Урок-игра по швейному делу 9 класс Тема: «Экскурсия на швейную фабрику»
материал (9 класс) на тему
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: - закрепить теоретические знания о способах получения информации при поиске работы.
- закрепить теоретические знания о рабочих профессиях швейного производства.
- совершенствовать практические умения пошива постельного белья с использованием производственных технологий.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду, развивать чувство коллективизма, ответственности за порученное дело.
коррекционная: Развивать устную связную речь, произвольное внимание, опосредованную память, элементы логического мышления через активную деятельность учащихся в процессе ролевой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_ekskursiya_na_shv_fabriku.docx | 249.64 КБ |
Предварительный просмотр:
краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»
Урок-игра
по швейному делу
9 класс
Тема:
«Экскурсия
на швейную фабрику»
Учитель высшей
квалификационной категории
Ефремова Н.В.
г. Владивосток
2013 г.
УРОК В 9 КЛАССЕ
«ЭКСКУРСИЯ НА ШВЕЙНУЮ ФАБРИКУ».
Занятие в 9 классе по теме «Экскурсия на швейную фабрику» рассчитано на 2 урока по 40 минут и проводится в системе профессиональной ориентации, которая включает в себя цикл уроков нестандартной формы, таких как: «Магазин тканей», «Ателье Золушка», «Я выбираю профессию – портной»
и т.д.
В ходе подготовки к занятию с учащимися была проведена экскурсия на швейную фабрику при Институте Моделирования одежды, где они познакомились с работой разных цехов фабрики. Девочкам было дано задание подготовиться к ролевой игре, были распределены роли. Совместно с учащимися была составлена презентация с использованием фотографий, сделанных на швейной фабрике.
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: - закрепить теоретические знания о способах получения информации при поиске работы.
- закрепить теоретические знания о рабочих профессиях швейного производства.
- совершенствовать практические умения пошива постельного белья с использованием производственных технологий.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду, развивать чувство коллективизма, ответственности за порученное дело.
коррекционная: Развивать устную связную речь, произвольное внимание, опосредованную память, элементы логического мышления через активную деятельность учащихся в процессе ролевой игры.
СЛОВАРЬ: художник – модельер, швея – мотористка.
тип УРОКА: повторительно – обобщающий.
форма урока: нестандартный, урок – игра.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: русский язык, физкультура.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: компьютер, мультимедийный проектор, трудовая книжка, инструкции по технике безопасности, швейные машины, оверлог, ножницы, сантиметровая лента, крой комплектов постельного белья, технологические карты, утюги, утюжильный стол.
ПОСЛОВИЦА: В хорошей артели всяк при деле.
ХОД УРОКА.
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ: приветствие, проверка готовности к уроку.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА:
Сегодня у нас очередной урок по профориентации. Урок необычный. Мы проведём урок – игру на тему «Экскурсия на швейную фабрику» (1 слайд).
НАША ЗАДАЧА: - Закрепить знания о способах получения информации при поиске работы.
- Закрепить теоретические знания о рабочих профессиях швейного производства.
- Совершенствовать практические умения пошива постельного белья с использованием производственных технологий. (Слайд 2.
Учитель – При подготовке к уроку каждый из вас получил задание, а как вы с ним справитесь, мы увидим на уроке.
Но сначала поработаем со словами:
Словарная работа и актуализация знаний:
1. Художник – модельер - это художник, который создаёт новые модели одежды. (слайд 3). Наиболее известные модельеры России – Вячеслав Зайцев (слайд 4) и Валентин Юдашкин (слайд 5).
2. Швея – мотористка – это швея, которая работает на автоматических швейных машинах с мотором (слайды 6 и 7).
3. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель. – Прежде чем мы пойдём на экскурсию, давайте вспомним, какими способами можно получить информацию о поиске работы?
Совместными усилиями составляем схему «ПОИСК РАБОТЫ» (слайды 8 – 14). Используя схему, обсуждаем все варианты поиска.
Учитель. – Вы сказали, что работу можно найти по объявлению. Представьте себе такую ситуацию. Вы ищете работу по специальности швея – мотористка и прочитали такое объявление.
ОБЪЯВЛЕНИЕ. (слайд 15)
Институту Моделирования одежды требуются:
швеи – мотористки, лекалисты, утюжильщица.
Звоните скорее! 2745059.
Вопрос: Прочитав объявление, как быстро нужно звонить?
Ответ: Звонить нужно сразу.
Учитель: Так давайте позвоним прямо сейчас.
УПРАЖНЕНИЕ «ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК».
Учащиеся. – Здравствуйте, мы по объявлению.
Секретарь.— Какая специальность вас интересует?
Учащиеся. – Нас интересует специальность швеи – мотористки.
Секретарь. – Вы занимались работой такого рода раньше?
Учащиеся. – Наша группа обучалась швейному делу 5 лет, и сейчас мы хотим устроиться на работу к вам всей группой.
Секретарь. – Тогда приходите, завтра к 11 часам, мы познакомим вас с нашей фабрикой.
Учитель. – Итак, вы получили приглашение и сейчас вы отправляетесь на экскурсию, на швейную фабрику. Я буду играть роль директора фабрики.
4.Ролевая игра «Экскурсия на швейную фабрику».
Директор (учитель) – Вы пришли на экскурсию, на швейную фабрику при Институте Моделирования одежды (слайд 16). Наша фабрика оснащена новейшим оборудованием, которое значительно облегчает труд работников (слайд 17).
Перед вами цеха фабрики: подготовительно – раскройный, швейный, цех отделки. И сейчас начальник отдела кадров (ученица) расскажет вам, какие специальности есть на швейной фабрике.
Ученица – начальник отдела кадров. – На швейной фабрике много специальностей. Если вы не закончили училища, и у вас нет разряда, то вас могут взять учеником с испытательным сроком. К ученику прикрепляют наставника и технолога. Они обучают ученика специальности. На фабрике для вас имеются такие специальности: (слайд18)
1. Лекалисты.
2.Работники подготовительного цеха.
3.Настильщицы ткани.
4. Закройщики.
5.Швеи – мотористки.
6. Контролёры.
При поступлении на работу необходимо предъявить трудовую книжку, но если вы раньше не работали и не имеете трудовой книжки, то предъявляете справку об образовании. И вам в недельный срок оформят трудовую книжку.
Трудовая книжка является трудовой биографией работника. Она заводится на всех, кто работает. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике (рассказ о трудовой книжке).
Трудовая книжка хранится на работе и выдается работнику на руки только в день увольнения.
Если вас устроила одна из наших специальностей, то вы должны (слайд 19):
1. Написать заявление на имя директора предприятия.
2. Написать автобиографию.
3. Принести паспорт, документ об образовании, фотографии 3х4.
4. Если требуется, то справку о состоянии здоровья.
Директор (учитель) - Вся работа на швейной фабрике начинается с экспериментального цеха. Руководитель экспериментального цеха (ученица) расскажет вам о работе цеха.
Ученица – руководитель экспериментального цеха:
В экспериментальном цехе работают художники - модельеры, лекалисты, портные. Художник – модельер придумывает фасон изделия и изображает его на компьютере при помощи специальной программы. Лекалисты изготавливают лекала на эти модели. Портные шьют первый экспериментальный образец модели. ( Слайд 20)
Директор (учитель).- На швейной фабрике подготовительный участок и раскройный цех соединены вместе, так как они очень тесно связаны между собой. Об этом нам расскажет мастер участка.
Ученица – мастер подготовительно – раскройного цеха:
- Рабочие подготовительного участка принимают ткань со склада и готовят её к раскрою: промеряют длину и ширину куска ткани и проверяют качество ткани. (Слайд 21). Основной задачей раскройного цеха является раскрой материалов и подача их в швейный цех. (Слайд 22). Раскрой материалов производят на новейшем раскройном комплексе «Lectra» производства Франции .Это оборудование позволило автоматизировать ручной труд .(23)
Директор (учитель) – Весь крой из раскройного цеха поступает в швейный цех (слайд 24), где работают швеи – мотористки. Эта специальность вам ближе всего и сейчас мы послушаем технолога швейного цеха.
Ученица – технолог швейного цеха.
-В швейных цехах мы применяем индивидуальный и массовый пошив изделий. При индивидуальном пошиве изделие полностью шьёт одна швея. При массовом пошиве мы применяем пооперационное разделение труда – это когда одно изделие шьют несколько человек по очереди.
В бригаде существует самоконтроль и взаимоконтроль.
(Слайд 25) Самоконтроль – это сделал свою операцию и, прежде чем отдать изделие другому, нужно проверить качество своей работы.
Взаимоконтроль – это, прежде чем выполнить свою работу, нужно проверить работу соседа. Если будет брак, не допустить его дальше.
Директор (учитель). – Наше предприятие заботится о здоровье своих сотрудников, поэтому у нас на фабрике есть инструктор по производственной гимнастике.
Инструктор по производственной гимнастике (учитель физкультуры) (слайд 27, 28). – Производственная гимнастика – это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, для того, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики различных заболеваний.
(Слайд 28). Особенно популярна производственная гимнастика была в середине 80 – х годов.
(Слайд 29). Целые предприятия, заводы, цеха выполняли простые упражнения, которые помогали работникам преодолеть усталость, повысить работоспособность.
(Слайд 30). – В настоящее время на швейные предприятия вернули производственную гимнастику! Новое – это хорошо забытое старое.
-- А теперь давайте проведём производственную гимнастику. (Инструктор проводит с учащимися производственную гимнастику.)
Директор (учитель).
--На фабрике участок отделки вынесен из швейного цеха, а, если это маленькое предприятие, то отделку располагают так, чтобы к оборудованию был свободный доступ. Бригадир цеха отделки расскажет нам о своей работе.
Бригадир отделочного цеха (ученица).
-Качество изделий и внешний вид во многом зависит от влажно – тепловой обработки. На нашем предприятии есть цех отделки. В этом цехе стоят утюги (слайд 31) и другие приспособления (слайд 32). Для облегчения труда работников в цехе применяют различные прессы.
5. Итог игры:
Учитель: - Вы справились со своими ролями и показали хорошие теоретические знания. (Оценки). Игру мы продолжим во время выполнения практической работы. В нашей мастерской мы организуем бригаду по пошиву постельного белья. Работу будем выполнять, используя пооперационное разделение труда, применяя производственные технологии.
6.Закрепление теоретического материала:
Вопросы:
1. Что такое «пооперационное разделение труда ?
(Разделение пошива изделия на отдельные операции.)
2. Какие производственные технологии мы можем применить при пошиве постельного белья?
(Пошив без разметки и намётывания.)
3. Зачем на швейной фабрике используют производственные технологии?
(Экономия времени, больше выход готовой продукции и больше зарплата работников.) (Оценки).
7.Повторение правил техники безопасности.
Повторяем правила техники безопасности при выполнении машинных работ и ВТО, которые есть во всех учебниках.
8. Практическая работа.
- Во время практической части работы вам нужно будет шить комплекты постельного белья из бязи. Работу будет выполнять бригада . (Распределение обязанностей в бригаде.) Итак, сегодня мы будем работать бригадой. А что такое бригада? (ответы). В недалёком прошлом такие трудовые бригады назывались артелями. Поэтому я хочу предложить вам новую пословицу.
Пословица:
«В хорошей артели всяк при деле.»
Вопрос: Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы).
По ходу выполнения самостоятельной практической работы проводятся целевые обходы:
-- Проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда.
-- Проверка правильности выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.
-- Приём и оценка работы.
Для оценки работы используются карточки, где выставляются отметки самой ученицей, контролёром ОТК (ученица) и учителем.
Критерии/ Отметка | Самооценка | Контролер ОТК | Учитель |
Соблюдение технологии пошива | |||
Соблюдение Т.Б. | |||
Качество ВТО | |||
Качество строчек |
9. Подведение итогов урока:
1. Отчёт о проделанной работе.
2. Учёт готовых изделий.
3.Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Машиноведение 5 класс. "История создания швейной машины. Строение швейной машины."
История создания швейной машины. Виды приводов. Строение бытовой швейной машины. Строение швейной машины 2 ПМЗ класса. Презентация сделана по материалам учебника "Технология: учебник для учащихся 5 кл...
Машиноведение 6 класс "Регуляторы швейных машин. Неполадки в работе швейных машин. Дефекты строчки.Чистка и уход за машиной.
Презентация по теме машиноведение 6 класс. Презентация в сокращенном виде, возможно дополнение материала темой "Приспособления к швейным машинам"....
Презентация к уроку по швейному делу в 6 классе по теме "Швейная машина"
Презентация для изучения основных частей бытовой швейной машины...
План урока в 5 классе; тема Экскурсия, настоящее продолженное время
Разработка урока....
Урок-игра по швейному делу в 9 классе Тема: «Экскурсия на швейную фабрику»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: - закрепить теоретические знания о способах получения информации при поиске работы.- закрепить теоретические знания о рабочих профессиях швейного производства. - совершенствовать...
Урок - виртуальная экскурсия по швейному делу 9 класс «Трудоустройство на швейную фабрику»
Урок швейного дела. Цели:- Закрепить знания о трудовом законодательстве, правилах приема на работу, правилах техники безопасности.- Закрепить знания о рабочих профессиях швейного произ...
Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."
Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...