
- предусматривает проведение юнкорами социологических исследований (изучение общественного мнения своих сверстников с целью защиты своих прав и интересов через средства массовой информации);
- предполагает овладение сценической грамотностью с целью свободного общения с любой аудиторией. Каждый ребенок в душе артист. Кроме того, в настоящее время профессиональные журналисты часто являются не только авторами, но и ведущими своих программ на радио и телевидении, и им необходима специальная подготовка в этом плане;
- разработана диагностика, отслеживающая знания детей и их умение использовать речевые средства и готовить газетные публикации на начальном и завершающем этапах обучения в клубе;
- предлагаются методические материалы по проведению занятий на тему «Особенности газетно-публицистического стиля»,
- разработан комплекс занятий по теме «Номер газеты».
В настоящее время перед дополнительным образованием стоят следующие проблемы:
- Повышение занятости детей в свободное время.
- Организация полноценного досуга.
- Поддержка и развитие талантов.
- Адаптация в обществе детей с определенными способностями.
- Ранняя профессиональная ориентация.
Отсюда возникают следующие цели:
- Удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей.
- Создание возможностей для творческого развития детей.
- Приобщение детей к культурным ценностям.
- Пропаганда здорового образа жизни.
Юнкоровская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции, социальной и профессиональной ориентации подростков. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, умение убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому человеку, независимо от профессии. Кроме того, занятия в кружке способствуют развитию интереса к литературному творчеству.
Задачи программы:
- Формирование у подростков первоначальных умений и навыков журналистской деятельности. Необходимо научить учащихся разбираться в газетных жанрах, самостоятельно готовить публикацию (собрать материал, обработать его, продумать предстоящую публикацию, выбрать соответствующий жанр и выразительные языковые средства).
- Самовыражение подростков.
Создать условия для самовыражения подростка, в процессе которого в определенной степени решается проблема самовоспитания, так как он начинает разбираться в себе и задумываться над вопросом: «Каково мое место в семье, коллективе, будущей жизни?»
- Допрофессиональная подготовка.
Дать представление подросткам представление о профессии журналиста.
Задачи юнкоровского образования определены его целью и связаны как с познавательной деятельностью школьников, так и с практической функцией:
- формирование представления о журналистике, занимающей специфическое место в жизни общества и человека;
- осмысление журналистики как особой формы освоения информационного пространства;
- формирование эмоциональной культуры личности в отношении к миру и искусству;
- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в газету в определенном жанре);
Цель и задачи подготовки юных корреспондентов, структурные принципы и их возрастные интересы составляют содержание программы.
Средством достижения цели и задач юнкоровского образования является формирование культурного и грамотного человека, поэтому особое место в программе отводится теории журналистики. Широко представлены газетные жанры, их специфика, происхождение, структура.
При проведении занятий большое место занимают приёмы, стимулирующие литературное творчество, развивающие творческое воображение и внимание к слову, а именно:
- проблемное изложение руководителем (в форме лекции или беседы) теоретического материала, в частности таких, например, вопросов, как «Репортаж», «Интервью», «Портретный очерк» и др.;
- самостоятельные наблюдения юнкоров над текстом газетных статей с целью решения поставленных перед ними различного рода задач, в том числе, и проблемного характера (например, определить особенности публицистического стиля и репортажа как разновидности данного стиля);
- совершенствование рукописи с определенной точки зрения (например, с точки зрения раскрытия основной мысли или его построения);
- рецензирование, в том числе и взаимное (устное и письменное), выполненных юнкоровцами работ;
- устные высказывания различного характера, например, устные заметки, отзывы об увиденном.
Особенностью методики проведения занятий юнкоров является объединение на одном занятии теоретического и практического начал.
В ряде случаев для проведения занятий можно пригласить работников местной печати, которые практически познакомят их с основами редакторского и издательского дела. С этой целью запланирована экскурсия в редакцию газеты «Жизнь Югры» и в типографию (пос. Березово).
Отличительной особенностью содержания данного курса является то, что он постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности). Учащиеся, рассказывая в газете об интересных, увлеченных людях, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом.
Данная программа предполагает не только эстетический рост и повышение творческих возможностей юнкоров, но и самореализацию в газетной сфере, поэтому направлена на выработку у учащихся основных умений:
- владение теорией газетных жанров;
- умение грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки;
- умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям, событиям;
- умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения и этики и эстетики;
- умение вести беседу;
- умение определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей;
- умение проводить социологические исследования;
- умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведение искусства (фильм, спектакль, художественную выставку, концерт).
Форма подведения итогов работы: программа не предполагает каких-либо специальных зачетных или экзаменационных часов. Однако для оценки эффективности проводимых занятий работают творческие лаборатории, по итогам которых заметки юнкоров рекомендуются в газету. Кроме того, предполагается участие юнкоров в соревнованиях различного уровня, например, в литературном конкурсе «Крылья Севера», в окружном конкурсе экологических газет и др.
Прогнозируемый результат программы:
- Повышение культурного и интеллектуального уровней подростков с помощью их работы в самодеятельной и профессиональной прессе, самовоспитание.
2. Профориентация.
Программа рассчитана на два года обучения: первый год обучения: 130,5 ч.; второй год обучения: 158 учебных часов, при нагрузке педагога 0,25 % ставки, или 4,5 часа в неделю.
В объединение принимаются подростки 7-11 классов, пожелавших приобщиться к юнкоровской деятельности, а также младшие подростки 5-6 классов. Оптимальное количество воспитанников в группе – 10-15 человек.
Рассматриваемая программа включает в себя ознакомление юнкоров с такими сферами, как изобразительное искусство, социология, психология, техническая деятельность журналиста (работа с фотоаппаратом, магнитофоном, диктофоном, компьютером), сценическая грамотность. Очевидно, что требуется привлечение педагогов-специалистов по перечисленным дисциплинам.
Формы работы с детьми
Учебная | Воспитательная | Демонстрирующая конечный результат деятельности членов объединения |
Теоретическое занятие | Тренинги по психологии общения и осознанию ценности собственной личности. Профориентация. | Выпуск школьной газеты «Наше время» |
Практическое занятие | Участие в творческих конкурсах | |
Деловые игры, тренинг | Сотрудничество с профессиональными средствами массовой информации: публикации в СМИ | |
Сбор материала для публикаций | ||
Экскурсии | ||
Встречи и интервью | ||
Социологические исследования |
Прогнозируемые результаты и критерии их оценки
№ | Раздел | ЗУН | Форма отслеживания | Высокий | средний | Низкий |
1 | Знакомство с техникой безопасности | Знать основные правила ТБ в кабинете, уметь пользоваться электроприборами, диктофоном | Собеседование | Безошибочное владение правилами ТБ | Безошибоч-ное владение правилами ТБ | Безошибоч-ное владение правилами ТБ |
2 | Планирование работы кружка на год | Знать основные разделы программы, цели и задачи кружка | Анкетирование | Знает цели и задачи кружка, понимает значимость и необходимость разделов | Ориентируется в целях и задачах кружка | Не придает значения разнообразию разделов |
3 | Основы журналистики | Знать азы теории журналистики, профессиональной терминологии; формирование умений и навыков определения жанра газетной публикации, самостоятельной подготовки публикаций | Публикации в газету | Хорошо разбирается в профессиональной терминологии, умеет отличать газетные жанры, может самостоятельно подготовить публикацию в газету | Знает теорию журналистики, может подготовить газетную публикацию с помощью педагога | Не знает теорию журналистики, путается в определении газетных жанров, не может самостоятельно подготовить публикацию |
4 | Развитие речи | Знать особенности публицистического стиля; формирование умений и навыков подготовки газетной публикации с учетом специфики жанра | Практические упражнения | Знает особенности публицистического жанра, умеет проанализировать любой текст этого жанра, подготовить публикацию с учетом специфики жанра | Затрудняется в определении специфики жанра, в подготовке публикации для газеты | Ошибается в определении особенностей жанра, не может подготовить публикацию для газеты |
5 | Основы социологии | Знать азы социологии; самовыражение подростка и повышение его гражданской активности | Составление опросного листа | Знает основы социологии, умеет составить опросный лист для работы с населением | Путается в основных терминах социологии, работает по готовым опросным листам | Не готов для работы с широкой аудиторией |
6 | Практическая психология | Преодоление подростком психологических препятствий в общении; приобретение уверенности в себе | Составление опросного листа | Знает правила общения с незнакомыми людьми, уверенно общается с ними | Ориентируется в правилах общения, но затрудняется общаться с незнакомыми людьми | Не уверен в себе, не умеет общаться с незнакомыми людьми |
7 | Оформление стенной печати | Знать правила оформления стенной печати; формирование умений и навыков правильного оформления стенной печати | Выпуск стенгазеты | Знает правила оформления стенной печати, может самостоятельно выпустить стенгазету по предложенной теме | Может помочь выпустить стенгазету в группе | Знает некоторые правила оформления стенгазет |
8 | Творческие командировки | Сбор материала для предстоящих публикаций | Газетные публикации | Может самостоятельно определить тему публикации и собрать соответствующий материал | Материал собирает по указанию педагога и грамотно его оформляет | Не умеет систематизировать собранный материал |
9 | Индивидуальная работа | Знать трудности, возникающие у воспитанников в процессе их деятельности, уметь помочь их преодолеть | Практические упражнения | Самостоятельно редактирует свои публикации | Затрудняется в выборе темы, нуждается в консультации | Испытывает трудности в правке написанного |
10 | Сценическая грамотность | Знать основы актерского мастерства, формирование умений и навыков свободного общения с аудиторией | Практическая деятельность | Знает основы актерского мастерства, свободно общается с аудиторией | Знает основы актерского мастерства, но испытывает затруднения в общении | Слабо ориенти-руется в основах актерского мастерства, не умеет общаться |
11 | Диагностика | Знать основы вводной диагностики, уметь проанализировать продуктивность учебного процесса | Контрольные упражнения | Знает цели и задачи предстоящего обучения, анализирует свои успехи и неудачи | Видит свои успехи, но затрудняется находить причины неудач | Слабо ориенти-руется в продуктивности учебное процесса |
Итоговые знания, умения, навыки
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- специфику и структуру информационных жанров: различать информацию, заметку, корреспонденцию, интервью, фотожанры;
- обзорно аналитические и художественные жанры;
- основные сведения по психологии;
- основные сведения по социологии;
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
- грамотно изложить информацию в жанре заметки, корреспонденции, блиц-интервью;
- вести беседу с интервьюированными людьми, владеть фактами, документами, историческими данными;
- - понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий;
- оценивать поступки героев своих публикаций и героев художественных произведений по категориям этики и эстетики;
- написать мини-рецензию на фильм или спектакль.
Результат: выпуск школьной газеты «Первые шаги», публикация в школьной газете.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
- структуру газетных жанров разного плана;
- правила и нормы газетного языка;
- категории и понятия социологии и психологии;
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
- определить свои способности и осознать собственные возможности в выборе будущей профессии;
- развивать тему в жанрах информационного плана;
- анализировать журналистские тексты;
- написать зарисовку о человеке с этической оценкой его поступков;
- рецензировать устно и письменно фильмы, спектакли, стихи, художественные выставки;
- освещать в газете культурные мероприятия районного и поселкового масштаба.
Результат: выпуск школьной газеты «Первые шаги», публикация в районной газете.
Содержание программы
Вводное занятие.
Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба – главная задача журналистики. Функции журналистики.
Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Интересные факты из истории российской журналистики. Вступительная диагностика. «Что я знаю о журналистике?»
Макетирование и верстка
Макет газетной полосы. Шапка. Заголовки. Иллюстративные материалы. Колонки текста.
Знакомство с настольной издательской программой Scribus. Элементы окна. Терминология. Создание макета издания.
Основы работы с текстом. Использование текстовых редакторов. Вставка текста в колонку макета, редактирование.
Основы работы с иллюстрациями.
Практическая работа с рисунками и фотографиями в растровом редакторе gimp и векторном Inscape. Редактирование, применение фильтров и эффектов, создание коллажа.
Верстка страниц. Вставка в готовый макет издания текста, иллюстраций, заголовков.
Компьютерная верстка газетной полосы формата A4 (практикум)
Основные жанры публицистического стиля
Беседа «Моя любимая газета». Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сферы применения, жанры, стилевые особенности, средства языка. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной речи.
Сходство и различие художественного и публицистического стилей.
Практическая работа с газетным и литературным материалом.
Газетная журналистика.
Заметка. Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием.
Заметка, связанная с оценкой поступка. Заметка на дискуссионную тему.
Заметка-благодарность. Заметка- вопрос. Заметка-просьба. Практическая работа: написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ.
Хроника. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника.
Организация работы корреспондентов хроникеров. Информация и расширенная информация. Практическая работа: написание расширенной информации. Анализ работ.
Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных журналов и газет. Интервью-монолог. Интервью-диалог. Коллективное интервью. Интервью-зарисовка. Практическая работа: подготовка интервью.
Анализ работ.
Анкетирование. Виды анкетирования. Опрос. Составление анкет. Правила проведения и обработки анкет. Анализ и использование полученных материалов. Практическая работа: подготовка анкеты, проведение анкетирования, написание работы. Анализ работ.
Очерк. Очерк портретного характера. Проблемный очерк. Событийный очерк. Путевой очерк. Практическая работа: написание очерка. Анализ работ.
Репортаж Событийный репортаж. Тематический репортаж.
Постановочный репортаж. Практическая работа: написание репортажа. Анализ работ.
Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций: репортажный снимок,
репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции. Практическая работа: подготовка эскиза газетной иллюстрации.
Редактирование текста. Исправление ошибок. Литературное редактирование и литературная правка текста. Практическая работа: редактирование текста.
Экскурсия в редакцию. Посещение редакции газеты. Знакомство с работой профессионального журналиста. Технология работы над номером газеты. Ответы на вопросы. Практическая работа: по итогам экскурсии подготовить публикацию (жанры должны быть различны на выбор учащегося).
Индивидуальная работа. В ходе выполнения практических работ у учащихся могут возникнуть затруднения. Помощь в решении сложных проблем, совместный поиск тем для публикаций, консультации, коррекция и редактирование текстов. Работа со справочной литературой.
Часы общения. Темы для часов общения: « Если бы я был корреспондентом…», «Роль газеты в моей жизни», « Какие материалы в газетах мне больше всего нравятся» и др.
Работа над номерами школьной газеты. Подготовка четырех выпусков школьной газеты «Переменка». Рубрики. Разработка тематики номеров. Практическая работа: подготовка материалов номера к печати: написание, редактирование, подбор иллюстраций.
Участие в конкурса. Индивидуальные занятия с ребятами, пожелавшими участвовать в школьном и региональных конкурсах.
Организация учебного процесса
Учебно-методический комплекс
1. Пособия по развитию речи.
2. Лингвистические словари, справочники по литературной правке.
3. Разработки методических пособий по газетным жанрам для проведения занятий.
4. Разработки для организации контроля и определения результативности обучения.
5. Альманахи творческого отчета.
6. Подборка газетных и журнальных публикаций по жанрам.
7. Подшивка газет «Жизнь Югры» и «Новости Югры».
Литература для педагога
1. Аграновский А. Призвание. - М., 1967.
2. Беневоленская Т. А. О языке и стиле газетного очерка. - М., 1973.
3. Варустин Л. Тайны газетной строки. Л., 1971.
4. Горохов В. М. Проблемы журналистского мастерства. М., 1972.
5. Гринина-Земскова И.П. Сочинения в газетных жанрах. – Волгоград, «Учитель», 2003
6. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических, жанров. - М., 1969.
7. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. - М., Изд-во «РИП-холдинг», 2003.
Литература для учащихся
1. Азбука журналистики. Ученое пособие для учащихся 10-11 классов общеобраз. учреждений /Авт.: О.И. Лепилкина и др. – М., Вентана-Граф, 2005г.
2. Гиляровский В. А. Москва газетная. - М., 1989.
3. Кириллов П.И. Выпускаем экологическую газету. - Санкт-Петербург, ОСЭКО, 2004.
4. Ладыженская Л.В. Развивайте дар слова. – М., «Просвещение», 1999.
5. Сухарева Л.И. Журналистика и русский язык. Элективный курс. 10-11 классы: учебно-методический комплект. – М., Айрис-пресс, 2007г.
Оборудование и программное обеспечение
Компьютеры (в школьном КВТ), сканер, принтеры (цветной-струйный и черно-белый лазерный), проектор. Подключение к Интернет.
Веб-камера, фотокамера. Программное обеспечение: Scribus, Gimp, Inscape.
Open Office, Publisher, Photoshop и др
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в науку»
Данная программа может быть использована учителями трудового обучения, преподавателями дополнительного образования в их практической деятельности, а так же родителями при занят...
Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Занятие 22-23 "Красота и чудо лета"
Отработка навыков создания колечек, спиралей и пружин Форма: творческая мастерскаяТип занятия: Урок решения учебной задачи (урок закрепления и повторения знаний)Тема: «Красота и чудо лета»Цели: С...
Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Занятие 24-26 "Наш друг – кошка"
Форма: творческая мастерскаяТип занятия: Урок моделирования и преобразования модели (урок обобщения и систематизации изученного)Тема: «Наш друг – кошка»Цели: Сформировать представление о кошках как од...
Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Занятие №27-31 "Из сказки - в календарь"
Мастерская Деда Мороза. Форма: творческая мастерская.Тип занятия: комбинированное (занятие постановки учебной задачи (по ознакомлению обучающихся с новым материалом) и занятие решения учебной зад...
Воспитательная программа «5 шагов к успеху»
Программа создания условий для развития творческой личности в классном коллективе. Рассчитана на учащихся 5-9 классов...
Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №10 (47) "Богатство теплых морей"
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...
Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №7-9 (44-46) "Кусочек моря на столе"
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...