Урок -конспект "Прямоугольное проецирование"
учебно-методический материал (8 класс) на тему

Азизов Мухаррям Иззятуллович

Урок разработан для учащихся 8 класса по теме "Проецирование" . Основной метод получения чертежей -метод прямоугольног проецирования. В доступной и наглядной форме изложен материал по этой теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Черчение. 8 класс

Тема: Прямоугольное проецирование.

Цели урока: 
обучающая:  формирование  знаний  и  умений при  изучении   метода прямоугольного проецирования для   выполнении чертежа предмета;
развивающая:  развитие  пространственных  представлении и  пространственного мышления  в ходе  изучении метода прямоугольного проецирования;
воспитывающая:  воспитание  культуры графического труда при выполнении чертежей.

Задачи:

Обосновать  необходимость применения двух и трех плоскостей проекций; 
создать условия для формирования умений проецировать предмет на плоскости проекций; 

Тип урока:  урок формирования новых знаний.

Методы обучения: объяснение, беседа, упражнения

Оборудование: конструкция двухгранного и трехгранного угла,  чертежные

инструменты, плакаты, модели деталей.

Ход урока:


I. Организационная часть. 
II. Актуализация полученных знаний

- Какое существует проецирование?

- Какое проецирование называется центральным?

- Чем центральное проецирование отличается от параллельного?


III. Объяснение новой темы. 
1. Прямоугольное проецирование на одну плоскость проекций.

При прямоугольном проецировании на одну плоскость проекций деталь следует расположить таким образом, чтобы полученное изображение давало наибольшую информацию о ее форме.

Выберем для получения изображения вертикальную плоскость проекции и обозначим ее буквой V. Плоскость, расположенную перед зрителем, называют фронтальной. Перед этой плоскостью расположим деталь. В результате прямоугольного проецирования получим изображение детали, на котором грани предмета, параллельные плоскости проекций, отобразятся в натуральную величину. Полученное изображение называют фронтальной проекцией детали.

Задание. (работа в группе) Установите соответствие главных видов, обозначенных цифрами, деталям, обозначенным буквами, и запишите ответ в тетради.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_570d1a3de77b0/urokchierchieniiatiemapriamougholnoieproietsirovaniie9klass_1.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_570d1a3de77b0/urokchierchieniiatiemapriamougholnoieproietsirovaniie9klass_2.jpeg


Задание 1. (самостоятельно) выполните чертеж детали по наглядному изображению макета. Чертеж должен содержать одну проекцию (фронтальную). Нанесите размеры, укажите толщину.

2. Прямоугольное проецирование на две плоскости проекций.

Перед учащимися ставится проблемная ситуация.

Задание( работа в группе) Проанализируйте геометрическую форму детали на фронтальной проекции и найдите эту деталь среди наглядных изображений.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_570d1a3de77b0/urokchierchieniiatiemapriamougholnoieproietsirovaniie9klass_3.jpeg

Рис.1 Проанализируйте геометрическую форму детали на фронтальной проекции и найдите эту деталь среди наглядных изображений


Вывод: все 6 деталей имеют одинаковую фронтальную проекцию. Значит, одна проекция не всегда дает полное представление о форме и конструкции детали. 
- Какой выход из этой ситуации? ( Ответ: Посмотреть на деталь с другой стороны). 
Появилась потребность применения ещё одной плоскости проекций.

Вторая плоскость проекций располагается перпендикулярно к фронтальной плоскости. 
Эта плоскость в черчении называется 
горизонтальной плоскостью проекций (плоскость, параллельная земной поверхности) и обозначается латинской буквой H
- Плоскости 
V и H пересекаются по оси X, вокруг которой можно вращать плоскость H (показать на модели двугранного угла).

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_570d1a3de77b0/urokchierchieniiatiemapriamougholnoieproietsirovaniie9klass_4.jpeg

Рис. 2. Проецирования предмета на две плоскости проекций

Итак, помещаем предмет в двугранный угол. Обращаем внимание, что проецирующие лучи перпендикулярны к плоскости проекций. Предмет проецируется на плоскость Н.
Т.к. тетрадный лист плоский в отличие от двугранного угла (  или формат листа А4), мы разворачиваем грань  угла относительно оси Х на 90 градусов. Совмещаем проецирующие плоскости в одну грань.

Две проекции располагаются в  проекционной связи относительно друг друга.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_570d1a3de77b0/urokchierchieniiatiemapriamougholnoieproietsirovaniie9klass_6.jpeg

Разберем вопрос с размерами на чертеже.
Рис.3  Постановка размеров:

• на фронтальной проекции проставляется   длина и высота;

• на горизонтальной проекции – длина и ширина;

Метод прямоугольного проецирования на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций был разработан французский инженером учёным Гаспаром Монжем в конце 18 века.  Метод прямоугольного проецирования называется еще Методом  Монжа.

Задание (работа в группе). 
Найдите фронтальную и горизонтальную проекции к данному наглядному изображению. 
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_570d1a3de77b0/urokchierchieniiatiemapriamougholnoieproietsirovaniie9klass_7.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_570d1a3de77b0/urokchierchieniiatiemapriamougholnoieproietsirovaniie9klass_8.jpeg

3. Проецирование на три плоскости проекций.

Для того чтобы информация о сложной форме детали была представлена достаточно полно, используют проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций: фронтальную, горизонтальную и профильную W (плоскость, расположенная перед зрителем сбоку).

Чтобы построить профильную проекцию предмета, удобно воспользоваться постоянной прямой (линия, которую проводят справа от горизонтальной проекции детали под углом 45к оси ох). Линии связи, идущие от горизонтальной проекции, доводят до постоянной прямой. Из точек их пересечения проводят перпендикуляры к горизонтальной прямой и строят профильную проекцию детали. (рассмотреть рис. 91, 92, б учебник)

Система плоскостей проекций представляет собой трехгранный угол с вершиной в точке О. пересечения плоскостей трехгранного угла образуют прямые линии – оси проекций ОХ, ОУ, ОZ.

Помним, что лист тетради (формата) плоский. Для получения чертежа предмета плоскость W поворачивают на 900 вправо, а плоскость Н - на 900вниз. Профильную проекцию располагают в проекционной связи с фронтальной плоскостью, справа от нее на одной высоте.

Чертеж, состоящий из нескольких прямоугольных проекций, называют чертежом в системе прямоугольных проекций.

Задание (работа в группе). 
Установите соответствие главных видов, обозначенных цифрами, деталям, обозначенным буквами, и запишите ответ в тетради.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_570d1a3de77b0/urokchierchieniiatiemapriamougholnoieproietsirovaniie9klass_1.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_570d1a3de77b0/urokchierchieniiatiemapriamougholnoieproietsirovaniie9klass_2.jpeg

V. Подведение итога урока

Вопросы на закрепление темы урока: 
1. С какими плоскостями проекций вы познакомились? 
2. Какие размеры проставляются на горизонтальной проекции? 
3. Кто обосновал метод прямоугольного проецирования? 
4. Как называется комплексный чертеж?

5. В каких случаях применяется прямоугольное проецирование предмета на три плоскости проекций?

4. Закрепление нового материала

Выполнение индивидуальных упражнений по карточкам – заданиям. По наглядному изображению выполнить его фронтальную, горизонтальную и профильную проекции.

5. Итог урока

6. Домашнее задание.

Стр.37-40, пар.16, задание 1

стр. 42, задание 2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предмет: Черчение 8 класс Тема урока: Прямоугольное проецирование

Слайд 2

Формирование знаний и умений при изучении метода прямоугольного проецирования для выполнения чертежа предмета Развитие пространственных представлений и пространственного мышления в ходе изучения метода прямоугольного проецирования Воспитание культуры графического труда при выполнении чертежей. Цели:

Слайд 3

Для получения более полного представления о геометрической форме и конструкции детали в машиностроительном черчении используют 3 основных вида: вид спереди (главный), вид сверху, вид слева. Эти виды располагают на трех плоскостях проекций, которые представляют собой трехгранный угол. Вид спереди располагают на фронтальной плоскости проекций; вид сверху- на горизонтальной; вид слева – на профильной плоскости проекций. V фронтальная W профильная горизонтальная H

Слайд 4

Наглядное изображение детали

Слайд 5

Построение фронтальной проекции (Помещают деталь в трехгранный угол ) Определяет длину и высоту .

Слайд 6

Построение горизонтальной проекции Определяет длину и ширину.

Слайд 7

Построение профильной проекции Определяет ширину и высоту .

Слайд 8

Получаем три проекции детали

Слайд 9

Трансформируем пространственную модель, образованную тремя проецирующими плоскостями в плоский чертёж. Развернём все три плоскости проекций на 90 градусов вокруг соответствующей оси до совмещения с плоскостью чертежа. Линию пересечения плоскостей фронтальной и горизонтальной примем за ось X . Аналогично поступаем с фронтальной и профильной плоскостями. Линию пересечения принимаем за ось Z . Линия пересечений профильной и горизонтальной плоскостей принимаем за ось Y .

Слайд 10

Основой для построения трёх проекций любой детали на комплексном чертеже служат линии связи 1. С помощью проецирующих осей:

Слайд 11

2. С помощью постоянной прямой: Использование постоянной прямой позволяет не строить оси координат и за счёт этого уменьшить расстояние между видами.

Слайд 12

Размеры Количество размеров должно быть наименьшим, но достаточным для изготовления и контроля детали. Каждый размер детали на чертеже указывается один раз. Некоторые размеры можно найти как разницу большего и меньшего размеров. Это позволяет сократить количество размеров. Размеры необходимо располагать так, чтобы размерные и выносные линии не пересекались между собой.

Слайд 13

Чертёж детали

Слайд 14

Алгоритм построения проекций (видов) детали по наглядному изображению: анализ геометрической формы детали; выбор видов и анализ их графического состава; выбор положения формата и масштаба изображения; установление рабочего поля чертежа, построение габаритных прямоугольников, проведение осей симметрии; построение основных элементов детали на выбранных видах; нанесение размеров; обводка чертежа; заполнение основной записи и проверка чертежа .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок черчения по теме "Прямоугольное проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций"

На уроке происходит повторение знаний о проецировании на три плоскости. Содержание урока носит практико-ориентированный характер, в процессе проведения урока предполагае...

План-конспект урока по черчению "Прямоугольное проецирование" 8 класс

Изображения пред­метов на чертежах в соответствии с правилами государственного стандарта выполняют по способу (методу) прямоугольного прое­цирования. Проецированием называют процесс построения п...

Презентация к уроку " Прямоугольное проецирование"

Динамичная презентация для проведения урока черчения в 8 классе по теме "Прямоугольное проецирование"...

План-конспект урока по черчению "Проецирование"

Класс: 8 классТема урока: Проецирование.Цель урока: Познакомить учащихся с общим понятием проецирование.Задачи урока:Обучающая: Дать учащимся понятие о проекции, видах проецирования и методе проекций...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЧЕРЧЕНИЮ 8 КЛАСС. Проецирование – общие сведения. Прямоугольное, косоугольное проецирование. Три проекции предмета.

В уроке используется современная образовательная технология – исследования в обучении.Урок по программе, учебник «Черчение» под редакцией А.Д.Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Выш...

Презентация у уроку "Прямоугольное проецирование".8 класс. Черчение

Презентация к уроку "Прямоугольное проецирование"...