Рабочая программа по основам православной культуры для 5, 6, 7 классов на 2014-2015 учебный год
рабочая программа (5 класс) на тему

Ковалева Галина Владимировна

Рабочая программа по основам православной культуре разработана на основе программы А. В. Бородиной « История религиозной культуры» ; издательство Экзамен 2011 г. для коррекционной школы-интернат VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_p_kursa_opk_korrektsionnaya.docx56.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Климовская специальная(корррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья   VIII   вида.

  СОГЛАСОВАНО:                  

  Зам.директора по УР

  _________Т.В.Рыбалко.

  «____»__________2014г.

                              УТВЕРЖДАЮ:                  

          Директор школы-интерната

                            ______________Н.А.Северинова,

                           «___»____________2014г.

                           

                                               

Рабочая программа

по основам православной культуры

для  5, 6, 7 классов

на 2014-2015 учебный год

Составитель рабочей программы:

                                                     Учитель истории, первой категории      Ковалева Г. В.

Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Протокол №     от «   »                  2014г.

Руководитель МО: _____________Е. И. Баханцова.

                                       

                                           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по основам православной культуре разработана на основе программы А. В. Бородиной « История религиозной культуры» ; издательство Экзамен 2011 г.Цель программы учебного предмета. Изучение предмета «Основы православной культуры» ставит задачу передачи школьникам знаний о духовно-нравственной культуре российского народа как средстве формирования базовой культуры личности.  Однако современная образовательная ситуация требует постепенного введения школьников в область знаний духовно-нравственного характера (религиозной культуры), так как в настоящее время, по разным причинам, многие из них оказались неготовыми к их непосредственному восприятию.

Программный материал предмета «Основы православная культуры» позволяет школьникам дать знания о том, что во все века составляло славу России: о ее святых, героях, защитниках Отечества, о памятниках религиозной культуры, о духовных традициях жизни  людей, способствует постановке нравственных идеалов, формированию исторической памяти и преемственности духовно-нравственных культурных ценностей жизни поколений.

Цель программы учебного предмета и ее концептуального обоснования заключается в том, чтобы установить единое понимание участниками всех образовательных структур любого уровня значения предмета «Основы православной культуры» в составе предметной области «Духовно-нравственная культура народов России», его содержания и особенностей, по   сравнению с другими учебными предметами.

Правовые основы. Возможности преподавания культурологического предмета «Основы православной  культуры» соответствуют (не противоречат) Федеральному Закону «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997г.№ 125-Ф3 (ст.3, п.1; ст.4, п.2); Закону РФ «Об образовании» от 10.07. №3266-1 (ред.16.11.1997 , ст.2, п.2), «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ» (о возможности «Преподавания религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений» (ст. Закона РФ «О свободе вероисповедания» «Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ», 1990, №21, ст.240, с.286); «Программе развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001гг.» (Приказ Минобразования России от 18.10.99,№547); Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 200102005гг.» (утверждена постановлением Правительства РФ от 16.02.2001,№122). Принципы государственной политики в сфере образования (Закон РФ «Об образовании» ст.2) не только не препятствуют изучению курса «ОПК» в государственных и

муниципальных общеобразовательных учреждениях РФ, но и обосновывают его значимость и актуальность в современных условиях.

Цели предмета «Основы православной культуры» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников на основе традиционных для России базовых ценностей  духовно-нравственной  культуры;
  • обеспечение самоопределения личности, создания условий ее самореализации;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических духовно-нравственных, традиционных религиозных (ПРАВОСЛАВНЫХ) ценностей народов России  как основы консолидации общества.

Содержание программы учебного предмета «Основы православной  культуры» способствует формированию на основе предмета духовно-нравственного содержания – базовой культуры личности школьника. Ведущими компонентами в программе  выделены духовный и нравственный.

Характеристика содержания программы учебного предмета

Программа  учебного предмета «Основы православной культуры» ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные культурные ценности. Базовыми выделены ценности: Отечество, религия, семья. Являясь предметом духовно-нравственной и эстетической направленности, учебный предмет дает возможность познакомить школьников с моральными ценностями, основанными на традиционном понимании нравственности В ПРАВОСЛАВИИ  как благонравия и согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.

         Объектом изучения предмета «Основы православной культуры» является  феномена «религиозная культура». Религиозная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием традиционной религии страны. В России духовная культура (православная культура) является культурообразующим  фактором для складывавшей на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку оно оказывало определяющее воздействие на формирование российской национально-

культурной идентичности и специфики страны в пространстве мировой цивилизации.

    Православная культура России это большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы жизни. Это область мировоззрения личности, формирования ценностных ориентаций, установок межличностных отношений, сфера культуры православного отношения к окружающему миру, труду  семейно-бытовым отношениям. Большая часть национального, культурного наследия России, выраженного в материальной культуре российского народа - исторические здания, материальные памятники истории и искусства, предметы повседневного быта и материального производства принадлежит христианской культуре или несет ее отпечаток.

Областью научного знания, в которой используется понятие «религиозная культура», является образование, теория и методика духовно-нравственного и эстетического образования. Поэтому данное понятие связано с понятиями «эстетическое образование» и «нравственное образование».

Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, история, обществознание, чтение, письмо.

ЗАДАЧИ  И ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и Концепцией Духовно-нравственного воспитания школьников программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания на уроке православной культуры:

▪Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей.

▪Воспитание школьников как благочестивых граждан, осознающих ценности духовно-нравственной  (религиозной культуры) и необходимость  осуществления моральных норм  в своем поведении по отношению к каждому человеку, к окружающему миру.

▪ Передача  знаний в области истории религиозной культурной традиции как средства духовно-нравственного, эстетического, культурного развития личности.

В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи образования.

Задачи духовно-нравственного образования:

▪   Дать знания об истории становления религиозной культуры.

▪   Развитие чувств ответственности за  сохранение мира и Отечества. любви к Родине, к ближним, милосердия.

▪ Развитие умений самоанализа, руководствуясь совестью как нравственным критерием и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе нравственных норм милосердия, терпимости, бескорыстия, служения, жертвенности,  любви.

        Задачи эстетического воспитания:

▪ Развитие художественных представлений и понятий о религиозной культуре.

▪ Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов религиозной культуры.

         Объем знаний предопределен культурологическим характером предмета и произведен на основе следующих дидактических принципов, способствующих раскрытию православной культуры в соответствии с возможностями современных школьников:

  • Принцип исторического соответствия религиозным традициям России.
  • Принцип культуросообразности.
  • Принцип личностно-ценностного соответствия.
  • Принцип содержательных обобщений.
  • Принцип укрупнения дидактических единиц.
  • Принцип нравственной значимости и художественности материала.
  • Принцип привлекательности и доступности для детей.
  • Принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писания, отрывок из литературного произведения, образец художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач).

Основные понятия содержания учебной программы «Основы православной культуры» в соответствии с тематическими образовательными линиями

1. Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии).

Религия. Культура. Наука. Бог. Сотворение мира. Образ Божий в человеке. Крест. Воскресение. Церковь. Смысл жизни. Человек культурный.

2.        Нравственно-этическая культура православия.

Нравственность. Добро и зло. Заповеди - правила доброго поведения. Послушание. Грех. Совесть. Благочестие. Скромность. Добродетели.

Любовь к Богу. Любовь к ближним. Уважение к родителям и старшим. Обязанности по отношению к другим людям. Ответственность.  Покаяние. Прощение.

3.        История православной культурной традиции России (образ жизни).

Выбор веры князем Владимиром. Крещение Руси Защита веры и Отечества. Святой князь Александр Невский. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской.              

Благочестивая семья. Православный календарь. Религиозные праздники: Рождество, Крещение, Пасха. Семейные праздники. День Ангела. Храм. Таинства. Обряды. Молитва, пост, милостыня. Отношение к труду.

4.        Христианское искусство.

 Внутреннее устройство и духовный смысл православного храма. Древнерусское зодчество. Святые храмы и монастыри  России.

 Религиозная живопись. Иконопись. Иконостас.  Иконография праздников. Древнерусские иконописцы. Выдающиеся произведения религиозного искусства. .

Тематический план курса за 5-7 классы.

Тема

Количество часов

1

О чем рассказывает история религиозной культуры?

1 час

2

Духовное в реальном мире.

3 часа

3

Земная жизнь Иисуса Христа и православные праздники

30 часов

4

Что мы знаем о Евангелии

2 часа

5

Образ вселенной в православной культуре

7 часов

6

По праздничным иконам вспоминаем Евангелие.

6 часов

7

Библия рассказывает о событиях до Спасителя.

19 часов

8

Культура – всеобщее достояние

3 часа

9

Как Русь стала православной

8 часов

10

Православие и Российское государство

5 часов

11

Православный храм

2 часа

12

О православном богослужении

4 часа

13

О церковных колоколах

4 часа

14

За монастырскими стенами

2 часа

15

Дом и семья в русской культуре

3 часа

16

Святая Русь

3 часа

Всего: 102 часа за 3 года ( 34 часа в год; 2 часа в неделю. )

Календарно-тематическое планирование

5 кл.

I четверть 8 часов

Тема

Количество часов

Цель

ЗУН

Дата  

5-а к

Дата

5-б

1

О чём рассказывает история религиозной культуры.

1

Формировать представление об ОПК как науке

Знать основные разделы курса

2

Мир внешний и мир внутренний.

1

Формировать  представление о человеке, как о совершенном творении

Знать основные понятия связанные с материальностью и духовностью.

3

Человек-венец творения.

1

4

Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы.

1

5

Евангелие-книга о спасителе и спасении. Рождество Пресвятой Богородицы.

1

Формировать представления евангельских событиях

Знать основные события жизни Иисуса Христа

6

Благовещение Пресвятой Богородицы.

1

7

Рождество Христово.

1

8

Поклонение волхвов младенцу Христу.

1

IIчетверть 8 часов

Тема

Количество часов

Цель

ЗУН

Дата  

5-а к

Дата

5-б

1

Бегство Иосифа с Марией и младенцем в Египет и возвращение в Назарет

1

2

Сретение Господне.

1

3

Рождество Иоанна Предтечи

1

4

Крещение Иисуса Христа

1

5

Усекновение честной главы Иоанна Предтечи

1

6

Христос в пустыне. Двенадцать учеников Иисуса Христа.

1

7

Нагорная проповедь Христа. Заповеди блаженства.

1

8

Традиции празднования Рождества Христова в России.

1

III четверть 10 часов

Тема

Количество часов

Цель

ЗУН

Дата  

5-а к

Дата

5-б

1

Посещение православного храма.

1

2

Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской.

1

3

Исцеление расслабленного.

1

4

Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы.

1

5

Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам.

1

6

Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.

1

7

Чудесное приумножение хлебов и рыб.

1

8

Преображение Господне.

1

9

Воскрешение Лазаря.

1

10

Торжественный вход Господен в Иерусалим.

1

IV четверть

1

Тайная вечеря.

1

2

Предательство и смерть Иуды.

1

3

Суд и распятие Христа.

1

4

Снятие с креста, погребение и воскресение Спасителя.

1

5

Пасха Господня.

1

6

Вознесение Господне и сошествие Святого Духа.

1

7

События Евангелия и православные праздники.

1

8

Итоговый урок.

1

П.о.

9

Урок итогового обобщения.

1

П.о.

Календарно-тематическое планирование

6 кл.

I четверть 8 часов

                    Тема

Количество часов

Цель

ЗУН

Дата

1

Рождество Христово и новая эра.

1

Формировать представление о летоисчислении

Знать суть понятии новая эра.

2

Как распространялось Евангелие.

1

3

Храм как образ вселенной.

1

Формировать представление об устройстве и убранстве храма.

Знать как устроен храм и основные правила иконописи.

4

Умеют ли говорить иконы.

1

5

О чем рассказывает цвет.

1

6

Как иконы представляют святых.

1

7

Как выглядят на иконах святые апостолы, евангелисты, святители и равноапостольные.

1

8

Что такое иконография.

1

IIчетверть 8 часов

Тема

Количество часов

Цель

ЗУН

Дата  

6-а к

Дата

6-б

1

Как боролись с иконами

1

2

О рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.

1

Формировать представление о наиболее значимых православных иконах

Знать как выглядят основные христианские иконы.

3

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы.

1

4

Икона Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня.

1

5

Иконы «Преображения Господне» и «Вход Господень в Иерусалим».

1

6

Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествие Святого Духа.

1

7

Воздвижение Креста Господня.

1

8

О начале творения мира.

1

III четверть 10 часов

                    Тема

Количество часов

Цель

ЗУН

Дата

1

Второй – пятый дни творения мира.

1

Формировать представление о Библейской версии мира до н.э.

Знать основные события до Рождества Христова

2

Шестой день творения.

1

3

Изгнание из рая.

1

4

Авель и Каин.

1

5

Расселение людей.

1

6

Всемирный потоп.

1

7

Вавилонское столпотворение.

1

8

Праведный Авраам.

1

9

Завет Господа с Авраамом.

1

10

Рождение Измаила.

1

IV четверть 9 часов.

1

Явление троицы Аврааму.

1

2

Гибель нечестивых городов.

1

3

Рождение пророка Моисея.

1

4

Призвание пророка Моисея.

1

5

Пасха ветхозаветная.

1

6

Ветхозаветное законодательство.

1

7

Новый Израиль.

1

8

Итоговый урок.

1

П.о.

9

Урок итогового обобщения.

1

П.о.

Календарно-тематическое планирование

7 кл

.I четверть 8 часов

Тема

Количество часов

Цель

ЗУН

Дата

7-а

Дата 7-б

1

Драгоценное и неделимое наследство.

1

Формировать представление о культурном наследии

Знать роль религии и языка в формировании нации.

2

Религия - неотъемлемая часть культуры и жизни людей.

1

3

Величайшее сокровище - русский язык.

1

4

Посещение русских земель первым апостолом.

1

Формировать представление о деятельности первых русских святых

Знать основные события распространения православия на Руси.

5

Почитание на Руси святого апостола Андрея Первозванного.

1

6

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

1

7

Восточные славяне до принятия христианства.

1

8

Святая равноапостольная княгиня Ольга.

1

IIчетверть 8 часов

Тема

Количество часов

Цель

ЗУН

Дата  

7-а к

Дата

7-б

1

Святой равноапостольный князь Владимир.

1

2

Святой равноапостольный князь Владимир.

1

3

Крещение Руси.

1

4

Русская Православная церковь.

1

Формировать представление о Русской православной церкви

Знать основные символы России

5

Что такое церковь

1

6

Государственная и культурообразующая религия в России.

1

7

Государственный герб России

1

8

Флаг России

1

III четверть 10 часов

Тема

Количество часов

Цель

ЗУН

Дата

7-а

Дата 7-б

1

Как устроен храм.

1

Формировать представление об устройстве и убранстве храма

Знать как устроен храм и основные правила иконописи.

2

Икона и иконостас.

1

3

Таинства православной церкви.

1

Формировать представление о богослужении

Знать правила поведения в храме

4

Как возникло богослужение.

1

5

Богослужение в Православной церкви.

1

6

Молитва в русской культуре.

1

7

Какие бывают колокола?

1

Формировать представление о колокольном искусстве.

Знать отличия колоколов

8

Откуда пришли колокола?

1

9

О колокольном искусстве.

1

10

О чем поют колокола.

1

IV четверть 9 часов

1

О монашеском подвиге.

1

Формировать представление о монастырях

Знать суть монашеского подвига.

2

Монастыри-стражи духовности и земли Русской.

1

3

Дом и семья в православной традиции.

1

Формировать представление о семье как о важнейшем структурном образовании общества

Знать святые примеры семейного благочестия.

4

Святые образы семейного благочестия.

1

5

О семейной святости святой Императорской семьи.

1

6

Дом Богородицы.

1

.

7

Защитница земли Русской.

1

8

Урок итогового обобщения.

1

П.о.

.

9

Урок итогового обобщения.

1

П.о.

Примеры контрольных заданий

Религиозная культура как предметная область обнимает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологических, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности учащихся.

Для проверки выполнения требований минимума могут использоваться следующие виды контрольных заданий:

1). Краткий вопрос типа: «Как называется…?», «Перечислите…», «Укажите…», «Дайте определение…», «Что означает…?»

Пример заданий:

 Как называется главная часть православного храма?

2). Свободный по форме содержательный текст из 1–3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения

Пример заданий

 Вставьте пропущенные слова: «храм Покрова на …», «собор Василия …», «святые благоверные Борис и …», «Троице-Сергиева и Киево-Печерская …», «Владимирская… Божией Матери», «русский иконописец преподобный Андрей …».

3). Описание, характеристика или изложение (1–2 предложения)

Пример заданий

 Что утверждает историческое предание о посещении Древней Руси святым апостолом Андреем Первозванным?

4). Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение, или без такого указания

Пример заданий

 Подберите названия добродетелей, противоположные по нравственному смыслу названиям страстей и греховных проявлений человека: жестокость, ненависть, гордыня, жадность, лицемерие.

5). Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из пяти-восьми предложенных вариантов

Пример заданий

 В Российской Федерации отмечаются как гражданские следующие христианские праздники (выберите правильные ответы): Рождество Христово; Троица; память святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских; Покров Пресвятой Богородицы, Пасха – Светлое Христово Воскресение.

6). Задания на объяснение с использованием примеров, иллюстраций

Пример заданий

 Обоснуйте утверждение: «Изучение религиозной культуры помогает в освоении других учебных предметов в школе: языка, литературы, мировой художественной культуры, истории, обществознания».

7). Задания на объяснение аналитического и синтетического характера

Пример заданий

 Объясните, почему христиане называют Христа Спасителем.

8). Комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач

Пример заданий

 Дайте буквальный перевод слова «Православие» и объясните смысл его составных частей.

Примеры контрольных заданий.

1. Подчеркните слова, которые относятся к предмету «Основы православной культуры»: книга, акрополь, мифы, Библия, любовь, Заповеди Божии, Кремль, собор Парижской Богоматери, храм, крест, икона, святые ( для тех учащихся, которые уже изучают «Историю Древнего мира»).

  2. Продолжите предложение: «В начале сотворил …».

3. Объясните, почему христиане называют Христа Спасителем.

4. Подберите слова, противоположные по смыслу следующим: нетерпение, жестокость, зависть, гордость, себялюбие, раздражительность, непослушание.

5. Подчеркните слова, с которыми связано слово «послушание»: своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять.

6. Вставьте пропущенные слова и объясните смысл: «Чти отца твоего и … …, да благо тебе будет, и да долголетен … на земле».

7. Нарисуйте рисунок: «Древо страстей и добродетелей» и расположите на его ветвях справа и слева противоположные по смыслу плоды: любовь, смирение, трезвение, блаженный плач, кротость, нестяжание, целомудрие, воздержание, гордость, тщеславие, уныние, печаль, гнев, сребролюбие, блуд, чревоугодие.

9. Допишите предложения:

Семья – это …Любить родителей – значит …

Литература:

  1. Основы православной культуры. Мир вокруг нас.2 класс Учебное пособие А. В. Бородина. ; издательство « Экзамен» М. 2011г.
  2. Основы православной культуры. О чём рассказывают иконы и Библия.    3 класс Учебное пособие А. В. Бородина. ; издательство « Экзамен» М. 2011г.
  3. Основы православной культуры. Православие - культурообразующая религия России.4 класс Учебное пособие А. В. Бородина. ; издательство  « Экзамен» М. 2011г.
  4. Основы православной культуры. Мир вокруг нас.2 класс Рабочая тетрадь. А. В. Бородина. ; издательство « Экзамен» М. 2011г.
  5. Основы православной культуры. О чём рассказывают иконы и Библия.    3 класс. Рабочая тетрадь. А. В. Бородина. ; издательство « Экзамен» М. 2011г.
  6. Основы православной культуры. Православие - культурообразующая религия России.4 класс . Рабочая тетрадь. А. В. Бородина. ; издательство  « Экзамен» М. 2011г.
  7. Сборник учебных программ для общеобразовательных и средних специальных учебных заведений под редакцией В.И. Булатовой. Екатеринбург; Издательство «Урал» 2005 г.
  8. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. –М.; Издательство «Первое сентября», 2001 г.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам православной культуры для 8 года обучения

Программа рассчитана на 34 часа в год, состоит из пояснительной записки, УМК, содержания программы и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа по основам православной культуры для 5 года обучения

Рабочая программа по основам православной культуры рассчитана на 34 часа в год, состоит из пояснительной записки, требований к уровню подготовки учащихся, УМК, календарно-тематического планирования, с...

Рабочая программа по Основам православной культуры 4-8 класс

Рабочая программа по Основам православной культуры для 4-8 классов составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённо...

Календарно - тематическое планирование + рабочая программа по основам православной культуры

рабочая программа и КТП  к факультативному курсу Основы православной культуры для обучающихся 5 - 7 классов...

Рабочая программа по Основам православной культуры - 4-5 класс.

Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией духовно – нравственного воспитания, программой «Основы религиозных культур и светской этики», одобренной Ф...

Рабочая программа по "Основам православной культуры"

Рабочая программа к учебнику Кураева. Содержит пояснительную записку,номативные документы,календарно-тематическое планирование....