На данной странице размещены материалы к конкурсу "ИКТ в образовательном процессе" в номинации 2.2. Современная школа (национальный проект "Развитие образования") на тему "Деньги.История возникновения"
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Надежда Александровна Бабич

На данной странице размещены  материалы к конкурсу "ИКТ в образовательном процессе"  в номинации 2.2. Современная школа (национальный проект "Развитие образования"): развитие финансовой грамотности. Вашему вниманию представлено, обобщение опыта по развитию финансовой грамотности в Падунской СОШ, филиале МАОУ "СОШ №4", методическая разработка внеурочного занятия тема « Деньги» (викторина « Деньги», конспект занятия « Деньги .История происхождения», презентация « Деньги»).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

На данной странице размещены  материалы к конкурсу "ИКТ в образовательном процессе"  в номинации 2.2. Современная школа (национальный проект "Развитие образования"): развитие финансовой грамотности. Вашему вниманию представлено, обобщение опыта по развитию финансовой грамотности в Падунской СОШ, филиале МАОУ "СОШ №4", методическая разработка внеурочного занятия тема « Деньги» (викторина « Деньги», конспект занятия « Деньги .История происхождения», презентация « Деньги»).

1.

Направление

Использование ИКТ в образовательном учреждении 

2.

Номинация

Номинация 2.2. Современная школа ( национальный проект «Развития образования»):развитие финансовой грамотности.

3.

Ф.И.О.

Бабич Надежда Александровна

4.

Наименование образовательного учреждения

Падунская средняя общеобразовательная школа имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е.Хребтова, филиал  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича»

5.

Название работы

Внеурочное занятие по финансовой грамотности по теме « Деньги .История возникновения»

6.

 Перечень используемых ЭОР с пометкой «авторский», «адаптированный», «из базы ФЦИОР»

http://fin-site.ru/finansovaya-gramotnost-dlya-nachinayushhix.html

http://fin-site.ru/finansovaya-gramotnost-dlya-nachinayushhix.html

https://www.fin-olimp.ru.

7.

Материал рецензирован



Предварительный просмотр:

Методическая записка

Вид деятельности

Учитель

Тип урока

 Урок открытия новых знаний

Форма проведения урока

Урок - практикум

Целеполагание – образовательный результат:

 Дидактическая:

Расширить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о финансовой грамотности,  обществоведческой и экономической культуре школьников, развивать понимание того, что экономическое, финансовое  состояние семьи зависит от каждого из ее членов. Создать  условия  для воспитания обществоведческой и экономической культуры школьников, развитие понимания того, что экономическое, финансовое  состояние семьи зависит от каждого из ее членов.

Образовательная:

Сформировать представления об финансовой, обществоведческой и экономической культуре школьников, Закрепить умения обучающихся в сфере финансов, экономике, уметь пользоваться ими  в необходимых ситуациях.   Продолжить формирование умений работы с разнородными источниками, регулирующими финансовую деятельность..

Развивающая:

Создать условия для развития интереса к финансовой, обществоведческой и экономической культуре школьников. Создать условия для формирования психологической установки и понимания необходимости знания финансовых документов. Создать условия для развития способностей анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.  Содействовать развитию рефлексивной деятельности. Создать условия для развития командной работы и умения высказывать свою точку зрения.

Воспитательная: Способствовать воспитанию экономической  культуры  учащихся, развитию навыков работы в группе, навыков слышать и уважать друг друга.

Проектирование образовательных результатов:

Формирование УУД:

Личностные:

еРазвитие навыков  сотрудничества с одноклассниками и педагогом;

Формирование навыка самостоятельного принятия решений

Метапредметные

Познавательные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

Регулятивные:

понимание цели своих действий;

проявление познавательной и творческой инициативы;

адекватное восприятие предложений одноклассников, учителя.

Коммуникативные:

умение договариваться  о распределении  функций и ролей в совместной деятельности;

умение слушать собеседника и вести диалог

Предметные:

понимание и правильное использование экономических терминов:

умение характеризовать виды денег.

Образовательные результаты:

Предметные

Научатся давать определение понятиям: бартер, эквивалент, реверс.

Метапредметные

- Познавательные: самостоятельно работать со словарями .

- Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства.

- Регулятивные: планируют  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане.

- Личностные:  проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей    группой..

Информационно-образовательная среда урока/занятия

http://fin-site.ru/finansovaya-gramotnost-dlya-nachinayushhix.html

http://fin-site.ru/finansovaya-gramotnost-dlya-nachinayushhix.html

https://www.fin-olimp.ru.

http://fin-site.ru/finansovaya-gramotnost-dlya-nachinayushhix.html

http://ne-shkola.ru/wordpress/sovety-roditelyam-po-finansovoi-gramotnosti/

https://profin.top/

http://fg.temocenter.ru/obrazovatelnye-materialy/ucheniku/120-kvest-finansovaya-gramotnosthtml

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии)

Урок построен в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к учебным занятиям. Использование информационных и коммуникационных технологий для решения поисковых, коммуникативных и познавательных задач позволяет учащимся развивать  поисковые навыки .

Преимущества применения ИКТ на уроках.

Электронные образовательные ресурсы  имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения:

помогают учащимся осознать  экономические ,исторические, социальные, политические явления;

создавать ситуации активной коммуникации;

информационно-компьютерное обучение обладает эффективной мотивирующей составляющей;

помогают лучше усвоить и систематизировать материал.

Методические приемы

Работа в группах , прием «Паучок», технологии формирования понятий.



Предварительный просмотр:

Падунская средняя общеобразовательная школа имени

Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е.Хребтова,

филиал  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР,

Почетного гражданина г.Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича»

Конспект  внеклассного мероприятия

по теме «Деньги.

История возникновения денег.»

 

Бабич  Надежда Александровна

учитель истории и обществознания

Падун, 2018

Тема: Деньги.

История возникновения денег.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: Формирование  представления о роли возникновении денег, их значимости в жизни человека.  Дать представление об экономических причинах возникновения денег, познакомить с таким «бартер», «купля-продажа», познакомить с историей названий некоторых денежных знаков; расширять кругозор расширять обучающихся, развивать речь и коммуникативные навыки; прививать бережливость.

Задачи:

  • Провести исследование по истории возникновения современных денег
  • Объяснить  учащимся проблемы бартерного (товарного) обмена;
  • Рассмотреть преимущества и недостатки разных видов денег;

Планируемые результаты:

Личностные:

  • еРазвитие навыков  сотрудничества с одноклассниками и педагогом;
  • Формирование навыка самостоятельного принятия решений

Метапредметные:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • адекватное восприятие предложений одноклассников, учителя.

Коммуникативные:

  • умение договариваться  о распределении  функций и ролей в совместной деятельности;
  • умение слушать собеседника и вести диалог

Предметные:

  • понимание и правильное использование экономических терминов:
  • умение характеризовать виды денег.

Оборудование и раздаточный материал:

  • презентация к уроку;
  • карточки для игры «Обмен»; словари.

Этапы урока, время

Основное содержание (формы, приёмы, методы)

Действия учителя

Действия ученика

Деление класса на группы

Разделить  учащихся  на 4 групп.

Учащиеся разделились на предложенные группы.

1.Организационный момент

1 мин

Настрой на предстоящую деятельность.

Группы создавались по принципу :1 группа кто одет в синий цвет, 2 группа белый цвет, 3 группа черный цвет присутствует и 4 группа преобладает фиолетовый

Приветствие учащихся, создание позитивного настроя на познавательную деятельность

-Сегодня для работы вы разделились на 4 групп.

Учащиеся приветствуют друг друга , учителя, настраиваются на урок.

2.Постановка проблемы.

3 мин

Фронтальная форма работы с применением элементов проблемного обучения. Кадр из мультфильма «Муха-Цокотуха»

слайд № 2

-Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему. Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы вы планируете получить ответы?

Предлагаю составить совместный план, включающий в себя интересующие вас вопросы.

Учащиеся отвечают. Предлагают варианты плана .слайд №3

План

Как появились первые деньги?

Какие бывают деньги?

Как появились монеты?

Как деньги величают?

Для чего они нужны?

Что такое деньги?

3.Актуализация знаний.

14 мин

4.Формирование новых знаний

22 мин

Практическая работа в парах

Рефлексия

5 мин.

Закрепление изученного  материала

5 минут

Формулирование  темы урока совместно с детьми.

Определение цели урока.

Объяснение нового материала  сопровождается презентацией.

Дидактическая игра «Обмен».

Работа с литературой.

Физкультминутка

Осмысление проделанной работы

Игра  «Верите, не верите» (Да, нет)

Метод дифференцированного обучения.

Групповая работа.

Ребята, а всегда ли так выглядели деньги? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Ребята, представьте, что много веков назад денег в таком виде как сейчас – не было.

Слайд №4 ( просмотр мультфильма)

- Самые первые деньги совершенно не были похожи на современные. У разных народов деньгами служили различные предметы. В глубокой древности люди обменивались продуктами своего труда. Они обменивали товар на товар. И это получило название товаро-деньги. Со временем, при обмене выбирался какой-то товар, который становился равнозначным ко всем товарам. То есть, все товары, которыми торговали в данной местности, приравнивались к определенному количеству этого товара. Раковины каури с Мальдивских островов были первыми  мировыми деньгами.

В этих раковинах просверливали отверстие, нанизывали на веревку и носили как бусы. Так, за одного быка отдавали тысячу таких раковин, совершенно бесполезных и ненужных. Конечно же, такая раковина не могла стать деньгами. Раковины каури использовались как деньги в таких странах, как Китай, Индия, Япония. А многие племена эти раковины-деньги носили в связках и в случае опасности закапывали в землю. Слайд №5-6

До изобретения монет одной из самых распространенных форм денег в древние времена был скот. Овца, бык, корова – это те деньги, которые использовали многие древние народы до того, как у них появились настоящие деньги.

Игра: учащиеся ищут нужный товар, подходят друг к другу, обмениваются карточками так, чтобы получить нужный предмет.

Цель игры: попытаться обменяться предметами и показать несовершенство обмена.

Выводы по игре: Какие возникают трудности в таком обмене? Что делать? Как вам быстро получить  нужный предмет?

Вводиться понятие «эквивалент».

Слайд №7

Не каждый товар мог быть эквивалентным, равноправным. Из множества товаров выделялись ценные и редкие предметы, выполнявшие эту роль.

-  Запомните: обмен товара на товар называется «бартер» (слайд 9)

Обменивать товары было достаточно сложно, и чтобы облегчить обмен, люди стали задумываться о том, какой предмет больше всего подходит для этого. Перепробовали многое: меха, скот, зерно, табак, куски материи и многое другое.

Ребята! Как вы думаете, удобны ли такие деньги? (ответы детей).

Люди пришли к тому, что стало ясно, деньги должны быть постоянными. Деньги не должны портиться, легкими по весу, но не теряли своей ценности.

Слайд № 8.

А теперь поговорим о том, как же появились монеты. Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как появились монеты или есть какие-то предположения? Деньги появились в результате длительной тысячелетней торговле. В древнем мире, в таких государствах, как Египет и Междуречье пользовались слитками металла различной формы, так как металл не портился, и не нужно было много места при перевозке или хранении. Металл легко делился на части и эти части использовались для мелких торговых операций. Но находились люди, которые жульничали, и пытались добавить медь и олово в слиток из чистого золота или серебра, или делали его облегченным. Тогда приходилось снимать пробу металла и

проверять его на вес. Для того, чтобы предотвратить подделку денег, их стали клеймить. Так появились монеты.

Слайд №9

- Так что же такое деньги?  Давайте найдем в толковом словаре определение слова «деньги». (работа со словарем). Соотнесите ваше определение с тем, что нашли в словаре.

- А теперь я предлагаю поиграть в парах. Игра «Собери пословицу» слайд 10.

(у учащихся  на столах конверты, в которых находятся листочки с пословицами.Листы разрезаны на части, детям необходимо «собрать» пословицы)

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Уговор дороже денег.

Деньги счет любят.

Монета карман не тянет.

На деньги друга не купить.

Деньги смогут много, а правда – все.

 Когда деньги говорят, тогда правда молчит.

Когда кошелек легок – на душе тяжело.

-  Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.

Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их.

Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.

Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей)

Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка».

Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».

Слайд 11

Графический диктант (взаимопроверка)

- Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «-»

Прямой  обмен одних товаров на другие – это купля-продажа (-)

Плата за работу – это зарплата (+)

Деньги, которые откладывают на будущее, - это сбережения (+)

Оборотная сторона монеты – это гурт (-)

Надпись на монете называется легендой (+)

Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка» (+)

Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» (+)

(взаимопроверка)

«Паучок» (работа в группах)

Мы с вами поработали, узнали много нового, и хотелось бы узнать, кто же лучше усвоил новый материал. Давайте с вами ответим на вопрос, какие же бывают деньги с помощью «Паучка», а также, какие предметы заменяли деньги в древности ?

Формулируют тему урока

Определяют цель урока: Роль денег в жизни человека.

Обсуждение просмотра сюжета.

Обмен карточками, обсуждение проблемы.

1 , 3 группы – обмен скот на зерно,2,4 группы – обмен гранатовые бусы на ракушки.

Ответ учащихся: «Надо найти эквивалент,с помощью которого будут обмениваться все товары»

Готовые работы крепятся на доску. Учащиеся высказываю свои мнения . Какие проблемы возникли при обмене ?

Записывают новые термины «эквивалент», «бартер».

Учащиеся слушают объяснения учителя.

Учащиеся высказывают свое мнение .

Учащиеся работают со словарями.

Учащиеся собирают пословицы.

Учащиеся знакомятся с легендой монет.

Взаимопроверка.

Индивидуальная работа учащихся по осмыслению проделанной работы посредством ответов на вопросы.

Используя метод «Паучок», учащиеся  фиксируют на доске все варианты ответов и составляют схему.

Выполняется самооценка учащимися собственной учебной деятельности посредством групповой работы.

7.Домашнее задание

2 мин

Фронтальная работа.

Составить кроссворд , ребусы на тему

 « Деньги», мини сочинение  «Валюта  народов мира»

Выбор задания и его запись в дневниках.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Ленинградской области в 2020 году - Инновационные возможности повышения качества образова

Презентация инновационной площадки: Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национа...

Статья "Роль краеведческой работы в практике образовательной деятельности современной школы и дополнительного образования как основы образовательно-воспитательной системы"

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Об этом можно суд...