Программа "Основы светской этики" 4 класс
рабочая программа на тему
Программа ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_svetskoy_etiki_orkse.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1
Акбулакского района Оренбургской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ОРКСЭ
модуль «Основы светской этики»
для 4 классов
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Антипина В.М.,
учитель ОРКСЭ
высшей квалификационной категории
2017
Рабочая программа по Основам светской этики
- Пояснительная записка
Важнейшей задачей для современной российской школы является формирование патриотизма как основы толерантности, которая в условиях многонационального государства выступает гарантом межнациональной стабильности и комфортности. Особую роль для достижения данной стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающим готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.
Рабочая программа по курсу разработана на основе нормативно – правовых и инструктивно-методических документов Минобразования и науки РФ:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования";
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения);
- Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков
- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632)
- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
- Распоряжение Правительства РФ от 29.10.09 г. № 1578-р.
- - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;
- - Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- - Приказ Министерства образования Оренбургской области от 03.08.2017 № 01-21/1557 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Оренбургской области в 2017-2018 учебном году»;
- - Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию";
- - Приказ Минобрнауки России от 5 июля 2017 года № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- - Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 1» Акбулакского района Оренбургской области;
- - Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 1 Акбулакского района Оренбургской области»;
- - Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 1 Акбулакского района Оренбургской области» на 2017 - 2018 учебный год.
Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Он направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
Задачи курса:
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре, морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
2. Планируемые результаты учебного курса
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
У учащихся могут быть сформированы:
- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;
- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Учащиеся получат возможность научиться:
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
- Содержание учебного курса Модуль «Основы Светской этики»
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Россия – наша Родина.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики часть 1. Основы светской этики (16 часов) Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным? Творческие работы учащихся. Презентация творческих работ.
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики часть 2. Этика и ее значение в жизни человека (12 часов) Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Семейные праздники.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм. Творческие работы учащихся. Презентация творческих работ.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 ч |
2 | Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики часть 1. Основы светской этики | 16ч |
3 | Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики часть 2. . Этика и ее значение в жизни человека | 12ч |
4 | Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России | 5 ч |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
уроков ОРКСЭ
Модуль «Основы светской этики» 4 класс
Автор Студеникин М.Т.
Количество часов - 34
№ п/п | Тема | Кол-во ча-сов | Дата по плану | Фактически |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | ||||
1 | Введение в предмет | 1 | ||
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики часть 1. Основы светской этики (16ч) | ||||
2,3 | Россия – Родина моя 1. Родина. Россия на карте 2.Россия – многонациональное государство | 2 | ||
4,5 | Этика и этикет. 1.Этика. 2.Этикет | 2 | ||
6,7 | Вежливость. 1.Вежливость, уважение. 2.Недостатки и слабости людей | 2 | ||
8,9 | Добро и зло 1.Добро. 2.Зло | 2 | ||
10,11 | Дружба и порядочность 1.Дружба. 2.Порядочность | 2 | ||
12,13 | Честность и искренность 1.Честность 2.Искренность | 2 | ||
14,15 | Гордость и гордыня 1.Гордость. 2.Гордыня | 2 | ||
16,17 | Обычаи и обряды русского народа 1.Обычаи русского народа. 2.Обряды русского народа | 2 | ||
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики часть 2. . Этика и ее значение в жизни человека (12ч) | ||||
18,19 | Терпение и труд 1.Терпение. 2.Труд | 2 | ||
20,21 | Семья 1.Семья. 2.Фамилия | 2 | ||
22,23 | Семейные традиции 1.Традиции. 2.Разнообразие традиций | 2 | ||
24,25 | Сердце матери 1.Роль матери в семье. 2.Мать – творец человека | 2 | ||
26,27 | Правила твоей жизни 1.Дисциплина учащихся в школе 2.Культура общения школьников | 2 | ||
28,29 | Праздники народов России 1.Праздники. 2.Мусульманские праздники | 2 | ||
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5ч) | ||||
30,31 | Защитники Отечества 1.День Защитника Отечества 2.Защита Родины – долг каждого гражданина РФ | 2 | ||
32,33,34 | Итоговое повторение 1.Этика и её значение в жизни человека. 2.Государство и мораль гражданина. 3.Любовь и уважение к Отечеству | 3 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"
Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс...
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...
Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс
Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика)Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....
Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики
1.Рабочая прграмма "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...