Разработка урока по теме" Заповеди блаженства"
план-конспект урока (мировая художественная культура, 5 класс) по теме
Дан подробный конспект урока по теме "Заповеди Блаженства" с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_opk.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока» Заповеди блаженства»
Цели урока:
Образовательная ( преметный результат) - познакомить детей со знаменитой Нагорной проповедью, Заповедями Блаженства,
Воспитательная( личностное развитие) - организовать обсуждение таким образом, чтобы раскрылась гуманная составляющая и привлекательность основ христианского сознания и этики,
Развивающая (метапредметный результат) – совершенствовать устную речь и умение мыслить самостоятельно
Форма проведения урока: разговор с учащимися
Ход урока:
- Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Л.Н. Я учитель ОПК Смышляевской школы. Мне очень приятно находиться сегодня в стенах вашей школы, мне очень приятно видеть ваши доброжелательные и улыбающиеся лица, и я надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет плодотворной и полезной.
-А тему нашей с вами беседы я предлагаю вам определить самим, разгадав небольшой кроссворд, который называется «Знаете ли вы?»
(работа в парах: кроссворд; ключевое слово- Заповеди. Слайд №1)
-Итак, ребята, я предлагаю вам сегодня поговорить о Заповедях.
Вас не удивляет мой вопрос?
Вы уже обсуждали эту тему с Галиной Васильевной. А вот представьте, что я ничего не знаю о Заповедях. Поделитесь со мной вашими знаниями.
( рассказы детей, Слайд №2)
-. Но я вам сегодня предлагаю поговорить о Заповедях…. Блаженства (Слайд №3 название темы), о которых мы можем прочитать в Новом Завете.
- Ребята, а как вы понимаете слова «заповедь» и «Блаженство»?
- Заповедь- учение, поучение, наказ
- Блаженство- высшая степень счастья
- Итак, Законы Блаженства- это поучение о том, как надо себя вести, чтобы быть счастливым.
-А как вы думаете, ребята, что такое счастье? Кого можно назвать счастливым человеком?
Мы вернёмся к этому вопросу в конце нашей беседы
- Ребята, а в какой форме строились отношения человека и бога в Ветхом завете? ( приказы Бога- отца своим детям- людям) ( слайд №4, описание погоды: гром, молния, людей не было)
- А теперь давайте посмотрим, в какой форме Христос преподносит Заповеди Блаженства? ( работа с картиной Слайд 4)
- Так что же это за Заповеди Блаженства ? Давайте присоединимся к этим людям и вслушаемся в то, о чём говорит им Христос?
- Чтение отрывка из Библии о Заповедях Блаженства
-
- Обсуждение заповедей, заполнение листов
До нас дошли слова Христа, сказанные им о тех условиях, при которых вера становится радостью. Эти слова Христа называются «Заповеди Блаженств». Слово блаженный на старославянском языке означает счастливый.
Нагорная проповедь Христа началась с провозглашения заповедей блаженств. Первая из них – «Блаженны нищие духом». Она говорит о людях, которые стали «нищими» по велению своего духа. Дух – это то стремление души, которое влечет человека к Богу (соответственно, духовность – это то в жизни человека, что вдохновлено Божией благодатью). Нищие духом сознательно ограничили свои желания и потребности. Они поняли, что:
Лучше остаться с бедным, но любимым человеком, чем уйти к богатому без любви.
Лучше отказаться от карьеры, если для нее надо предать своих друзей или свои убеждения.
Лучше копить друзей, чем деньги.
Лучше жить в мире со своей совестью, чем угождать приятелям.
В первой заповеди Христа есть очень важная подробность. Она говорит о настоящем времени, а не о будущем. «Вы уже блаженны», а не «вы будете блаженны в вечной жизни после смерти». Продолжение этой заповеди звучит опять же в настоящем времени: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
«Царство Небесное» - это то же самое, что рай. Многие легенды говорили о рае как о какой-то очень далекой и недостижимой стране или как о месте, в которое души летят после смерти тела.
Христос сказал иначе: «Царство Божие – внутри вас». Значит, Его ученики рай ищут не с помощью космической разведки.
А слова Христа о том, что для «нищих духом» Царство Божие есть, а не просто будет, означают, что для входа в рай нужна не смерть, а вера. Во что верит человек - это владеет его душой.
Если человек решил поступить по заповеди Христа – значит, он признал Христа своим Учителем, Господом. Тогда он – в царстве Христа, в царстве Небесном уже сейчас. И у его души есть повод для радости.
Вторая из прозвучавших в Нагорной проповеди заповедей звучит так: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Нет, не всякий плач будет иметь добрый итог. Вот кто-то плачет оттого, что у него угнали дорогую машину. Христос не обещает ему награду за такой плач.
А иногда человек теряет покой совести. Если он заметит эту потерю и будет плакать о ней – вот тогда он может получить утешение.
Христианин же может горевать о том, что его душа потеряла ощущение Божией благодати. Когда-то, как он помнит, в его душе было светло. А потом этот лучик потерялся… Человек уже знает вкус «Царства Божия», помнит о нем. Но не ощущает его сейчас. И тоскует его душа и просит Бога вернуться. Вот такой плач точно окажется услышанным.
В библейские времена люди верили, что олени воюют со змеями. Они полагали, что укус змеи для лани опасен, но если лань быстро напьется, то вымоет из себя яд. Поэтому в библейском псалме (гимне) говорится: «как (укушенная) лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже». Для пророка стремительный бег оленя к реке подобен стремлению души, которая однажды уже пережила встречу с Богом, потом потерялась и вот теперь вновь стремится к Нему, страдая от жала греха.
Заповедь «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» - самая неочевидная. Она говорит, что окончательную победу во всех спорах одержит именно тот, кто спорить не стал. В жизни так бывает слишком редко.
Значит, слова Христа говорят о том, что произойдет за пределами обычной земной жизни. Убеждение христианина в том, что человека ждет вечная жизнь даже после смерти его тела, напоминает ему, что его нынешний конфликт с соседом не стоит рассматривать как «последнюю битву».
Победа, которая досталась нечестным путем, будет причинять боль душе. Поэтому в лицо всем победоносным и великим тиранам Христос сказал: земля все равно не ваша, и вы на ней не навсегда. Зато добрые люди вернутся на землю после своей пасхи.
Заповедь «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», вам уже понятна. Ты уже не считаешь себя совершенством? Ты уже знаешь, что и в тебе есть недостатки? Значит, и тебе нужна милость. Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему, должен и сам быть милостив к людям.
«Блаженны алчущие и жаждущие правды». Это не о тех, кто желает разгадать чью-то страшную и скандальную тайну. В Евангелии Истиной называется Сам Христос. Чтобы получить радость от своей веры, христианин должен именно «жаждать» Бога, а не просто вяло перелистывать страницы Библии.
«Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».
Однажды из Иерусалима в Рим пришел монах. Рим к этому времени еще не успел привыкнуть к своей новой христианской вере. Но Рим привык пышно праздновать свои военные победы. Телемах (так звали этого монаха) шел по городу и вдруг был увлечён толпой горожан на огромный стадион в центре Рима – Колизей. На арене же стадиона началась самая страшная из человеческих игр – бои гладиаторов. Гладиаторы - это рабы, которых на потеху зрителям заставляли драться друг с другом до смерти. Когда Телемах понял, что это всерьез, он выбежал на арену Колизея и закричал: «Люди, что вы делаете?! Не убивайте другу друга!!!».
Гладиаторы замерли. А зрители разгневались на того, кто вздумал мешать их кровожадной радости, и забросали его камнями.
И все же эти римляне уже были христианами… Властители Рима задумались, покаялись и запретили гладиаторские бои. Больше история их не знала.
О силе любви напомнила волшебница-финка в «Снежной Королеве». Олень просил ее дать Герде силу двенадцати богатырей. А волшебница призналась, что не может сделать Герду сильнее, чем она есть: «Разве ты не видишь, как велика ее сила? Разве ты не видишь, как ей служат люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Она не должна думать, что силу ей дали мы: сила эта в ее сердце».
«Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога». В этих словах Христа – ответ на вопрос, кто и как может увидеть Бога. Христианская вера не должна быть слепой. Христианин стремится к ясности. А ясность приходит через чистоту жизни.
Грязь в сердце – это зависть, желание использовать другого человека для достижения своих целей (например, лицемерная дружба).
Чистота сердца – это свобода от упомянутых грязных пятен. Чистое сердце радуется жизни и людям. Чистое сердце не злопамятно: оно не ведет учет – кто сколько сказал обо мне добрых или плохих слов. Чистое сердце – это свобода от подозрительности. Тот, кто не подозревает в других людях плохих замыслов, светлым оком смотрит на мир. Во всех людях и в природе он видит Бога и радуется
- Построение пирамиды
-Сообщение об Андрее Огородникове
Подведение итогов.
- Для чего же были даны людям Заповеди Блаженства? (для того, чтобы быть счастливыми)
-Сложно ли исполнять Заповеди Блаженства? Как вы думаете, почему?
- А какой это «Счастливый человек»с точки зрения православного человека? ( негордый, кроткий, умеющий владеть собой, совестливый, живущий в мире с собой и с другими, помогающий другим……)
-Сложно ли исполнять Заповеди Блаженства? Как вы думаете, почему?
- Ребята, а вы можете себя назвать счастливыми, блаженными с этой точки зрения?
-А что надо сделать, чтобы быть счастливыми?
-Вы хотели ли бы, чтобы вокруг вас было больше людей, живущих по Заповедям?
- А что для этого нужно сделать?
- «Золотое правило этики»
- Ребята, я предлагаю вам дома нарисовать счастливого человека?
-А сейчас , ребята, подведём итоги нашего урока ( Рефлексия)
Выводы: Спасибо, ребята! Вы молодцы
Вывод к уроку: Бог заботится о нас как добрый Пастырь, даже тогда, когда нам кажется, что мы одиноки, когда мы несчастны или нас никто не понимает. Но Он всегда рядом с нами. Особенно Господь слышит Вас, дети. Ведь Он вас очень любит! Вот и вы не забывайте этого, старайтесь помнить о заповедях блаженства. Будьте добрыми, любите и слушайтесь родителей, почитайте старших, никого не обманывайте, не обижайте, не воруйте, не ленитесь, не бранитесь, будьте со всеми ласковыми, говорите правду — и Христос вас полюбит и благословит. А какая радость будет вам, если вы попадете в Царствие Небесное и увидите Иисуса Христа!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...