Программа курсов повышения квалификации "Актуальные проблемы истории ХХ века"
материал по истории
Данная программа была реализована в 2016-2017 учебном году в рамках повышения квалификации учителей истории на базе ИМЦ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Объем программы - 36 часов
Программа состоит из двух модулей "История Русской Православной церкви в ХХ веке" и "Актуальные проблемы истории Великой Отечественной войны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zherbina_imts_36_chasov_versiya_itog.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Информационно-методический Центр»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного педагогического профессионального образования
Центр повышения квалификации специалистов
«Принята» Протокол Научно-методического Совета ИМЦ От______________№__________ | «Утверждаю» Директор ИМЦ О.М. Гребенникова _____________ |
Программа
«Актуальные вопросы отечественной истории XX века
в контексте введения ФГОС и ИКС»
Разработчик программы:
Жербин Александр Джабраилович
учитель истории
ГБОУ школа №263
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
Актуальность:
Актуальность программы объясняется необходимостью оказания методической поддержки педагогам и повышения квалификации учителей истории в условиях введения ФГОС и внедрения ИКС.
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности и развития компетентностей. Наряду с общей исторической компетентностью становятся важными такие качества ребенка, как способность к саморазвитию, формирование целенаправленной познавательной деятельности и мотивации, способность к личностно-ценностному осмыслению материала курса. В связи с этим для современного урока истории становятся актуальными следующие критерии: практическая ориентированность, достижение результатов на предметном и метапредметном уровне, направленность на формирование различных способов деятельности и личностная значимость для каждого учащегося, воспитательная значимость.
При этом историко-культурный стандарт по отечественной истории предполагает глубокую интеграцию вопросов, с одной стороны, политической, экономической, социальной истории, а с другой - истории культуры и духовной жизни на основе принципа историзма.
В связи с этим определены два основных раздела программы – «Актуальные проблемы истории Великой Отечественной войны» и «История русской православной церкви в ХХ веке».
Данный раздел призван обеспечить возможность более глубокого и многогранного, чем в существующих учебниках, учебных пособиях и программах, изучения учащимися вопросов истории Великой Отечественной войны. Это является актуальной задачей как для развития фундаментального исторического образования в современной российской школе, так и личностно-ориентированного патриотического воспитания, что во многом отражает требования ФГОС и ИКС.
Хотя тема Великой Отечественной войны является одной из самых исследованных в отечественной историографии, значительная часть открытий и достижений исторической науки начала ХХ1 века пока еще не нашла отражения в преподавании и учебной литературе. Соответственно, по многим вопросам наши учащиеся остаются во власти штампов массового сознания и интернета.
Второй раздел программы ориентирован на создание предпосылок для более глубокого изучения учащимися проблем духовной жизни нашего Отечества в сложнейшем и драматическом ХХ веке. Это, безусловно, одна из важных задач гуманизации исторического образования в современной российской школе, также отражая требования ФГОС и ИКС.
Вопросы истории духовной жизни являются наименее исследованными и, соответственно, наименее освещенными в школьном курсе истории Отечества ХХ века. В некоторых учебных пособиях и программах они включены в разделы, посвященные культуре и духовной жизни общества в целом, в некоторых практически проигнорированы. При этом, если сюжеты, связанные с гонениями на Церковь в 1920-30-е годы и ролью Церкви в годы Великой Отечественной войны, включаются в некоторые учебники, начиная с 1990-х годов, то другим сюжетам внимания вообще не уделяется. Такое положение представляется тем более удивительным, что, например, религиозным воззрениям древних египтян, греков и римлян, возникновению ислама и истории католической церкви в Средние века посвящены отдельные уроки в соответствующих разделах программы.
Между тем, Русская Православная церковь являлась крупнейшей (причем не только религиозной) организацией в нашей стране на протяжении всего ХХ века, объединяя до революции (по официальным данным) до 75% населения империи, а в настоящее время – от 47% до 70% (в зависимости от методики исследования и постановки вопросов) населения Российской Федерации. Из истории всех организаций, существовавших в империи, Советской России и России современной, именно история Русской Православной церкви может считаться одной из наиболее драматических, а для значительной части ХХ века – и трагических.
Кроме того, как вопросы истории Великой Отечественной войны, так и проблемы религиозно-церковной истории по-прежнему нередко преподаются весьма идеологизированно. Поэтому отказ от идеологических клише и замалчивания в пользу обращения к объективной, академически беспристрастной, истории Отечества в ХХ веке, представляется наиболее актуальным и разумным подходом в общеобразовательных школах современной России.
Цель:
Оказание содействия учителям истории основной общеобразовательной школы в выстраивании перспектив педагогической деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания образования и воспитания обучающихся, современных требований к образовательным результатам в условиях реализации системно-деятельностного подхода в обучении, актуализации задач нравственного и патриотического воспитания учащихся.
Задачи:
- Сформировать мотивационную готовность учителя основной образовательной школы к внедрению в образовательно-воспитательный процесс новых подходов к преподаванию отдельных сюжетов истории Отечества ХХ века с учетом требований ФГОС и ИКС;
- Сформировать представление об основных подходах современной исторической науки к изучению актуальных вопросов истории Великой Отечественной войны и истории Русской Православной церкви в ХХ веке;
- Подготовить учителей к осуществлению выбора технологий, методов и приемов педагогической деятельности, направленных на более полное использование указанных сюжетов в преподавании истории Отечества. При этом конечной целью должно оставаться формирование у учащихся новых образовательных компетенций, в первую очередь – личностных и метапредметных;
- Организовать методическую поддержку учителей в их профессиональной самореализации и самовыражении в условиях модернизации отечественной системы образования.
Планируемые результаты:
- Повышение уровня исторической и методической компетентностей учителя;
- Апробирование новых подходов к отбору фактического материала по истории Отечества ХХ века и методически целесообразных способов его использования;
- Внедрение в практику работы учителей современных достижений исторической науки, методических приемов и технологий, адекватных современным научным концепциям и требованиям подготовки учащихся средней школы;
- Актуализация в практике работы учителей нравственно-воспитательного потенциала отечественной истории в контексте особенностей современного этапа развития российского общества.
Целевая аудитория:
Основной целевой аудиторией настоящего курса являются учителя истории, в первую очередь - преподающие в 9 и 11 классах (курс истории отечества в 20 веке). Для них курс предлагается в рамках повышения квалификации. Кроме того, содержание курса может быть актуально для учителей обществознания, организаторов воспитательной работы в школах, преподавателей гуманитарных дисциплин, студентов педагогических учебных заведений, всех интересующихся отечественной историей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и дисциплин | Всего | В том числе | Форма | |
пп | часов | Лекции | Практич. занятия | контроля | |
Раздел 1. «Актуальные проблемы истории Великой Отечественной войны» | 18 | ||||
Введение | 1 | 1 | - | ||
1 | Внутренняя и внешняя политика, военное строительство в СССР в 1920-1930 в контексте подготовки к войне. | 5 | 3 | 2 | |
2 | Современные подходы к изучению истории военных действий в ходе Второй мировой и Великой Отечественной войны. | 3 | 2 | 1 | |
3 | Великая Отечественная война как особый этап внутренней и внешней политики, экономики СССР и развития советского общества | 7 | 5 | 2 | |
4 | Итоговый контроль | 2 | - | 2 | представление методической разработки учебного занятия |
Раздел 2. «Актуальные проблемы истории Русской православной церкви в ХХ веке» | 18 | ||||
Введение | 2 | 1 | 1 | ||
1 | Церковь и религиозная жизнь в Российской империи к концу синодального периода. | 4 | 3 | 1 | |
2 | История Русской православной церкви в советский период | 5 | 3 | 2 | |
3 | Церковь, государство и общество в Российской Федерации | 3 | 2 | 1 | |
4 | Русское церковное зарубежье ХХ века | 2 | 1 | 1 | |
Итоговый контроль | 2 | - | 2 | представление методической разработки учебного занятия | |
Итого: | 36 |
Учебная программа
Раздел 1.
«Актуальные проблемы истории Великой Отечественной войны»
Введение(1 час)
- Особенности источниковой базы и историографии Великой Отечественной войны. Советская, современная российская и зарубежная историография. Проблема «белых пятен» и пересмотра истории войны. Отечественная и немецкая военная мемуаристика. Феномен «Ледокола» и «Дня «М».
Тема 1. Внутренняя и внешняя политика, военное строительство в СССР в 1920-1930 в контексте подготовки к войне. (5 часов)
- «Красная армия всех сильней». РККА в 1930х годах. Организация и вооружение. РККА в 1920ые-сер.1930х гг. Организационые мероприятия 1938-1941. Рост численности. Всеобщая воинская повинность. Изменение принципов развертывания. Изменения в управлении. Судьба советской кавалерии. Создание современных танковых войск и красной авиации. Стрелковое оружие и артиллерия РККА. Советская военная промышленность, ее проблемы и достижения в 1930-ые годы.
- «Кадры решают все». Полководцы, командиры и бойцы Красной армии в 1930ые- нач. 1940х гг. Система военного образования и ее развитие в 1930ые годы. Реформа системы званий. Особенности кадрового состава РККА. Репрессии и их значение для армии. Историография репрессий в армии и современные представления о проблеме. Проблема «военного заговора» в РККА.
- «Сталинский реалполитик». «Политика умиротворения» Гитлера, Мюнхенское соглашение и крах идеи коллективной безопасности в Европе. Пакт о ненападении и расширение границ СССР 1939-1940. Присоединение Западной Украины, Прибалтики и Молдавии. Международное положение СССР в 1939 и 1941.
- «На той войне незнаменитой…». «Зимняя война» СССР и Финляндии: исторические реалии и пропагандистские штампы. Отношения СССР и Финляндии в 1920-1930ые годы. Переговоры осени 1939 и их результаты. Планы СССР. Боевые действия в 11.1939-03.1940. Потери сторон и причины относительных неудач СССР.
- «Но разведка доложила точно?». Разведывательное и аналитическое обеспечение подготовки СССР к войне. Достижения и просчеты советской разведки. Позиция Сталина по вопросу о вероятности, сроках и условиях начала войны. О «… матери» и «лагерной пыли». Проблема «внезапного нападения», планов и готовности СССР к войне. Красная армия летом 1941 года. Упреждение в развертывании: сущность и последствия для СССР. Дезинформационные усилия Германии и их результаты. Стратегическое и оперативное планирование СССР в 1941. «Армия прикрытия» и «Операция прикрытия» в советской военной доктрине. О «войне малой кровью на чужой территории» в советской пропаганде 1930х гг.
Тема 2. Современные подходы к изучению истории военных действий в ходе Второй мировой и Великой Отечественной войны. (3 часа)
- «Никто не забыт и ничто не забыто?». Малоизвестные сражения Великой Отечественной и новый взгляд на самые знаменитые. Проблема наступления и обороны в стратегии, оперативном искусстве и тактике Второй Мировой. Катастрофа Приграничного сражения. Приграничное сражение как целостное историческое явление. Разгром войск Западного фронта и судьба генерала Павлова. Оборонительные бои Юго-западного фронта. «Киевский котел». Результаты оборонительных боев лета 1941 года.
- В боях 1942-1943 года. Сталинград и Курская дуга. Советские планы на 1942 год. Удар «Блау». Приказ №228. «Марс», «Уран» и «Сатурн» в советских военных планах и историографии. Реальные и кажущиеся успехи Курской битвы. Битва за Днепр. Миф о «маршалах-людоедах» и реалии войны. «10 сталинских ударов»: 1944 год. Разгром союзников Германии. Особенности наступательных операций Советской армии в 1944 году.
- «В логове фашистского зверя». Особенности операций 1945 года. Висло-Одерская операция и срыв немецкого наступления в Арденнах. Бои за Будапешт и у озера Балатон. Борьба за Восточную Пруссию и Кенигсберг. Драма «Гойи» и «Вильгельма Густлова» в контексте боевых действий. Берлинская операция. Агония и гибель Рейха. Разоружение Фленсбургской группировки.
Тема 3. Великая Отечественная война как особый этап внутренней и внешней политики, экономики СССР и развития советского общества (7 часов)
- «Новый порядок» в действии». Оккупационный режим нацистов и планы в отношении «жизненного пространства» на Востоке. «Зеленая папка Геринга» и планы нацистов. Управление оккупированными территориями. Экономическая эксплуатация. Террор. Особенности «решения еврейского вопроса» на советской территории.
- «По ту сторону линии фронта». Партизанское движение в довоенных планах и военных реалиях. Нормативно-правовая база партизанской войны. Подготовка партизанской борьбы в 1920-1930х гг. Пересмотр военной доктрины в 1937-1941. Развертывание партизанского движения и роль в нем НКВД в реальности и историографии. Достижения и неудачи партизанской борьбы. Партизаны, НКВД и армия.
- «Айн, цвай, полицай…». Коллаборационизм в Великой Отечественной и Второй Мировой войне. Коллаборационизм в Европе. Добровольцы Вермахта и СС. «Пособники» на советской территории. Особенности положения советских граждан на оккупированной территории и советских военнопленных. РОА и национальные части.
- «Против кого дружите?» Проблема отношений с союзниками и лэнд-лиза. Дипломатическая борьба за формальное и реальное складывание антигитлеровской коалиции. Ключевые межсоюзнические конференции. Проблема «ленд-лиза» и Второго фронта. Полярные конвои. Иранская проблема и ее решение.
- «В тени Победы». Проблема ГУЛАГа и террора в СССР в 1941-1945, репатриации и послевоенных репрессий. Поддержание дисциплины в армии. Заградотряды. Приказ №228 и «штрафники». Дисциплинарные меры в немецкой армии. Репатриация 1944-1946. Трагедия Лиенца. Отношение к бывшим военнопленным в СССР в ходе и по окончании войны.
- «Броня крепка и танки наши быстры…». Военно-техническое соревнование СССР и Третьего Рейха в области бронетанковый техники. «Сталинские соколы» против «зеленых сердец». Борьба в воздухе между советской авиацией и Люфтваффе. Советские и германские асы. Военно-техническое противостояние в воздухе 1941-1945.
- «Цена Победы». Потери СССР в годы Великой Отечественной войны. Историография вопроса, основы статистических методов и современные результаты подсчетов. Потери Армии и гражданского населения.
Итоговое занятие. Защита итоговых работ (2 часа)
Контроль освоения материала
Промежуточный контроль осуществляется в форме устных опросов (с одновременной отработкой приемов и методов опросов учащихся в классе)
Итоговый контроль после завершения раздела осуществляются в форме итогового зачета, состоящего из представления и защиты развернутого плана (технологической карты) урока (фрагмента урока) после окончания курса в соответствии с основными принципами и требованиями ФГОС и ИКС .
Предлагаемые темы уроков (на выбор):
«СССР накануне Великой отечественной войны: военная, идеологическая, внутриполитическая и экономическая подготовка»
«Внешняя политика СССР 1939-1941 годы »
«Новый взгляд на известные сражения»
«По обе стороны линии фронта»
«Цена Победы»
Темы уроков могут быть скорректированы учителем в зависимости от учебной необходимости.
Раздел 2.
«Актуальные проблемы истории
Русской православной церкви в ХХ веке»
Введение(2 часа)
- Значение истории церкви для отечественной истории 20 века. Основные представления о сущности Церкви. Источники и историография по истории Церкви и государственно-церковных отношений в 20 веке.
- Основные термины и понятия.
Тема 1. Церковь и религиозная жизнь в Российской империи к концу синодального периода. (4 часа)
- Церковь в XVIII веке. Церковные преобразования Петра Первого и их последствия. Стефан (Яворский) и Феофан (Прокопович). Религиозная политика Екатерины Второй. «Дело» митрополита Арсения (Мациевича).
- Церковь в Х1Х веке. Деятельность митр. Филарета (Дроздова). Возрождение русского монашества (св. Серафим Саровский, Оптина пустынь). Церковь в пореформенный период(1860ые-1870ые годы). «Эпоха Победоносцева» (1880-1905 годы)
- Церковь в начале 20 века. Общее состояние и основные черты развития. Саровские торжества 1903 года. Николай Второй и Церковь.
Церковь в период революционных потрясений 1905-1907 годов. Митрополит Антоний (Вадковский). Борьба за созыв Собора и восстановление патриаршества.
- Церковь в 1917-1918 годах. Церковь в период Февральской революции и Временного правительства. Поместный собор 1917-1918 годов. Патриарх Тихон (Беллавин). Октябрьский переворот и начало гонений на церковь. Судьба царской семьи.
Тема 2. История Русской православной церкви в советский период (5 часов)
- Церковь в 1918-1927 годах. Антицерковные кампании 1918-1922 годов. Проблема Высшего церковного управления, обновленческого раскола, государственно-церковных отношений. «Декларация» митр. Сергия (Страгородского). Атеистические организации в СССР.
- Церковь в 1927-1941 годах. Апофеоз гонений. Новомученики и исповедники российские и их почитание в Церкви. Церковь в конце 1930х годов и накануне Великой Отечественной войны.
- Позиция Московской патриархии и русского церковного зарубежья в отношении войны. Церковь в рейхе и на оккупированной территории. Особенности религиозной ситуации на Украине. Псковская духовная миссия и деятельность митр. Сергия (Воскресенского). Отношения Церкви и советской власти. Епископ Лука (Войно-Ясенецкий). Изменение церковной политики государства (1942-1943). Соборы 1943 и 1945 годов. Новый порядок организации государственно-церковных отношений.
- Церковь в середине 1940х-сер. 1950х. Религиозная политика государства. Международное положение РПЦ. Митрополит Николай (Ярушевич).
- Гонения на религию в СССР конца 1950х-1960х годов. Церковь в период «застоя» (1970ые-1988). Изменения в хозяйственной деятельности Церкви и начало подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Деятельность митр. Никодима (Ротова).
Тема 3. Церковь, государство и общество в Российской Федерации (3 часа)
- Перелом в положении Церкви: 1988-1993. Начало церковного возрождения, особенности религиозного положения на Украине. Новый этап в канонизации святых. Церковь в политическом кризисе 1993 года. Патр. Алексей Второй (Редигер).
- Церковь в 1990ые-2000ые годы. Собор 2000 года. «Основы социальной концепции Русской Православной церкви» и «Декларации о правах и достоинстве человека». Социальное служение Церкви.
- Государство и церковь в РФ.
Тема 4. Русское церковное зарубежье ХХ века. (2 часа)
- Формирование русского церковного зарубежья. Русская православная церковь заграницей и митр. Антоний (Храповицкий). Зарубежье константинопольской юрисдикции и приходы Московской патриархии. Американская православная церковь. Воссоединение РПЦ и РПЦЗ (2007).
- Итоговое занятие. Защита итоговых работ (2 часа)
Контроль освоения материала
Промежуточный контроль осуществляется в форме устных опросов (с одновременной отработкой приемов и методов опросов учащихся в классе)
Итоговый контроль после завершения раздела осуществляются в форме итогового зачета, состоящего из представления и защиты развернутого плана (технологической карты) урока (фрагмента урока) после окончания курса в соответствии с основными принципами и требованиями ФГОС и ИКС .
Предлагаемые темы уроков (на выбор):
«Русская православная церковь в империи начала ХХ века»
«Церковь и большевистское государство 1917-1938 годах»
«Церковь в годы Великой Отечественной войны»
«Церковь и религия в СССР в годы «оттепели» и «застоя»
«Церковно-религиозное возрождение конца 1980х-начала 1990х»
Темы уроков могут быть также скорректированы учителем в зависимости от учебной необходимости.
Методические рекомендации
Занятия предполагают не только освоение информационного содержания курса, но и овладение методологией и методикой работы по проектированию образовательного и воспитательного пространства в условиях внедрения ФГОС и ИКС. Поэтому большое внимание уделяется организации самостоятельной работы слушателей.
В организации учебного процесса предусмотрены лекционные и практические формы занятий (в том числе онлайн формы работы), при некотором преобладании лекционных занятий. Занятия отличает практико-ориентированный характер.
Основная литература к программе
- Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 томах/под ред. Золотарева В. и др. М.: «Воениздат», 2011-2015
- Исаев А.В. Антисуворов. Большая ложь маленького человечка. М.: «Яуза», 2004.
- ИсаевА.В. Антисуворов: Десять мифов Второй Мировой. М.: «Яуза», 2004.
- Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1 и 2. М.: «Терра», 1993.
- Кульков Е.Н., Мягков М.Ю., Ржешевский О.А. Война 1941-1945: Факты и документы. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2004.
- МельтюховМ.И. Упущенный шанс Сталина: Схватка за Европу: 1939-1941.М.: «Вече», 2008.
- Митрофанов Георгий., протоиерей. История Русской Православной Церкви (1900–1927). СПб.: Сатис, 2002.
- Россия и СССР в войнах ХХ века. Книга потерь/ под ред. Г.Кривошеева. М.: «Вече», 2010.
- Фирсов С.Л. Церковь в Империи: очерки из церковной истории эпохи императора Николая II.СПб.: Сатис, 2007
- Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700-2005). М.: издательство Сретенского монастыря, 2010.
- Шкаровский М.В. Русская Православная церковь в ХХ веке. М.: «Вече», 2010.
- Шкаровский М.В. Русская Православная церковь при Сталине и Хрущеве. М.: издательство Крутицкого подворья, 2005.
Дополнительная литература к программе
- Барышников Н.И., Барышников В.Н., Федоров В.Г. Финляндия во Второй Мировой войне. Л., 1989.
- Василий (Кривошеин), архиепископ. Две встречи: Митрополит Николай 9Ярушевич) , Митрополит Никодим (Ротов). СПб.: «Сатисъ» «Держава», 2003.
- Василий (Кривошеин), архиепископ. Поместный собор Русской Православной Церкви 1971: Избрание патриарха Пимена. СПб.: «Сатисъ» «Держава», 2004.
- Верт А. Россия в войне. 1941-1945. М., 1967.
- Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. М., 1990.
- Документы по истории Мюнхенского сговора, 1937-1939. М., 1979.
- Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: В 3 т. М., 1992.
- Конев И.С. Записки командующего фронтом. М., 1991.
- Кузнецов Н.Г. Курсом к победе. М.: Воениздат, 1975.
- Кузнецов Н.Г. Накануне. М.: Воениздат, 1969.
- Манштейн Э. Утерянные победы. М.: АСТ, 2014.
- Нюрнбергский процесс: Сборник материалов: В 8 томах. М., 1987-1999.
- Поспеловский Дмитрий. Православная церковь в истории Руси, России и СССР: Учебное пособие. М.: ББИ св. Апостола Андрея, 1996.
- Пыхалов И. Великая Оболганная война. М.: Яуза, Эксмо, 2006.
- Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2009.
- Смирнов Е.И. История христианской церкви. Изд. 2. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007.
- Солонин М.С. 22 июня. Анатомия катастрофы. М.: Эксмо, Яуза, 2010
- Тальберг Н. История христианской церкви. М.: Изд-во ПС-ТБИ, 2000.
- Типельскирх К. История Второй Мировой войны. М., Полигон, 2003.
- Фирсов С.Л. Апостасия: «Атеист Александр Осипов» и эпоха гонений на Русскую Православную Церковь. СПб.: «Сатисъ» «Держава», 2004.
- Фирсов С.Л. Время в судьбе: Святейший патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский): О генезисе «сергианства» в русской церковной традиции ХХ века. . СПб.: «Сатисъ» «Держава», 2005.
- Шкаровский М.В. Крест и свастика: Нацистская Германия и Православная Церковь. М.: «Вече», 2007
- Шкаровский Михаил. Церковь зовет к защите Родины: Религиозная жизнь Ленинграда и Северо-запада в годы Великой Отечественной войны. СПб.: «Сатисъ» «Держава», 2005.
Отдельные рекомендуемые интернет-ресурсы
- Военно-исторический форум. https://vif2ne.org/
- Военно-энциклопедический словарь. Электронная версия. http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/list.htm
- Военно-исторический журнал. http://sc.mil.ru/social/media/magazine/more.htm?id=8752@morfOrgInfo
- Память народа. https://pamyat-naroda.ru/
- https://www.livelib.ru/author/30947-aleksej-isaev
- https://www.e-reading.club/bookbyauthor.php?author=6122
- http://www.pravmir.ru/
- http://www.pravoslavie.ru/
- http://foma.ru/cat/istoriya-2
- Древо. Открытая православная энциклопедия. https://drevo-info.ru/
- Герои страны. http://www.warheroes.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа По программе курсов повышения квалификации «Проектирование образовательного процесса по английскому языку в контексте ФГОС» Урок по теме «I am from..»
Замечательный конспект с технологической картой...
Выступление на курсах повышения квалификации учителей истории по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"
Представляю презентацию к выступлению по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"...
Авторская программа курса по выбору "Немецкая литература 20 века"
Курс по выбору "Немецкая литература 20 века" (Учебный курс предпрофильного обучения для учащихся 9-х классов, 17 часов)...
ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Современные технологии музыкального образования»
Категория слушателей: учителя музыки общеобразовательных школ; музыкальные руководители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений;педагоги системы дополнительного музыкального образования...
Рабочая программа курса повышения квалификации по противодействию коррупции в ОУ
Рабочая программа курса повышения квалификации по противодействию коррупции в ОУ...
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях р
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению...