Проект "Народные традиции"
проект на тему
Проект позволит обогатить знания и представления детей о русской культуре, воспитать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям и обрядам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект народные традиции | 70.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» п.Шумячи
ПРОЕКТ
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ
Авторы:
зам.зав. по ВМР Гайкова Л.А.,
муз.руководитель Закроева Н.С.,
учитель-логопед Борисенкова О.Я.
п.Шумячи
ПРОЕКТ
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ
Проект апробирован в рамках реализации регионального компонента ООПДО МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи в 2015-2016 учебном году.
Введение
«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы вправе, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие».
(В. В. Зеньковский)
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним, привязанности к своей стране, стремлением сохранять и уважать культурные ценности и традиции народа.
Сегодня идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Это прослеживается во всех нормативных документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений. Одна из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – это формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал, то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники, ведь именно в них закрепляется социальное поведение, помогающее ребенку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь не возможно, представить себе народный праздник без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни.
В МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п.Шумячи реализовывается программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Моя родная сторона», в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. В связи с этими поставлена задача ориентировать проект «Народные традиции» на решение главной проблемы современного общества – утрата нравственных интересов, общечеловеческих ценностей, патриотического сознания.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Терпение, щедрость, милосердие, доброта, любовь к природе, к окружающим людям, к своей Отчизне - вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего историю своей Родины, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа. Участие детей в проекте «Народные традиции» позволит обогатить знания и представления детей о русской культуре, воспитать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам.
Методический паспорт проекта
1. Название проекта: «Народные традиции».
2.Тема проекта: «Формирование общечеловеческих ценностей, воспитание патриотизма дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре через народные традиции».
3.Цель проекта: Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к истокам русской народной культуры, воспитание духовности, патриотического сознания, создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с традициями и обычаями народных праздников в МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи.
4.Задачи проекта:
- Познакомить детей с некоторыми обычаями и традициями русского народа.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.
- Формировать патриотическое отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации.
- Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.
- Формировать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
- Развивать воображение, творческие и актерские способности.
- Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
- Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
4.Вид проекта: познавательный, долгосрочный.
5. Участники проекта: воспитанники, воспитатели, специалисты МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи.
6.Время реализации проекта: учебный год.
7.Срок реализации проекта: 1 сентября - 31 мая.
8.Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
- подборка художественной и методической литературы по тематике проекта, имеется обширное программно-методическое обеспечение к программе, подписные издания «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», Интернет-ресурсы;
- медиапроектор;
- мультимедийные презентации;
- различные костюмы и атрибуты для проведения русских народных праздников, предметы народного декоративно-прикладного искусства.
9.Мотивация к работе: познавательный интерес, само-мотивация от удовлетворения собственным трудом, самообразование.
10.Предполагаемые «приращения»: использование детьми в активной речи произведений народного фольклора (потешки, считалки, загадки, заклички и приговорки, пословицы и поговорки, колядки); умение играть в русские народные игры, используя считалки; осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, читают стихи).
11.Методы и приемы работы: изучение и анализ учебно-методической, художественной литературы; занятия; беседа; создание мультимедийного продукта.
11.Знания, на получение которых нацелен результат проекта:
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:
- дети любознательные, активные, интересуются традициями и обычаями русского народа; используют в активной речи произведения народного фольклора (потешки, считалки, загадки, заклички и приговорки, пословицы и поговорки);
- вносят в группу домашнюю литературу для чтения, задают вопросы взрослому;
- вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
13.Осуществление проекта
Работа по проекту предполагает организацию и проведение народных праздников в МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи в течение учебного года.
Работа над проектом осуществляется в 4 этапа:
I этап – погружение в проект
На данном этапе происходит побуждение и мотивация педагогов к проектной деятельности, обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, осуществляется формулировка проблемы проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, обсуждение с родителями воспитанников вопросов, связанных с реализацией проекта.
II этап – организация деятельности
На основе выбранной темы проекта, участники разбиваются на микро-группы, определяют направление деятельности в рамках проекта, задачи и планируют свою деятельность.
III этап – осуществление деятельности
Мероприятия, запланированные в рамках проекта
№ п/п | Наименование мероприятия | Дата | Ответственные лица |
Цикл занятий «Народное искусство», «Волшебная Дымка», «Русские народные потешки», «Рисуем отгадки к народным загадкам», «Русская народная сказка», «Русский народный костюм», «Русские народные игры», «Пословицы, поговорки и скороговорки русского народа», «Русская матрешка» | В течение учебного года согласно планам воспитателей | Воспитатели Менькова Т.Ф., Осипова С.А., Барышникова И.В., Филиппова О.И., Зайцева В.И. (далее – воспитатели) | |
Беседы о народных приметах и обычаях связанных с осенним праздником, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. | октябрь 2015г. | Воспитатели | |
Консультация для воспитателей «Русский народный костюм» | 14.10.2015г. | Гайкова Л.А., зам.зав. по ВМР | |
Музыкально-литературный праздник «Осенняя пора! Очей очарованье!» | 13.11.2015г. | Воспитатели, Закроева Н.С., муз.руководитель | |
Создание мини-музеев в средней и подготовительной группах «Русская старина», «Обрядовая кукла» | ноябрь, декабрь 2015г. | Коллектив | |
Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста». | 11.01.2016г. | Гайкова Л.А., зам.зав. по ВМР | |
Беседы с воспитанниками старшей группы на тему «Рождество Христово», подготовительной группы на тему «Пришли святки – запевай колядки». | 12.01.2016г. | Филиппова О.И., воспитатель Зайцева В.И., воспитатель | |
Беседа с воспитанниками подготовительной группы на тему «Символы Рождества». | 14.01.2016г. | Гайкова Л.А., зам.зав. по ВМР | |
Разучивание народных игр, хороводов | В течение учебного года | Закроева Н.С., муз.руководитель, воспитатели | |
Разучивание рождественских стихов, колядок, считалок, поговорок, потешек. | 11.01.2016г. -15.01.2016г. | Закроева Н.С., муз.руководитель | |
Просмотр воспитанниками старшей и подготовительной групп презентации «Что такое Рождество». | 14.01.2016г. | Гайкова Л.А., зам.зав. по ВМР | |
Консультация для родителей «Приобщаем детей к народным традициям». | 11.01.2016г. -15.01.2016г. | Гайкова Л.А., зам.зав. по ВМР | |
Аппликация «Ангелочек» в старшей и подготовительной группах. | 13.01.2016г. | Филиппова О.И., воспитатель, Зайцева В.И., воспитатель | |
Наглядно-текстовая информация для родителей о традициях и обычаях празднования Рождества Христова. | 11.01.2016г. -15.01.2016г. | Гайкова Л.А., зам.зав. по ВМР | |
Чтение художественной литературы «Рождество Христово», «Вифлеемская звездочка», сказки: «12 месяцев», «Про Емелю», «Снегурочка». | 11.01.2016г. -15.01.2016г. | Филиппова О.И., воспитатель, Зайцева В.И., воспитатель | |
Музыкально-литературный досуг «Рождественские посиделки». | 15.01.2016г. | Закроева Н.С., муз.руководитель, Гайкова Л.А., зам.зав. по ВМР | |
Беседы о значении и обычаях праздника Масленица, о народных приметах, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. | 07.03.-10.03. 2016г. | Воспитатели, Закроева Н.С., муз.руководитель | |
Просмотр презентации «Широкая Масленица» (продолжать знакомство детей со | 09.03.2016г. | Воспитатели | |
Музыкально-литературный досуг «Масленица» | 11.03.2016г. | Закроева Н.С., муз.руководитель, Гайкова Л.А., зам.зав. по ВМР | |
«Сороки – день птиц» (Беседы об истории праздника, просмотр презентации, разучивание русских закличек, изготовление из бумаги «жаворонков») | 22.03.2016г. | Воспитатели, специалисты, Гайкова Л.А., зам.зав. по ВМР | |
Просмотр презентации «Вербное воскресение» (знакомство с историей праздника, | 22.04.2016г. | Воспитатели | |
НОД «Чудесное Вербное воскресение» | 22.04.2016г. | Филиппова О.И., воспитатель Барышникова И.В., воспитатель | |
Консультация для родителей «Пасха – главный православный праздник года» | 25.04.16г. | Борисенкова О.Я., учитель-логопед | |
Беседы на тему: «Что такое Пасха?», «Почему мы красим яйца» | 26.04.16г. 27.04.16г. | Менькова Т.Ф., воспитатель | |
Народные пасхальные игры | 28.04.16г. | Закроева Н.С., муз.руководитель | |
НОД по рисованию «Пасхальное яйцо» | 29.04.16г. | Зайцева В.И., воспитатель | |
Показ презентации «История возникновения праздника Пасхи» | 29.04.16г. | Борисенкова О.Я., учитель-логопед | |
НОД «Пасхальная сказка» | 30.04.16г. | Борисенкова О.Я., учитель-логопед; Закроева Н.С., муз.руководитель | |
Посещение Шумячского художественно-краеведческого музея «Экскурсия в уголок русской избы» | май 2016г. | Воспитатели |
IVэтап – оценка результатов
Участники проекта делятся мнениями, оценивают деятельность в рамках проекта. Осуществляется коллективная рефлексия.
Заключение
Проект «Народные традиции» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. В целом проект в своём развитие имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знаний в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников, решать коммуникативные и речевые проблемы. Мы стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции неосимволизма в творчестве Венены Петровской
Моя литературно-критическая статья о творчестве моей коллеги, преподавателя русского языка и литературы Ново-Ямской СОШ Старицкого района Тверской области Венены Павловны Петровской. С ее творче...
Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"
В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...
Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа. Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа.
ПатриотизмОснованный на традициях...
Методическая разработка информационно- развлекательного мероприятия «Традиции села – мои традиции»
Цель сценария: приобщение детей к исторически сложившимся традициям и обычаям родного села, содействие формированию духовно-нравственной культуры школьников в условиях лагеря дневного пребывания...
Традиции нас объединяют (сходства и различия в культуре и традициях России и Великобритании)
В настоящее время, знание любого иностранного языка обязательно для каждого человека, который хочет, чтобы его считали образованным. Однако, знание языка важно не только как способ общения, но и как с...
Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов
Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...
Внеклассное мероприятие «Рождественские традиции» в рамках программы по внеурочной деятельности «Праздники и традиции англоговорящих стран»
Внеклассное мероприятие «Рождественские традиции» в рамках программы по внеурочной деятельности «Праздники и традиции англоговорящих стран»...