Рабочая программа по основам православной культуры для 7 класса
рабочая программа (7 класс) на тему
Данный курс является одним из модулей изучения духовно - нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно - нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается Федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_opk_7_kl.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
7 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам православной культуры для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с "Примерным содержанием образования по учебному предмету "Православная культура", концепции и программы учебного предмета "Православная культура" автора Шевченко Л.Л. рекомендованной Минобрнауки РФ (Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012).
Данный курс является одним из модулей изучения духовно - нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно - нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается Федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.
В «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся составной частью Федерального государственных образовательных стандартов основного общего образования, направления организации духовно - нравственного развития и воспитания учащихся определены следующим образом:
- приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
- обеспечение самоопределения личности, создания условий ее самореализации;
- воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.
Продолжается разработка учебно-воспитательных задач:
- преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;
- воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
- передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, методические пособия и вспомогательную литературу.
Ведущей темой программы 7 года обучения является интегративная тема "История христианской церкви в житиях ее святых", "Святая Русь, 18-20 века".
Рабочая программа по ОПК для 7 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие православной культурыс предметами: «Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Музыка», «История», «Обществознание».
Целью программы седьмого года обучения является воспитание духовности, уважения к прошлому, ценностям отечественной и мировой культуры (светской и духовной) на основе знакомства с материалом истории христианской церкви в житиях святых.
Задачи рабочей программы:
- воспитание нравственных качеств: доброты, милосердия, любви к ближнему, к своему народу, Родине;
- воспитание чувства ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, на положительных примерах жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
- освоение первичных знаний о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
- ознакомление учащихся с событиями истории Отечества 18-20 веков, христианской церкви в житиях ее святых
- развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории, раскрытию причинно-следственных, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса;
- развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности
- формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте.
Место предмета в учебном плане
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа отводит 34 учебных часа для обязательного изучения в качестве эксперимента основ православной культуры в 7 классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю.
В конце 1 и 2 полугодия урок повторения пройденного материала включает контрольные работы в виде письменных работ, разноуровнего тестирования. Запланирована экскурсия к православным святыням.
Формы обучения: комбинированный интегрированный урок, экскурсии, семинары, диспуты, лекции, обсуждения и т.д.
Виды деятельности на уроке: слушание рассказ учителя, обсуждение-размышление, создание мультимедийных презентаций, рассматривание иллюстраций, рисование, чтение, сочинение рассказов, исследовательские проекты и творческие работы, доклады, сообщения и т.д.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения православной культуры приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих 7 класс», который полностью соответствует стандарту.
Требования к уровню подготовки обучающихся определены в содержании по предмету «Православная культура» и концептуальном обосновании образовательной области «Духовно-нравственная культура». Система проверочных заданий включена также в тексты учебных пособий и поурочные разработки методических пособий для каждого года обучения.
Отбор учебного материала был произведен в соответствии с тематическими линиями, определенными программным содержанием (МО РФ, Москва, 2009 год). Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров: в каждом последующем классе производится углубление материала предыдущего года обучения. Изложение материала тематических линий в учебных пособиях носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися общеобразовательных школ.
Структура учебных пособий и тип урока. Обучающиеся получают обзорные знания по всему основному материалу в объеме всех содержательных линий на основе первого учебного пособия - «Основы православной культуры». Для них это - уроки объяснения нового материала на ознакомительном уровне.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения учебного курса
Личностные результаты способствуют становлению следующих характеристик ученика:
формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;
развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе, социальной справедливости и свободы;
развитию этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитию доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличию мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации:
определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
вносить соответствующие коррективы в процессе их реализации на основе оценки и учета характера ошибок;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
умение осуществлять информационный поиск (в справочных источниках и открытом информационном пространстве сети Интернет), сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами;
осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, квалификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничество;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
Предметные результаты:
в познавательной сфере - знание, понимание и принятие личностных ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
в ценностно-эстетической сфере - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения и выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Структура учебных пособий и тип урока. Обучающиеся получают обзорные знания по всему основному материалу в объеме всех содержательных линий на основе первого учебного пособия - «Основы православной культуры». Для них это - уроки объяснения нового материала на ознакомительном уровне.
Содержание музыкального пособия «Звуковая палитра» включает музыкальные материалы, позволяющие решать задачи личностно-ориентированного развивающего обучения. На его основе школьники не только получают знания о православной культуре, но и усваивают их на основе комплексных материалов духовно-нравственного и эстетического характера. Подбор музыкальных материалов включает как произведения духовной музыки в исполнении духовных хоров, так и выступления детских коллективов, репертуар которых адаптирует религиозные темы для понимания современными школьниками. Содержание музыкального пособия, как и учебного, и наглядного, отражает четыре основные линии богословского ядра содержания и способствует их углублению и раскрытию на основе тематической содержательной линии «Христианское искусство». Некоторые музыкальные материалы представлены в расширенном виде для того, чтобы учитель мог использовать их во внеурочной работе (например, тема «Рождество Христово» - для проведения школьного праздника).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ЗАКОНЧИВШИХ 7 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
- первичные представления о православной культуре, о православной христианской картине мира, о крещении Руси;
- события и основные даты истории Отечества, христианской церкви, отраженные в житиях святых;
- понимать содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию;
- православные семейные ценности;
- православные праздники;
- библейские истории;
- понятие о защитниках Отечества в наше время;
- обязанности человека – христианина;
Учащиеся должны уметь:
- вслушиваться, всматриваться в изучаемый материал, открывать в нём новое для себя;
- раскрывать причинно-следственные связи духовной истории;
- видеть красоту окружающего мира;
- отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях;
- пользуясь примерами жизни святых, давать нравственную оценку своим поступкам и поступкам людей.
Учащиеся должны понимать:
- почему Русь называют Святой;
- что является Духовной твердыней России.
Содержание программы.
7 год обучения. Святая Русь, 18-20 века. 34 часа
Церковная реформа Петра I. Святые Митрофан Воронежский и Дмитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский. 2 часа
Русские поэты размышляют о вере, верности, преданности традициям жизни предков. Как понимали слова «добрая, простая старина»? Какие изменения произошли в жизни людей 17 века? В чём царь Пётр видел источник могущества России? Причины церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни Митрофана Воронежского. Христианская добродетель кротости, смирения и послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского.
Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя Димитрия Ростовского. Как в народе сохранялись христианская вера и традиции благочестия во времена реформ. Как русские писатели и поэты использовали жития святых при работе над своими произведениями.
«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский. 2 часа
Почему 18 век называли «блестящим» веком? Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования Екатерины II. Закрытие монастырей. «Великий милостивец» Тихон Задонский. Церковное искусство как отражение состояния внутреннего (душевного и духовного) мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества и храмового зодчества18 века. Стиль барокко. Изменение стиля церковного пения как следствие изменений духовных ценностей человека 18 века.
Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский. 3 часа
Положение Православной Церкви в государстве 19 века. Падение нравов вследствие разрушения веры. Управление церкви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами веры святых того времени. Подвиги поста, послушания и молитвы святого. Добродетельная и подвижническая жизнь святого. Основание Серафимо-Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли: мощи преподобного Серафима, Свято-Троицкий собор, канавка Божией матери, святые источники, Святые дивеевские жены.
Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский. 2 часа
Мудрый наставник. 50-летнее служение церкви. Духовный и нравственный облик святителя. Общение святителя со знаменитыми людьми своего времени: святитель Филарет отвечает поэту А.С. Пушкину на вопрос о том, для чего Богом даны человеку жизнь и талант. Уважение к собеседнику. Дар убеждения, основанный на вере в Бога.
Церковное искусство как отражение духовного мира людей. Возрождение стиля древнерусского зодчества. Русско-византийский стиль. Храм Христа Спасителя в Москве. Иконы Храма Христа Спасителя. Казанский собор в Санкт-Петербурге. Его святыня - чудотворная икона Божией Матери "Казанская". Молебен полководца М.И. Кутузова у чудотворной иконы перед отправлением в армию в 1812 году. почитание памяти героя-полководца (А.С. Пушкин "Перед гробницею святой"). "Слово на смерть Кутузова" святителя Филарета - гимн Творцу мира.
Великие старцы Оптиной пустыни. 2 часа
Оптина пустынь – центр духовного возрождения Росси в 19 веке. Старчество и старцы – пример великой любви к Богу. Евангелие в жизни Оптинских старцев. Христианские добродетели святых Оптинских старцев. Для чего знаменитые люди России приезжали к старцам в Оптину пустынь? Чему учили старцы христиан? Новомученики и исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века.
Поэты рассказывают о пути России, об Оптинских старцах в произведениях духовной поэзии. Песнопения в честь Оптиной.
На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. 2 часа
Сострадание доброго пастыря. Детские годы. Как святой учился читать. Кто помог в учении отроку. Священническое служение в Кронштадте. Святой Иоанн Кронштадтский – любимый учитель. За что ученики учили своего учителя? Молитва и богослужение - главное дело жизни святого Иоанна. Благодатные дары чудотворения. Христианская любовь к ближним. Пророчества святого Иоанна Кронштадтского. Пророчества Исайи. Что предсказали святые пророки разных веков? Любовь святого к Богу.
Царственные мученики. 2 часа
Разрушение христианской культуры России в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти – изменение государственного устройства, свержение трёхсотлетней царской династии. Разрушение христианской семьи - малой (домашней) Церкви. Христианские добродетели, которые воспитывались в семье: любовь к Богу и жертвенная любовь к ближним, послушание старшим, скромность, смирение. Семья царя Николая II – Царственных мучеников страстотерпцев. Проявление христианской добродетели любви родителями и детьми.
Иконография царственной семьи. Произведения духовной поэзии, посвященные их подвигу. Церковнославянский язык о покаянии.
Новомученики и Исповедники Российские. 3 часа
Священная история - о поругании Христа. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Раскольники-обновленцы. Подвиг христианского смирения святого Патриарха. Священномученик Вениамин, митрополит Петербургский. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников. Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.
Христианские мученики ГУЛАГа. 2 часа
Священная история – о событиях на Голгофе. Русская Голгофа. Новомученики и Исповедники Российские. Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников (Соловецких, Домодедовских, Верейских, Оптинских…). Бутовский полигон – место покаяния. Иконография «Собор Новомучеников и Исповедников». Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан.
Православная культура России свидетельствует. 2 часа
Христиане размышляют о действии Промысла Божьего в жизни человека. События Священной истории и события истории России 20 века. Святые, деятели русской культуры - о России. Поэты 19-20 веков размышляют о людях своего века. Произведения русской литературы рассказывают о разрушении духовной культуры России. Рассказ "Алтарь затворенный" писателя В.А. Никифорова-Волгина.
Изучаем церковнославянский язык – тексты, в которых прославляются Святые Новомученики.
Православная культура в жизни христиан. 2 часа
Священная история – о велении Христа рассказать всем народам о спасении. Богослужение – центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия – главное Богослужение Православной Церкви. Ее основное событие – Таинства Причащения. Его духовный смысл. Проявление Божественной любви к людям.
Произведения русской литературы рассказывают о том, как христиане России сохраняли православную веру в 20 веке. Судьбы православных храмов и судьбы православных христиан. Разрушение православной святыни - храма Христа Спасителя. Историческая память - качество человека культурного. Добрые дела в возрождении памятников православной культуры России - проявление любви к людям, к окружающему миру, для христиан - любви к Творцу. Поэт рассказывает о святых заступниках Руси и России. Имена христианских мучеников 20 века.
Золотая цепь святых. 3 часа
Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющих всех в Боге Едином. Церковь торжествующая. Церковь земная и Церковь Небесная. Кто входит в Церковь Небесную. Святые дети в Церкви Небесной. Их добродетели - чистота души, простота и доброта сердца. Святые дети - святой отрок Мамант, святые отроки царевич Димитрий Угличский, Артемий Веркольский, царевич Алексий.
Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности. Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии – рассказ о святости родной земли. Повторение - о чудотворных иконах Божией Матери, оберегающих Россию - Владимирской, Казанской, Донской. Тихвинской, Смоленской.
Изучаем церковно - славянский язык – торжество и радость в тексте Евангелия, в христианских песнопениях Пасхи, песнопениях святым. О христианской радости свидетельствовали миру святые. Бессмертие.
Путешествие по святым местам родного края. 3 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Раздел (тема) курса | Кол-во часов |
Святая Русь (18-20 века) 31 | ||
1 | Контрольная работа № 1 "Святые 18-19 веков" | 1 |
2. | Контрольная работа № 2 по теме "Мученики за веру христианскую" | 1 |
3. | Итоговая контрольная работа № 3 за курс 7 класса | 1 |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№ п/п | Темы уроков | Кол-во часов / Тип урока | Характеристика учебных универсальных действий - УУД познавательные (П), регулятивные (Р), коммуникативные (К), личностные (Л) | Дата прове-дения | Домашнее задание |
1. | Вводный урок. Церковная реформа Петра I. Святой Митрофан Воронежский | 1 вводное занятие | П. Устанавливать истори-ческую и духовную взаимосвязь становления Российского государства с возникновением Православия на Руси. Р. Использовать накоплен-ные знания об основных нравственных нормах в практической деятельности. К. Устанавливать взаимо-связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей. Л. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | С.4-9, рассказ о святынях родного края | |
2. | Святой Димитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский | 1 комби-нированный | С.10-18. Подготовиться к контрольной работе. | ||
3. | «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский Входная контрольная работа по теме: «История христианской Церкви в житиях святых». | 1 провер- ка и оценка знаний | С.19-23. зад.1, с.24 | ||
4. | «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский | 1 комби-нированный | П. Усвоить понятие «агиография» Р. Уметь составлять краткий рассказ о житии русских святых. К. Понимать значение духовности, веры и религии в жизни человека и общества. Л. Оценивать с нравст-венных позиций поступки праведников, анализировать высказывания святых. | С.24-28. Ответить на вопросы , с.25 | |
5. | Святые 19 века. Для чего живет человек? | 1 комби-нированный | С. 29-33. Работа со словарем понятий. Выполнить задание на с. 34 | ||
6. | Преподобный Серафим Саровский | 1 комби-нированный | П. Осмыслить значение понятий: самоотвержен- ность, духовная радость, духовный подвиг, жертвенность. Р. Проявлять стремление к совершению добрых дел и поступков. К. Уметь делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем. Л. Находить и отбирать нужную информацию в словарях,энциклопедиях, справочниках, интернет-ресурсах. | С.35-39. Выполнить задание на с. 37 | |
7. | Преподобный Серафим Саровский | 1 комби-нированный | С.40-43. Подготовить рассказ о житии Серафима Саровского | ||
8. | Святитель Филарет, митрополит Московский | 1 комби-нированный | П. Составлять план по изучаемой теме по имеющемуся алгоритму. Р. Понимать и осознавать важность почитания святых в объектах православной культуры. К. Слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Л. Сотрудничать со сверстниками при распределении ролей в совместной работе. | С.44-50. Задания из рубрики «Для самостоятельной работы». | |
9. | Святитель Филарет, митрополит Московский | 1 комби-нированный | П. Понимать значение деяний русских митрополитов в истории России. Р. Комментировать факты из прочитанного текста, об исторической преемственности. К. Анализировать свиде-тельства различных источников о данном периоде. Л. Высказывать суждения о значении духовного краеведения | С.50-56. Заполнение таблицы в тетради | |
10. | Великие старцы Оптиной Пустыни | 1 комби-нированный | П. Усвоить понятия предание, духовное завещание, духовные силы человека Р. Осознавать значение соборов Московского Кремля в истории Отечества. К. Формулировать собственное мнение и позиции. Л. Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям | С. 57-63. Задания из рубрики «Для самостоятельной работы». | |
11. | Великие старцы Оптиной Пустыни | 1 комби-нированный | С.64-70. Ответить на вопросы к стихотворению А. Майкова "Завет старины" | ||
12. | На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский | 1 комби-нированный | П. - смысловое чтение, анализ информации; Р. - ставить новые учебные задачи совместно с учителем; К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушая собеседника; Л. - уважительное уважение к истории и православной культуре. | С.71-77. Выполнить задания рубрики "Обсуждаем-размышляем | |
13. | На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский | 1 комби-нированный | С.78-87. Сопоставить ответы на вопросы 5 и 6, с.82,83 | ||
14. | Контрольная работа «Святые 18-19 веков» | 1 комби-нированный | П. Иметь представление о православных монастырях, связанных с именем Сергия Радонежского. Р. Уметь рассказать о деятелях истории и культуры с ними связанных. К. Проводить самостоя-тельное исследование по истории монастырей. Л. Уважительно относиться к русским святыням | Самостоятельное исследование по теме "Наше культурное наследие" | |
15. | Царственные мученики | 1 комби-нированный | П. Знать историю происхождения монашества. Осмыслить роль монашест-ва в истории России. Р. Осознать смысл духов-ного подвига монашества. К. Уметь давать ответы на вопросы разных типов, строить связные высказывания. Л. Анализировать жизнен-ные ситуации сточки зрения нравственности. | С.88-93. Задания из рубрики для самостоятельной работы с.92 | |
16. | Царственные мученики | 1 комби-нированный | С.94-99. Подготовить презентацию о святых | ||
17. | Новомученики и Исповедники российские. Из истории духовной культуры России | 1 комби-нированный | С.100-104. Ответы на вопросы с. 105 | ||
18. | Новомученики и Исповедники российские | 1 комби-нированный | П. Иметь представление о православных монастырях, связанных с именами Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Р. Уметь рассказать о деятелях истории и культуры с ними связанных. К. Проводить самостоя-тельное исследование по истории монастырей. Л. Уважительно относиться к православным святыням. | С.105-111. Анализ стихотворения И. Ляпина "Баллада о сорока мучениках" | |
19. | Новомученики и Исповедники российские | 1 комби-нированный | Повторение изученного | ||
20. | Христианские мученики ГУЛАГа | 1 провер- ка и оценка знаний | С.112-118. Мини-сочинение на тему "Что такое подвиг веры?" | ||
21. | Христианские мученики ГУЛАГа | 1 комби-нированный | П. Стремиться к осмыслению событий Священной истории, явлению Святой Троицы человеку. Р. Осознать смысл духовного подвига Александра Свирского. .К. Уметь давать ответы на вопросы разных типов, строить связные высказывания. Л. Высказывать суждения о традициях почитания святых и увековечивании памяти предков. | С.119-126. Рассказ о Бутовском полигоне | |
22. | Контрольная работа по теме: «Мученики за веру христианскую» | 1 комби-нированный | С.127- 133. Выучить определения. | ||
23. | Православная культура России свидетельствует. Великие люди России о грядущем | 1 комби-нированный | П. Стремиться к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными. Р. Осмыслить значение подвига юродства Василия Блаженного. К. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей Л. Формулировать собственное мнение понятия блаженный, значит счастливый" | С.134-142. вопросы с. 142 | |
24. | Православная культура России свидетельствует | 1 комби-нированный | С.143-152. Задание из раздела "Для самостоятельной работы" с. 152 | ||
25. | Православная культура в жизни христиан | 1 комби-нированный | П. Проводить аналогии между духовными ценностями и поступками людей. Р. Рассуждать о духовном значении мужества святого. К. Уметь объяснить , как должен вести себя мужественный человек. Л. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства | С.153-157. Выполнить задание с.156. | |
26. | Православная культура в жизни христиан | 1 комби-нированный | С.158-169. Задания из рубрики «Для самостоятельной работы». | ||
27. | Золотая цепь святых. Из истории христианской культуры | 1 комби-нированный | С.170-173. Подготовить рассказ о русских святых | ||
28. | Золотая цепь святых | 1 комби-нированный | П. Уметь делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем. Р. Находить и отбирать нужную информацию в словарях, энциклопедиях, справочниках. К. Выявлять и анализировать нравственную проблематику притчи о неразумном богаче. Л. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | С.174-178. Выполнить задание с.179-180 | |
29. | Золотая цепь святых | 1 комби-нированный | С.178-187. Подготовиться к контрольной работе. | ||
30. | Итоговая контрольная работа за курс 7 класса | 1 комби-нированный | П. Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов. Р. Устанавливать причинно-следственные связи. К. Усвоить базовые национальные ценности, традиции. Л. Обобщить знания, понятия и представления о христианском церковном искусстве | Повторение изученного материала | |
31-33 | Экскурсия "Путешествия по святым местам родной земли" | П. Проявлять достойное и уважительное отношение к историческому и культурному наследию русского народа. Р. Усвоить особенности церковной архитектуры. К. Устанавливать взаимо-связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей. Л. Стремиться к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными. | Повторение изученного материала | ||
34. | Итоговое обобщение и систематизация знаний по теме «Святая Русь 10-17 вв.» | 1 проверка и оценка знаний | П. Определять наиболее эффективные способы достижения результата Р. Уметь распределять роли в совместной деятельности над проектом. К. Уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Л. Проявлять личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности |
Календарно-тематическое планирование
Трим. | Срок | № урока | Тема урока | Кол. часов |
Тема «Святая Русь» 34 | ||||
I | Октябрь Сентябрь | 1 | Церковная реформа Петра I. Святой Митрофан Воронежский | 1 |
2 | Святой Димитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский | 1 | ||
3 | «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский | 1 | ||
4 | «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский | 1 | ||
5 | Святые 19 века | 1 | ||
6 | Преподобный Серафим Саровский | 1 | ||
7 | Преподобный Серафим Саровский | 1 | ||
II | 8 | Святитель Филарет, митрополит Московский | 1 | |
ноябрь | 9 | Святитель Филарет, митрополит Московский | 1 | |
10 | Великие старцы Оптиной Пустыни | 1 | ||
Январь декабрь | 11 | Великие старцы Оптиной Пустыни | 1 | |
12 | На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский | 1 | ||
13 | На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский | 1 | ||
14 | Контрольная работа «Святые 18-19 веков» | 1 | ||
15 | Царственные мученики | 1 | ||
16 | Царственные мученики | 1 | ||
17 | Новомученики и Исповедники российские | 1 | ||
18 | Новомученики и Исповедники российские | 1 | ||
февраль | 19 | Новомученики и Исповедники российские | 1 | |
20 | Христианские мученики ГУЛАГа | 1 | ||
21 | Христианские мученики ГУЛАГа | 1 | ||
март | 22 | Контрольная работа по теме «Мученики за веру христианскую» | 1 | |
23 | Православная культура России свидетельствует. Великие люди России о грядущем | 1 | ||
24 | Православная культура России свидетельствует | 1 | ||
25 | Православная культура в жизни христиан | 1 | ||
апрель | 26 | Православная культура в жизни христиан | 1 | |
27 | Золотая цепь святых. Из истории христианской культуры | 1 | ||
28 | Золотая цепь святых | 1 | ||
29 | Золотая цепь святых | 1 | ||
30 | Итоговая контрольная работа за курс 7 класса | 1 | ||
май | ||||
31 | Экскурсия по святым местам родного края | 1 | ||
32 | Экскурсия по святым местам родного края | 1 | ||
33 | Экскурсия по святым местам родного края | 1 | ||
34 | Итоговое обобщение и систематизация знаний по теме «Святая Русь 10-17 вв.» | 1 | ||
Итого 34 |
В течение года запланировано:
Контрольных работ – 3
Урок 13: Контрольная работа №1 по теме «Святые 18-19 веков».
Урок 22: Контрольная работа № 2 по теме «Мученики за веру христианскую» Урок 34: Итоговая контрольная работа № 3 за курс 7 класса.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православной веры в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника.
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.7 год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
2. Шевченко Л.Л. Православная культура. Концепция и учебные программы дошкольного и школьного (1-11 годы) образования.- М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.
3. Шевченко Л.Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя. 6-7 годы обучения.- М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
4. Шевченко Л.Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя. 5 - 11 классы.- М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.
5. Шевченко Л.Л. Православная культура. Наглядное пособие. 6-7 годы обучения.- М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
6. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения дома и в школе/ Сост. прот. Александр Соколов - М.: Издательский дом "Покров", 2004.
7. Бородина А. В. Основы православной культуры: учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.- М.: Издательский дом "Покров", 2008.
8. Духовно-нравственная культура в школе: Учебно–методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Сб.1. - М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2007.
8. "Духовно- нравственное воспитание»" - научно-просветительский журнал (приложение к журналу "Воспитание школьников").
10. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова. Книга для чтения с детьми дома и в школе.- М.: Издательский дом "Покров", 2008.
11. Народные праздники. Методологические разработки и сценарии.- Екатеринбург, 2008.
12. Шмелев И.С. Душа России.- СПб., 2010.
13. Шмелев И.С. Лето Господне.- СПб., 2010.
Интернет-ресурсы
1. Википедия - Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Л.Л. Шевченко. Учебно-методические комплекты "Православная культура".
http://www.trad-center.ru/
3. Электронная библиотека ГПНБ имени К. Д. Ушинского.
http://elib.gnpbu.ru/
4. ГНПБ имени К. Д. Ушинского. http://www.gnpbu.ru/
5. Смоленская духовная семинария. Основы православной культуры.
http://www.smolensk-seminaria.ru/
6. Электронные библиотеки:
http://www.svetoch-opk.ru/
http://www.radostmoya.ru
Средства обучения
1. Печатные пособия:
- Альбомы и книги с репродукциями икон Христа, Богоматери, святых.
- Информационно-коммуникационные средства:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (8 CD).
- Большая энциклопедия России: Религиозное искусство (1 CD).
- Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия» (1 CD).
3. Технические средства обучения:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, DVD, музыкальный центр.
Формы и средства контроля
Контрольная работа №1
по теме «Святые 18-19 веков»
1. Дайте определение или понятие следующих слов:
святой, мученик, страстотерпцы, епархия, православный катехизис, аналой.
2. Как вы считаете, почему Иоанна Кронштадтского причислили к лику Святых?
3. Был ли святитель Тихон Задонский богатым человеком?
Почему он радовался, когда раздавал много милостыни?
- Назовите имена Царственных мучеников.
- Назовите христианские добродетели, которые проявили члены святой Царской семьи.
6. Что вы знаете из жития святых: преподобного Серафима Саровского;
святителя Митрофана Воронежского; святого праведного Иоанна Русского. (Жизнеописание одного святого).
Критерии оценивания работ:
Отметка «5» ставится за верно выполненные 6 заданий;
«4» - за 4-5 заданий;
«3» - за 3 задания.
Контрольная работа № 2 по теме
«Мученики за веру христианскую»
Вопросы:
- В чём состоит христианский подвиг?
- В чём заключался подвиг Новомучеников и Исповедников Российских?
- Что помогало мученикам за веру христианскую сохранять мужество и противостоять злу?
- Что в христианской культуре называют покаянием? Кто и за что приносит покаяние?
- Объясните значение слов мученик и новомученик.
Критерии оценивания работ:
Отметка «5» ставится за верно данные ответы на 4 вопроса;
«4» - за верные ответы на 3 вопроса;
«3» - за верные ответы на 2 вопроса;
Контрольная работа № 3.
Итоговая работа за курс 7 класса
Проект «Святые 18-20 веков» - защита проекта.
Критерии оценивания работы:
Отметка «5» - работа выполнена полностью, замечаний нет;
«4» - имеются некоторые неточности или в неполном объёме;
«3» - имеются существенные замечания или выполнена ½ часть
работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам православной культуры 4-8 класс
Рабочая программа по Основам православной культуры для 4-8 классов составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённо...
Рабочая программа по основам православной культуры для 5, 6, 7 классов на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по основам православной культуре разработана на основе программы А. В. Бородиной « История религиозной культуры» ; издательство Экзамен 2011 г. для коррекционной школы-интернат VIII ...
Рабочая программа по Основам православной культуры - 4-5 класс.
Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией духовно – нравственного воспитания, программой «Основы религиозных культур и светской этики», одобренной Ф...
рабочая программа ОРКСЭ. Основы православной культуры 4 класс
рабочая программа...
Приложение к рабочей программе ОРКСЭ. Основы православной культуры. КТП 4 класс
Календарно - тематическое планирование курса...
Рабочая программа кружка "Основы православной культуры" 5-9 классы 2016-2017 уч.год
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе авторской программы А. В. Бородиной. Расчитана на 5-ти дневную рабочую....
Рабочая программа по основам православной культуры для 5 класса
Данный курс является одним из модулей изучения духовно - нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно - нравственное воспитание личности», на...