Проект "День пробуждения медведя"
проект на тему
Встречаем весну вместе с просыпающимся мишкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_probuzhdeniya_medvedya.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«День пробуждения медведя»
Автор: Ключникова Л. В.
Воспитатель дошкольного отделения
ГБОУ Школы № 423
Москва 2018
Проект
/
"День пробуждения медведя"
Вид проекта:
- исследовательский;
- творческий;
- игровой.
Цель проекта:
- знакомство с новым праздником;
- формирование представлений о празднике "Комоедица", его особенностях и традициях празднования;
- формирование экологической культуры и культуры природолюбия;
- расширение знаний о медведе:
•S как представителе животного мира;
•S героя рассказов, сказок, стихов, в живописи;
S использование его образа в геральдике, символах;
S неоднозначное трактование образа медведя в представлениях
славян.
Участники проекта:
- воспитатель;
- музыкальный руководитель;
- дети средней группы;
- родители детей средней группы.
Этапы проекта:
> Подготовительный:
•S сбор информации;
работа с методической литературой;
S составление плана работы над проектом.
> Практический:
S реализация проекта: z
о чтение стихов; о чтение потешек; о отгадывание загадок; о работа с раскрасками; о выставка игрушек;
о вовлечение родителей к участию в проекте.
Актуальность проекта. Жизнь современных детей-дошкольников наполнена многообразием гаджетов, низкосортной литературой. Детям прививаются чуждые традиционной культуре понятия, образ жизни. А ведь очень важно сформировать у детей интерес к русской традиционной культуре, воспитать у них любовь к родной природе, родному дому, семье. Привить детям уважение к истории и культуре родной страны. Таким образом, мы считаем реализацию проекта актуальной, интересной, новой и оригинальной, так как дает нам возможность расширить знания детей, родителей и воспитателей о традициях предков, о могучем животном - медведе.
Исторический аспект возникновения праздника.
"День пробуждения медведя"- это древний праздник, которым славяне встречали наступающую весну, примерно это было 24 марта.У славян исключительным почитанием был окружен медведь. Медвежья сила, ловкость, всеядность, схожесть с человеком (глаза, похожие на человеческие, стояние на задних лапах, любовь к сладкому-мёду и ягодам) делали медведя похожим на людей, которые считали его прародителем человека и родственником человеку. Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой. Это величание сохранилось в русских сказках и песнях. Также у славян мы находим двоякое отношение к медведю:
1. Медведь - это священный зверь, покровитель рода. Он "много знает и понимает" (Неклепаев, 1903,стр.76),существует ряд легенд о превращении человека в медведя и наоборот, и о том, что человек и медведь - братья. Медведь-помощник человека, покровитель плодородия (лохматость, ряжение в медведя на свадьбу), даритель богатства и изобилия.
Наши предки считали, что заблудившихся в лесу детей забирает к себе медведица, принято считать, что в медведей превратились спрятанные от Божьего гнева в лесу дети Адама и Евы.
2. Медведь - нечистая сила, медведь связан с подземным миром. Он наказывает тех, кто работает в неурочное время (Мокошь, Параскева Пятница, святая Берта)
Обратимся к этимологии слова медведь. Почему "медведь"?
"Мед" или "Мёд", "Вед"-ведать, знать, получаем "знающий, где мёд". Наши предки заметили особенность этого зверя лакомиться медом и дали ему такое название. А ещё бытует мнение, что люди боялись произносить вслух слово "медведь" и придумывали ему другие имена. МЕДВЕДЬ - ведмедь, черный зверь, лесник, лесной царь "КОМ", хозяин леса, хранитель его богатств, и истинное имя его- "БЕР"- от слова "берлога" (логово бера).
Итак, праздник "День пробуждения медведя", или "Комоедица" - это один из самых почитаемых праздников, связанный с пробуждением природы весной, с днем весеннего равноденствия.
Краткое описание праздника: в этот день готовили "медвежью" еду : гороховую кашу с корнем лопуха и овсяный кисель. Поев , все , от мала до велика, ложились на лавки, как бы засыпая. Полежав немного, начинали переворачиваться с боку на бок (как медведи в берлоге), а затем все "просыпались", потягивались, зевали. Это означало пробуждение медведя весной. В" КОМОЕДИЦУ" никто не работал, не занимался домашними делами. Это был шумный и веселый праздник. Люди ходили в гости друг к другу, затевали шумные игры. Молодежь ходила "будить медведя". Делали яму, берлогу, там "селили" медведя - ряженого человека. Вокруг берлоги водили хоровод, кричали, стараясь разбудить спящего медведя. Бросали в него снежки, ветки и прутья. Но будила "медведя" одна из девушек. Когда медведь просыпался, сразу начинал танцевать, имитируя движения настоящего медведя, затем ряженый-медведь отправлялся искать разбудившую его девушку; найдя её, начинал её щекотать, заключать в крепкие объятия. Лесных жителей в этот день подкармливали и задабривали "комами", блинами по-нашему, чтобы был удачным и урожайным год. Люди верили, что в силу свершившегося обряда,
медведи встанут из берлоги не голодными и не злыми, будут есть растительную пищу. Верили что, нарисованное собственноручно изображение медведя помогает сделать свою жизнь стабильной и разбогатеть.
С наступлением КОМОЕДИЦЫ начинали готовиться к весне. В Сибири до сих пор широко отмечают этот день. Выпекают праздничные булки и блины, относят их в лес, чтобы угостить проснувшегося медведя, лесного хищника, великого "КОМУ".Слово "КОМОЕДИЦА" кажется нам странным, вовсе не связанным со словом "медведь".Но, по-древнеславянски, "КОМЫ" - это и есть медведь. "КОМОЕДИЦА" - день, когда медведь ест. Есть выражение:"Первый блин КОМОМ!", но мы его произносим не совсем верно.Наши предки говорили так:"Первый блин КОМАМ!", то есть медведям. Такой был обычай первые блины отдавать Потапычам. Теперь этот праздник называют МАСЛЕНИЦЕЙ. Образ медведя и пугал , и завораживал. Он присутствовал многих русских праздниках, на ярмарках. Медведь и сейчас - один из ярких представителей животного мира России, пока он не занесен в Красную книгу.
Педагогический аспект проекта.
Мы знакомим детей с образом медведя, формируя представления о том, что этот образ во многом символизирует характер русского народа, недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведем. Еще - это яркий образ в русском искусстве и геральдике (Ярославль, Пермь), символике (партия "Единая Россия").
Мы с детьми прослеживаем неоднозначность отношения к образу медведя в сказках "Маша и медведь", "Мужик, медведь и лиса", "Кот и лиса", "Зимовье зверей", в которых медведю присваиваются такие человеческие черты характера, как легкомыслие, наивность, простодушие и ограниченность.
С другой стороны, образ медведя предстаёт перед детьми как воплощение силы, мощи, величия, доброты, в символах - Олимпийский Мишка, Умка, мишки в картине художника И.Шишкина.
Мы предлагаем родителям в «День пробуждения медведя» отправиться с детьми в цирк на представление или в зоопарк.
В режимных моментах тема медведя проходит:
- в комплексе утренней гимнастики «Зарядка медвежат»;
- в беседах «Медведь проснулся», «Кто в берлоге спит зимой»;
- в занятиях по развитию речи: проговаривание скороговорок, знакомство с пословицами и потешками;
- чтение рассказов Н. Сладкова «Как медведя переворачивали», «Неслух», «Вот так устроился!»;
- чтение сказок «Два жадных медвежонка», «Маша и медведь», «Мужик и медведь»;
- рассматривание журнала «Животные леса» № 1 «Медведь»;
- заучивание стихотворений Г. Ладонщикова «Без печали, без тревоги...», В. Берестова «Мишка, мишка, лежебока!»;
- на музыкальных занятиях разучивание и исполнение композиций Т. Боровик «Медвежата», «Я добрый мишка, плюшевый», « Куклы и мишка» и др.
- рисование мелками и акварелью « Мой мишка»;
- знакомство с подвижными играми «У медведя во бору», «Как-то мы в лесу гуляли...», «Медведь и пчёлы».
- Проведение занятия на свежем воздухе, приуроченного к празднику «День пробуждения медведя».
Работа с родителями:
- организация выставки «Узнаем его получше»;
- организация выставки игрушек «Мишка, плюшевый мишка». Работа с педагогами:
- консультация «Как провести праздник «Комоедица»;
- консультация «Исторический аспект проекта «День пробуждения медведя».
Разработка и сбор методического материала:
- художественная и научно-популярная литература для детей;
- подбор интернет-сайтов с информацией по теме проекта;
- разработка плана реализации проекта.
Итог и результат;
- развитие и сохранение интереса к истории страны, традициям предков;
- сформированность знаний о празднике «День пробуждения медведя»; обогащение знаний о медведе как представителе животного мира; воспитание бережного отношения к природе;
взаимодействие детей, родителей и педагога в совместной работе надпроектом.
Краткий итог автора проекта: «КОМОЕДИЦА» дает возможность узнать новое, вспомнить сказки и стихи, научиться рисовать и танцевать, отметить праздник, а , значит, мы можем с удовольствием заняться деятельностью и увлечь наших детей и их родителей!
Приложение
План проекта "УЗНАЕМ ЕГО ЧУТЬ-ЧУТЬ ПОЛУЧШЕ!"
- "Без печали и тревоги спал медведь в своей берлоге!" - стихи, рассказы, сказки.
- "Мы с медведем топаем и танцуем, громко топаем!" - музыкальное творчество.
- "Как-то мы в лесу гуляли и медведя повстречали!"- игры, праздник "День пробуждения медведя ".
- "Мишка, плюшевый мишка!" - художественное творчество, выставка игрушечных медведей.
- "Мишка косолапый из лесу идет, мишка косолапый что-то нам несет!"- викторина, загадки, потешки- работа с семьей.
Список художественной литературы:
- Бойчук И., Попушина Т. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством».
- Подрезова Т. «Материал к занятиям по развитию речи: времена года, лес, грибыл.
- Ивановская О., Гадасина Л. «Читаем сказки с логопедом».
- «Рассказы о животных». Сборник рассказов русских писателей.
- Сладкое Н. « Русские сказки о природе».
проект "День пробуждения медведя
Цельпроекта: знакомство с новым празлником, формирование представлений о празднике "Комоедица", его особенностях и традициях празднования. z
Формирование экологической культуры и культуры природолюбия,
расширение знаний о медведе(как представителе животного мира, героя рассказов, сказок, стихов, в живописи; использование его образа в геральдике, символах, неоднозначное трактование образа медведя в представлениях славян)
Участники проекта: воспитатель, муз. руководитель, дети средней группы, родители.
Этапы проекта:
Актуальность проекта: "День пробуждения медведя"- это древний праздник, которым славяне встречали наступающую весну, примерно это было 24 марта.
У славян исключительным почитанием был окружен медведь. Его сила, ловкость, всеядность, схожесть с человеком (глаза, похожие на человеческие, стояние на задних лапах, любовь к сладкому-мёду и ягодам) делали медведя похожим на людей, считали его прародителем человека, родственником человеку.Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой.Это величание сохранилось в русских сказках и песнях.
Также у славян мы находим двоякое отношение к медведю:
- это священный зверь, покровитель рода. Он "много знает и понимает"
(Неклепаев,1903,стр.76),существует ряд легенд о превращении человека в медведя и наоборот, и о том, что человек и медведь- братья. Медведь-помощник человека, покровитель плодородия (лохматость, ряжение в медведя на свадьбу), даритель богатства и изобилия.
Наши предки считали, что заблудившихся в лесу детей забирает к себе медведица, принято считать, что в медведей превратились спрятанные от Божьего гнева в лесу дети Адама и Евы.
- относили медведя к нечистой силе, медведь связан с подземным миром. Он наказывает тех, кто работает в неурочное время(Мокошь, Параскева Пятница, святая Берта)
Обратимся к самому названию животного: почему "медведь"?
"Мед" или "Мёд", "Вед"-ведать, знать,получаем "знающий, где мёд". Наши предки заметили особенность этого зверя лакомиться медом и дали ему такое название. А ещё бытует мнение, что люди боялись произносить вслух слово "медведь" и придумывали ему другие имена. МЕДВЕДЬ - ведмедь, черный зверь, лесник, лесной царь "КОМ", хозяин
леса, хранитель его богатств, и истинное имя его- "БЕР"- от слова "берлога" (логово бера).
Вернемся к празднику "День пробуждения медведя", или "Комоедица".
/
Это один из самых почитаемых праздников, связанный с пробуждением природы весной, с днем весеннего равноденствия.
Краткое описание праздника: в этот день готовили "медвежью" еду : гороховую кашу с корнем лопуха и овсяный кисель. Поев , все , от мала до велика, ложились на лавки, как бы засыпая. Полежав немного, начинали переворачиваться с боку на бок (как медведи в берлоге), а затем все "просыпались", потягивались, зевали.Это означало пробуждение медведя весной. В" КОМОЕДИЦУ" никто не работал, не занимался домашними делами.
Это был шумный и веселый праздник. Люди ходили в гости друг к другу, затевали шумные игры.
Молодежь ходила "будить медведя". Делали яму, берлогу, там "селили" медведя - ряженого человека. Вокруг берлоги водили хоровод, кричали, стараясь разбудить спящего медведя. Бросали в него снежки, ветки и прутья. Но будила "медведя" одна из девушек. Когда медведь просыпался, сразу начинал танцевать, имитируя движения настоящего медведя, затем ряженый-медведь отправлялся искать разбудившую его девушку; найдя её, начинал её щекотать, заключать в крепкие обьятия.
Лесных жителей в этот день подкармливали и задабривали "комами", блинами по- нашему, чтобы был удачным и урожайным год. Люди верили, что в силу свершившегося обряда, медведи встанут из берлоги не голодными и не злыми, будут есть растительную пищу.
С наступлением КОМОЕДИЦЫ начинали готовиться к весне.
В Сибири до сих пор широко отмечают этот день. Выпекают праздничные булки и блины, относят их в лес, чтобы угостить проснувшегося медведя, лесного хищника , великого "КОМУ".
Да, слово "КОМОЕДИЦА" кажется нам странным, вовсе не связанным со словом "медведь".Но, по-древнеславянски, "КОМЫ" - это и есть медведь. "КОМОЕДИЦА" - день, когда медведь ест. Есть выражение:"Первый блин КОМОМ!", но мы его произносим не совсем верно.Наши предки говорили так:"Первый блин КОМАМ!", то есть медведям.
Такой был обычай первые блины отдавать Потапычам.
Теперь этот праздник называют МАСЛЕНИЦЕЙ.
Образ медведя и пугал , и завораживал. Он присутствовал многих русских праздниках, на ярмарках.
Медведь и сейчас-один из ярких представителей животного мира России, пока он не занесен в Красную книгу.
А в те времена медведей было много на всей территории средней полсы России(раньше не только жители деревень ходили в лес за ягодами, но и горожанки , и чаете/встречал и там медведей, женщины и девушки,конечно, сразу начинали вопить и кричать, и медведи улепётывали от женского визга)-опять отсупление, но так хочется повернуть колесо истори немного назад и побывать в том времени.
Итак, и сегодня образ медведя во многом символизирует характер русского народа, недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведем. Еще - это яркий образ в русском искусстве и геральдике (Ярославль, Пермь), символике (партия "Единая Россия"). Также прослеживается неоднозначность отношения к образу медведя:
-сказки "Маша и медведь", "Мужик, медведь и лиса", "Кот и лиса", "Зимовье зверей"- легкомыслие, наивность, простодушие и ограниченность в образе медведя);
-с другой стороны, воплощение силы, мощи, величие, доброта (Олимпийский Мишка, партия "Единая Россия", Умка, произведения русского художника И.Шишкина, герои мультфильмов)
можно очень долго углубляться в суть этой проблемы, рассуждать о характере, обрядах древних славян, и т.п.
Я считаю тему проекта интересной, актуальной, новой и оригинальной. Данная тема дает нам возможность расширить знания детей и родителей, воспитателей о традициях предков, о могучем животном - медведе.
И лучше всего в ДЕНЬ ПРОБУЖДЕНИЯ МЕДВЕДЯ отправиться в цирк на представление или в зоопарк с фруктами и медом.
И последнее отступление: говорят, что нарисованное собственноручно изображение медведя помогает сделать свою жизнь стабильной и разбогатеть.
Так что КОМОЕДИЦА дает возможность узнать новое, вспомнить сказки и стихи, научиться рисовать и танцевать, отметить праздник, а , значит, мы можем с удовольствием заняться деятельностью и увлечь наших детей и их родителей!
План проекта мы назовем темой:
"УЗНАЕМ ЕГО ЧУТЬ-ЧУТЬ ПОЛУЧШЕ!"
Без печали и тревоги спал медведь в своей берлоге!" - стихи, рассказы, сказки
Мы с медведем топаем и танцуем, громко топаем!" - музыкальное творчество
"Как-то мы в лесу гуляли и медведя повстречали!"- игры, праздник "День пробуждения медведя"
"Мишка, плюшевый мишка!" - художественное творчество, выставка игрушечных медведей
"Мишка косолапый из лесу идет, мишка косолапый что-то нам несет!"- викторина, загадки, потешки- работа с семьей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Метод проектов как пробуждение исследовательской активности".
Организация исследовательской деятельности старшеклассников в обединении "Парикмахерское дело"...
Урок – пробуждение "Чудеса времён года"
Урок (с элементами театрализации) помогает увидеть внутренним зрением природу времён года в музыке. Учащиеся знакомятся с творчеством русских и зарубежных композиторов( слушают музыку П. И. Чайковског...
Пробуждение духовности силами искусства. Урок "Георгий Победоносец"
Размышления о роли искусства на занятиях по православной культуре...
"Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке
Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранного языка по теме "Экологическое страноведение"....
Статья "Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке.
Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранных языков по теме "Экологическое страноведение"...
"Экологическое страноведение" как стимул пробуждения интереса учащихся к изучению экологических проблем на английском языке.
Статья представляет краткие выводы из опыта трехлетней работы учителей кафедры иностранных языков по теме "Экологическое страноведение"....
День пробуждения медведя
Занятие для 2 младшей группы...