"Метод проектов как пробуждение исследовательской активности".
методическая разработка (9 класс) по теме
Организация исследовательской деятельности старшеклассников в обединении "Парикмахерское дело"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proekta_v_dop.obrazovanii.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества
Муниципального района Мелеузовский район
Республики Башкортостан
Метод проектов, как пробуждение
исследовательской активности
Подготовила:
педагог дополнительного образования
объединения «Парикмахерское дело»
Габидуллина Луиза Каримовна
Мелеуз-2011г.
В основу деятельности учреждений дополнительного образования детей положены личностно ориентированные подходы, позволяющие удовлетворять образовательные запросы различных категорий детей разного возраста (социально незащищенных, инвалидов, с отклонениями в развитии, одаренных и др.), используя потенциал свободного времени. Законодательством определены задачи для этих учреждений: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей. Исходя из этого, метод творческого проекта в дополнительном образовании детей становится наиболее актуальным в современном обществе. Так как именно метод творческого проекта дает возможность наиболее полно раскрыть индивидуальный творческий потенциал детей.
Так что же такое метод проектов? Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов в объединении состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Педагогу в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Метод проектов в объединении «Парикмахерское дело» ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, используя индивидуальную, парную, групповую работу, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
На занятиях в объединении «Парикмахерское дело» мы используем Поисковый (Эвристический) и Исследовательский методы обучения.
Эвристический метод состоит в том, что обучающиеся с моей помощью решают проблемную задачу, а именно, не подсказывая решения, я просто ставлю вопросы, помогающие их решению. Когда обучающийся в затруднительном положении, я могу подсказать, как сделать первый шаг, - это подвигнет обучающегося сделать последующие шаги. Модификацией метода является эвристическая (открывающая) беседа. Наша учебная деятельность развивается по схеме: педагог - учащиеся, учащиеся - педагог…
Характерные признаки метода: знания обучающимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно. Так в своей работе я организую поиск новых знаний с помощью разнообразных средств, а обучающиеся под моим руководством самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, в результате чего у них формируются прочные знания.
Исследовательский метод состоит в том, что я предъявляю обучающимся творческие задачи, а они должны решать их самостоятельно. Смысл метода состоит в творческом добывании и применении знаний и способов деятельности, в освоении опыта творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, дифференциацию их в зависимости от подготовки и творческих возможностей обучающихся.
Этот метод целиком строится на самостоятельной работе обучающегося.
Учебный процесс должен характеризоваться высокой интенсивностью, учение должно сопровождаться повышенным интересом у обучающихся.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Слово “ творчество ”происходит от слова “ творить ”, т.е. в общественном смысле это означает “ искать ”, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. Эстетическое воспитание будет более эффективным, при условии предоставлении учащимся возможности самостоятельно «открывать» законы красоты и гармонии и применять их в процессе собственной творческой деятельности. Таким образом, проводится более качественное получение и усвоение знаний, а также, развитие кругозора учащихся и воспитание чувств.
В объединении «Парикмахерское дело» обучаются не только те, кто хочет выглядеть красиво и изысканно, но и те, кто хочет донести эту красоту людям, овладевая основами парикмахерского мастерства.
В ходе обучения обучающиеся знакомятся с основами ухода за волосами, получают представление о том, из каких этапов состоит процесс создания стрижки, учатся владеть разным оборудованием, делать базовые стрижки, делать укладку и несложные прически.
Я считаю, что использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе во Дворце детского (юношеского) творчества позволит активизировать учебную деятельность учащихся, обеспечит разностороннее развитие личности с учетом их интересов.
Для успешного использования метода проектов в учреждении дополнительного образования необходимо создать организационно-педагогические условия: педагогическая поддержка, включение в содержание обучения учащихся процедур проектной деятельности, вариативность содержания обучения, корректировка учебно-материальной базы.
Для определения эффективности применения метода проектов в объединениях ДДЮТ необходимо использовать следующие критерии:
1. качество и правильность выполнения задания;
2. самостоятельность в работе;
3. оригинальность (новизна) в выполнении трудового задания;
4. творческий компонент деятельности;
5. время, затраченное на выполнение задания;
Таким образом, на сегодняшний день метод проекта становится наиболее приемлемой формой работы с детьми в системе дополнительного образования. Так как в его основе лежит творческий подход, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе, критически оценивать свои результаты и результаты своих друзей.
Список используемой литературы:
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов с элементами исследовательской деятельности
Программа дополнительного образования расчитана на учащихся 4-5 классов, изучающих английский язык....
Использование метода проектов при формировании исследовательских способностей обучающихся.
Творчество – это процесс создания нового продукта деятельности или новых ее способов, который требует выхода за существующие границы знания. Творческая деятельность осуществляется на основе единства л...
Роль метода проектов в научно-исследовательской деятельности учащихся
В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развити...
Использование метода проектов при формировании исследовательских способностей обучающихся
Цели: - развитие эмоционально-мотивационных механизмов;-...
Роль метода проектов в развитии познавательной активности личности.
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышлени...
Метод проектов как средство познавательной активности и креативности в обучении и воспитании учащихся.
Метод проектов является прогрессивной методикой обучения и развития, так как эта технология относится к технологиям, предусматривающим, прежде всего, умение ориентироваться и адапти...
ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Развитие познавательной активности дошкольников - одно из самых значимых направлений на современном этапе педагогики. Для развития поисковой деятельности детей большую роль играет знакомство с окружа...