Урок-игра по швейному делу 9 класс Тема: «Экскурсия на швейную фабрику»
материал (9 класс) на тему

Ефремова Наталья Васильевна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: - закрепить теоретические знания о способах получения информации при поиске работы.

- закрепить теоретические знания о рабочих профессиях швейного производства.

 - совершенствовать практические умения пошива постельного белья с использованием производственных технологий.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду, развивать чувство коллективизма, ответственности за порученное дело.

коррекционная: Развивать устную связную речь, произвольное внимание, опосредованную память, элементы логического мышления через активную деятельность учащихся в процессе ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_ekskursiya_na_shv_fabriku.docx249.64 КБ

Предварительный просмотр:

краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная     школа-интернат № 2»

                                                   Урок-игра

по швейному делу

 9 класс

Тема:

«Экскурсия

на швейную фабрику»

                                                                                       Учитель высшей

                                                                 квалификационной категории

                                                                                           Ефремова Н.В.

                                             

                                               

                                                  г. Владивосток

2013 г.

                                         УРОК В 9 КЛАССЕ

«ЭКСКУРСИЯ НА ШВЕЙНУЮ ФАБРИКУ».

Занятие в 9 классе по теме «Экскурсия на швейную фабрику» рассчитано на 2 урока по 40 минут и проводится в  системе профессиональной ориентации, которая включает в себя цикл уроков нестандартной формы, таких как: «Магазин тканей», «Ателье Золушка»,   «Я выбираю профессию – портной»

и т.д.

В ходе подготовки к занятию с учащимися была проведена экскурсия на швейную фабрику при Институте Моделирования одежды, где они познакомились с работой разных цехов  фабрики. Девочкам было дано задание подготовиться к ролевой игре, были распределены роли. Совместно с учащимися была  составлена презентация с использованием фотографий, сделанных на швейной фабрике.

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: - закрепить теоретические знания о способах получения информации при поиске работы.

- закрепить теоретические знания о рабочих профессиях швейного производства.

 - совершенствовать практические умения пошива постельного белья с использованием производственных технологий.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду, развивать чувство коллективизма, ответственности за порученное дело.

коррекционная: Развивать устную связную речь, произвольное внимание, опосредованную память, элементы логического мышления через активную деятельность учащихся в процессе ролевой игры.

СЛОВАРЬ:  художник – модельер, швея – мотористка.

тип УРОКА: повторительно – обобщающий.

форма урока: нестандартный, урок – игра.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: русский язык, физкультура.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: компьютер, мультимедийный проектор, трудовая книжка, инструкции по технике безопасности, швейные машины, оверлог, ножницы, сантиметровая лента, крой комплектов постельного белья, технологические карты, утюги, утюжильный стол.

ПОСЛОВИЦА: В хорошей артели всяк при деле.

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ: приветствие, проверка готовности к уроку.

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА:

Сегодня у нас очередной урок по профориентации. Урок необычный. Мы проведём урок – игру на тему «Экскурсия на швейную фабрику» (1 слайд).

НАША ЗАДАЧА: -  Закрепить знания о способах получения информации при поиске работы.

                               - Закрепить теоретические знания о рабочих  профессиях швейного производства.

                              - Совершенствовать практические умения пошива постельного белья с использованием производственных технологий. (Слайд 2.

Учитель – При подготовке к уроку каждый из вас получил задание, а как вы с ним справитесь, мы увидим на уроке.

Но сначала поработаем со словами:

Словарная работа и актуализация знаний:

1. Художник – модельер  - это художник, который создаёт новые модели одежды. (слайд 3). Наиболее известные модельеры России – Вячеслав Зайцев (слайд 4) и Валентин Юдашкин (слайд 5).

2. Швея – мотористка – это швея, которая работает на автоматических швейных машинах с мотором (слайды 6 и 7).

3. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель. – Прежде чем мы пойдём на экскурсию, давайте вспомним, какими способами можно получить информацию о поиске работы?

Совместными усилиями составляем схему «ПОИСК РАБОТЫ» (слайды 8 – 14). Используя схему, обсуждаем все варианты поиска.

Учитель. – Вы сказали, что работу можно найти по объявлению. Представьте себе такую ситуацию. Вы ищете работу по специальности швея – мотористка и прочитали такое объявление.

ОБЪЯВЛЕНИЕ. (слайд 15)

Институту Моделирования одежды требуются:

швеи – мотористки, лекалисты, утюжильщица.

Звоните скорее! 2745059.

Вопрос: Прочитав объявление, как быстро нужно звонить?

             Ответ: Звонить нужно сразу.

             Учитель: Так давайте позвоним прямо сейчас.

УПРАЖНЕНИЕ «ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК».

Учащиеся. – Здравствуйте, мы по объявлению.

Секретарь.— Какая специальность вас интересует?

Учащиеся. – Нас интересует специальность швеи – мотористки.

Секретарь. – Вы занимались работой такого рода раньше?

Учащиеся. – Наша группа обучалась швейному делу 5 лет, и сейчас мы хотим устроиться на работу к вам всей группой.

Секретарь. – Тогда приходите, завтра к 11 часам, мы познакомим вас с нашей фабрикой.

Учитель. – Итак, вы получили приглашение и сейчас вы отправляетесь на экскурсию, на швейную фабрику. Я буду играть роль директора фабрики.

4.Ролевая игра «Экскурсия на швейную фабрику».

Директор (учитель) – Вы пришли на экскурсию, на швейную фабрику при Институте Моделирования одежды (слайд 16). Наша фабрика оснащена новейшим оборудованием, которое значительно облегчает труд работников (слайд 17).

Перед вами цеха фабрики: подготовительно – раскройный, швейный, цех отделки. И сейчас начальник отдела кадров (ученица) расскажет вам, какие специальности есть на швейной фабрике.

Ученица – начальник отдела кадров. – На швейной фабрике много специальностей. Если вы не закончили училища, и у вас нет разряда, то вас могут взять учеником с испытательным сроком. К ученику прикрепляют наставника и технолога. Они обучают ученика специальности. На фабрике для вас имеются такие специальности:   (слайд18)

1. Лекалисты.

                                   2.Работники подготовительного цеха.

         3.Настильщицы ткани.  

4. Закройщики.

         5.Швеи – мотористки.

6. Контролёры.

При поступлении на работу необходимо предъявить трудовую книжку, но если вы раньше не работали и не имеете трудовой книжки, то предъявляете справку об образовании. И вам в недельный срок оформят трудовую книжку.

Трудовая книжка является трудовой биографией работника. Она заводится на всех, кто работает. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике              (рассказ о трудовой книжке).

Трудовая книжка хранится на работе и выдается работнику на руки только в день увольнения.

Если вас устроила одна из наших специальностей, то вы должны (слайд 19):

1. Написать заявление на имя директора предприятия.

2. Написать автобиографию.

3. Принести паспорт, документ об образовании, фотографии 3х4.

4. Если требуется, то справку о состоянии здоровья.

Директор (учитель) - Вся работа на швейной фабрике начинается с экспериментального цеха. Руководитель экспериментального цеха (ученица) расскажет вам о работе цеха.

Ученица – руководитель экспериментального цеха:

В экспериментальном цехе работают художники -  модельеры, лекалисты, портные. Художник – модельер придумывает фасон изделия и изображает его на компьютере при помощи специальной программы. Лекалисты изготавливают лекала на эти модели. Портные шьют первый экспериментальный образец модели.  ( Слайд 20)

Директор (учитель).- На швейной фабрике подготовительный участок и раскройный цех соединены вместе, так как они очень тесно связаны между собой. Об этом нам расскажет мастер участка.

Ученица – мастер подготовительно – раскройного цеха:

- Рабочие подготовительного участка  принимают ткань со склада и готовят её к раскрою: промеряют длину и ширину куска ткани и проверяют качество ткани. (Слайд 21). Основной задачей раскройного цеха является раскрой материалов и подача их в швейный цех. (Слайд  22). Раскрой материалов производят на новейшем раскройном комплексе  «Lectra» производства Франции .Это оборудование позволило автоматизировать ручной труд .(23)

Директор (учитель) – Весь крой из раскройного цеха поступает в швейный цех (слайд 24), где работают швеи – мотористки. Эта специальность вам ближе всего и сейчас мы послушаем технолога швейного цеха.

Ученица – технолог швейного цеха.

-В швейных цехах мы применяем индивидуальный и массовый пошив изделий. При индивидуальном пошиве изделие полностью шьёт одна швея. При массовом пошиве мы применяем пооперационное разделение труда – это когда одно изделие шьют несколько человек по очереди.

В бригаде существует самоконтроль и взаимоконтроль.

(Слайд 25) Самоконтроль – это сделал свою операцию и, прежде чем отдать изделие другому, нужно проверить качество своей работы.

Взаимоконтроль – это, прежде чем выполнить свою работу, нужно проверить работу соседа. Если будет брак, не допустить его дальше.

Директор (учитель). – Наше предприятие заботится о здоровье своих сотрудников, поэтому у нас на фабрике есть инструктор по производственной гимнастике.

Инструктор по производственной гимнастике (учитель физкультуры) (слайд 27, 28). – Производственная гимнастика – это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, для того, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики различных заболеваний.

(Слайд 28). Особенно популярна производственная гимнастика была в середине 80 – х годов.

(Слайд 29). Целые предприятия, заводы, цеха выполняли простые упражнения, которые помогали работникам преодолеть усталость, повысить работоспособность.

(Слайд 30). – В настоящее время на швейные предприятия вернули производственную гимнастику! Новое – это хорошо забытое старое.

-- А теперь давайте проведём производственную гимнастику. (Инструктор проводит с учащимися производственную гимнастику.)

Директор (учитель).

--На фабрике участок отделки вынесен из швейного цеха, а, если это маленькое предприятие, то отделку располагают так, чтобы к оборудованию был свободный доступ.  Бригадир цеха отделки расскажет нам о своей работе.

Бригадир отделочного цеха (ученица).

-Качество изделий и внешний вид во многом зависит от влажно – тепловой обработки. На нашем предприятии есть цех отделки. В этом цехе стоят утюги   (слайд 31) и другие приспособления (слайд 32). Для облегчения труда работников в цехе применяют различные прессы.

5. Итог игры:

Учитель: - Вы справились со своими ролями и показали хорошие теоретические знания. (Оценки). Игру мы продолжим во время выполнения практической работы. В нашей мастерской мы организуем бригаду по пошиву постельного белья. Работу будем выполнять, используя пооперационное разделение труда, применяя производственные технологии.

6.Закрепление теоретического материала:

Вопросы:

1. Что такое «пооперационное разделение труда ?

(Разделение пошива изделия на отдельные операции.)

2. Какие производственные технологии мы можем применить при пошиве постельного белья?

(Пошив без разметки и намётывания.)

3. Зачем на швейной фабрике используют производственные технологии?

(Экономия времени, больше выход готовой продукции и больше зарплата работников.)   (Оценки).

7.Повторение правил техники безопасности.

Повторяем правила техники безопасности при выполнении машинных работ и ВТО, которые есть во всех учебниках.

8. Практическая работа.

- Во время практической части  работы вам нужно будет шить комплекты постельного белья из бязи. Работу будет выполнять бригада . (Распределение обязанностей в бригаде.) Итак, сегодня мы будем работать бригадой. А что такое бригада? (ответы). В недалёком прошлом такие трудовые бригады назывались артелями. Поэтому я хочу предложить вам новую пословицу.

Пословица:

«В хорошей артели всяк при деле.»

Вопрос: Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы).

По ходу выполнения самостоятельной практической работы проводятся целевые обходы:

-- Проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда.

-- Проверка правильности выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.

-- Приём и оценка работы.

Для оценки работы используются карточки, где выставляются отметки самой ученицей, контролёром ОТК (ученица) и учителем.

Критерии/ Отметка

Самооценка

Контролер ОТК

Учитель

Соблюдение технологии пошива

Соблюдение Т.Б.

Качество ВТО

Качество строчек

9. Подведение итогов урока:

1. Отчёт о проделанной работе.

2. Учёт готовых изделий.

3.Оценки.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Машиноведение 5 класс. "История создания швейной машины. Строение швейной машины."

История создания швейной машины. Виды приводов. Строение бытовой швейной машины. Строение швейной машины 2 ПМЗ класса. Презентация сделана по материалам учебника "Технология: учебник для учащихся 5 кл...

Машиноведение 6 класс "Регуляторы швейных машин. Неполадки в работе швейных машин. Дефекты строчки.Чистка и уход за машиной.

Презентация по теме машиноведение 6 класс. Презентация в сокращенном виде, возможно дополнение материала темой "Приспособления к швейным машинам"....

Презентация к уроку по швейному делу в 6 классе по теме "Швейная машина"

Презентация для изучения основных частей бытовой швейной машины...

Урок-игра по швейному делу в 9 классе Тема: «Экскурсия на швейную фабрику»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: - закрепить теоретические знания о способах получения информации при поиске работы.- закрепить теоретические знания о рабочих профессиях швейного производства. - совершенствовать...

Урок - виртуальная экскурсия по швейному делу 9 класс «Трудоустройство на швейную фабрику»

Урок швейного дела.  Цели:- Закрепить знания о трудовом законодательстве, правилах приема на работу, правилах техники безопасности.- Закрепить знания о рабочих профессиях швейного произ...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."

Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...