Выступление на МО Гражданско-патриотическое воспитание подростков.
материал (6, 7 класс) на тему
Тема гражданско-патриотического воспитания стала одной из основных в процессе моей воспитательной работы с обучающимися средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie_podrostkov.docx | 34.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотизм – это, прежде всего любовь, к Родине, к своему Отечеству. Чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Как можно не любить свою Родину, свою землю, людей, живущих и работающих на ней?
Исторические факты свидетельствуют о том, что в разные эпохи наша страна выходила победителем на волне всенародного патриотического подъема. Величие России определялось не только ее территорией, количеством населения, мощью экономики и науки, оснащенностью армии и флота, но и духовным потенциалом.
Академик Д.С.Лихачев писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему родному городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
. Чувство патриотизма – это чувство причастности ко всему в культуре и в цивилизации своей страны, радость за то, что несет возможность жить и развиваться любому человеку своей страны и не мешать жить людям иных стран, и сожаление, боль, стремление преодолеть то, что так или иначе мешало и мешает своим и чужим (С.Д.Поляков). Формирование именно такого, основанного на великодушии, чувства любви к Родине – вот главная задача патриотического воспитания сегодня.
Воспитывать патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к своему Отечеству.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. В этой возрастной группе начинается важная и нелегкая работа по закреплению и развитию, а порой и по коррекции сформированных в дошкольном возрасте чувств к Родине.
Мероприятия, проводимые мною с обучающимися средней школы, постепенно, в той или иной степени формируют в них основы гражданско-патриотической позиции. Девизом данной работы можно выбрать фразу - «Моя Родина – Россия». Деятельность строится на определённых формах и методах педагогических воздействий, направленных на формирование патриотического самосознания обучающихся среднего школьного возраста (6 – 10 классы).
Формы работы:
беседы, экскурсии, встречи, классные часы, уроки мужества, викторины, конкурсы, праздники, игры, поручения.
Методы работы:
Методы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, спор, дискуссия;
Цели и задачи
Цель: формирование патриотического сознания, любви к Родине, к родному краю, привитие ценностного отношения к истории страны.
Задачи:
1. Более содержательное знакомство с историей своей семьи, с интересными и знаменитыми представителями своей фамилии.
2. Углубление знаний обучающихся о своей малой Родине, о народах и национальностях родного края, об их обычаях и традициях, культуре.
3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России, ознакомление со знаменитыми людьми, героями страны и малой Родины.
4. Воспитание гражданского самосознания, политической культуры, чувства гордости за свою страну.
5. Формирование у обучающихся их личной ответственности за будущее страны.
6. Поддержка общественно-значимых инициатив обучающихся, воспитанников.
Стержневые понятия: СЕМЬЯ – ШКОЛА - РОДИНА – ПАМЯТЬ
Идея: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для неё?»
На мой взгляд, одной из наиболее действенных форм гражданско-патриотического воспитания, учитывая специфику наших детей, является экскурсионная работа. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематика, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и прочее). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:
Рис 1.2. Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии
В ходе экскурсионного процесса учащиеся могут увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице.
№ п/п | Цели | Задачи | Формы проведения |
1 | Отдых | Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов | Прогулка |
2 | Учебная | Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) | Урок вне классного помещения |
3 | Научная | Выявление экспонатов для краеведческого музея | Экспедиция |
4 | Общеобразовательная | Расширение общего культурного кругозора | Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии |
5 | Культурно-просветительная | Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям | Обзорная многоплановая экскурсия |
6 | Культурно-воспитательная | Усвоение знаний в сочетании с воспитанием | Тематическая экскурсия |
.
Важное место в экскурсионной работе занимает педагогика - наука о закономерностях воспитания, образования и обучения подрастающего поколения. Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, т. е. она является частью процесса образования. Общение с экскурсоводом, его рекомендации, замечания оказывают также воспитательное воздействие на учащихся. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на их сознание. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.
В соответствии с вышесказанным, практически любую экскурсию можно рассматривать как активную форму гражданско-патриотического воспитания обучающихся. С пятиклассниками, начинаешь с прогулок по ближайшим окрестностям нашего района. К настоящему времени мы посетили немалое количество музеев Москвы, были на загородных экскурсиях. Конечно, это только положительно повлияло на формирование морально-нравственного облика обучающихся, хотя говорить о сложившейся позиции патриота и гражданина рано. Тем более, что в нашем сложном обществе с его огромным количеством проблем, которые агрессивно освещаются СМИ, непросто воспитывать гуманную, нравственную, гражданскую позицию у детей.
Одной из последних экскурсий была поездка в Бородино на целый день. Я сама была там впервые. Естественно, что я многое знала об этих событиях, была в музеях, связанных с этой темой, кроме того, готовила путевую экскурсию по ходу движения до Можайска и Бородинского поля. Но самые сильные впечатления, эмоции, самую объёмную информацию я получила, когда побывала в этих местах. Это и есть подтверждение того, что через такие живые активные формы работы, эффективнее проходит процесс формирования личности подростка, его гражданско-патриотической позиции. При просмотре фото материалов об этой поездке обращаешь внимание на лица детей. На них отражаются интерес, внимание, эмоции, сопереживание к событиям, о которых они многое узнали из этой поездки.
Выступление на методическом объединении
«Гражданско- патриотическое воспитание обучающихся средней школы»
Подготовила
воспитатель Шахова Н.П.
2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида.
"Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида". Выпускная работа в КРИПК и ПРО по специальности "Олигофренопедагогика"....
Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)
В современных условиях, когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке, а у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...
Диагностики для выявления уровня гражданско-патриотического воспитания подростков
Данные анкеты могутбыть рекомендованы к использованию в работе со старшеклассниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. ...
Программа Гражданско-патриотического воспитания подростков с девиантным поведением «Я - гражданин России»
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегриро...
Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики
Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи "Кадет" - это учреждение , направленное на комплексную организацию гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи....
Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики
Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи "Кадет" - это учреждение, направленное на комплексную организацию гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи....
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...