Рабочая программа по Основам православной культуры - 4-5 класс.
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией духовно – нравственного воспитания, программой «Основы религиозных культур и светской этики», одобренной Федеральным экспертным советом и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_opk.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией духовно – нравственного воспитания, программой «Основы религиозных культур и светской этики», одобренной Федеральным экспертным советом и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Законодательная база духовно-нравственного просвещения.
- Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);
- Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);
- Национальная доктрина образования;
- Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.
В рамках апробации учебный модуль «Основы православной культуры» изучается в объёме 1часа в неделю в 4 и 5 классах, всего – 34 часа.
Цель модуля «Основы православной культуры» – формирование у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций православного народа России и уважении к ним.
Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях народа Российской Федерации.
Достижение следующих целей возможно через решения следующих задач:
- Знакомство обучающихся с основами православной культуры
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (зкологическое воспитание)
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Содержание модуля группируется вокруг трёх базовых ценностей: 1)Отечество 2) семья 3) культурные традиции.
Модуль включает три тематических раздела:
- Россия – наша Родина.
- Основы православной культуры
- Духовные традиции многонационального народа России.
Наличие общих базовых ценностей в первом, втором разделах позволяют плавно перейти к изучению заключительного, третьего раздела «Духовные традиции многонационального народа России». Здесь происходит подготовка и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов учащихся, образовательный процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным праздником. Такая аналитическая, творческая учебная работа помогает каждому школьнику составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Программа направлена на обеспечение духовно – нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование.
Требования к уровню подготовки учащихся
Освоение школьниками учебного содержания должно обеспечить:
- Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.
- Формирование уважительного отношения к православным традициям.
- Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры православного народа России.
- Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Требования к личностным результатам:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
- Воспитание доверия и уважения к истории и культуре своего народа.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
- Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным и духовным ценностям:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.
- Адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
- Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
- Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
- Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.
Учебно- методическое обеспечение:
1. А.В.Кураев/ Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – 2 издание//М.: Просвещение, 2012
- Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» \ А.Я. Данилюк, М., Просвещение, 2010 год.
- Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов/ В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, М., Просвещение, 2010 год.
- Дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
- «Урал, человек, истоки»/ Екатеринбург, Центр «Учебная книга» 2006- учебники и педагогический альмонах.
- Граждановедение 5-6 кл. В. Соколов, М., НВЦ «Гражданин» 1998 год
- Семейный праздники в воспитании школьников. Родительские собрания в начальной школе/Ю.А.Вакуленко, Г. П. Попов, Р. Ш. Энсани, Издательство «Учитель»
- «Это стоит запомнить» А. Дорохов, Москва 1961год
- «Начала мудрости» 50 уроков о добрых качествах / А. Лопатина, М. Скребцова, «Амрита–Русь», 2004 год.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа N3»
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №______ от «___»_____ 2013___года Руководитель МО __________ /Баркова О. М../ | «Утверждаю» Директор школы _______________________ /Сарычева С.Н./ «___»_________2013___год |
«Согласовано» Зам. директора по УВР _________________ /Гудаева Н.П./ «___»_________2013___года |
Рабочая программа
по основам православной культуры
для учащихся 4 - 5 классов.
Учитель Мишанькина Таисия Викторовна
г. Сасово 2013 г.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Оборудование | Ключевые понятия | Повторение | Литература | Дата проведения урока | ||
план | фактически | |||||||||
I | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 | А.В.Кураев/. Основы православной культуры 4-5 классы | |||||||
1 | Россия – наша Родина. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: понятия «Духовный мир», «Культурное наследие». Уметь: рассказать о культурных традициях семьи. | 1 | ||||
II | Основы православной культуры. | 28 | . А.В.Кураев/ Основы православной культуры 4-5 классы | |||||||
2 | Культура и религия. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: истоки русской культуры в православной религии. Уметь: работать с рабочей тетрадью. | У№1 | 1 | |||
3 | Человек и Бог в православии. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что представляет собой человек и Бог в православии. Уметь: работать с тетрадью. | У№2 | 1 | |||
4 | Православие и молитва. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что такое молитва и какие бывают молитвы. Уметь: делать выводы из изученной темы. | У№3 | 1 | |||
5 | Библия и Евангелие. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: кто такие христиане, что представляет собой Священное писание Библия и Евангелие. Уметь: отвечать на вопросы. | У№4 | 1 | |||
6 | Проповедь Христа. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь, какое сокровище нельзя украсть. Уметь: делать выводы из изученной темы. | У№5 | 1 | |||
7 | Христос и его крест. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: как Бог стал человеком, почему Христос не уклонился от казни, какова символика креста. Уметь: делать выводы. | У№6 | 1 | |||
8 | Пасха. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что такое Пасха, как празднуют Пасху. Уметь: работать с тетрадью. | У№7 | 1 | |||
9 | Православное учение о человеке. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: чем Бог одарил человека, когда болит душа, что такое образ Божий в человеке. Уметь: отвечать на вопросы. | У№8 | 1 | |||
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: какие заповеди даны людям, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость. Уметь: делать выводы. | У№9 | 1 | |||
11 | Заповеди. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать:какие заповеди даны людям, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость. Уметь: работать с тетрадью. | У№10 | 1 | |||
12 | Милосердие и сострадание. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как христианин должен относиться к людям. Уметь: работать с тетрадью. | У№11 | 1 | |||
13 | Золотое правило этики. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: главное правило человеческих отношений, что такое неосуждение.. Уметь: работать с тетрадью. | У№12 | 1 | |||
14 | Храм. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что люди делают в храмах, как устроен православный храм. Уметь: использовать разнообразную литературу для расширения кругозора. | У№13 | 1 | |||
15 | Икона. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: почему икона так необычна, зачем изображают невидимое. Уметь: работать с тетрадью. | У№14 | 1 | |||
16 | Творческие работы учащихся. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: как выполняются творческие работы. Уметь: использовать разнообразную литературу и материал по выбранной теме. | У№15 | 1 | |||
17 | Подведение итогов. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: как выполняется праздничный проект. Уметь: использовать разнообразную литературу и материал по выбранной теме. | У№16 | 1 | |||
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что такое Церковь, что такое крещение. Уметь: работать с тетрадью. | У№17 | 1 | |||
19 | Подвиг. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: чо такое подвиг, о человеческой жертвенности. Уметь: рассказать в чём суть подвига. | У№18 | 1 | |||
20 | Заповеди блаженств. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: Что такое Нагорная проповедь Христа, Заповеди Блаженств. Уметь: рассказать в чём суть проповедей. | У№19 | 1 | |||
21 | Зачем творить добро? | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать:как подражают Христу, чему радуются святые. Уметь: рассказать в чём суть добра. | У№20 | 1 | |||
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: о Святой Троице, о христианских добродетелях. Уметь: рассказать в чём суть чуда в жизни христианина. | У№21 | 1 | |||
23 | Православие о Божием суде. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: как видеть в людях Христа, почему христиане верят в бессмертие. Уметь: рассказать. | У№22 | 1 | |||
24 | Таинство Причастия. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что такое Причастие, что такое церковное таинство. Уметь: работать с тетрадью. | У№23 | 1 | |||
25 | Монастырь. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: почему люди идут в монахи, от чего отказываются монахи. Уметь: отвечать на вопросы по новой теме. | У№24 | 1 | |||
26 | Отношение христианина к природе. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что делает человека выше природы, какую ответственность несёт человек за сохранение природы. Уметь: отвечать на вопросы по новой теме. | У№25 | 1 | |||
27 | Христианская семья. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что такое венчание, что обозначают христианские кольца. Уметь: пользоваться разнообразной литературой по новой теме. | У№26 | 1 | |||
28 | Христианин в труде. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: о том, когда война бывает справедливой, о святых защитниках Родины. Уметь: работать с тетрадью. | У№27 | 1 | |||
III | Духовные традиции многонационального народа России | 6 | . А.В.Кураев/ Основы православной культуры 4-5 классы | |||||||
29 | Защита Отечества. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: о том, какой первый грех людей, какой труд напрасен. Уметь: работать с тетрадью. | У№28 | 1 | |||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: о любви и уважении к Отечеству. Уметь: рассказать. | У№29-30 | 2 | |||
31-32 | Экскурсия в храм. | 2 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: о Преображенском храме, знать устройство храма. Уметь: рассказать об увиденном. | У№31-32 | 2 | |||
33-34 | Подведение итогов года. | 2 | Комбинированный Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Рабочая тетрадь для учащихся. 4.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: об основах духовной нравственности и культуры народов России. Уметь: приводить примеры из жизни. | У№33-34 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам православной культуры 4-8 класс
Рабочая программа по Основам православной культуры для 4-8 классов составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённо...
Рабочая программа по основам православной культуры для 5, 6, 7 классов на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по основам православной культуре разработана на основе программы А. В. Бородиной « История религиозной культуры» ; издательство Экзамен 2011 г. для коррекционной школы-интернат VIII ...
рабочая программа ОРКСЭ. Основы православной культуры 4 класс
рабочая программа...
Приложение к рабочей программе ОРКСЭ. Основы православной культуры. КТП 4 класс
Календарно - тематическое планирование курса...
Рабочая программа кружка "Основы православной культуры" 5-9 классы 2016-2017 уч.год
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе авторской программы А. В. Бородиной. Расчитана на 5-ти дневную рабочую....
Рабочая программа по основам православной культуры для 5 класса
Данный курс является одним из модулей изучения духовно - нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно - нравственное воспитание личности», на...
Рабочая программа по основам православной культуры для 7 класса
Данный курс является одним из модулей изучения духовно - нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно - нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывае...