Проектно-исследовательская деятельность учащихся
материал на тему
Проектно-исследовательская деятельность учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ornament.ppt | 2.59 МБ |
ornamentalnyy_yazyk_v_kulture_korennyh_malochislennyh_narodov_yugry.doc | 133.06 КБ |
osnovnaya_statya_boyarkin.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сидящий соболь»
«Берёзовая ветка»
«Рога дикого оленя»
«След белки»
«Челюсть щуки»
«Головки»
«Изображение медведя»
«Лягушка»
«Заячье ухо»
«Ветвь берёзы»
«Мозаика из меха»
«Подобно чума»
«След медведя»
«Бегущая собака»
«Вороны»
«Грудь песца»
«Крылья гуся»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4"
Тема: «Орнаментальный язык в культуре коренных малочисленных народов Югры»
Краеведение и экология
Выполнил:
Ученик 6к1 класса
Веремеев Сергей Алексеевич
Руководитель:
Учитель истории и обществознания
Сартасов Анатолий Евгеньевич
г. Нефтеюганск
2017
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...........3
Коренные малочисленные народы Югры……………………………………….5
Орнамент в культуре народа манси…………………...…………………………9
Орнамент в культуре народа ханты …...…………………………………….…10
Орнамент в культуре народа лесные ненцы……………………………...……12
Символическое значение орнамента коренных малочисленных народов Югры………………………………………………………………………...……13
Заключение…………………………………..……………………………...……14
Введение
Культурное наследие народов можно сравнить с нитью времён, которая связывает человека с его корнями. Оно является основой для развития культуры города, края, области и т.д. Если обычному человеку много известно о культуре, которую оставили наши прародители – славяне, то о культурном наследии коренных малочисленных народов Югры он будет знать не так много.
В культуре любого народа присутствуют черты, которые определяют ее своеобразие, и являются как бы отражением самобытной культуры, ее исторического пути, межкультурных и межэтнических связей. В традиционном народном орнаменте в большей мере, чем каком либо другом компоненте духовной и материальной культуры, содержится закодированная в знаках и мотивах узоров информация о происхождении культуры народа, её историческом развитии.
Орнамент позволяет оживить вещи, сделать их более заметными, красивыми и уникальными. Через орнамент в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства, чувство ритма, понимание цвета и формы.
Насколько разнятся у различных народов понятия о мере и красоте, настолько, как правило, различаются и их наиболее характерные орнаменты, являющиеся своего рода символической «формулой» этих представлений.
Основная цель проекта – попытаться выявить характерные особенности орнамента коренных малочисленных народов Югры как одной из традиционных знаковых систем, содержащую информацию о духовных особенностях культуры, а также определить, как он связан с их традиционными представлениями о мире.
Чтобы достичь этой цели, я поставил перед собой задачи:
- провести анализ способов появления орнамента коренных малочисленных народов;
- выяснить, как орнамент связан с категориями цвета, с бытом, с народными названиями отдельных орнаментальных знаков;
- сделать вывод о своеобразии угорского орнаментального языка и его связи с народным сознанием.
Объектом исследования являются орнаменты, используемые в быту коренных малочисленных народов Югры.
Практическая значимость: данная работа может быть использована педагогами при подготовке и проведении классных часов, уроков посвящённых изучению Ханты-Мансийского Автономного Округа-Югра
Коренные малочисленные народы Югры
В Российской Федерации коренными малочисленными считаются народы, которые проживают на территории традиционного расселения своих предков и сохраняют свой образ жизни, особенности ведения хозяйства и промыслы, а также насчитывают менее 50 тысяч человек. Ещё одним не маловажным условием является осознание себя самостоятельными этническими общностями.
В России проживает 45 коренных народов. Их численность составляет около 280 тысяч человек. [1] Особенностью таких народов является использование традиционных приёмов и форм ведения хозяйства – охоты, оленеводства, рыболовства, скотоводства и т.д.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является местом исконного проживания коренных малочисленных народов.
Бухтин Геннадий Фёдорович, первый замгубернатора Югры, представляющий делегацию Югрына 15-й сессии Постоянного форума Организации Объединённых Наций по вопросам коренных народов, которая прошла 9 мая 2016 года в Нью-Йорке, сообщил: «За последние 10 лет почти в два раза выросло число представителей коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра. В регионе проживают коренные малочисленные народы Севера России – ханты, манси, ненцы – всего 30 773 человека или 2% населения региона».[2]
Ханты являются коренным народом Сибири, который относят к угорской группе. Большая доля хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, который входит в состав Уральского Федерального Округа России.
Традиционными занятиями хантов являются речное рыболовство, особенно на Оби, Иртыше и в низовьях их притоков, охота в тайге и оленеводство. Ханты жившие в южных районах и по Оби с 19 века занимаются животноводством и овощеводством. Большую роль в жизни народа играет собирательство. Род занятий зависел от условий местности на которых проживали народы хантов. У населения берегов Оби главным средством существования было рыболовство, и уже на второстепенном плане находилась охота.
Среди предков хантов главной религией был шаманизм, однако в последнее время всё больше хантов причисляют себя к православным христианам. Старшее поколение и сейчас сохранило многие традиционные для народности верования и культы, которые связаны с тотемами, шаманизмом, культом предков и т.д. Огромное значение имеет культ медведя и связанные с ним мифы и обряды («медвежий праздник»), который празднуется в определённое время и по случаю добычи медведя на охоте. С этим праздником тесно связано множество фольклорных произведений, песен, театральных представлений и пр.
Одним из главных занятий женщин являются шитьё одежды и изготовление обуви из оленьего меха, украшенные вышивкой и традиционными орнаментами.
Основными средствами, используемыми для передвижения, являются лыжи, собачьи и оленьи нарты. Летом использовались лодки-долблёнки, для передвижения на большие расстояния большими лодками с каютами, крытыми берестой.
У охотников-рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое жилье, а оленевод, куда ни приедет, везде ставит только чум. Любая постройка для человека или животного называется кат, хот (хант.). К этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; ее сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; иногда размер и форма, а также назначение – собачья, оленья. Одни из них были стационарными, то есть стояли постоянно на одном месте, а другие – переносными, которые можно было легко ставить и разбирать.[3]
Ближайшими родственниками хантов являются манси. Манси (манс. меньдси, моансь; устаревшее — вогулы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры.[4]
Манси являются таёжными охотниками и рыболовами, отчасти оленеводами. Современная культура манси основана на промысловой экономике. Условиями, в которых они обитали обусловлены таёжные черты в одежде, жилищах, предметах домашнего обихода, средствах передвижения. Культура манси тесно переплетается с культурами хантов, селькупов.
Манси формально являются православными, но некоторые группы придерживаются традиционного шаманизма, культа духов-покровителей, предков. Также как у хантов культура манси богата фольклорными произведениями и развитой мифологией.
Самым распространённым видом жилища манси является невысокий сруб, имеющий фронтальный или боковой свес крыши; часто встречается чум, имеющий схожие черты с ненецким, и используемый не только оленеводами, но и рыболовами. Жилища манси не так разнообразны по форме и конструкции, чем у хантов. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.
Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан).
Ещё одним коренным малочисленным народом Югры являются лесные ненцы. Культура и язык лесных ненцев имеют черты сходства с северными и восточными ханты. Хозяйство лесных ненцев имело натуральный характер и архаичные черты.[5]
Несколько десятков лет назад для рыбной ловли использовались сплетённые из ивового лыка сети и невод, а грузила заменяли куски оленьих черепов. Для рыбной ловли на небольших речках сооружались специальные запорные сооружения. В качестве транспорта летом использовали лодки-долблёнки, изготавливаемые из сосны или кедра, зимой лыжи и нарты с запряжёнными оленями.
Характерной чертой оленеводства у лесных ненцев можно назвать незначительный размер стада, полувольная система выпаса с применением деревянных заграждений и дымокуров. Большое значение имела охота в зимне-весенний период на диких оленей и лосей посредством загона. Осенью, весной или летом охотились на водоплавающую дичь. В охоте использовались капканы, черканы, слопцы.
В качестве традиционного жилица лесных ненцев выступал чум. Стойбище обычно состоит из одного-двух чумов и хозяйственных построек, предназначенных для хранения продуктов.
Одежда и обувь шилась из шкур домашних и диких оленей. Мужчины зимой одевались в глухую одежду мехом внутрь с капюшоном и рукавицами, летом в рубаху, сшитую из сукна. Женщины одевались в распашную двухслойную шубу мехом внутрь и наружу. [6]
Основу религиозных представлений лесных ненцев составляет вера в духов, которые населяют окружающий мир.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что коренные малочисленные народы имеют много схожих между собой черт, проявляющихся в занятиях, одежде, быте, религиозных представлениях, но каждая народность имеет свои исключительные особенности и свою складывающуюся веками культуру.
Орнамент в культуре народа манси
В народном искусстве народа манси одно из главных мест занимает орнаментальное искусство, мотивы которого не сильно отличаются от мотивов родственных хантов и селькупов. Орнамент представляет собой изображение геометрических фигур имеющих форму оленьих рогов, ромба, волнистых и зигзагообразных линий, которые расположены чаще всего в виде полосы.
При подробном рассмотрении орнамента можно выделить некоторые особенности:
- довольно крупные узоры геометрического характера, в которых преобладают прямые линии, резкие изломы и различные отростки;
- авторы стремятся к некому равенству фона и узора;
- имеет силуэтные очертания, в большинстве случаев бордюрный (зональный), но встречаются и замкнутые узоры (розетки).
- преобладание симметричных фигур, редко ассиметричные
- противопоставляется светлый и тёмный материал. В меховых изделиях орнамент ахроматичен, в суконных и бисерных имеет яркие цвета.
- восточная группа хантов (сургутские, ваховские) используют орнамент, имеющий криволинейные очертания, так называемый приобский тип орнамента.
Главнейшие фигуры: Меандры, Г-образные фигуры, ветвисто-роговидные фигуры, симметричные и асимметричные, «головки», вертикальные линии с отростками, кресты.
Так же распространен у хантов и манси, европейских и зауральских ненцев, тазовских и нарымских селькупов, нганасанов, энцев, т.е. у народов самодийской и угорской групп. Прослеживается также у кетов. За пределами Сибири сходный или более усложненный орнамент того же типа встречается у народов Поволжья, главным образом у марийцев и мордвы.
Орнамент в культуре народа ханты
Женщины народа ханты шьют одежду и обувь из оленьего меха, замши, цветного сукна и вышивают бисером. Традиционно используются орнаменты
Особенностями хантыйского орнамента являются:
- зооморфные и растительные мотивы
- геометрический стиль
- строгая симметрия
- для фигур применяется преимущественно тёмный фон
- часто происходит компоновка замкнутые узоры
- для узоров применяются 2 цвета, как правило, красный и синий
- применяется декоративная разработка внутренней стороны контура фигур. Там часто встречаются небольшие завитушки и усики. Такой тип орнамента имеет название Нижнеиртышского.
- большая часть орнамента густо помещается на поверхности предмета и включается в систему геометрических орнаментов.
Главными понятиями в орнаментальной системе хантов являются: «след» и «изображение». Эти понятия связаны с охотничьим мировоззрением. Обнаружив след зверя, охотники понимали, что близки к добыче, поэтому след для них является сакральным. Сакральными являются и конечности, оставившие этот след. Поэтому в названиях мотивов орнаментов преобладают слова «лапки», «коготки», «ступня».
Рощи, особенно берёзовые, воспринимались как покровители отдельных селений, поэтому к ним было почтительное отношение. Считалось, что в них обитают духи, которые способны отвести беду (орнаменты : «берёзовая ветка», «берёзовая ветка с ломаной лозой» и т.д.).
Из всего многообразия фауны одним из самых почитаемых животных был медведь. Это объясняется его значительным местом в верованиях, обрядах, мифологических представлениях. Настойчивое стремление древних художников таежного Обь-Иртышья к «медвежьей» теме, видимо, отражает определенную сторону верований, уходящую своим происхождением в далекую первобытность (орнамент пупи хур «изображение медведя»).
Традиционной отраслью хозяйства у народов севера было оленеводство. Северный олень являлся для человека источником пищи, материала для одежды, покрытия передвижного жилища (чума), орудия производства, служил средством передвижения (орнамент салы анть «рог оленя»).
Главные фигуры: отдельные или парные птицы, стоящие по сторонам дерева, крестообразная розетка, восьмиконечная розетка, ступенчатый ромб.
В недавнем прошлом (начало XX в.) был известен южным хантам (живущим по Иртышу, Конде с притоками, Демьянке, Салыму) и южным манси. В 20-х годах вышел из употребления. За пределами Сибири известен народам Поволжья (мордва, марийцы, чуваши). [7]
Орнамент в культуре лесных ненцев
К линии орнамента, которая была начерчена, высечена или вышита у ненцев было магическое отношение. Считалось, что она заставляет силы природы оберегать, лечить и защищать человека.
В орнаменте лесных ненцев присутствуют свои особенности:
1. строгая геометричность. Используются прямоугольники, зигзаги, углы, ромбы. Рисунки орнамента ненцы соотносят с живым воспроизведением привычной для них северной природы.
2. лаконичность и силуэтность узоров. Отличаются чётким и ритмичным строением.
3. прямое восприятие природы.
4. названия узоров связаны с названиями животных или их отдельными частями.
5. орнаментальные мотивы напоминают фигурки людей, зверей, растений.
6. при изготовлении использовался, в большинстве случаев камус –шкура с ног оленя.
Изготовление мозаичного узора требует от мастерицы немалую долю трудолюбия. Для меховой мозаики берутся две узкие полоски оленьего меха, имеющие коричневый и белый цвет и короткий ворс. Полоски помещаются на специальную доску друг на друга. Далее острым ножом вырезается узор. Получается четыре элемента. Белая орнаментальная полоска вставляется в прорезь коричневой и наоборот. С обратной стороны мелкими стежками полоски сшиваются вместе. Образуется мозаичный узор: белый - на тёмном фоне, тёмный – на белом. [8]
Главные фигуры: меандры, Г-образные фигуры, ветвисто-роговидные фигуры, симметричные и асимметричные, «головки», вертикальные линии с отростками, кресты.
Символическое значение орнамента коренных малочисленных народов Югры
Одежда и предметы быта народов ханты, манси и лесных ненцев украшена узорами. Они имеют символическое значение. Например, «лягушка» и «крест» символизируют домашний очаг. «Крест» оберегает от дурного глаза. «Олень» является символом победы добра над злом, пчела символом трудолюбия, зеркало – правды, крылья – движения. [9] Орнаменты, связанные с медведем, как существа высшего, небесного происхождения требует к себе особого отношения, их может выполнять только мастерица с большим опытом. [10]
Использование в орнаменте изображение птицы, несёт в себе силу оберега сна и здоровья ребёнка. [11]
При создании изделий используются несколько цветов, каждый из которых имеет своё значение: белый символизирует цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый символизирует тайгу; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира. Подол платья украшался национальным орнаментом, в котором использовались длинные узкие полоски определённых цветов.
Таким образом, орнамент представляет собой систему условных знаков, символов, через которые люди выражают своё отношение к явлениям природы.
Заключение
Хантыйская земля сегодня - это регион контрастов. Здесь есть такие места, где, как и много столетий назад, охотник в спокойном сосредоточении читает замысловатую вязь собольих следов. Здесь время сохраняет свой прежний темп. Но в отдельных местах от хантыйской культуры не осталось и следа. Ничто не напоминает здесь людям о традициях и обычаях, которые уходят корнями далеко в прошлое. Здесь на местах где раньше охотились коренные народы стоят высокие буровые вышки, а в местах, где раньше сооружались рыбные запоры, установлены мощные дренажные системы. Многое из того, что являлось необходимой частью бытия, из чего состояла культура в целом, ушло безвозвратно.
Одними из преданных хранителей культуры хантыйской земли являются коренные малочисленные народы Югры. Среди этих народов по прежнему почитаются обычаи и традиции предков живших долгое время на этой земле. В быту и одежде по прежнему большое внимание уделяется узорам.
Узоры содержат в себе некую силу, заряд энергии, который способен сакрально очистить предмет, на который он наносится. Именно поэтому считается, что нужно осознанно подходить к выбору орнамента, и пользоваться вещью можно лишь тогда, когда она орнаментирована.
Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач нашего общества.
Список используемой литературы
1) Рындина О.М., Лукина Н.В., Курьянова Т.С., Золотарева Н.В. Этнокультурное наследие ханты Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в теоретическом и практическом дискурсе // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 390. C. 126-131
2) Путешествие к хантам . У. Т Сирелиус - Томск, 2011. – 44 с.
3) Каулен М. Е. Музей и наследие // Музей. 2009. № 5.
4) Российская музейная энциклопедия. Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp
5) Чувилова И. С. Классификация музеев и проблемы наследия // Музей: российский партнер журнала Museum. 2009. № 5.
6) Манси Народы России. Атлас культур и религий - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с.
7) Узор таежной тишины [Текст] // Югорское детство. - 2012. - № 1. - С. 24, 25. - ил.
8) Шишкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты», Издание второе исправленное и дополненное, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2001.
9) Николай Фомин Серия «Обские угры» [Электронный ресурс].URL: http://www.liveinternet.ru
10) Орнаментальное искусство коренных народов Севера. [Электронный ресурс].URL: http://rudocs.exdat.com
11) Орнаменты ханты и манси [Электронный ресурс].URL: http://ornament-ru
Предварительный просмотр:
«Личный дневник кадета как средство самоорганизации».
Бояркин Максим Дмитриевич,
ХМАО-Югра, город Нефтеюганск, МБОУ «СОКШ №4», 7 «к» класс
План исследования.
Введение
Средняя школа стал новой ступенью в моей жизни. Появилось много новых предметов, новые учителя, кружки, увеличился объём домашних заданий. Времени на всё не хватало, а ведь ещё хотелось пообщаться и погулять с друзьями. Приходилось отказываться от участия в различных мероприятиях, потому что понимал, что не смогу уделить подготовке к ним должного внимания из-за отсутствия свободного времени. У моих одноклассников появлялись похожие проблемы. Возник главный вопрос: а почему времени не хватает? Может всё дело в том, что я много времени трачу на просмотр телевизора, игры в телефоне и компьютере. А может, я слишком перегружен делами?
Я заинтересовался, как сделать так, чтобы времени стало больше. Я обратился к учителю с вопросом поиска того скрытого резерва времени, который я мог бы использовать более продуктивно. Можно ли помочь учащимся, которые испытывают трудности с нехваткой времени.
Передо мной встала проблема. Как сделать так, чтобы времени стало больше?
Гипотеза – если предложенный мною личный дневник поможет учащимся средней школы правильно организовывать своё время, то это позволит им более эффективно его использовать.
Цель работы исследования – поиск способов правильной организации времени.
Объектом моего исследования является организация времени.
Предметом исследования является управление временем учащихся средней школы.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать, насколько правильно организуется время учащимися средней школы;
- выяснить, что отнимает наибольшее количество времени у учащихся средней школы;
- выявить сущностные характеристики личного дневника как средства формирования самоорганизации кадета;
- разработать и предложить образец личного дневника учащимся средней школы для правильного управления своим временем;
- определить значимость личного дневника как самоорганизации учащихся кадетских классов;
- сделать выводы.
Методы исследования:
- Анализ источников информации по вопросу исследования.
- Анкетирование.
- Анализ результатов анкетирования и вывод о значимости и востребованности проектной работы.
- Сопоставительный анализ результатов исследования.
Результат исследования: образец личного дневника для правильного управления своим временем.
ГЛАВА I. Теоретический анализ понятий
1.1. Характеристика отрочества
Многие специалисты говорят, что самым трудным и сложным из всех детских возрастов является отрочество или подростковый возраст. В этот период начинается формирование личности. Учащийся седьмого класса являются младшими подростками. В этом возрасте начинают устанавливаться черты характера и основные формы межличностного поведения. Основными приоритетами в его жизни становятся самопознание, самовыражение и самоутверждение.
В средней школе большое значение приобретают изменения условий обучения: дети переходят от одного основного учителя к классному руководителю и нескольким учителям, уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.
На вопросы, различаются ли чем-нибудь и чем именно учеба в средней школе и в начальной школе, пятиклассники отвечают: «Малыши просто учатся считать, а мы учим математику», «Раньше мы просто читали рассказы о том, что было, а теперь учимся узнавать историю» и т. п.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений также является зримым внешним показателем их взросления.
У учащихся средней школы сильно выражено стремление к хорошей учёбе, делать так, чтобы взрослые были довольны. Некоторое снижение интереса к учёбе в наблюдаемое в конце начальных классов сменяется ожиданием перемен, дети ждут, что им в школе станет интересно.
Резкие изменения условий обучения, качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже изменение позиции «старшего» в начальной школе все это является довольно серьезным испытанием для школьника.
Специфика учёбы в кадетском классе накладывает свой отпечаток на организацию деятельности. Основные цели кадетского движения – интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к службе Отечеству на гражданском и военном поприще. Кадет должен быть всесторонне развит: физически, интеллектуально и духовно. Для этого нужно постоянно работать над собой и развиваться. Правильная организация своего времени позволит уделить достаточное время развитию всех качеств необходимых учащемуся кадетского класса. Самоорганизация - важное качество кадета, которое существенно поможет ему в обучении. У организованного кадета деятельность подчинена определенному распорядку, что позволяет не забывать о важных делах, делать все качественно и вовремя, четко представлять цели и задачи, планировать результаты. Кадет, способный организовать себя и свою деятельность, использует достаточное количество времени для выполнения работы, выполняет ее поэтапно и планомерно, лучше сосредотачивается на выполняемых действиях. Экономятся время и силы, остается достаточно времени для досуга, т.к. отсутствует спешка, нервозность, множественные переделки работы. Умение организовывать время имеет огромное значение. Когда мы тратим время впустую, мы вместе с ним теряем способность конструктивно управлять своей жизнью в целом.
Наш успех в жизни во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем. Поэтому нередко встает вопрос об обучении навыкам управления временем. Существует мнение, что если выполнять домашние задания полностью, времени не остается ни на что.
Попробуем разобраться, действительно ли такая проблема имеет место или все это преувеличение. Возможно, причиной служит не загруженность, а неумение организовать работу?
Выполнять дела по дому или домашние задания лучше и в более сжатые сроки - означает работать разумно, а не непрерывно и более напряженно. Как я работаю, готовлюсь к занятиям? Этот вопрос должен задать себе каждый кто хочет отыскать для себя скрытые резервы времени. А чтобы это узнать, рекомендуется в первую очередь начать ведение учета того, как используется время. Приняв решение стать более организованным и успешным, нужно безотлагательно начать вести каждодневный учет, на что уходит время. На этом этапе учащимся может понадобиться как минимум три-четыре недели.
1.2. На что мы тратим своё время
Все знают о том, что прошедшее время нельзя вернуть. Но далеко не все это осознают. И поэтому частенько разбрасываются им налево и направо. Особенно в современное время, когда поводов для этого очень много.
На уроке обществознания в 5 классе я узнал, что существуют «пожиратели времени», которые отнимают время у человека.
Пожиратели времени – это различного рода препятствия, приводящие к бесцельному использованию времени, иначе говоря, к его потере. На занятии мы всем классом выделили, на наш взгляд, наиболее опасных «поглотителей времени».
Одним из наиболее популярных «поглотителей времени» являются социальные сети. Очень часто во время какой - то деятельности хочется проверить в телефоне, что написали друзья, какие они новые фотографии выложили. В итоге просмотру новостей конца и края нет.
Либо социальные группы засасывают перед сном. И всего лишь 5 минут мигом становятся часами.
Одними из серьёзных поглотителей времени являются сериалы. Особо опасен, когда сериал скачан на компьютере целым сезоном. Усаживаясь за просмотр одной серии, учащиеся не в состоянии оторваться, и незаметно проходит 2-3 серии. А там уже настолько интересно, что надо досмотреть до конца.
Для многих злостным пожирателем времени являются компьютерные игры, потому что, затягивают, так же как и сериалы. Особенно если игра по-настоящему интересная.
Интернет в целом очень серьезный пожиратель времени, если не придерживаться при его использовании определённых правил. Потому что там всегда есть нечто из разряда «подобное» или «рекомендуемое», которое подкидывает и подкидывает для учащихся очередную порцию для бесполезной траты времени.
Дорога тоже является пожирателем времени. Вообще любое время в пути и на любом транспорте. У большинства людей - это время потерянное. А ведь в него столько всего можно сделать, тут такой богатый выбор. Как вариант почитать книгу.
Беспорядок на столе. Если на столе в три слоя набросана информация, книги, тетради, то быстро что-то нужное найти не получается.
В современном мире необходимо научиться структурировать, группировать, распределять по нужным и удобным для дальнейшего к ней обращения местам. Умение организовать себя дает школьнику возможность выполнять все быстро, результативно, высвобождать время на множество занятий, дел, хобби, увлечений.
Почему многие ребята ничего не успевают сделать за день? Нет навыков самоорганизации, не выработана сила воли, отсутствует инициатива, здоровое любопытство к жизни, желание найти несколько вариантов выполнения задания.
На что тратиться время кадета при правильной организации учебы и отдыха?
- Сон не менее 8 часов;
- Прогулки, игры на свежем воздухе;
- Общение со сверстниками;
- Занятия по интересам, хобби;
- Учеба в классе и дома;
- Прием пищи;
- Личная гигиена;
- Спортивные занятия;
- Саморазвитие (изучение языков, чтение классической литературы);
- Помощь старшим по дому.
В расписании нет места пустым занятиям, вроде просмотра телепередач или онлайн игр. Но времени на выполнение учебных задач и самосовершенствование предостаточно.
Эффективно организовать свое время можно, когда есть полная картина предстоящего дня.
Часто, кажется, что день длинный и времени хватит на все, но нередко времени не хватает даже на половину дел. Как планировать правильно?
Каждый день мы выполняем важные дела и не очень, приятные и те, которые нам делать совершенно не хочется. А кадетам кроме того нужно ещё постоянно развивать в себе положительные качества.
Что может помочь нам увидеть потерю нашего времени? Где и на что теряется время? Что может помочь нам организовать себя, свою деятельность? Как все успеть?
При выполнении определённых дел возникают различные помехи. Очень важно уметь разбираться в причинах появления помех.
Помехи и причины помех практически всегда различаются. Можно представить часто встречающуюся ситуацию, когда к ученику пришли одноклассники или друзья и они вместе беседовали несколько часов, в то время, когда необходимо было выполнить домашние задания или идти на тренировку. В этом конкретном случае помехой будет являться приход одноклассников в гости, а причиной появления помехи может быть не информирование их заранее о своих планах или несерьёзное отношение к домашним заданиям и спорту, а может просто невозможность сказать «нет». Именно поэтому все причины помех следует выявлять (многие из которых скрыты в самих себе) и тщательно анализировать, чтобы понять, как с ними бороться.
Очевидно, что одного анализа как расходуется свободное время будет слишком мало и позитивных изменений не состоится, если учащийся не осознаёт цели, которые он запланировал достигнуть. Поэтому кроме учёта расхода времени необходимо серьёзно задуматься о долгосрочных и ближайших намеченных целях. Такое разделение целей на категории не случайно. Долгосрочные цели могут потребовать дополнительной подготовки.
ГЛАВА II. Исследовательская часть
2.1. Анализ расходуемого времени в течение моего дня
Вначале я проанализировал время своего дня.
На что я тратил свое время раньше? (1-ая половина дня)
- Личная гигиена;
- Прием пищи;
- Занятия по интересам, хобби;
- Выполнение устных домашних заданий;
- Прогулки на свежем воздухе (дорога в школу);
На что я тратил свое время раньше? (2-ая половина дня)
- Учебные занятия в школе;
- Выполнение домашних заданий;
- Личная гигиена перед сном;
- Сон
Я заметил, что очень много времени в первой половине дня я использовал нерационально. Это подтолкнуло меня к тому, чтобы пересмотреть режим моего дня. Так у меня появился дневник. Я отмечал в дневнике все, что делал за день и указывал время, которое я затратил.
Структура моего дневника.
Время | Действие | Дата | |
8:00 | Подъем | ˅ | ˅ |
8:00-8:10 | Физ.подготовка (отжимание и т.п) | Отжимание | Отжимание |
8:10-8:15 | Личная гигиена | ˅ | ˅ |
8:15-8:30 | Завтрак | ˅ | ˅ |
8:30-9:00 | Чтение книг | ˅ | ˅ |
9:00-9:40 | Хобби (эксперименты, Lego) | ˅ | ˅ |
9:40-10:40 | Работа над ошибками (выполнение олимпиадных заданий) | География | Русский язык |
10:40-11:10 | Выполнение поручений родителей | ˅ | ˅ |
11:10-12:10 | Свободное время | ˅ | ˅ |
12:10-12:30 | Обед | ˅ | ˅ |
12:30-12:40 | Подготовка к школе | ˅ | ˅ |
12:40 | Уход в школу | ˅ | ˅ |
13:30-18:10 | Учебные занятия | ˅ | ˅ |
18:10-18:40 | Дорога домой | ˅ | ˅ |
18:40-18:50 | Физ.подготовка (отжимание и т.п) | Отжимание | Пресс, отжимание |
18:50-19:10 | Ужин | ˅ | ˅ |
19:20-21:30 | Выполнение дом.заданий | ˅ | ˅ |
21:30-22:00 | Подготовка ко сну | ˅ | ˅ |
22:00 | Сон | ˅ | ˅ |
Обычно в начале учащиеся не испытывают никаких проблем с ведением дневника. Кажется, что всё очень легко можно организовать и учесть. Но в дальнейшем наступает момент, когда понимаешь, что ты выполняешь все поставленные цели, но движения вперёд не происходит. Проанализировав записи дневника можно заметить, что зачастую цели формулируются не очень чётко.
В планировании и в записях в календаре-блокноте важно ставить конкретные измеряемые цели, т.е. не просто записать: с 08.30 до 09.00 «чтение книг», а –прочитать 10 страниц. Тогда придётся не просто листать книгу или долго уделять внимание одной странице (нередко для самообмана), а нужно будет выполнить четкий план в 10 страниц. Кроме того цель можно будет дополнить пересказом в слух прочитанного. Постановка конкретной цели позволяет правильно мотивировать собственное поведение и действия других людей. Таким образом в 9 часов будет трудно себя обмануть о выполненной цели если она не была выполнена.
При занятиях физической подготовкой также следует ставить перед собой конкретные цели. Например, не «Физ.подготовка (отжимание и т.п)», а «отжаться 10 раз», при этом увеличиваю цель на одно отжимание в определённый период. Тогда как бы не относился учащийся к своей цели вначале, ему придётся через некоторое время отжиматься больше.
Время | Действие | Ближайшая цель(дата) | Долгосрочная цель (дата) |
8:00 | Подъем | ˅ | Через 2 месяца без будильника |
8:00-8:10 | Физ.подготовка (отжимание и т.п) | 10 раз | Через неделю 12 раз |
8:10-8:15 | Личная гигиена | ˅ | ˅ |
8:15-8:30 | Завтрак | ˅ | ˅ |
8:30-9:00 | Чтение книг | 10 страниц | Прочитать книгу |
9:00-9:40 | Хобби (эксперименты, Lego) | Прочитать теорию | Через год собрать радиоуправляемого робота |
9:40-10:40 | Работа над ошибками (выполнение олимпиадных заданий) | Прочитать теорию и выполнить олимпиадные задаия | Занять призовое место на олимпиаде |
10:40-11:10 | Выполнение поручений родителей | ˅ | ˅ |
11:10-12:10 | Свободное время | ˅ | ˅ |
12:10-12:30 | Обед | ˅ | ˅ |
12:30-12:40 | Подготовка к школе | ˅ | ˅ |
12:40 | Уход в школу | ˅ | ˅ |
13:30-18:10 | Учебные занятия | Получить 5 за контрольную | Закончить четверть на отлично |
18:10-18:40 | Дорога домой | ˅ | ˅ |
18:40-18:50 | Физ.подготовка (отжимание и т.п) | 10 раз | Через неделю 12 раз |
18:50-19:10 | Ужин | ˅ | ˅ |
19:20-21:30 | Выполнение дом.заданий | Сделать домашнюю работу по математике, истории, физике и географии | Закончить четверть на отлично |
21:30-22:00 | Подготовка ко сну | ˅ | ˅ |
22:00 | Сон | ˅ | ˅ |
Очевидно, что такое планирование ориентирует человека на достижение прогресса в личных, учебных и спортивных результатах.
Из вышеизложенного следует, что чем более конкретнее сформулированы поставленные цели, тем больше внимания и силы воли они затребуют от учащегося на выполнение.
2.1. Анализ расходуемого времени в течение дня моих одноклассников
Мне стало интересно, а как обстоят дела со временем у моих одноклассников.
Я провел анкетирование (приложение 1), в котором участвовало 22 ученика, которое показало следующие результаты.
Результаты данных диаграмм показывают, что у моих одноклассников не хватает времени из-за личной неорганизованности. Много времени отнимают компьютерные игры. Попытка внедрить среди одноклассников дневник самоорганизации которым пользовался я оказалась неудачной. Некоторым было неинтересно заполнять дневник с самого начала, другие бросали его заполнять спустя некоторое время. И лишь небольшая часть стала пользоваться всеми преимуществами дневника.
Опросив своих одноклассников, я понял, что они теряют интерес к дневнику, из-за того, что он не учитывает всех особенностей человека. Каждый человек индивидуален, но многих можно разделить на две условные группы:
- учащиеся творческого характера. Творчество для них стоит на первом месте. Они способны мыслить креативно и неординарно.
- учащиеся нетворческого характера. На первом месте у этих учащихся стоят строгая определенность и точность во всем. Они больше занимаются проектной деятельностью, чем творчеством.
Передо мной встала задача привести дневник в такой вид, чтобы каждая группа смогла с ним работать, не теряя интерес и всесторонне развивалась. На данном этапе дневник разработан и проходит апробацию среди моих одноклассников.
Заключение
В процессе проведения исследования я узнал очень много о том, как должен быть организован рабочий день кадета, в частности, мой день. Также я научился планировать свое свободное и рабочее время, а также получил опыт организации исследовательской деятельности по поиску резервов собственного времени.
По окончании исследования хочу отметить, что полученные мною навыки управления собственным временем содействует укреплению воли, выработке определенного ритма жизни и прививает полезные привычки.
Я уже могу сознательно отказаться от вида деятельности – пожирателя времени, например, от долгой игры в компьютерные игры, так как знаю, что это время могу использовать с пользой – для общения с родными и друзьями, для собственного развития и многого другого.
Мы запланировали узнать, что значит, организация времени и можем ли мы сделать так, чтобы времени стало больше, тем самым помочь кадетам эффективно организовать его.
Мы изучили книги и статьи по управлению временем для детей, проанализировали, как тратят свое время учащиеся, разработали дневник, как способ для эффективной организации времени учащимися кадетских классов.
Теперь необходимо предложить этот дневник учащимся средней школы. Если предложенный мною личный дневник поможет кадетам правильно организовывать своё время, то это позволит им более эффективно его использовать, и будет подтверждением моей гипотезы. В дальнейшем мы узнаем, насколько эффективным средством планирования времени и борьбы с поглотителями времени является разработанный нами дневник.
Через год мы подведем итоги – чему мы научились и насколько больше стали успевать.
Практическая значимость работы над проектом:
Для меня, для кадетов:
- научимся планировать свое свободное и рабочее время;
- приобретем навыки организации себя, которые очень пригодятся во взрослой жизни.
Для школы:
-эффективное использование времени учащимися поможет им достичь высоких результатов в учебе, спорте и т.п.;
Литература:
- Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей. – М., 1995г.
- С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство "Азъ", 1992г.
- Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. М., Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013г.
- Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей. М., АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013г.
- Соловейчик С. Учение с увлечением.
http://modernlib.ru/books/simon_soloveychik/uchenie_s_uvlecheniem/read/
- Сухов П. Учимся учиться. http://knigosite.org/library/books/93793
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.
В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....
Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год...
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...