В мире добра
классный час (7 класс) на тему

Лемдясова Зульфия Аснавиевна

Классный час, посвященный ко Дню толлерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_dobra.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

В мире добра (ко Дню  толерантности)

Цели:  познакомить учащихся с понятием "толерантность”, с основными

 чертами толерантной  личности;

-развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

-дать учащимся возможность оценить степень своей  толерантности;

-развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

-воспитание чувства коллективизма, сплочённости;

 способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема

 данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение

 слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках

 земного шара; репетиция сценки "Перед вами две дороги” учащимися).

Ход классного часа

- Сегодня наш разговор посвящён толерантности.

 16 ноября Международный день толерантности.

 Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно

 непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и

 развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только

 образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый

 окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и

 интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о  любви.

Звучит музыка,

 рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и  сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое  солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит:  стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота,

 четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может,  и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою

 жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему?

Любовь подошла к  девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому важно  научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того,  толерантность как качество личности считается необходимым для успешной  адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

 Что  означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках Земного

 шара?

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание  богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов  проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного  шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

Вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению,

 взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная

 позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного

 взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного

 взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или

 социальной среды.).

- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте,

 изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения).

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Сценка "Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду.  - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с "всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать "скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет "мобильника”? Парень промолчал.

 Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость,  которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к  парню.

- Иди отсюда! Никогда  больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище,

 светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во

 взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет

 проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

Упражнение "Толерантная и интолерантная личности”

- Интолерантный путь характеризуется  представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем  воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его  действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

 Интолерантные личности  делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть  только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между  "своими” и "чужими”.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя,  комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и  готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным  культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во  всём его многообразии.

- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки,

 где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности,

 во II – черты, присущие интолерантной личности:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения

 других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой,

 нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать

 собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость,

 любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

Заключительное задание "Дерево толерантности”

- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что,

 по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то

 есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.

(Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо  дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала "Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без  листьев, и он вывешивается в классе.)

- В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И  хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Русский язык - язык мира и добра"

Внеклассное мероприятие в рамках проведения недели русского языка и литературы...

Материалы к классному часу по деятельности Международного детского движения "Добрые дети мира".

В 2006 году на базе московской школы №1959 родилось Международное  детское  движение  "Добрые дети мира", призванное  каждого ребёнка направить на благородный путь милосердия, добр...

Урок литературы в 7 классе. Сотвори в душе добро. (образы праведников в неправедном мире в произведениях А.Платонова, А.Солженицына)

На уроке обсуждается тема праведничества в литературе на примере двух произведений школьной программы....

План воспитательной работы "В мире добра"

План воспитательной работы "В мире добра"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста на тему: «В мире добрых дел»

Цель: расширение представлений о нравственных качествах людей. Задачи: - оценивать поступки свои и других людей с позиции общепринятых правил и норм; - активизировать в речи слова «спасибо», «пожал...

Методическая разработка занятия «В МИРЕ ДОБРА»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для младших школьников....

"В мире добра"

познавательное развитие (младший дошкольный возраст)...