Рабочая программа по основам православной культуры для 7 класса
рабочая программа (7 класс) на тему

Бознякова Татьяна Владимировна

Данный курс является одним из  модулей изучения духовно - нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно - нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается  Федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_opk_7_kl.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

7 класс  (1 час в неделю, всего 34 часа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по основам православной культуры для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с "Примерным содержанием образования по учебному предмету "Православная культура", концепции и программы учебного предмета "Православная культура" автора Шевченко Л.Л. рекомендованной Минобрнауки РФ (Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012).

Данный курс является одним из  модулей изучения духовно - нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно - нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается  Федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.

        В «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся составной частью Федерального государственных образовательных стандартов основного общего образования, направления организации духовно - нравственного развития и воспитания учащихся определены следующим образом:

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
  • обеспечение самоопределения личности, создания условий ее самореализации;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

 Продолжается разработка учебно-воспитательных задач:

  • преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;
  • воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
  • передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, методические пособия и вспомогательную литературу.

Ведущей темой программы 7 года обучения  является интегративная тема "История христианской церкви в житиях ее святых", "Святая Русь, 18-20 века".

Рабочая программа по ОПК для 7 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие православной культурыс предметами: «Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Музыка», «История», «Обществознание».

Целью программы седьмого года обучения является воспитание духовности, уважения к прошлому, ценностям отечественной и мировой культуры (светской и духовной) на основе знакомства с материалом истории христианской церкви в житиях святых.

Задачи рабочей программы:

  • воспитание нравственных качеств: доброты, милосердия, любви к ближнему, к своему народу, Родине;
  • воспитание чувства ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, на положительных примерах жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
  • освоение первичных знаний о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
  • ознакомление учащихся с событиями истории Отечества 18-20 веков, христианской церкви в житиях ее святых
  • развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории, раскрытию причинно-следственных, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса;
  • развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности
  • формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей  действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо умения школьников охарактеризовать термины  и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном  российском контексте.

Место предмета в учебном плане

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа отводит 34 учебных часа для обязательного изучения в качестве эксперимента основ православной культуры в 7 классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю.

В конце 1 и 2 полугодия урок повторения пройденного материала включает контрольные работы в виде письменных работ, разноуровнего тестирования. Запланирована экскурсия к православным святыням.

Формы обучения: комбинированный интегрированный урок, экскурсии, семинары, диспуты, лекции, обсуждения и т.д.

Виды деятельности на уроке: слушание рассказ учителя, обсуждение-размышление, создание мультимедийных презентаций, рассматривание иллюстраций, рисование, чтение, сочинение рассказов, исследовательские проекты и творческие работы, доклады, сообщения и т.д.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения православной культуры приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих 7 класс», который полностью соответствует стандарту.

Требования к уровню подготовки обучающихся определены в содержании по предмету «Православная культура» и концептуальном обосновании образовательной области «Духовно-нравственная культура». Система проверочных заданий включена также в тексты учебных пособий и поурочные разработки методических пособий для каждого года обучения.

Отбор учебного материала был произведен в соответствии с тематическими линиями, определенными программным содержанием (МО РФ, Москва, 2009 год). Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров: в каждом последующем классе производится углубление материала предыдущего года обучения. Изложение материала тематических линий в учебных пособиях носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися общеобразовательных школ.

Структура учебных пособий и тип урока. Обучающиеся получают обзорные знания по всему основному материалу в объеме всех содержательных линий на основе первого учебного пособия - «Основы православной культуры». Для них это - уроки объяснения нового материала на ознакомительном уровне.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения учебного курса

Личностные результаты способствуют становлению следующих характеристик ученика:

формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе, социальной справедливости и свободы;

развитию этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитию доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличию мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации:

 определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;

вносить соответствующие коррективы в процессе их реализации на основе оценки и учета характера ошибок;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;

умение осуществлять информационный поиск (в справочных источниках и открытом информационном пространстве сети Интернет), сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами;

осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, квалификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничество;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

Предметные результаты:

в познавательной сфере - знание, понимание и принятие личностных ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

в ценностно-эстетической сфере - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения и выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты   деятельности;

в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Структура учебных пособий и тип урока. Обучающиеся получают обзорные знания по всему основному материалу в объеме всех содержательных линий на основе первого учебного пособия - «Основы православной культуры». Для них это - уроки объяснения нового материала на ознакомительном уровне.

Содержание музыкального пособия «Звуковая палитра» включает музыкальные материалы, позволяющие решать задачи личностно-ориентированного развивающего обучения. На его основе школьники не только получают знания о православной культуре, но и усваивают их на основе комплексных материалов духовно-нравственного и эстетического характера. Подбор музыкальных материалов включает как произведения духовной музыки в исполнении духовных хоров, так и выступления детских коллективов, репертуар которых адаптирует религиозные темы для понимания современными школьниками. Содержание музыкального пособия, как и учебного, и наглядного, отражает четыре основные линии богословского ядра содержания и способствует их углублению и раскрытию на основе тематической содержательной линии «Христианское искусство». Некоторые музыкальные материалы представлены в расширенном виде для того, чтобы учитель мог использовать их во внеурочной работе (например, тема «Рождество Христово» - для проведения школьного праздника).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ,  

ЗАКОНЧИВШИХ 7 КЛАСС

Учащиеся должны знать:

  • первичные представления о православной культуре, о православной христианской картине мира, о крещении Руси;
  • события и основные даты истории Отечества, христианской церкви, отраженные в житиях святых;
  • понимать содержание  отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию;
  • православные семейные ценности;
  • православные праздники;
  • библейские истории;
  • понятие о защитниках Отечества в наше время;
  • обязанности человека – христианина;

Учащиеся должны уметь:

  • вслушиваться, всматриваться в изучаемый  материал, открывать в нём новое  для себя;
  • раскрывать причинно-следственные связи духовной истории;
  • видеть красоту окружающего мира;
  • отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях;
  • пользуясь примерами жизни святых, давать нравственную оценку своим поступкам и поступкам людей.

Учащиеся должны понимать:

  • почему Русь называют Святой;
  • что является Духовной твердыней России.


Содержание программы.

 7 год обучения.  Святая Русь, 18-20 века.   34 часа

Церковная реформа Петра I. Святые Митрофан Воронежский и Дмитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский.                                      2 часа

Русские поэты размышляют о вере, верности, преданности традициям жизни предков. Как понимали слова «добрая, простая старина»? Какие изменения произошли в жизни людей 17 века? В чём царь Пётр видел источник могущества России? Причины церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни Митрофана  Воронежского. Христианская добродетель кротости, смирения и послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского.

Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя  Димитрия Ростовского. Как в народе сохранялись христианская вера и традиции благочестия во времена реформ. Как русские писатели и поэты использовали жития святых при работе над своими произведениями.

«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский.                     2 часа

Почему 18 век называли «блестящим» веком? Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования Екатерины II. Закрытие монастырей. «Великий милостивец» Тихон Задонский. Церковное искусство как отражение состояния  внутреннего  (душевного и духовного) мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества и храмового зодчества18 века. Стиль барокко. Изменение стиля церковного пения как следствие изменений духовных ценностей человека 18 века.

Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский.                  3 часа

Положение Православной Церкви в государстве 19 века. Падение  нравов вследствие разрушения веры. Управление церкви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами веры святых того времени. Подвиги поста, послушания и молитвы святого. Добродетельная и подвижническая жизнь святого. Основание Серафимо-Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли: мощи преподобного Серафима, Свято-Троицкий собор, канавка Божией матери, святые источники, Святые дивеевские жены.

 Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский.   2 часа

Мудрый наставник. 50-летнее служение церкви. Духовный и нравственный облик святителя. Общение святителя  со знаменитыми людьми своего времени: святитель Филарет отвечает поэту А.С. Пушкину на вопрос о том, для чего Богом даны человеку жизнь и талант. Уважение к собеседнику. Дар убеждения, основанный на вере в Бога.

Церковное искусство как отражение духовного мира людей. Возрождение стиля древнерусского зодчества. Русско-византийский стиль. Храм Христа Спасителя в Москве. Иконы Храма Христа Спасителя. Казанский собор в Санкт-Петербурге. Его святыня - чудотворная икона Божией Матери "Казанская". Молебен полководца М.И. Кутузова у чудотворной иконы перед отправлением в армию в 1812 году. почитание памяти героя-полководца (А.С. Пушкин "Перед гробницею святой"). "Слово на смерть Кутузова" святителя Филарета - гимн Творцу мира.

Великие старцы Оптиной пустыни.                                                  2 часа

 Оптина пустынь – центр духовного возрождения Росси в 19 веке. Старчество и старцы – пример великой любви к Богу. Евангелие в жизни Оптинских старцев. Христианские добродетели святых Оптинских старцев. Для чего знаменитые люди России приезжали к старцам в Оптину пустынь? Чему учили старцы христиан? Новомученики и исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века.

 Поэты рассказывают о пути России, об Оптинских старцах в произведениях духовной поэзии. Песнопения в честь Оптиной.

На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.   2 часа

 Сострадание доброго пастыря. Детские годы. Как святой учился читать. Кто помог в учении отроку.  Священническое служение в Кронштадте. Святой Иоанн Кронштадтский – любимый учитель. За что ученики учили своего учителя? Молитва и богослужение - главное дело жизни святого Иоанна. Благодатные дары чудотворения. Христианская любовь к ближним.   Пророчества святого  Иоанна Кронштадтского. Пророчества Исайи. Что предсказали святые пророки разных веков? Любовь святого к Богу.

Царственные мученики.                                                                     2 часа

 Разрушение христианской культуры России в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти – изменение государственного устройства, свержение трёхсотлетней царской династии. Разрушение христианской семьи - малой (домашней) Церкви. Христианские добродетели, которые воспитывались в семье: любовь к Богу и жертвенная любовь к ближним, послушание старшим, скромность, смирение. Семья царя Николая II – Царственных мучеников страстотерпцев. Проявление христианской добродетели любви родителями и детьми.

Иконография царственной семьи. Произведения духовной поэзии, посвященные их подвигу. Церковнославянский язык о покаянии.

Новомученики и Исповедники Российские.                                    3 часа

Священная история - о поругании Христа. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Раскольники-обновленцы. Подвиг христианского смирения святого Патриарха. Священномученик Вениамин, митрополит Петербургский. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников. Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.

Христианские мученики ГУЛАГа.                                                    2 часа

Священная история – о событиях на Голгофе. Русская Голгофа. Новомученики и Исповедники Российские. Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников (Соловецких, Домодедовских, Верейских, Оптинских…). Бутовский полигон – место покаяния. Иконография «Собор Новомучеников и Исповедников». Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан.

Православная культура России свидетельствует.                       2 часа

 Христиане размышляют о действии Промысла Божьего в жизни человека. События Священной истории и события истории России 20 века. Святые, деятели русской культуры - о России. Поэты 19-20 веков размышляют о людях своего века. Произведения русской литературы рассказывают о разрушении духовной культуры России. Рассказ "Алтарь затворенный" писателя В.А. Никифорова-Волгина.

Изучаем церковнославянский язык – тексты, в которых прославляются Святые Новомученики.

Православная культура в жизни христиан.                                 2 часа

Священная история – о велении Христа рассказать всем народам о спасении. Богослужение – центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия – главное Богослужение Православной Церкви. Ее основное событие – Таинства Причащения. Его духовный смысл. Проявление Божественной любви к людям.

Произведения русской литературы рассказывают о том, как христиане России сохраняли православную веру в 20 веке. Судьбы православных храмов и судьбы православных христиан. Разрушение православной святыни - храма Христа Спасителя. Историческая память - качество человека культурного. Добрые дела в возрождении памятников православной культуры России - проявление любви к людям, к окружающему миру, для христиан - любви к Творцу. Поэт рассказывает о святых заступниках Руси и России. Имена христианских мучеников 20 века.

Золотая цепь святых.                                                                           3 часа

 Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющих всех в Боге Едином. Церковь торжествующая. Церковь земная и Церковь Небесная. Кто входит в Церковь Небесную. Святые дети в Церкви Небесной. Их добродетели - чистота души, простота и доброта сердца. Святые дети -  святой отрок Мамант, святые отроки царевич Димитрий Угличский, Артемий Веркольский, царевич Алексий.

 Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности.             Торжество и  христианская радость в русской духовной поэзии – рассказ о святости родной земли. Повторение - о чудотворных иконах Божией Матери, оберегающих Россию - Владимирской, Казанской, Донской. Тихвинской, Смоленской.

Изучаем церковно - славянский язык – торжество и радость в тексте Евангелия, в христианских песнопениях Пасхи, песнопениях святым. О христианской радости свидетельствовали миру святые. Бессмертие.

Путешествие по святым местам родного края.                              3 часа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

темы

Раздел (тема) курса

Кол-во часов

                             Святая Русь (18-20 века)                               31

1

Контрольная работа № 1

"Святые 18-19 веков"

1

2.

Контрольная работа № 2

 по теме "Мученики за веру христианскую"

1

3.

Итоговая контрольная работа № 3

за курс 7 класса

1

Итого

34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС

№ п/п

Темы уроков

Кол-во часов / Тип урока

Характеристика учебных универсальных действий - УУД 

познавательные (П),

регулятивные (Р),

коммуникативные (К),

 личностные (Л)

Дата прове-дения

Домашнее задание

1.

Вводный урок. Церковная реформа Петра I. Святой Митрофан Воронежский

1

вводное занятие

 П. Устанавливать истори-ческую и духовную взаимосвязь становления Российского государства с возникновением Православия на Руси.

 Р.  Использовать накоплен-ные знания об основных нравственных нормах в практической деятельности.

 К.  Устанавливать взаимо-связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.

Л.  Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

С.4-9, рассказ о святынях родного края

2.

Святой Димитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский

1

комби-нированный

С.10-18. Подготовиться к контрольной работе.  

3.

«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский Входная контрольная работа по теме: «История христианской Церкви в житиях святых».

1

провер-

ка и оценка знаний

  С.19-23.

 зад.1, с.24

4.

«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский

1

комби-нированный

 П. Усвоить понятие «агиография»

 Р. Уметь составлять краткий рассказ о  житии русских святых.

 К.  Понимать значение духовности, веры и религии в жизни человека и общества.

 Л. Оценивать с нравст-венных позиций поступки праведников, анализировать высказывания святых.

С.24-28.   Ответить на вопросы , с.25

5.

Святые 19 века.

Для чего живет человек?

1

комби-нированный

С. 29-33. Работа со словарем понятий. Выполнить задание на с. 34  

6.

Преподобный Серафим Саровский

1

комби-нированный

 П. Осмыслить значение понятий: самоотвержен-

ность,  духовная радость, духовный подвиг, жертвенность.

  Р. Проявлять стремление к совершению добрых дел и поступков.

 К. Уметь делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

  Л.  Находить и отбирать нужную информацию в словарях,энциклопедиях, справочниках, интернет-ресурсах.

  С.35-39.

 Выполнить задание на с. 37  

7.

Преподобный Серафим Саровский

1

комби-нированный

  С.40-43.

 Подготовить рассказ о житии Серафима  Саровского

8.

Святитель Филарет, митрополит Московский

1

комби-нированный

 П. Составлять план по изучаемой теме по имеющемуся алгоритму.

 Р. Понимать и осознавать важность почитания святых  в объектах православной культуры.

 К. Слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

 Л.  Сотрудничать со сверстниками при распределении ролей в совместной работе.

С.44-50.  

Задания из рубрики  «Для самостоятельной работы».  

9.

Святитель Филарет, митрополит Московский

1

комби-нированный

П. Понимать значение деяний  русских митрополитов в истории России.

 Р.  Комментировать факты из прочитанного текста, об исторической преемственности.

 К.  Анализировать свиде-тельства различных источников о данном периоде.

 Л.   Высказывать суждения о значении духовного краеведения

С.50-56.

Заполнение таблицы в тетради  

10.

Великие старцы Оптиной Пустыни

1

комби-нированный

П. Усвоить понятия предание, духовное завещание, духовные силы человека

Р. Осознавать значение  соборов Московского Кремля в истории Отечества.

К. Формулировать собственное мнение и позиции.

Л. Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям

С. 57-63.

Задания из рубрики  «Для самостоятельной работы».  

11.

Великие старцы Оптиной Пустыни

1

комби-нированный

  С.64-70.

Ответить на вопросы к стихотворению

А. Майкова "Завет старины"

12.

На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский  

1

комби-нированный

П. - смысловое чтение, анализ информации;

Р. - ставить новые учебные задачи совместно с учителем;

К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушая собеседника;

Л. - уважительное уважение к истории и православной культуре.

  С.71-77.

Выполнить задания рубрики

"Обсуждаем-размышляем

13.

На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский  

1

комби-нированный

С.78-87.  Сопоставить ответы на вопросы 5 и 6, с.82,83  

14.

Контрольная работа «Святые 18-19 веков»

1

комби-нированный

П. Иметь представление о православных монастырях, связанных с именем  Сергия Радонежского.

Р. Уметь рассказать о деятелях истории и культуры с ними связанных.

К. Проводить самостоя-тельное исследование по истории монастырей.

Л. Уважительно относиться  к русским святыням

Самостоятельное исследование по теме "Наше культурное наследие"

15.

Царственные мученики

1

комби-нированный

П. Знать  историю происхождения монашества.

Осмыслить роль монашест-ва в истории России.

Р.  Осознать смысл духов-ного подвига монашества.

К. Уметь давать ответы на вопросы разных типов, строить связные высказывания.

Л. Анализировать жизнен-ные ситуации  сточки зрения нравственности.

 С.88-93.

 Задания из рубрики  для самостоятельной работы с.92  

16.

Царственные мученики

1

комби-нированный

  С.94-99.

 Подготовить презентацию о святых  

17.

Новомученики и Исповедники  российские. Из истории духовной культуры России

1

комби-нированный

  С.100-104.

 Ответы на  

вопросы  с. 105

18.

Новомученики и Исповедники  российские

1

комби-нированный

П. Иметь представление о православных монастырях, связанных с именами  Нила Сорского и Иосифа Волоцкого.

Р. Уметь рассказать о деятелях истории и культуры с ними связанных.

К. Проводить самостоя-тельное исследование по истории монастырей.

Л. Уважительно относиться  к православным святыням.

С.105-111.

Анализ стихотворения

И. Ляпина "Баллада о сорока мучениках"

19.

Новомученики и Исповедники  российские

1

комби-нированный

Повторение изученного

20.

Христианские мученики ГУЛАГа

1

провер-

ка и оценка знаний

С.112-118.  

Мини-сочинение

на тему "Что такое подвиг веры?"  

21.

Христианские мученики ГУЛАГа

1

комби-нированный

П. Стремиться к осмыслению событий Священной истории, явлению Святой Троицы человеку.

 Р. Осознать смысл духовного подвига Александра Свирского.

.К. Уметь давать ответы на вопросы разных типов, строить связные высказывания.

Л. Высказывать суждения о традициях почитания святых и увековечивании памяти предков.

С.119-126.  

Рассказ о Бутовском полигоне  

22.

Контрольная работа по теме: «Мученики за веру христианскую»

1

комби-нированный

  С.127- 133.

Выучить определения.  

23.

Православная культура России свидетельствует. Великие люди России о грядущем

1

комби-нированный

П. Стремиться к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными.

Р. Осмыслить значение подвига юродства Василия Блаженного.

К. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Л. Формулировать собственное мнение  понятия блаженный, значит счастливый"

С.134-142.

вопросы с. 142

24.

Православная культура России свидетельствует

1

комби-нированный

  С.143-152.  

Задание из раздела "Для самостоятельной работы" с. 152

25.

Православная культура в жизни христиан

1

комби-нированный

П. Проводить аналогии между духовными ценностями и поступками людей.

Р. Рассуждать о духовном значении мужества святого.

К. Уметь объяснить , как должен вести себя мужественный человек.

Л. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства

С.153-157.

Выполнить задание с.156.  

26.

Православная культура в жизни христиан

1

комби-нированный

С.158-169.

 Задания из рубрики  «Для самостоятельной работы».  

27.

Золотая цепь святых.

Из истории христианской культуры

1

комби-нированный

С.170-173.

Подготовить рассказ о русских святых

28.

Золотая цепь святых

1

комби-нированный

П. Уметь делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

Р. Находить и отбирать нужную информацию в словарях, энциклопедиях,

справочниках.

К. Выявлять и анализировать нравственную проблематику притчи  о неразумном богаче.

Л. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

  С.174-178.

Выполнить задание с.179-180

29.

Золотая цепь святых

1

комби-нированный

С.178-187.

Подготовиться к контрольной работе.  

30.

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

1

комби-нированный

П. Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов.

Р. Устанавливать причинно-следственные связи.

К. Усвоить базовые национальные ценности, традиции.

Л. Обобщить знания, понятия и представления о христианском церковном искусстве

Повторение изученного материала  

31-33

Экскурсия "Путешествия по святым местам родной земли"

П. Проявлять достойное и уважительное отношение к историческому и культурному наследию русского народа.

Р. Усвоить особенности церковной  архитектуры.

К. Устанавливать взаимо-связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.

Л. Стремиться к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными.

Повторение изученного материала  

34.

Итоговое обобщение и систематизация знаний по теме «Святая Русь 10-17 вв.»

1

проверка

 и оценка знаний

П. Определять наиболее эффективные способы достижения результата

Р. Уметь распределять роли в совместной деятельности над проектом.

К. Уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Л. Проявлять личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности

Календарно-тематическое  планирование

Трим.

Срок

№ урока

Тема урока

Кол.

часов

Тема «Святая Русь»                                                                                                                              34

I

Октябрь              Сентябрь

1

Церковная реформа Петра I. Святой Митрофан Воронежский

1

2

Святой Димитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский

1

3

«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский

1

4

«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский

1

5

Святые 19 века

1

6

Преподобный Серафим Саровский

1

7

Преподобный Серафим Саровский

1

II

8

Святитель Филарет, митрополит Московский

1

ноябрь

9

Святитель Филарет, митрополит Московский

1

10

Великие старцы Оптиной Пустыни

1

Январь          декабрь

11

Великие старцы Оптиной Пустыни

1

12

На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский  

1

13

На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский  

1

14

Контрольная работа «Святые 18-19 веков»

1

15

Царственные мученики

1

16

Царственные мученики

1

17

Новомученики и Исповедники  российские

1

18

Новомученики и Исповедники российские

1

февраль

19

Новомученики и Исповедники российские

1

20

Христианские мученики ГУЛАГа

1

21

Христианские мученики ГУЛАГа

1

март

22

Контрольная работа по теме «Мученики за веру христианскую»

1

23

Православная культура России свидетельствует. Великие люди России о грядущем

1

24

Православная культура России свидетельствует

1

25

Православная культура в жизни христиан

1

апрель

26

Православная культура в жизни христиан

1

27

Золотая цепь святых. Из истории христианской культуры

1

28

Золотая цепь святых

1

29

Золотая цепь святых

1

30

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

1

май

31

Экскурсия по святым местам родного края

1

32

Экскурсия по святым местам родного края

1

33

Экскурсия по святым местам родного края

1

34

Итоговое обобщение и систематизация знаний по теме «Святая Русь 10-17 вв.»

1

                                    Итого                                                                                               34

В течение года запланировано:

Контрольных работ – 3

Урок 13:  Контрольная работа №1 по теме «Святые 18-19 веков».

Урок 22: Контрольная работа № 2 по теме «Мученики за веру христианскую» Урок 34:  Итоговая контрольная работа № 3 за курс 7 класса.

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православной веры в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника.

  ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 1.  Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.7 год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

 2.  Шевченко Л.Л. Православная культура. Концепция и учебные программы дошкольного и школьного (1-11 годы) образования.- М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.

 3.  Шевченко Л.Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя.  6-7 годы обучения.- М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

 4.  Шевченко Л.Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя.  5 - 11 классы.- М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.

 5.  Шевченко Л.Л. Православная культура. Наглядное пособие.  6-7 годы обучения.- М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

 6. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения дома и в школе/ Сост. прот. Александр Соколов - М.: Издательский дом "Покров", 2004.

7. Бородина А. В.  Основы православной культуры: учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.- М.: Издательский дом "Покров", 2008.

         8. Духовно-нравственная культура в школе: Учебно–методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Сб.1. - М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2007.

 8. "Духовно- нравственное воспитание»" -  научно-просветительский журнал (приложение к журналу "Воспитание школьников").

10. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова. Книга для чтения с детьми дома и в школе.- М.: Издательский дом "Покров", 2008.

11. Народные праздники. Методологические разработки и сценарии.- Екатеринбург, 2008.

12. Шмелев И.С. Душа России.- СПб., 2010.

13. Шмелев И.С. Лето Господне.- СПб., 2010.

       

 Интернет-ресурсы

     1.  Википедия - Свободная энциклопедия.         http://ru.wikipedia.org/wiki 

     2.  Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Л.Л. Шевченко. Учебно-методические комплекты "Православная культура".  

                                                                                                            http://www.trad-center.ru/  

     3. Электронная библиотека ГПНБ имени К. Д. Ушинского.        

                                                                                     http://elib.gnpbu.ru/

     4. ГНПБ имени  К. Д. Ушинского.                      http://www.gnpbu.ru/ 

     5. Смоленская духовная семинария. Основы православной культуры.

                                                                        http://www.smolensk-seminaria.ru/

        6. Электронные библиотеки:

                                                                                http://www.svetoch-opk.ru/

                                                                                http://www.skaz.ru

                                                                                http://www.radostmoya.ru

Средства обучения

1.  Печатные пособия:

  • Альбомы и книги с  репродукциями икон Христа, Богоматери, святых.

  1. Информационно-коммуникационные средства:
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (8 CD).
  • Большая энциклопедия России: Религиозное искусство (1 CD).
  • Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия» (1 CD).

3. Технические средства обучения: 

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, DVD, музыкальный центр.

Формы и средства контроля

Контрольная работа №1

по теме «Святые 18-19 веков»

1.  Дайте определение или понятие следующих слов:

          святой, мученик, страстотерпцы, епархия,  православный катехизис,  аналой.

2.  Как вы считаете, почему Иоанна Кронштадтского причислили к лику Святых?

3. Был ли святитель Тихон Задонский богатым человеком?

Почему он радовался, когда раздавал много милостыни?

  1. Назовите имена Царственных мучеников.
  2. Назовите христианские добродетели, которые проявили члены святой Царской семьи.

6. Что вы знаете из жития святых:    преподобного Серафима Саровского;

 святителя Митрофана Воронежского;   святого праведного Иоанна Русского.     (Жизнеописание  одного святого).

Критерии оценивания работ:

Отметка «5» ставится за верно выполненные  6 заданий;

                 «4» -  за 4-5 заданий;

                 «3» -  за 3 задания.

Контрольная работа № 2  по теме

 «Мученики за веру христианскую»  

Вопросы:

  1. В чём состоит христианский подвиг?
  2. В чём заключался подвиг Новомучеников и Исповедников Российских?
  3. Что помогало мученикам за веру христианскую сохранять мужество и противостоять злу?
  4. Что в христианской культуре называют покаянием? Кто и за что приносит покаяние?
  5. Объясните значение слов мученик и новомученик.

Критерии оценивания работ:

Отметка «5» ставится за верно данные ответы на  4 вопроса;

                 «4» -  за верные ответы на 3 вопроса;

                 «3» -  за верные ответы на 2 вопроса;

Контрольная работа № 3.  

Итоговая работа за курс 7 класса

 Проект «Святые 18-20 веков»  - защита проекта.

Критерии оценивания работы:

Отметка   «5» - работа выполнена полностью, замечаний нет;

                 «4» - имеются некоторые неточности или в неполном объёме;

                 «3» - имеются существенные замечания или выполнена ½ часть  

                           работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам православной культуры 4-8 класс

Рабочая программа по Основам православной культуры для 4-8 классов составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённо...

Рабочая программа по основам православной культуры для 5, 6, 7 классов на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по основам православной культуре разработана на основе программы А. В. Бородиной « История религиозной культуры» ; издательство Экзамен 2011 г. для коррекционной школы-интернат VIII ...

Рабочая программа по Основам православной культуры - 4-5 класс.

Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией духовно – нравственного воспитания, программой «Основы религиозных культур и светской этики», одобренной Ф...

Рабочая программа кружка "Основы православной культуры" 5-9 классы 2016-2017 уч.год

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе авторской программы А. В. Бородиной. Расчитана на 5-ти дневную рабочую....

Рабочая программа по основам православной культуры для 5 класса

      Данный курс является одним из  модулей изучения духовно - нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно - нравственное воспитание личности», на...