Методический доклад.
материал на тему
Тема доклада: «Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного и воспитательного процесса»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Терновская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного и воспитательного процесса»
Подготовила
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Плюснина Ольга Викторовна
Терновка 2018 год.
Совместная деятельность ДШИ и семьи учащихся выступает важнейшим условием воспитания подрастающего поколения. Вместе со школой семья решает задачи семейного и общественного воспитания. Гуманистическое воспитание детей немыслимо без согласованной деятельности педагогов и родителей, направленной на развитие личности ребенка, формирование его личностных качеств.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и ДШИ никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы преподавателей школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей. Доказано, что подростки, родители которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой.
Известно, что семья школьника проецирует на себе всю гамму общественных отношений. Члены семьи трудятся в сфере материального и духовного производства, в семье обсуждаются вопросы как внешней, так и внутренней политики, здесь создается определенное отношение к общечеловеческим ценностям, ориентациям общества: к человеку как наивысшей ценности, моральным нормам и требованиям, принятым в обществе, к. природе, науке и образованию. Очень важно, как на деле, а не на словах поступают родители, как ведут домашнее хозяйство, налаживают быт, организуют досуг, проводят праздники, общаются с родными и близкими, друзьями.
Вместе с тем, незаметно для себя родители не всегда оказывает на ребенка благотворное влияние. По мнению многих психологов, педагогов, юристов,семья можете негативно влиять на личность ребенка. Поэтому необходима педагогическая и психологическая воспитание в домашней средые Эта важная задача может быть решена посредством приобщения родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы школы.
Очень важно обеспечение гармонии взаимоотношений ДШИ и семьи в создании благотворных условий для развития ребенка.
Педагогам принадлежит ведущая роль в этом процессе. Обладая психолого-педагогическими, философскими, этико-эстетическими знаниями и богатой воспитательной практикой, учителя выступают для родителей мудрыми советчиками, наставниками, единомышленниками.
С установления благотворных отношений, благожелательной эмоционально-радостной атмосферы, расположенности к эмоциионально-положительным контактам начинается взаимодействие пеподавателя и семьи. Необходима выработка этико-психологических правил взаимодействия, которые не только помогали бы выстроить педагогически и нравственно целесообразные отношения учителей и родителей, но и разрешили бы противоречия, конфликтные ситуации, возникающие в педагогической практике.
Сотрудничество педагогов, детей и родителей, сущность которого во взаимопонимании, взаимоуважении, взаимном доверии, взаимной деятельности, сотворчестве, сочувствии, сопереживании, сострадании, содействии, вере друг в друга и взаимной любви.
Весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, Не секрет, что некоторые родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении успеваемости детей и не придают должного значения дополнительным сторонам их развития
Если родители пользуются у детей авторитетом, показывают им пример нравственной культуры и постоянной работы над собой, в таких случаях их слова и дела имеют большой вес и побуждают учащихся к добросовестному выполнению своих школьных обязанностей. Те же школьники, в семьях которых нет согласия между родителями и царит обстановка недоброжелательности и нервозности, часто приходят в школу с плохим настроением, с трудом сосредоточиваются на восприятии изучаемого материала, не имеют нормальных условий для домашней учебы.
Задача родителей — развивать у учащихся здоровые духовные потребности и интересы. В этом смысле большое значение имеет нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Если у родителей превалируют "вещные интересы" и заботы о поисках материальных выгод, если личный расчет заслоняет гражданский долг и чувства, это весьма отрицательно сказывается на воспитании детей. Вот почему школе следует проводить работу по обогащению духовных потребностей родителей,
Действенным стимулирующим фактором личностного развития учащихся является создание трудовой атмосферы в семье. Семья должна быть организована по типу трудового коллектива, в котором дети вносят свой посильный вклад в создание материального благополучия и умеют соизмерять свои потребности с материальным достатком. Требовательность не имеет ничего общего с окриками родителей и постоянным понуждением детей к тем или иным формам поведения. Главное в ней — установить рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с другими членами семьи. Нужно, например, детям разъяснять, когда они должны утром вставать, каким должен быть режим их работы и отдыха, в каком порядке они должны содержать свои вещи и рабочее место, как относиться к родителям и другим членам семьи и путем побуждения (просьб, напоминаний, знакомить их с вопросами развития искусства и литературы, науки и техники и направлять их внимание на всемерное развитие здоровых духовных потребностей учащихся, побуждать к овладению знаниями, к чтению, приобщать к искусству и художественному творчеству. Требования должны сочетаться с проявлением уважительного отношения к детям. Окрики и различного рода угрозы плохо действуют на детей, травмируют их психику и нередко приводят к неврозам. Задача школы — ориентировать родителей на ласковое и внимательное отношение к детям, учитывать их запросы и интересы, связанные с посещением кинотеатров,музеев, спектаклей а также с участием в художественно-эстетических мероприятиях.
Немаловажную роль в побуждении учащихся к выработке и совершенствованию своих личностных качеств играет контроль семьи за их поведением. Родительский контроль помогает учащимся более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей и преодолевать влияние отрицательных соблазнов. Родителям нужно следить за выполнением учащимися режима дня, знать, с кем они дружат, где проводят свой досуг, побуждать к аккуратному выполнению школьных заданий. Наконец, много сложных вопросов включает проблема учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
Серьезные вопросы встают перед родителями в деле учета индивидуальных особенностей и интересов детей. Не все родители бережно относятся к склонностям учащихся, когда речь идет о кружковых занятиях,о занятиях в ДШИ В отдельных семьях не создают условий для трудовых занятий детей, не поощряют их стремления к практической деятельности в сфере материального производства. Между тем правильный подход родителей к этим вопросам создает хорошую основу для интенсивного развития и воспитания учащихся как в семье, так и в школе.
Педагогические воздействия на ребенка должны быть гармонично и диалектически сочетаемыми, взаимообусловленными, взаимопроникающими и взаимодополняемыми. Диссонанс в действиях воспитывающих институтов, как правило, приводит к разным отклонениям в развитии личности ребенка. Ослабевает благотворное влияние на него школы и семьи, он становится более подвержен асоциальным влияниям разного рода неформальных объединений, труднее протекает анатомо-физиологическое и психологическое развитие, особенно подростка, появляются нервно-псические заболевания, склонность к бродяжничеству, вызванная безнадзорностью...Такие условия могут способствовать алкоголизму, наркомании, курению, половой распущенности ребенка. Как итог — правонарушения несовершеннолетних.
Взаимная договорённость – залог успешности педагогического альянса семьи и ДШИ . Школа - раскрывает цель воспитания . Школа – сообщает о функции школы . Школа – наделяет семью обязанностями Школа – открывает психологию любви к музыке и искусству Семья – осмысливает цель воспитания, выражает мнение Семья – выражает мнение о продуктивности функций Семья – соглашается создавать необходимые условия Семья – учится искусству любить детей
Школа - оповещает о педагогических требованиях. Школа – информирует о ходе развития детей Школа – знакомит с воспитательными замыслами Школа – предъявляет работу школы Семья – поддерживает требования школы Семья – сообщает о проблемах семейного воспитания Семья – соглашается содействовать замыслам Семья – вносит коррективы в семейное воспитание
Принцип сопереживания: Школа оказывает знаки внимания родителям . Школа формирует у детей любовь к семье. Школа знакомит с событиями школы. Семья благодарит и выражает ответное внимание Семья утверждает безусловное уважение к школе Семья проявляет интерес к жизни своих детей
Принцип содеянности : Школа информирует семью о планах работы Школа приглашает принять участие Школа организует общее дело . Семья оценивает влияние школы на детей Семья откликается на приглашение, участвует Семья участвует в общих делах
Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармонизации развития детей Не форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа» Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций) Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью . Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствах Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства. Не укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь. Апеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления семьи и школы.
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
- педагогическому такту и этике взаимоотношений;
- педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
- педагогическому просвещению родителей;
- умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
- единству требований школы и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание искусством (методический доклад)
Влияние музыкального искусства на воспитание полноценной, всесторонне развитой личности....
Методический доклад на тему Актуальность современных программ по "Слушанию музыки" в ДМШ иДШИ
аналитическа работа 1.Слушание музыки-вид музыкальной деятельности.2.Сущность и особенности авторских программ по предмету "Слушание музыки".3.Эффективность творческих приемов,используемых в ли...
Методический доклад
Методический доклад Основн...
Методический доклад
Современная история гитары и музыкальные стили...
Методический доклад
Принципы надежности игры на баяне...
Методический доклад - презентация по теме: "Развитие фортепианной школы в России"
Текст презентацииПрезентация...
Методический доклад "Артпедагогические приемы и техники в индивидуальной вокальной работе".
Артпедагогические приёмы и техники, используемые на уроках вокала, очень разнообразны: вокальные, артикуляционные и дыхательные тренинги, музыкальные сказки, «рисование» голосом («звукопись») и...