Рабочая программа по предмету ОРКСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс
календарно-тематическое планирование на тему
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Данная программа составлена на основе примерной программы для начального общего образования по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Данилюк А.Я., Основы религиозных культур и светской этики, 4 класс-М: Просвещение, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 4 класс ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" | 88.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по модулю
«Основы религиозных культур»
Пояснительная записка
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Данная программа составлена на основе
примерной программы для начального общего образования по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Данилюк А.Я., Основы религиозных культур и светской этики, 4 класс-М: Просвещение, 2014.С.
Данная рабочая программа разработана на основе документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897)
3. Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)
4. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08-761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 года № 84 - р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012- 2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;
6. Приказ № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 г
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. №74 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
9. Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» внесены изменения в федеральный базисный учебный план (вступают в силу с 1 сентября 2012 г.) в части введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2012 года - 34 учебных часа в год в 4 классах.
10. Учебный план МБОУ «Борчанская СОШ» на 2018-2019 учебный год.
нормативно-правовая база курса:
- Конституция Российской Федерации (ст. 28);
- Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125-ФЗ;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции от 01.12.2007 г. №309 –ФЗ;
- Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 03. 08. 2006 г. №201);
- Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11.08.2009г. (ВП-П44-4532);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29. 10.2009г.;
- Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 7.12.2009г., в котором одобрены примерная программа комплексного учебного курса и структура учебных пособий для школьников;
- «О направлении методических материалов ОРКСЭ». Методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации (№ МД- 883/03) от 8 июля 2011 г.;
- Решение Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «О проекте Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (№ 41-1) от 17 сентября 2009 г.;
- Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 19 сентября 2011 г. о поэтапном введении с 1 апреля 2012 г. курса ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации, не участвовавших в апробации;
- Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 4 октября 2011 г. о взаимодействии государственных образовательных учреждений и религиозных организаций в решении вопросов, связанных с преподаванием основ религиозных культур в Российской Федерации;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от 18.07.2011г.;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД-1427/03) от 24.10.2011г.;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».
Цель учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
- формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основные задачи учебного курса:
- Способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
- Создавать условия для формирования российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно-религиозной традиции.
- Содержательно раскрыть понятие «российские культурно-религиозные традиции» в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.
- Создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
- Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Для реализации программного содержания используется УМК «Школа России»:
- Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. –4 класс. – М : Просвещение,
- Справочные материалы для общеобразовательных учреждений,
- Интернет-ресурсы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Наименование темы | Количество часов |
I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | |
1 | Россия – наша Родина | 1 |
II. Основы мировых религиозных культур | 28 | |
2 | Культура и религия | 1 |
3 | Культура и религия | 1 |
4 | Возникновение религий. Древнейшие верования | 1 |
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | 1 |
6 | Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака | 1 |
7 | Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран | 1 |
8 | Хранители предания в религиях мира | 1 |
9 | Человек в религиозных традициях мира | 1 |
10 | Священные сооружения | 1 |
11 | Священные сооружения | 1 |
12 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | 1 |
13 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | 1 |
14 | Искусство в религиозной культуре | 1 |
15 | Искусство в религиозной культуре | 1 |
16 | Творческие работы учащихся. Подведение итогов | 1 |
17 | Религии России | 1 |
18 | Религии России | 1 |
19 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | 1 |
20 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | 1 |
21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 1 |
22 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 1 |
23 | Религиозные ритуалы в искусстве | 1 |
24 | Паломничества и святыни | 1 |
25 | Календари религий мира. Праздники в религиях мира | 1 |
26 | Праздники в религиях мира | 1 |
27 | Семья, семейные ценности | 1 |
28 | Долг, свобода, ответственность, учение и труд | 1 |
29 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. | 1 |
III. Духовные традиции многонационального народа России | 5 | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 |
31 | Подготовка творческих проектов. | 1 |
32 | Выступление учащихся со своими творческими работами | 1 |
33 | Выступление учащихся со своими творческими работами | 1 |
34 | Итоговый урок | 1 |
Всего: | 34 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.
Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Особенности организации контроля
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются обобщающие уроки по теме и разделу, сообщения, презентации.
Особенности организации контроля. Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы.
Фронтальный опрос проводится в форме беседы-диалога, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т. п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.
Эффектно и современно будет выглядеть выступление, сопровождаемое показом слайд-фильма, выполненного в программе Power Point. Материалы, подготовленные для выступления на занятии по этой теме, могут быть оформлены в виде выставки.
Проверка результатов усвоение материала проходит в форме:
- игровых уроков на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
- создание и защита проектов
Итоговая промежуточной аттестации проводится в форме теста.
Календарно-тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики»: модуль «Основы мировых религиозных культур» | ||||||
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Оценочная деятельность обучающегося и учителя (формы контроля) | Домашнее задание | Дата проведения | |
Коммуникативные: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками. Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации. разовьют умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации, научатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур Регулятивные: в диалоге с учителем выработают критерии оценки, определят степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения; научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, самостоятельно формулировать тему и цели урока научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, научатся ориентироваться в учебном пособии, умению делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, получат навыки извлечения информации, представленной в разных формах, переработки и преобразования информации из одной формы в другую овладеют навыком работы по составленному плану, научатся извлекать информацию, представленную в разных формах Знание, понимание и принятие обучающихся ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; смогут индетифицировать явления материального мира и мира культуры; понимать суть терминов «культурные традиции», «духовный мир человека», «Родина»; Восстановление целостного представления о нашей Родине России Личностные: сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан, сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев, сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей фольклорных и литературных произведений. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | ||||||
1 | Россия – наша Родина | Знакомятся с историей возникновения и распространения религиозной культуры. Изучают основы духовных традиций. Узнают Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Отвечают на вопросы. Понятия и термины: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы. | ||||
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками. Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации. разовьют умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации, научатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур Регулятивные: в диалоге с учителем выработают критерии оценки, определят степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения; научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, самостоятельно формулировать тему и цели урока научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: Формировать первоначальные представления о религии, религиозной культуре; понимать суть терминов «религиозная мораль», «культурные традиции»; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, научатся ориентироваться в учебном пособии, умению делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, получат навыки извлечения информации, представленной в разных формах, переработки и преобразования информации из одной формы в другую овладеют навыком работы по составленному плану, научатся извлекать информацию, представленную в разных формах; Осознавать, понимать многообразие мировых религий связанных с ними мировых культур Личностные: сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан, сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев, сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей фольклорных и литературных произведений. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | ||||||
2 | Культура и религия | Работают с текстом. В ходе беседы составляют первоначальное представления о мировых религиях и традиционных религиях народов России, делают вывод о их значении в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Отвечают на вопросы Работают с терминами и понятиями: культура и религия | ||||
3 | Культура и религия | |||||
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками. Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации. разовьют умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации, научатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур Регулятивные: в диалоге с учителем выработают критерии оценки, определят степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения; научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, самостоятельно формулировать тему и цели урока научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: Формировать представления о верованиях древнейших людей, причинах возникновения религий. Понимать причины возникновения различных верований в зависимости от национальности, географического положения народов; Формировать представления о верованиях древнейших людей, причинах возникновения религий; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, научатся ориентироваться в учебном пособии, умению делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, получат навыки извлечения информации, представленной в разных формах, переработки и преобразования информации из одной формы в другую; овладеют навыком работы по составленному плану, Осознавать, понимать многообразие мировых религий связанных с ними мировых культур Личностные: сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан, сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев, сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей фольклорных и литературных произведений. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | ||||||
4 | Возникновения религий. Древнейшие верования | Беседуют по просмотренной презентации, комментируют чтение, рассказывают устно на тему урока. Работают с терминами и понятиями: Пантеон Многобожие Завет | ||||
5 | Возникновения религий. Религии мира и их основатели | Беседуют по презентации, комментируют чтение статьи учебника, рассказывают устно на тему урока. Оформляют страничку в рабочей тетради. Работают с терминами и понятиями: Мессия (Христос) Христианство Ислам Нирвана Ступы Буддизм | ||||
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками. Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации. разовьют умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации, научатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур Регулятивные: в диалоге с учителем выработают критерии оценки, определят степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения; научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, самостоятельно формулировать тему и цели урока научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: Формировать представление о священных книгах религий мира; понимать суть терминов «Веды», «Авеста», «Трипитака»; Различать признаки религий народов мира; понимать значение терминов «Тора», «Библия», «Коран»; Усваивать знания о преданиях в религиях мира и их хранителях; понимать термины «предания» и «верования»; Понимать, осознавать роль преданий в верованиях разных народов мира Понимать основы культурных традиций народов мира; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, научатся ориентироваться в учебном пособии, умению делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, получат навыки извлечения информации, представленной в разных формах, переработки и преобразования информации из одной формы в другую овладеют навыком работы по составленному плану, осознавать, понимать многообразие мировых религий связанных с ними мировых культур Личностные: сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан, сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев, сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей фольклорных и литературных произведений. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | ||||||
6 | Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. | Беседуют, рассказывают устно на тему урока, работают с иллюстративным материалом, заполняют таблицы, работают в группах с источниками информации, играют, работают с текстом. Устанавливают взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей. Понятие «священные книги», знакомство с культовыми книгами мировых религий. Работают с понятиями и оформляют страничку в рабочей тетради: Хранители предания в религиях мира Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник. Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха. Ламы Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Религиозная культура. Религиозные традиции. Нация. | ||||
7 | Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. | |||||
8 | Хранители предания в религиях мира | |||||
9 | Человек в религиозных традициях мира | |||||
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками. Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации. разовьют умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации, научатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур Регулятивные: в диалоге с учителем выработают критерии оценки, определят степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения; научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, самостоятельно формулировать тему и цели урока научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: Идентифицировать явления материального мира и мира культуры, осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; Понимать, осознавать культурное многообразие нашей Родины, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Личностные: сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан, сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев, сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей фольклорных и литературных произведений. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | ||||||
10 | Священные сооружения | Знакомятся с описанием священных сооружений. Беседуют, комментируют чтение, работают с иллюстративным материалом. Самостоятельно работают с источником информации Работают с понятиями: Священные сооружения. Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. Оформляют лист в рабочей тетради | ||||
11 | Священные сооружения | |||||
Коммуникативные: Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации. разовьют умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации, научатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур Регулятивные: в диалоге с учителем выработают критерии оценки, определят степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения; научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, самостоятельно формулировать тему и цели урока научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: Формировать первоначальные представления о религиозной культуре и её роли в истории и современности России; Получат первоначальные представления о культурологической основе религий, Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Личностные: сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан, сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев, сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей фольклорных и литературных произведений. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | ||||||
12 | Искусство в религиозной культуре | Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры. Беседуют, комментируют чтение, работают с иллюстративным материалом. Заполняют таблицы, работают в группах с источниками информации, играют, работают с текстом. Устанавливают взаимосвязи между религиозными культурами. Работают с понятиями: Искусство в религиозной культуре. Икона. Каллиграфия. Арабески. Семисвечник. Способы изображения Будды | ||||
13 | Искусство в религиозной культуре | |||||
Коммуникативные: Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации. разовьют умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации, научатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур Регулятивные: в диалоге с учителем выработают критерии оценки, определят степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения; научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, самостоятельно формулировать тему и цели урока научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: Формирование знания о возникновении в мире зла. Формирование понятий «грех», «раскаяние и воздаяние». Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; Идентифицировать понятия добра и зла, проводить ассоциативные связи, выявляя суть этих понятий, понимать суть терминов «добро», «зло», «грех», «раскаяние», «воздаяние», «рай», «ад».Понимать роль бодра и зла в отношениях между людьми, осознавать значение милосердия, гуманности в обществе Личностные: сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан, сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев, сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей фольклорных и литературных произведений. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | ||||||
14 | Добро и зло. Возникновение зла в мире, понятие греха и раскаяния, и воздаяния. Рай и ад. | Беседуют, комментируют чтение, работают с источниками информации. Комментируют чтение, работают с иллюстративным материалом, работают самостоятельно с источником информации. Заполняют таблицы, работают в группах с источниками информации, играют, работают с текстом. Устанавливают взаимосвязи между религиозными культурами и понятиями в них о грехе и покаянии. Работают с понятиями: нравственные нормы бытия, добро и зло, грех, раскаяние, воздаяние, рай, ад. | ||||
15 | Добро и зло. Возникновение зла в мире, понятие греха и раскаяния, и воздаяния. Рай и ад. | |||||
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации. разовьют умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации, научатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур Регулятивные: в диалоге с учителем выработают критерии оценки, определят степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения; научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, самостоятельно формулировать тему и цели урока научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: Развивать творческие способности учащихся; Понимать, осознавать многообразие культуры нашей Родины; Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно-культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России. Личностные: сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан, сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев, сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей фольклорных и литературных произведений. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | ||||||
16 | Творческие работы учащихся Подведение итогов | Прогнозируют результаты работы на уроке. Читают и комментируют прочитанное. Объясняют значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Выступают с подготовленными сообщениями. Обобщают, закрепляют и систематизируют представления в приготовленном материале, Планируют и корректируют самостоятельную работу. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения. Работают с тестами. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения. | ||||
Коммуникативные: Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации. разовьют умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации, научатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур Регулятивные: в диалоге с учителем выработают критерии оценки, определят степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения; научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, самостоятельно формулировать тему и цели урока научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: Формирование знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности; Формирование знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности. Формирование знания о появлении на территории России ислама, буддизма, иудаизма и их роли в становлении российской государственности Личностные: сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан, сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев, сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей фольклорных и литературных произведений. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | ||||||
17 | Религии России | Беседуют, комментируют чтение, работают с источниками информации. Комментируют чтение, работают с иллюстративным материалом, работают самостоятельно с источником информации. Заполняют таблицы, работают самостоятельно и в группах с источниками информации. Работают с понятиями: Религии России. Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты. Церкви. Иудаизм. Ислам. Буддизм | ||||
18 | Религии России | |||||
Коммуникативные: Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации. разовьют умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации, научатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур Регулятивные: в диалоге с учителем выработают критерии оценки, определят степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения; научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, самостоятельно формулировать тему и цели урока научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: Формирование понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Понимать суть ритуалов, познакомится с обычаями и обрядами народов, населяющих Россию, Формирование представления о главных праздниках в традиционных религиях России. Понимать взаимосвязь между бытом, культурой и праздниками разных народов, роль праздников в жизни общества. Знать основные праздники и особенности церковного календаря. Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина. Характеризовать основные особенности мусульманского календаря. Знать основные мусульманские праздники. Иметь представление об устройстве мечети. Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире Знать основную причину появления еврейского населения в России. Знать основные этапы деятельности Будды. Понимать значение просветления Будды в истории буддизма. Знать основные праздники и обряды буддизма Личностные: сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан, сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев, сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей фольклорных и литературных произведений. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | ||||||
19 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Беседуют, комментируют чтение, работают с источниками информации. Комментируют чтение, работают с иллюстративным материалом, работают самостоятельно с источником информации. Заполняют таблицы, работают самостоятельно и в группах с источниками информации. Узнают, что такое мораль, нравственность, в чем состоят нравственные заповеди в иудаизме, христианств, каково нравственное учение ислама, что является основой поведения для буддистов. В ходе беседы учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, находят общее и особенное. Работают с терминами и понятиями: Религиозные ритуалы. Заповеди. Притча. Бодхисаттва. | ||||
20 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | |||||
21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Беседуют, комментируют чтение, работают с источниками информации. Комментируют чтение, работают с иллюстративным материалом, работают самостоятельно с источником информации. Заполняют таблицы, работают самостоятельно и в группах с источниками информации. Работают с терминами и понятиями: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Обряды. Ритуалы. Таинства Паломничество Реликвия Мощи Хадж Кааба | ||||
22 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | |||||
23 | Религиозные ритуалы в искусстве | Беседуют, комментируют чтение, работают с источниками информации. Комментируют чтение, работают с иллюстративным материалом, работают самостоятельно с источником информации. Заполняют таблицы, работают самостоятельно и в группах с источниками информации. | ||||
24 | Паломничества и святыни | Беседуют, комментируют чтение, работают с источниками информации. Комментируют чтение, работают с иллюстративным материалом, работают самостоятельно с источником информации. Заполняют таблицы, работают самостоятельно и в группах с источниками информации. Работают с терминами и понятиями: Паломничество Реликвия Мощи Хадж Кааба | ||||
25 | Календари религий мира. Праздники в религиях мира. | Беседуют, комментируют чтение, работают с источниками информации. Комментируют чтение, работают с иллюстративным материалом, работают самостоятельно с источником информации. Заполняют таблицы, работают самостоятельно и в группах с источниками информации. Работают с терминами и понятиями: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Пейсах Шавуот Суккот Ханука Пурим Рождество Пасха Вознесение Троица Крещение Курбан-байрам Ураза-байрам Вишакха Пуджа, Дончод-хурал Сагаалган | ||||
26 | Календари религий мира. Праздники в религиях мира. | |||||
Коммуникативные: Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации. разовьют умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации, научатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур Регулятивные: в диалоге с учителем выработают критерии оценки, определят степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения; научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, самостоятельно формулировать тему и цели урока научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: Формирование понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье; Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: долг, как основа культурных традиций многонационального народа России. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Личностные: сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан, сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев, сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей фольклорных и литературных произведений. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | ||||||
27 | Семья и Семейные ценности | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их | ||||
28 | Долг, свобода, ответственность, учение и труд | Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | ||||
29 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. | Беседуют, комментируют чтение, работают с источниками информации. Комментируют чтение, работают с иллюстративным материалом, работают самостоятельно с источником информации. Заполняют таблицы, работают самостоятельно и в группах с источниками информации. Работают с терминами и понятиями: милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества | ||||
30 | Духовные традиции многонационального народа России | Беседуют, комментируют чтение, работают с источниками информации. Комментируют чтение, работают с иллюстративным материалом, работают самостоятельно с источником информации. Заполняют таблицы, работают самостоятельно и в группах с источниками информации. Работают с терминами и понятиями: | ||||
31 | Любовь и уважение к Отечеству | Беседуют, комментируют чтение, работают с источниками информации. Комментируют чтение, работают с иллюстративным материалом, работают самостоятельно с источником информации. Заполняют таблицы, работают самостоятельно и в группах с источниками информации. Работают с терминами и понятиями: | ||||
Коммуникативные: умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации, научатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур. Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; в диалоге с учителем выработают критерии оценки, определят степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения. научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, Познавательные: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, развивают и применяют на практике навыки извлечения информации, представленной в разных формах, переработки и преобразования информации из одной формы в другую составленному плану, извлекают информацию, представленную в разных формах Личностные: сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев, сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей фольклорных и литературных произведений | ||||||
32 | Творческие работы учащихся | Обсуждают, выбирают и подготавливают творческие работы, разрабатывают критерии оценивания самостоятельной работы. Систематизация знаний по курсу ОРКСЭ. Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущее творческой работы. Подготовка творческих работ. | ||||
33 | Творческие работы учащихся | Систематизация знаний по курсу ОРКСЭ. Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы. Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущее творческой работы. Подготовка творческих работ. | ||||
34 | Подведение итогов. Презентация творческих работ учащихся | Защита творческих работ. Презентация творческих работ |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Планируемые результаты.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
- готовность к нравственному саморазвитию;
- способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника:
- формирование его ценностного взгляда на окружающий мир,
- основ российской гражданской идентичности,
- понимания особой роли многонациональной России в современном мире;
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- ценностей многонационального российского общества;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать на основе выделения сущностной связи;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
- сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
- проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
- Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
- Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
- Работать с историческими источниками и документами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...
Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» в 4 классе специального (коррекционного) класса VIII вида
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физическо...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 2 класса на основе авторской программы: О.В Афанасьевой, И.В. Михеевой
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начальн...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 5 класса на основе авторской программы: О.В Афанасьевой, И.В. Михеевой
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начальн...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......