Предотвращение утомления у детей дошкольного возраста с ОНР.
статья на тему

Ротманова Ольга Васильевна

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО, квалификационная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования. Так,  дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) могут посещать группы комбинированной направленности. В таких группах должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предотвращение утомления у детей дошкольного возраста с ОНР.

Ротманова О.В., Чернышева Т.Н.

МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка».

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО, квалификационная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования. Так,  дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) могут посещать группы комбинированной направленности. В таких группах должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР).

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию и обучению.

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.

Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др. 

Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений

От правильной организации деятельности, уровня ее физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления. 

Причины утомления:

- однообразие деятельности, 

- неправильно подобранный материал,

- излишняя статичность детей, 

- излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности, 

- большое количество детей в группе (шум), 

- незнание педагогами приемов привлечения внимания детей, 

- неправильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха. 

Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднительна,  из-за отсутствия у них каких - либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными.

Средства предупреждения утомления у детей:

У детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе.

Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПина.

Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов: 

- минутка релаксации,

- дыхательная гимнастика 

- гимнастика для глаз 

- физкультминутки

- рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.) 

- Обеспечение эмоционального комфорта.

         Таким образом, немало важным является создание «игровых мотивационных ситуаций», предотвращающих наступление утомления во время занятий с таким ребенком

Следует отметить, что при выборе той или иной «игровой ситуации» следует учитывать:актуальность применения,  интерес и потребности ребенка,соответствие возрастным возможностям ребенка,выход из «игровой ситуации» в свободную деятельность.

Например: 1. Появление игрушки-персонажа. ( Незнайки)

2. Появление «волшебного предмета» (слышен стук в дверь, звон колокольчика).

3. Обучение правилам столового этикета (столовые приборы: нож, вилка, ложка спрятаны в красивой коробке, в группе).

4. Игра-путешествие куда-либо, и с какой целью.

5. Появление сказочного героя взрослого.

6. Получение письма-послания, телеграммы.

В заключении хочется сказать, что поставленная игроваяситуация обязательно должна проходить через все занятие, помогая детям решать поставленные перед ними задачи, вовлекать их в решение поставленных проблемных ситуаций, помогая при этом еще и взаимодействовать ребенку у которого ОНР с обычно развивающимися детьми.

Для себя мы выделили следующие задачи в работе с детьми с ОНР:

- выявить  интересы,  склонности,  способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

- создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере;

- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

- создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях;

- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

- выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;

- осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;

- любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;

- ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;

- признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»);

- поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;

- умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;

- систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля.

    Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Литература:

1.Преодоление ОНР у дошкольников.  Учебно-методическое пособие./ Под ред. Т.В. Волосовец. М.: В. Секачев, 2007.

2. Жорняк Е.И. Просто ли играть? / Игра и дети. 2001. № 1.

3.Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. – СПб.; ДЕТСВО-ПРЕСС, 2008.

4.Тарабарина  Т.И.,  Соколова  Е.И.   И учёба и игра: русский язык. Ярославль   1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и развлечения для детей дошкольного возраста с ОНР учителя-логопеда Судаковой Н.Д. ГБОУ СОШ №1265, дошкольное отделение №3.

В статье обоснована необходимость использования игр и развлечений в коррекционной работе с детьми-дошкольниками с ОНР, представлены разнообразные игры по разным разделам программы , дан образец досуга...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...

Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Координация — умение согласо­вывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четк...

Методическая разработка "Графические диктанты, как один из способов предотвращения неусидчивости детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка выполнена в рамках работы по самообразованию. В работе описаны педагогические приёмы и задания, которые помогут педагогам дополнительного образования увлекательно и быст...

Рабочая программа дошкольного образования по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с ЗПР

Ведущая цель Программы - создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, театрализованной деятельности....

Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...