Конспект занятия по развитию речи для умственно отсталых детей
план-конспект на тему
Тема: "Гласные звуки А, О, У, И, Ы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по развитию речи для умственно отсталых детей | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 607
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по развитию речи
для детей
с умственной отсталостью
Тема: «Гласные звуки А, О, У, И, Ы»
Провела:
Учитель класса
«Особый ребенок»
Дворянкина Екатерина Викторовна
Санкт-Петербург
2018
Цель: формирование фонематических представлений о гласных звуках.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;
- Коррекционно-развивающие:
- закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;
- закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;
- выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;
- развивать фонематические процессы;
- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.
Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия “Домик”, “Трафарет”, предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры “Живые звуки”, музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением пчелы, письмо.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. | Организационный момент (психологический настрой). | Здравствуйте ребята! Посмотрите, что сегодня принес почтальон в наш класс. Это письмо. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку: Полосатая хозяйка Полетела над лужайкой, Похлопочет над цветком. Он – поделиться медком! | Сосредотачиваются. -да. -пчела. |
II. | Основная часть. | Мы получили письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем. Письмо пчелы. Ж-Ж-Ж Я пчела, зовусь я Майя! По полям всю жизнь летаю. Вот летала на лугу, не смогла собрать медку. На лужайку прилетела, но и там я не сумела. На лужайке той цветы необычной красоты! Но цветочки не простые, все цветочки звуковые. Чтобы мне медок собрать, нужно звуки отгадать! Звуков много знаю я, только помощь мне нужна. Вам - заданья выполнять, мне – медок быстрей собрать. Помогите, не ленитесь и медком вы угоститесь! Логопед: Ну что, ребята, поможем пчелке собрать медок? Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет медок на волшебной лужайке! Я думаю, что она угостит нас этим вкусным медком! -Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок! Логопед: По цветам перелетая и заданья выполняя, Нам – заданья, пчелке – мед, Вот и начался полет! Игра “Лепесток”. На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. - А как можно назвать все эти звуки? - Что у них общего? - В чем различия? | -поможем. Дети определяют первый звук в слове названии картинки. -гласные звуки. -Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка. -в положении рта и губ. |
III. | Упражнения для развития дыхания и голоса | Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно! А-А-А - шире ротик детвора. У-У-У - всех детей к себе зову. И-И-И - ротик к ушкам потяни. Ы-Ы-Ы - губку вниз ты опусти. АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ ПА-ПО-ПУ-ПЫ АВ-ОВ-УВ-ИВ Упражнение на дыхание: Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем , поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого. | Дети выполняют упражнения за учителем. |
IV. | Загадки на гласные звуки. | Загадки:1 .Звук О Молодцы крылатые Платья полосатые Ростом хоть и крохи Укусят – будет плохо! 2. Звук У Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам верный друг, Электрический…. 3. Звук И Всех на свете обшивает, Что сошьет – не надевает! 4. Звук А Стою на крыше Всех труб выше! 5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова. Сделали дыру, вырыли нору, Солнце сияет, а они не знают. | -осы -утюг -игла -антенна -кроты |
V. | Подведение итогов урока. | Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь… -Мы с полянки улетать собираемся и снова в классе в детишек превращаемся! -Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы! Со всем справились, устали? Все заданья выполняли! | Ребята отвечают на вопросы учителя. |
Список используемой литературы.
- Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: -СПб; Детство-пресс; 2004.
Александрова Т. В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. -СПб; Детство-пресс; 2005.
Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие:-М.; Мозаика-синтез.
Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические игры, игры-занятия: -М.; ТЦ Сфера, 2005.
Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни): -М.; Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей с онр по теме "Транспорт"
В даннам конспекте представлена работа над лексико-грамматической стороной речи и связной речью в старшей логопедической группе по теме "Транспорт"....
Развитие речи умеренно умственно отсталых школьников
Общение людей осуществляется в основном с помощью речи. Что касается умственно отсталых, то, по мнению Л.С.Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незр...
Конспект занятия по развитию фонематического(речевого)восприятия для детей с умственной отсталостью.
Формирование фонематического восприятия....
Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности (Реферат)
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в работе дается обоснование возможности развития творчества детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы посредством театр...
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...
Конспект занятия по развитию речи и лепке для детей 2–3 лет на тему: «Русские народные сказки»
Цель: Закрепить знания народных сказок, создавать радостное настроение, вызывать у детей положительные эмоции.Развивающие задачи:- Развитие мышления и воображения.- Развитие речи (активизаци...
Особенности нарушения речи у умственно отсталых детей
Я, Данилова Светлана Михайловна, уже больше девяти лет работаю учителем – логопедом в детском доме. Большинство наших воспитанников имеют диагноз – умственная отсталость. К вашему вниманию...