Методическая разработка "Графические диктанты, как один из способов предотвращения неусидчивости детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Гуськова Наталья Васильевна

Данная методическая разработка выполнена в рамках работы по самообразованию. В работе описаны педагогические приёмы и задания, которые помогут педагогам дополнительного образования увлекательно и быстро развить у детей дошкольного возраста: память, логическое мышление, мелкую моторику, а также научиться усидчивости и аккуратности. Методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования на занятиях с детьми общеразвивающих направленностей 5-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка выполнена в рамках работы по самообразованию. В работе описаны педагогические приёмы и задания, которые помогут педагогам дополнительного образования увлекательно и быстро развить у детей дошкольного возраста: память, логическое мышление, мелкую моторику, а также научиться усидчивости и аккуратности. Методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования на занятиях с детьми общеразвивающих направленностей 5-7 лет.

Содержание

1.Аннотаци……………………………………………………………………….3

2.Содержание…………………………………………………………………….2

3.Введение………………………………………………………………………..4

4.Основная часть…………………………………………………………………7

5. Глава 1 Формирование личности ребёнка посредством познавательной и коммуникативной деятельности………………………………………………..7

6. Глава 1.1. Формирование зрительно пространственного восприятия……10

7. Глава 1.2 Формирование графомоторных навыков………………………..15

8. Глава 2 Актуализация пространственных представлений………………..20

9. Глава 3 Система работы по основам развития графических навыков……22

10. Глава 3.1 Что такое графический диктант?.................................................25

11. Глава 3.2 Значение графических навыков у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….27

12. Глава 3.3 Нетрадиционные упражнения на развитие мелкой моторики..29

13. Глава 3.4. Рекомендации для родителей…………………………………..31

14. Заключение………………………………………………………………….33

15. Список используемой литературы………………………………………...34

Введение

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из наиболее важных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделить свое «Я» среди других людей. Таким образом, актуальность формирования коммуникативных умений дошкольников определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка.  В то же время мы всё чаще   сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ведь ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Дети, которые недостаточно общаются с ровесниками и не воспринимаются коллективом из-за того, что они не умеют построить общение, быть интересными окружающим, считают себя уязвленными, непринятыми. Это понижает самооценку ребенка, он становится замкнутым и застенчивым, испытывает при этом сильнейшее эмоциональное неблагополучие. Меньше трудностей ребенок будет испытывать в будущей жизни в процессе общения, если педагог как можно раньше обратит внимание на эту сторону жизни ребенка и будет вести целенаправленную работу по развитию коммуникативных качеств личности у ребенка, по расширению и обогащению опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

Актуальность методической разработки: Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых его этапах. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к работе в тетради. Дети должны научиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность.

Цель: Раскрыть основные принципы развития графических навыков, совершенствуя умения детей, посредством регулярной технической деятельности.

Задачи:  

- Изучить основные аспекты формирования познавательной и коммуникативной деятельности дошкольника.

- Проанализировать действующие методы развития графически навыков.

- Внедрить в образовательный процесс нетрадиционные игровые методы развития мелкой моторики рук.

- Повысить качество занятий, за счёт внедрения графических диктантов в образовательную деятельность при работе с детьми дошкольного возраста.

                                                    Рука - это вышедший наружу мозг человека.

                                                                                                            И. Кант

Глава 1. Формирование личности ребёнка посредством познавательной и коммуникативной деятельности.

В настоящее время большое количество детей дошкольного возраста, страдают различные речевыми расстройствами, и как следствие, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в начальной школе. У таких детей наблюдается плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх – низ», «лево – право», смешение сходных по начертанию букв, зеркальное написание элементов и букв. В результате формируется оптическая дисграфия, страдает успеваемость. Причиной этих трудностей у детей с речевыми проблемами является несформированность зрительно – пространственного восприятия (анализа, синтеза, внимания), зрительно – моторной координации движений, слабо развитая мелкая моторика пальцев рук. Вопрос о повышении эффективности педагогической работы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста является актуальным, а использование в педагогической работе графических диктантов по клеткам – один из резервов логопедического воздействия. В литературе и сети предлагается огромное количество памяток и руководства к действию по этому поводу, применение в работе которых, позволит оптимизировать коррекционно-педагогический процесс обучения детей с речевыми проблемами и реализовать ряд целей.

•Сформировать слуховое восприятие и память;

•Развить зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез;

•Улучшить зрительно-моторную координацию;

•Укрепить зрительную память;

•Научить ориентироваться на листе бумаги в клетку;

•Активизировать и укрепить мелкую мускулатуру пальцев рук;

•Продолжить работу по закреплению речевых навыков.

Таким образом, являясь приоритетным, социально- коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, непосредственно связанно не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребенка.

Современный образовательный процесс в детском саду построен на значимых для развития дошкольников видах деятельности. Они определены в ФГОС ДО:

Какие это виды деятельности?

Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие. Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире. Познавательная  деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке. Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением. Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Глава 1.1. Формирование зрительно пространственного восприятия.

С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются с серьезными трудностями. Выясняется, что они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа, не способны определить, что находится справа или слева. При чтении и письме они совершают такие специфические ошибки, как смешение сходных по написанию букв, перестановка букв в слоге, неправильное изображение элементов букв, зеркальное написание. В математике они испытывают затруднения в освоении числового ряда, делают ошибки в арифметических действиях.Работа по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста является профилактической и используется как составная часть в общей подготовке детей к школе. Она направлена на решение следующих задач:

1. Формирование у детей пространственных представлений, введение в их пассивный и активный словарь соответствующих терминов.

2. Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости листа, доски.

3. Формирование слухового сосредоточения и координации «ухо - рука».

4. Формирование у детей зрительного сосредоточения и координации «глаз - рука».

5. Развитие способностей к ориентации в трехмерном пространстве (работа в технике оригами).

Пространственная ориентировка включает два вида, тесно связанных между собой:

- ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых частей;

- ориентировку в окружающем пространстве.

Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых частей. Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуется следующие виды занятий:

1. Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать. Повторить, что это правая рука.

Дается задание поднять правую руку и назвать ее.

2. Показать левую руку, назвать ее, повторить.

3. Поднять то левую, то правую руку. Показать карандаш левой, правой рукой, взять что-либо левой, правой рукой.

После усвоения речевых обозначений левой и правой руки можно перейти к дифференциации других частей тела. В заключении детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу.

Подбирая задания, необходимо помнить, что дети, которые испытывают трудности в освоении понятий «право», «лево», могут взять себе в помощь несущественные, но подходящие для некоторых ситуаций внешние ориентиры. Например, они могут пытаться определять свою правую руку как ту, которая находится со стороны двери группы. Поэтому детям надо объяснить, что любой внешний объект может оказаться слева и справа от человека в зависимости от того, как человек повернется.

Ориентировка в окружающем пространстве.

Этот вид работы основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а так же речевых обозначениях правой и левой руки. Проводится в следующей последовательности:

1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе. В начале, дается задание определить пространственное соотношение предметов, находящихся сбоку от ребенка:

 - покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева;

- положи книгу справа или слева от себя (при затруднении необходимо уточнить, что справа – это значит ближе к правой руке, а слева – к левой).

Далее пространственное соотношение закрепляется в речи (где находится шкаф, окно …). При этом ребенок должен стоять так, чтобы эти предметы были справа или слева).

2. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.

Ребенку предлагается взять тетрадь правой рукой и положить ее около правой руки;

взять левой рукой книгу и положить около левой руки;

Ребенка спрашивают: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

Далее детям предлагается задания по инструкции:

- положить ручку справа от тетради;

- положить карандаш слева от книги.

Сказать, где находится ручка по отношению к тетради; где находится карандаш по отношению к книге.

Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов.

Далее проводится работа и по уточнению пространственного расположения различных фигур, букв, цифр. Детям предлагаются следующие задания:

- написать буквы, цифры справа или слева от вертикальной линии;

- положить карточку с кружком, справа от нее – с крестиком, слева от крестика поставить точку;- нарисовать точку, ниже точки крестик, справа от точки – круг и т. д.

Определение пространственных соотношений элементов графических изображений, букв, цифр.

Проводится работа по развитию зрительного анализа графических изображений (букв, цифр и др.) на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между сходными графическими изображениями.

Ориентировка на плоскости листа, доски.

Необходимо объяснить детям, что такое верхний и нижний край тетрадного листа. Ведь тетрадь лежит на столе горизонтально. Педагогу нужно четко сказать детям, что, когда тетрадь лежит на столе, тот ее край, который дальше от ребенка, будет называться верхним, а тот, который ближе – нижним. Попросить детей показать верхний и нижний край листа, а так же правую и левую его сторону. Затем детей надо учить осуществлять простейшие перемещения на плоскости с учетом направлений: вести линию слева направо или сверху вниз, отсчитывать нужное количество клеточек в указанном направлении. 

Слуховое сосредоточение и координация «ухо - рука».

Навык слухового сосредоточения, слухомоторную координацию и умение использовать их для ориентации на плоскости и в трехмерном пространстве необходимо вырабатывать специально. Для этих целей прекрасно подходят графические диктанты. Этот вид становится привлекательным для детей, если использовать задания, в результате выполнения которых получается осмысленное и забавное изображение.

Подбирая сложность задания надо ориентироваться на:

- общее количество «шагов» - действий, которые ребенок может выполнить под диктовку;

- количество наклонных линий;

- длину линий, составляющих «шаги».

Зрительное сосредоточение и координация «глаз - рука».

Для успешного выполнения заданий по пространственной ориентировке детям необходимы зрительное внимание и зрительно-моторная координация, которые надо вырабатывать специально. Для этого используются несколько типов упражнений:

1. Прямое и зеркальное копирование образца с опорой на клетки.

На начальных этапах работы дети выполняют прямое копирование. Когда дети осваивают этот вид работы, можно переходить к усвоению зеркального копирования. Объяснять детям, что такое зеркальная копия, удобно, используя в качестве примера ладони.

2. Прямое и зеркальное копирование образца без опоры на клетки.

Этот вид работ не содержит в себе ничего принципиально нового по сравнению с копированием по клеткам. Только расстояние теперь определяется на глаз, что делает работу более сложным.

   

1.2 Формирование графомоторных навыков

Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия, требующие от них точности и синхронности движений. Например, лепить, вырезать, обводить по контуру, завязывать, складывать и т. д. Плохо развитая мелкая моторику рук и отсутствие оформленной техники движений вызывают у детей сложности, из-за которых дети порой отступают от поставленных целей, связанных с выполнением вышеуказанных действий.

Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма. Поэтому работа по формированию графомоторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу.

Что же такое графомоторные навыки?

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Формирование графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.

Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. При работе над развитием мелкой моторики пальцев рук мы рекомендуем выполнять следующие упражнения:

• пальчиковую гимнастику;

• массаж (самомассаж, массаж с помощью су-джок);

• лепить из пластилина или соленого теста;

• вырезать из бумаги фигуры разной сложности;

• составлять бусы, застегивать и растегиватть пуговицы, кнопки, крючки и т. д. ;

• собирать пазлы, мозаику;

• конструировать из кубиков, а также лего;

• раскрашивать раскраски;

• игра с прищепками, с палочками Кюизенера, «Танграмм» и т. д.

Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает:

1. ориентировку в собственном теле

2. ориентировку в окружающем пространстве;

3. уточнение пространственного расположения предметов на плоскости.

На этом этапе можно использовать следующие упражнения

• конструирование, выкладывание сериационных рядов;

• пальчиковые игры;

• штриховки

• выкладывание букв и цифр из других предметов;

• работа с мелкими предметами;

• лепка;

• аппликация;

• рисование и т. д.

Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.

1. Развитие зрительного гнозиса:

• контурные изображения предметов

• перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.

• Уточнение представлений о цвете, форме и величине.

• Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза;

3. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

И, наконец, четвертый этап по развитию графомоторных навыков - изобразительно- графические способности:

Развитие графомоторных навыков.

• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

• Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них.

• Рисование узоров и орнаментов,

• Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

• Рисование по клеткам предметов разной сложности.

Овладение графической символизацией

• Работа по формированию графического образа букв (графемы).

• Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

В процессе работы в тетради или на листе бумаги у детей укрепляется мелкая моторика рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо начинать в игровой форме. Задания нужно подбирать, так чтобы они позволяли каждому ребенку постепенно без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовится к этому виду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на его успехи в графической деятельности, педагог тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям. Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом. Благодаря такой работе можно решить важные задачи:

1. Способствовать интеллектуальному развитию ребенка;

2. Подготовить к овладению навыком письма.

Решение данных задач, в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения. Если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

2. Актуализация пространственных представлений

Познание окружающего мира сложный процесс, и начинается он с непосредственногоили опосредованного чувственного познания. Очень важен опыт познания человекомпространственных отношений в предметном окружении. Пространственные отношенияпозволяют ребенку овладеть определенными частями речи, многими наречиями. Основнымусловием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем. Пространственные представления и восприятия - ёмкие понятия, отражающие  многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем,   протяжённость объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве,

пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространствепредставляют собой различные пространственные категории.

Ориентировка в пространстве означает ориентировку на местности. Она предполагает

а) «точки состояния», т.е. местонахождения человека по отношению к окружающим его

б) местоположения предметов (или людей) относительно фиксированного положения

человека в пространстве;

в) пространственного расположения предметов относительно друг друга, т.е.

пространственных отношений между ними.

Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умениячеловека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (леваярука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства,например, на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия субъекта в содержание понятия «ориентировка на плоскости» включает: умение фиксировать местоположение точки на листе; понимание пространственных отношений между различными предметами на листе; умение выполнять разнообразные практические задания на умение ориентировке на плоскости; пространственное размещение объектов на листе, пользуясь соответствующей терминологией; умение ориентироваться на листе в клетку.

Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой).

Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта), что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе. Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трёхмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (налисте бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных,постепенно усложняющихся упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.

Глава 3 Система работы по основам развития графических навыков.

Многие родители настаивают на раннем обучении ребенка письму, ошибочно считаяэто умение высоким уровнем готовности к школе. Между тем гораздо нужнее развиватьу дошкольника графические навыки (владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. д.). Процесс этот следует осуществлять под присмотром педагога и с учетом уровня подготовленности ребенка. На практике педагоги часто сталкиваются с позицией родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей чтению, счету, письму. Отсюда стремление как можно раньше дать в руки ребенку ручку. Ошибочно считая эти умения показателем высокого уровня готовности к школе  другие стороны развития. Между тем наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму.Под графическими навыками подразумеваются владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. д.  Графические навыки — одни из ключевых навыков, которые необходимы ребенкупри выполнении заданий практически во всех образовательных областях (например, графические задания предлагаются в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам, рисование узоров по клеточкам, дорисовывание нужного количества предметов и т. п.).Как показывает опыт, овладение графическими навыками в группе детей происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие — с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая. У них отсутствует чувство формы и композиции.

И это практически не зависит от возраста. Можно увидеть дошкольников трех и шести лет, которые примерно одинаково владеют карандашом. Это происходит из-за того, что в основе формирования графических навыков лежат сложные, многокомпонентные нейрофизиологические механизмы. Незрелость одного или нескольких компонентов приводит к трудностям овладения графическими навыками. Детям с такой проблемой нужнаспециальная помощь в подготовке руки к письму, иначе в школе она станет еще более очевидной.Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисование, штриховку и т. д., у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности.

Предпосылки графической деятельности:

- развитая мелкая моторика — способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;

- развитая зрительно-моторная координация — способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться

до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;

- сформированное чувство ритма — ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;

- общая моторная зрелость — необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;

- развитые зрительное восприятие и зрительное внимание — умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;

- сформированные зрительно-пространственные представления — чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а так же их размер и пропорции. Значительная часть предпосылок графической деятельности формируется во время занятий  физкультурой, на музыкальных занятиях, а также в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности детей. Способности, связанные со зрительным восприятием и вниманием, а также пространственные представления складываются в процессе предметной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезных картинок, работы с мозаикой, геометрическим материалом, а также в ходе самой графической деятельности. Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному». Для этого необходимо определить начальный уровень владения ребенком карандашом, а также выявить у него уме ние выполнять разные виды графических заданий. С учетом полученных данных педагог может постепенно предлагать воспитаннику более сложные задания, с поэтапной отработкой каждого вида графических заданий.

 

Глава 3.1 Что такое графический диктант?

Графический диктант представляет собой необычные дидактические занятия, которые нравятся детям. Они не требуют от ребенка глубоких знаний или сильного напряжения ума.  Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, на листе бумаги и в результате получает картинку. Делать это несложно, если внимательно слушать педагога и проводить карандашом линии в правильном направлении. Чем же полезные графические диктанты? Я назову только основные

1. Развивают мелкую моторику

2. Учатся ориентироваться в пространстве и в тетради

3. Тренируют память, внимание, воображение

4. Максимально развивает усидчивость у детей всех возрастов

5. Тренирует орфографическую зоркость.

6.Тренируют счет

7. К детям приходит осознание необходимости восприятия инструкции на слух

     Вместе со всем перечисленным, так называемая, графическая математика активно развивает кругозор и словарный запас, дети знакомятся с различными вариантами изображения предметов на плоскости.

Чтобы добиться желаемого результата мы начинаем долгую и упорную подготовку в течении всего учебного года, начиная с самых первых занятий, выполняя элементарные, на первый взгляд задания. Некоторые, самые важные этапы, я хотела бы вам показать.

1. Ориентировка в клетке (включает в себя следующие задания)

2. Срисовывание предметов по точкам (каждый ребенок получает шаблон)

3. Рисование в разных масштабах

4. Срисовывание по клеточкам

5. Дорисовывание

6. Сборка из частей целого предмета

7. Сборка из частей целых фигур

8. Графический диктант

Обратили, наверное, внимание, что некоторые этапы созвучны, но имеют разную образовательную задачу.

 Изображения, предлагаемые детям в качестве графического диктанта должны быть им знакомы, не требовать длительного времени исполнения. Максимальное время на графический диктант 10 минут для детей 5-6-7 и 15-20 для детей 7-12 лет. Подбирать картинки нужно по возрасту и уровню развития детей, но это только на первых порах. После отработки простейших диктантов, постепенно усложняем задачу, добавляя диагональные линии. После выполнения графической задачи на листе бумаги, расскажите историю о необычном животном или предмете, интересный факт о его жизни познакомьте с местом обитания, покажите фотографию, предложите раскрасить.

3.2 Значение графических навыков у детей дошкольного возраста.

Мы живём в век быстрого развития информационных технологий, доступности разнообразных гаджетов начиная с дошкольного возраста, не говоря уже о старших школьников. Ребёнок с лёгкостью погружается в виртуальный мир игр, фильмов, приключений только одним нажиманием на кнопочки. Поэтому вызвать у него интерес на занятиях, увлечь новыми знаниями, помочь испытать удовольствие от приобретения новых навыков, очень сложно.  Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на занятиях, является графический диктант. Это увлекательное занятие для детей от 5 до 13 лет. И использовать его можно в любом из наших объединений, где есть дети такого возраста. Необязательно это делать в образовательных целях, как с дошкольниками, а можно просто использовать, как смена сфера деятельности, либо занимательный перерыв. Вы спросите, зачем детям возраста старше 7 лет нужен графический диктант и в чем его польза? А польза очевидна. У младших школьников часто наблюдется плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх – низ», «лево – право», смешение сходных по начертанию букв, зеркальное написание элементов и букв. В результате формируется оптическая дисграфия (зазеркаливание букв и элементов, пропуски букв в слове), и как следствие страдает успеваемость, вот как раз, графические диктанты являются отличной профилактикой. С целью эффективной организации работы по формированию графических навыков могут использоваться разные формы образовательной деятельности. Но включение графического задания необходимо прежде всего в интересную для ребенка деятельность.Так, наиболее органичным для детей раннего и младшего дошкольного возраста будет выполнение графического задания в процессе изготовления поделки (например, нарисовать полоски на бумажном фонарике), а также в контексте сказочной истории, которую рассказывает или разыгрывает педагог (например, можно предложить воспитанникам нарисовать следы животных, о которых говорилось в сказке).В старшем возрасте используются те же приемы, но в более сложных вариантах, а также включение познавательного контекста (например, учимся рисовать иероглифы, как настоящие китайцы, или знаки брайлевской азбуки как секретный алфавит).Работая со старшими детьми, можно переходить к более условным сюжетам, делая акцент на качестве выполнения заданий. При этом не следует совсем отказываться от игрового контекста. Можно также опираться на интерес дошкольников к письменности и «взрослым» видам работы: «писать письма», «чертить схемы», рисовать планы местности, зашифровывать и расшифровывать послания, во время графического диктанта «искать сокровища» и т. д. Количество «заданий ради задания» должно быть сведено к минимуму.

Глава 3.3 Нетрадиционные упражнения на развитие мелкой моторики

Вопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей; в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.Просмотрев диагностики предыдущих лет, я заметила, что никакого сдвига в области развития мелкой моторики пальцев рук отмечено не было. Уровень развития оставался низким, поэтому меня сразу заинтересовала эта тема. Я обратилась к разным источникам для углубленного изучения данной проблемы, потому что с каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи и других психических процессов (внимания, мышления, памяти). Это – основные условия успешного обучения. Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, применение различных бытовых предметов (губки для мытья посуды, решетки, щетки, и многое другое), много другого нестандартного оборудования. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности: для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенсорного развития детей и другое.

Глава 3.4. Рекомендации для родителей

Естественно, графические диктанты – это еще и эффективная подготовка руки к письму, к ориентированию по листу тетради. Простые графические диктанты прекрасно помогают родителям и учителям предотвратить многие сложности на начальном этапе учебы в школе. Это рассеянность, неумение сконцентрироваться, неусидчивость, орфографическая невнимательность.  

 Дети, как правило, очень любят рисовать по клеточкам, это увлекательно и полезно. Этот способ развития необходимых навыков - игровой на все сто процентов. Для летнего периода – это вообще находка. Можно заниматься графическими диктантами в дороге, в парке, на пляже, на даче. Это несколько разнообразит ежедневные игры и занятия. Различные графические диктанты пользуются особой популярностью у детей в возрасте 5-10 лет. Кроме того, что графические диктанты полезны, они еще и очень увлекают детей. Также их можно сделать общим семейным занятием – меняться ролями с ребенком, устраивать соревнования. А можно расширить задание: раскрась рисунок, вспомни стихотворение, отгадай загадку об этом объекте и т.п. Что понадобится для занятий.

Вам понадобится тетрадка в клеточку. Для малышей дошкольного возраста хорошо, если клеточка будет покрупнее. Это позволяет снизить нагрузку на глаза. Не выбирайте (во всяком случае, для малышей) тетради с очень белыми и очень гладкими листами. Это очень напрягает глаза. Кроме того, листы тетради отсвечивают и дают блики, которые вредны для глаз! Большие изображения на листе с крупной клеткой не поместятся, тогда нужно взять стандартную тетрадь. Также необходим простой карандаш и ластик, чтобы можно было стереть в случае ошибки.

Как проводить графические диктанты.

    Задание по графическому диктанту выглядят так: на листе бумаги в клеточку ставится точка и от этой точки дается задание. Рисовать нужно по клеточкам. Например, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево. Должен получиться квадратик. Это самый простой пример графического диктанта. С каждым разом задание для ребенка должно усложняться. Перед написанием графического диктанта с ребенком стоит повторить, где находится лево, а где право, верх и низ. Конечно, многое зависит от возраста ребенка и его способностей. Длительность занятий не должна превышать 10-15 минут для деток 5 лет, 15-20 минут для деток 5-6 лет, 20-25 минут для деток 6-7  лет. Но в случае, если малыш увлечен, не прерывайте его, пусть выполнит задание до конца. Проследите за тем, как ребенок сидит, как держит карандаш, приучайте сразу все делать правильно. Если у малыша проблемы со счетом, помогайте отсчитать клеточки в тетради. Варианты проведения диктанта:

1. Ребенку предлагают повторить в тетради рисунок, который изображен на образце.

2. Взрослый человек диктует определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем накладывает свое изображение на исходное и сравнивает результат с образцом.

3.  Взрослый начинает диктовать графический диктант и когда получается понятный рисунок, ребенок должен самостоятельно его продолжить.   Так что же такое графический диктант? Это обучение через развлечение, приятное и полезное времяпрепровождение с детьми и конечно незаменимый помощник в подготовке ребенка к школе.

     

                                               Заключение

Занимаясь графическими диктантами, ребёнок сможет развить мелкую

моторику, умение ориентироваться на листе бумаги, усидчивости и

внимание. Интересные игровые сюжеты сделают работу увлекательной!

Попросить ребёнка под диктовку выполнить задание, не отрывая карандаша

от бумаги. Показать ему точку, от которой нужно начинать выполнять

задание. Не спешить диктовать задание целиком: прочитать сначала первый

фрагмент, сделать паузу и проследить, чтобы ребёнок правильно выполнил

нужное действие. Только затем читать следующий фрагмент и так далее,

пока рисунок не будет готов. С того момента, как в руки ребёнка попадает

карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием

рисует им на бумаге всё, начиная от штрихов и каракулей.

Постепенно развиваясь, ребёнок переходит к схематическому

изображению на месте сначала отдельных предметов, а затем целых

графических рассказов.

«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать

этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические

процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших

рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Ученые, изучая деятельность

детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение

функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в

прямой зависимости от степени сформированности тонких движений

пальцев рук. И, если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и

речевое развитие.

Правильно делают те взрослые, которые доброжелательно и серьёзно

относятся к первым рисункам своих детей, понимая, как это важно для их

развития и воспитания.

Список используемых источников

1 Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.:

2 Педагогика, 2018 - 367с

3 Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет //

4.Дошкольное воспитание, 2018 № 3 С. 28–35; № 5 С. 43–53; № 6 С. 36–45.

5 Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск: Пеленг, 1993

6 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.

– М.: Народное образование, 2019 – 256 с.

7 Столяренко Л.Д., Педагогическая психология для студентов вузов, Ростов-

на-Дону, «Феникс», 2018 г.

8 Т. Б. Филичевой, Т. В. Чиркиной, «Развиваем руку ребенка, готовим ее к

рисованию и письму»,

9 А. Н. Лебедевой, «Развитие образного мышления и графических навыков у

детей 5-7 лет».

10 Графические диктанты (развитие умения действовать по правилу и

самостоятельно по заданию педагога)

11 Пальчиковая (развитие психических функций; подвижность и гибкость

кистей рук)

12 Т.С.Идилова «Логика» (для детей 5-7 лет) Алматы-кітап, 2019 год. ... 13

Новые технологии в обучении [195]. Сельская школа [26].

14 С.Л.Илюсизова «Педагог и ребенок» Алма-Ата. Мектеп, 2019 год.

15.Л.Ф.Тихомирова «Логика для дошкольников» Ярославль, Академия

Развития, 2002 год

16 Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей

5-7 лет

17 Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво

рисовать. – Ярославль, 2017

18 Подрезова И. А. 2017 «Школа умелого карандаша»-

19 таблицы для зрительных диктантов по развитию графических навыков у

детей 5-7 лет

20 Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет

21 Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение,

2019 - 152 с.

22 Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. Минск:

Высшая школа, 2011 - 206 с.

23 Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. - М., 2003

24 Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу. - М., 1983

25.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 2003

26.Васильева Н.Н. Новотворцева Н.В. Развивающие игры для

дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. –

Ярославль, 2016

27.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого–педагогическая

готовность ребенка к школе. – М., 2010

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра с песком, как способ гармоничного развития детей дошкольного возраста».

Цель: расширение  знаний педагогов о нетрадиционных способах  гармоничного развития детей с использованием игр с песком....

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...

ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ И ХОРЕОГРАФИЕЙ

Импровизацию в хореографии мы можем назвать еще и «танцем в настоящем», «сиюминутной хореографией»....

Предотвращение утомления у детей дошкольного возраста с ОНР.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО, квалификационная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями мож...

Выступление на методической площадке МОиН РБ «Час психолога» «Профилактика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста»

Выступление на методической площадке МОиН РБ «Час психолога»  «Профилактика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста», Платформа Zoom21.09.2021г. https://e...