Выступление на МО Проблемы нравствственности в 21 веке.
материал (7 класс) на тему

Шахова Наталья Павловна

Данные проблемы находятся в тесном соприкосновении с темой гражданско-патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_problemy_nravstvstvennosti_v_21_veke.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Алексей\Desktop\ДОгМ.png

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»

    111395, Москва, ул. Молдагуловой, д. 6А          Телефон:  (499) 374-11-31, (499) 374-13-01

                  email: sk31@edu.mos.ru                                            Факс: (499) 374-11-31

Проблемы нравственности в двадцать первом веке,

 их влияние на учебно- воспитательный процесс в современной школе  

Для выступления на МО

тему изучила воспитатель Шахова Н.П.

2018 г.

Проблемы нравственности в 21 веке.

Содержание 

Введение

1.1 Деградация нравственности в современном мире и история проблемы.

1.2 Начало нравственного кризиса.

1.3 Современный мир.

1.4 Попытки очистить нравы.

2.1 Нравственность Современного общества.

       Основные принципы Современного общества

2.2.Негативные последствия нравственности Современного общества.

2.3 Баланс позитива и негатива.

2.4 О «моральном разложении»

2.5 «Заповеди» Современного общества  

.3. Пути решения нравственных проблем

НРАВСТВЕННОСТЬ - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Такое определение дается понятию нравственность в словаре Ожегова.

Нравственные ценности заключают в себе общественное мнение, выражающее сложившиеся в данной нации или государстве представления о высших ценностях бытия: добре и зле, справедливом и несправедливом, любви, счастье, чувстве долга, чести и совести - образующих личностную парадигму морального облика человека, общества в целом. Соответственно нравственные ценности представляются базовыми понятиями морали как одной из форм общественной воли, сознания.

 

1.1 Деградация нравственности в современном мир, история проблемы.

Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. В чем причина таких кардинальных перемен? И что принесет нам будущее? Кто виноват? И как найти выход?

История проблемы 

Источником нравственности для человечества веками являлись Божественные заповеди, переданные через пророков и посланников. Все пророки призывали к Единобожию, чистоте помыслов и деяний. За это их в различные времена  подвергали гонениям и мучениям.

Если заглянуть в историю, мы четко увидим, что нравственные нормы поведения, вера, честь, достоинство, верность, любовь к Родине, чувство долга и верность данному  слову всегда были превыше всего для тех, до которых дошла хоть малая часть Законов Всевышнего. Отголоски пророческих наставлений и то, что осталось от Священных писаний, за прошедшие века трансформировалось в сознании людей в моральный кодекс. И за эти ценности люди умирали.

На Руси «честное слово купеческое» было нерушимым и символизирующим порядочность и прямоту.

1.2 Начало нравственного кризиса 

Чем больше люди отдалялись от Божественных заповедей, тем сильнее приходили в упадок мораль и нравы. На вопрос, с чего же началось в XX веке резкое падение нравов, аналитики и историки отмечают, что в прошлом столетии (20 веке) огромный вклад в падение нравственных ценностей внесли мировые войны.  В кровавой бойне Первой и Второй мировых войн человеческая жизнь обесценилась. Экстремальные условия стерли моральные ограничения, и личность отдельного человека во многом обесценилась.

А для России ситуация разворачивалась по еще более драматичному сценарию: революция, Гражданская война, в результате чего к власти пришли большевики, которые решили уничтожить истинную религию,  назвав ее «опиумом для народа», и навязали взамен «новую религию» -  веру в светлое будущее. Вместо Священных писаний появились труды Ленина и Маркса.

Как известно, истинная нравственность берет начало только от истинных ценностей. А по замыслу новой власти, коммунизм должен был укрепить устои нравственности, базируясь только на вере в светлое будущее. Видимо поэтому, новая вера надолго не смогла удержать свои позиции и начала стремительно разрушаться, как и сама страна Советов.

Некоторое время в СССР еще сохранялись внешние приличия. Например, материалы для радио, телевидения и кинематографа проверялись на предмет нравственности. В СССР идеологическая пропаганда какое-то время продержалась на моральных ценностях коммунизма, но, к сожалению, все это было лишено истинной морали - религиозной.  

К 1960-м годам в мире начался  нравственный кризис в цивилизованной части общества. Это носило глобальный характер. В том же десятилетии активно развивалось движение за права женщин, провозглашалось равенство полов во всех сферах. С появлением противозачаточных средств, когда страх перед беременностью перестал сдерживать людей, «свободная любовь» без каких-либо обязательств со стороны партнеров обрела большую популярность. В то же время пресса, кино, телевидение и т.д. уже не выступали рьяно за строгие моральные устои.

С появлением видеомагнитофонов к  1970-м годам  стало возможным смотреть фильмы безнравственного содержания, которые постеснялись бы смотреть в кинотеатре на виду у всех (фильм «Зависть богов). Позже с распространением интернета у всякого обладателя компьютера появился доступ к любой информации.  

Прежние нравственные ценности и нормы морали вытеснялись духом легкомыслия и вседозволенности.

1.3 Современный мир 

Вследствие всего этого в настоящее время тревогу вызывает тенденция ослабления главных функций семьи – рождения, воспитания и социализации детей. Ухудшение демографической ситуации, рост количества детей, рожденных вне брака, количества разводов, а также существенные изменения во взглядах на брак, на роль матери и отца в духовном благополучии ребенка - все эти факторы налицо.

Помимо этого повсеместно в мире обострились политические, экономические противоречия: коррупция  проникла во все сферы жизни, прогрессирует нравственная нечистоплотность, обман: контрафактная продукция заполонила рынок, даже лекарства подделывают, не говоря о некачественных продуктах питания. Можно купить экзамены, дипломы, спортивные победы.…  В современном мире покупается и продается  все, даже честь, совесть и жизнь человека. Перед нами - беспрецедентный по своим масштабам нравственный кризис, который обостряет проблемы, связанные с воспитанием детей.

1.4 Попытки очистить нравы 

В нашей стране 15 апреля 2009 года Госдума приняла Закон, направленный на духовное и нравственное развитие детей. Законопроект устанавливает дополнительные меры содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей.

Соответствующие изменения внесены в закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". Согласно законопроекту, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для деятельности организаций культуры, учреждений и организаций по воспитанию, образованию, развитию и оздоровлению детей, их развлечению и досугу. Кроме того, законопроект предоставляет субъектам РФ возможность с учетом местных традиций и особенностей определять своими законами меры по недопущению негативного воздействия на здоровье и развитие детей.

При этом нет никакого соприкосновения с давно всем известными религиозными нравственными ценностями. Неужели кто-то способен изобрести что-то лучше того, что было получено человечеством через Откровение?

 И при этом в нашем обществе продолжает наблюдаться нарушение нравственных норм и запретов в рекламе, СМИ, массовой культуре. Особенно сильно навязчивое влияние телевидения и рекламы, включающее широкое предложение игр, наркотиков, включая алкоголь, пропагандирующее изменение ценностных установок в  отношении к родине, семье, традициям, к труду и т.п. Еще совсем недавно сама мысль о том, что нетрадиционные половые отношения могут иметь место в обществе, вызывала бурю негодования. Но сегодня  многие уже говорят: «Это частная жизнь». В ряде стран проституция узаконена, они могут официально зарегистрироваться, платить налоги и считаются лицами, занимающимися предпринимательством.

У любого человека теперь могут быть свои критерии нравственности. Что для одного неприемлемо, для другого - норма жизни. Так понятие добра и зла для многих стало относительными понятиями. Совершенно очевидно, что мы теперь живем в другом мире.

2.1. Нравственность Современного общества 

Основные принципы Современного общества 

Нравственность Современного общества основана на принципах:

1.Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей. 2.Права всех людей равны.

3.Из этих двух принципов проистекает третий: будь энергичен, добивайся успеха своими силами.

 Ведь каждый человек стремится к личному успеху, а наибольшая свобода дает максимум возможностей для этого.

Если подходить с юмором то от всей сегодняшней морали завтра останется одно-единственное правило: можно делать все что угодно, непосредственно не ущемляя чужих интересов. Здесь ключевое слово - «непосредственно». Если, например, человек расхаживает обнажённым по улице, то, с точки зрения современности, он аморален. А с точки зрения завтрашнего дня, аморален тот, кто пристает к нему с требованием «вести себя прилично». Голый человек непосредственно не покушается ни на чьи интересы, он просто идет по своим делам.  А то, что вам неприятно видеть голого человека на улице - это проблема ваших комплексов, боритесь с ними.

Нельзя непосредственно покушаться на чужие жизнь, здоровье, имущество, свободу - вот минимум требований в отдельных местах уже сегодня. Где-то это правило крайнего индивидуализма работает больше (Нидерланды, Дания, Швеция), где-то меньше. В продвинутых странах разрешены «аморальные» браки между гомосексуалистами, легализованы проституция, курение марихуаны и пр. Там человек имеет право распоряжаться собственной жизнью, как ему заблагорассудится. В этом же направлении развивается и юриспруденция. Законы  определяются тезисом: «нет пострадавших - нет преступления».

Уточним понятия мораль и нравственность. 

Мораль - это сумма установившихся в обществе  норм  поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к слову «приличия». Нравственность ближе к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни как конформизм; к такому понятию психологии, как не конфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен - можно сказать, что это нравственный человек.

Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль - общество, толпу, соседей; религиозная мораль - Бога. А нравственность - это внутренний самоконтроль. Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный.

2.2 Негативные последствия нравственности Современного общества 

Все вышеприведенные рассуждения фактически направлены на расширение индивидуального выбора людей, но не учитывают возможных отрицательных общественных последствий такого выбора. Например, если мы перестанем осуждать употребление наркотиков, то количество наркоманов может увеличиться за счет тех, кто ныне избегает наркотиков из страха наказания  или активизация независимости женщин отрицательно сказывается на рождаемости.

Есть мнение, что изменение моральных норм интерпретируется частью общества  как «разложение» и «загнивание», которое приведет к краху нашей цивилизации. Исторический опыт показывает, что крах ожидает как раз тех, кто застыл на месте и не меняется.

2.3 Баланс позитива и негатива ……………

      Как показывает исторический опыт, бороться с объективными закономерностями развития общества путём запретов бессмысленно. Как правило, негативные и позитивные результаты развития взаимосвязаны. Поэтому в тех случаях, когда такая борьба оказывается успешной, общество платит за это отставанием в развитии - причем негативные тенденции просто переносятся на будущее.

Более конструктивным представляется иной подход. Необходимо без эмоций изучить закономерности общественных изменений и понять, к каким положительным и отрицательным последствиям они приводят.

Увеличение свободы всегда приводит к тому, что некоторые люди употребляют ее себе во вред. Например, возможность приобретать спиртное ведет к появлению алкоголиков, свобода выбирать образ жизни приводит к появлению бомжей, сексуальная свобода увеличивает число заболевших соответствующими болезнями. Поэтому более свободные общества всегда обвиняются в «загнивании», «нравственном разложении» и т.п. Однако большинство людей достаточно рациональны и употребляют свободу себе во благо. В результате общество становится более эффективным, развивается быстрее.

Когда говорят о «здоровье» и «нездоровье» общества, то забывают о том, что состояние общества не может быть описано в терминах здоров/нездоров - третьего не дано. Несвободные общества  гораздо менее здоровы в смысле отсутствия людей, нацеленных на развитие. Поэтому чрезмерно зарегулированные общества (в т.ч. зарегулированные слишком жесткими моральными нормами) неизбежно проигрывают. Да и запреты, как правило, не слишком эффективны - сухой закон, к примеру, не столько борется с алкоголизмом, сколько порождает мафию. Возможно, лучший выбор - максимум свободы при жестком подавлении агрессии  маргиналов.

Здесь следует упомянуть об одном распространенном мифе. Древний Рим рухнул не в результате «нравственного разложения», а потому что перестал развиваться.  С этого момента его гибель стала лишь вопросом времени. Но это вопрос дискуссионный.

Но общество ждет гибель и в том случае, если свобода перешагнет определенные рамки и у одних людей появится безнаказанная свобода, причиняющая вред другим. Фактически это означает, что свобода одних урезается за счет увеличения прав других. Именно поэтому мораль Современного общества заключается в полной свободе, за исключением права на причинение непосредственного ущерба другому человеку. Более того, Современное общество должно быть нетерпимым к любым попыткам причинять такой ущерб, т.е. ограничивать свободу кого-либо.

Здесь можно возразить, что «вседозволенность допустить нельзя!». И этот абсолютно верно. Вседозволенность - это дозволение одному человеку причинять вред другому. Например, безопасный добрачный секс не является вседозволенностью, т.к. каждый из участников не видит в этом какого-либо ущерба для себя. А вот «высокоморальный» Иран - это государство вседозволенности: в уголовном кодексе этой страны, основанном на нормах шариата, предусмотрена казнь женщин через забрасывание камнями за некоторые «сексуальные преступления». Причем специально оговаривается, что камни не должны быть слишком большими, чтобы жертва не умерла сразу.

Мораль Современного общества (в отличие от религиозной морали) - это мораль, основанная на разуме. Она эффективнее морали на основе эмоций: эмоции работают автоматически, тогда как разум позволяет действовать более тонко в зависимости от ситуации (при условии, разумеется, что разум наличествует).

 2.4 О моральном разложении 

Человек переходного периода (переход от индустриального общества - к постиндустриальному, современному) неосознанно испытывает чувство вины из-за продолжающегося действия традиционных моральных установок. Религиозные деятели все еще обладают высоким моральным авторитетом, и  осуждают нравы Современного общества. Отсюда и разговоры о якобы имеющемся «разложении», хотя в действительности безнравственности в чём-то стало гораздо меньше.

Религиозные деятели порой не хотят замечать, что нравственность современных людей движется  в сторону осуждения насилия и агрессии в любой форме (к примеру, в сторону осуждения агрессии  в вопросах различного вероисповедания, национальных и прочих особенностей.) В высших политических кругах признано, что различные народы или государства  имеют право на многополярное развитие в разных областях.  

Как показывают социологические исследования, невысокая степень религиозности не ведёт обязательно к повышению, например, преступности среди хорошо образованных людей. Т.е. отход от традиционных истоков нравственности вовсе не приводит к падению нравственности вообще. Но для  малообразованного человека религиозные рассуждения часто являются сдерживающим фактором и больше способствуют морально-нравственному поведению.

Господствующая в переходном обществе мораль некомфортна для человека, потому что она противоречива. Она пытается совместить несовместимое:  право человека на выбор и традиционные религиозные устои, которые такое право отрицали (все по воле Бога). Поэтому, возможно, нужна непротиворечивая мораль.

2.5 «Заповеди» Современного общества 

Нравственные ценности Современного общества заметно отличаются от традиционных. От части библейских заповедей оно отошло, например, «не прелюбодействуй». У Современного общества есть другие важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):

«не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;

«само развивайся, учись, становись умнее - тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;

«добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке - тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;

«не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого человека; признавай частную собственность».

Основной акцент делается на саморазвитие, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, - к «непотребительскому» отношению к другим людям, т.к. главный ресурс, свои способности,  за счет других увеличить невозможно).

Разумеется, сохраняются и  классические нравственные императивы: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». Причем в значительной степени усиливается заповедь - «не лги» - что радикально повышает уровень доверия в обществе. Ведь человеку, уверенному в собственных силах и профессионализме, ложь  не выгодна - она может подорвать его репутацию профессионала. Более того,  в хорошо налаженном деле уже не нужно многое скрывать.

……..Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества - это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно прощение любого греха в случае глубокого раскаяния. С точки зрения современной нравственности, традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций» (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п. ……

Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство в правах и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого человека, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.

Необходимо отметить, что все вышеперечисленное - не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям.

Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована,  достаточно было просто жить по заведенному веками порядку.  

Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не даёт рецептов, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и частично этого мира. Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства и  процветанию уже «в этой жизни».

 Современная нравственность жестко предъявляет требование к человеку не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Она требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит».

В результате людям нечего делить - никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов (неважно - ради великих целей или собственных прихотей, что часто в реальности одно и то же). Ведь невозможно развить себя за счет других - это можно сделать лишь в результате собственных усилий. Поэтому отпадает потребность приносить ущерб другим в любой форме.

.3 Пути решения нравственных проблем 

Решение всех этих нравственных проблем непосредственно касается морально-нравственного воспитания детей в общеобразовательной школе.

Модернизация общего среднего образования в России, направленная на совершенствование учебного процесса в школе и всей системы учебно-воспитательной работы в ней и на формирование личности школьника, не может происходить без усвоения основ нравственности, которые К.Д.Ушинский считал золотой оправой общего среднего образования.

Полноценное формирование личности человека как гражданина немыслимо без закладки основ нравственности, которые должна обязательно давать общеобразовательная школа. Нравственное образование рассматривается как вечная ценность человечества, как обязательный системно образующий незаменимый компонент общего образования.

Изменившиеся условия жизни общества требуют, разумеется, и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания и, конечно же, разработки его нового содержания в самой школе.

В основе нравственного формирования человека как личности лежит именно непрерывное и систематическое сообщение, приобретение и накопление им нравственных знаний, которые способствуют освоению и осмыслению норм морали, системы нравственных ценностей, оценок действий, поступков и поведения людей по нравственному критерию добра и зла.

Список литературы 

1.Антонян Ю.М. Общие проблемы нравственности//Сб. материалов международной научно-практической конференции 9-16 мая 2009 г./ РИПО ИГУМО и ИТ. - М.: 2009;

.Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. В кн. Религиоведение. Хрестоматия. -М.: 2000.

.Гаджиев М.П. Ислам о пороках современного общества.- Махачкала.: 2007;

.Кант И. Религия в пределах только разума. -СПб.: 1998;

.Лосев. А. Плутарх. Очерк жизни и творчества. - М.: 1999;

.Орлов Б.В., Эйнгорн Н.К. Духовные ценности: проблема отчуждения. -Свердловск: 1993.;

.Уэллс. Г. Очерки истории цивилизации - М.: 2004;

.Фролова И. Т. Философский словарь - 6-е изд. - М.: 1991;

.Федотова П.Я. Фактор воздействия общества на мораль государственных служащих /Вестник Российской академии государственной службы - 2009 - №2;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в системе образования»

В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы об...

Программа курсов повышения квалификации "Актуальные проблемы истории ХХ века"

Данная программа была реализована в 2016-2017 учебном году в рамках повышения квалификации учителей истории на базе ИМЦ Адмиралтейского района Санкт-ПетербургаОбъем программы - 36 часовПрограмма состо...

Выступление по теме "Проблема безграмотности в современном мире"

В данном выступлении уделяется внимание  проблеме безграмотности, с которой мы встречаемся не только в школе, но и в дальнейшей жизни...

Выступление на ШМО "Эколог - профессия 21 века"

Одной из стратегических задач экологического образования является формирование экологического сознания человека, осознания им личной причастности к решению экологических проблем. Действенным средством...

Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века

Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века.  Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...

Выступление на педсовете. Проблемы и перспективы реализации задач по профилактике употребления ПАВ и формированию навыков ЗОЖ в школе.

Проблемы и перспективы реализации задач по профилактике употребления ПАВ и формированию навыков ЗОЖ в школе....